ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
ВТОРАЯ СЕКЦИЯ
ДЕЛО
КУТЕПОВ И АНИКЕЕНКО ПРОТИВ РОССИИ
Жалоба № 68029/01
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
СТРАСБУРГ
25 октября 2005
Это постановление суда по данному делу вступит в силу в порядке, установленном Статьей 44 §2 Конвенции. Оно может быть подвергнуто только редакционной правке.
В деле Кутепов и Аникеенко против России,
Европейский Суд по правам человека (Вторая секция), заседая Палатой в составе:
J.-P. COSTA, Председатель
A.B. BAKA,
I. CABRAL BARRETO,
R. TURMEN,
V. BUTKEVYCH,
A. KOVLER,
D. JOCIENE, Судьи
и S. DOLLE, Секретарь Секции Суда
Заседая за закрытыми дверями 4 октября 2005г.,
Вынес, принятое в тот же день, следующее Постановление:
ПРОЦЕДУРА
1. Дело было инициировано жалобой (№ 68029/01), поданной в Европейский Суд против Российской Федерации двумя гражданами России: Петром Прохоровичем Кутеповым и Михаилом Ивановичем Аникеенко 9 февраля 2001г. в соответствии со Статьей 34 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод ("Конвенция").
2. Российское государство ("Правительство") в Суде представлял П. Лаптев - Уполномоченный Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека.
3. 31 августа 2004г. Суд решил коммуницировать жалобу заявителей об отмене в порядке судебного надзора вступившего в силу решения суда от 23 сентября 1999г. Правительству РФ. Согласно норм Статьи 29 § 3 Конвенции Суд решил рассмотреть жалобу на приемлемость и по существу одновременно.
4. 4 октября 2005г. Суд решил, что слушания по делу не требуется (Правило 59 § 3 Регламента Суда).
ФАКТЫ
I. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ДЕЛА
5. Заявители родились в 1928 и 1930г.г. соответственно. Второй заявитель проживает в Белгороде.
6. Заявители получают пенсии по старости.
1. Начало судебного разбирательства
7. В 1999г. заявители предъявили иск к Управлению Пенсионного фонда Белгорода ("Управление"), утверждая, что их пенсии были исчислены в нарушении порядка исчисления пенсий - "Индивидуальный коэффициент пенсионера" ("ИКП") - введенного Законом о пенсиях от 1997г. Заявители настаивали на том, что они имели право на ИКП равным 0,7, в то время как Управление применяло только ИКП равным 0,525.
8. 27 мая 1999г. Октябрьский районный суд Белгорода ("Октябрьский районный суд") отклонил иски заявителей как необоснованные.
9. 27 июля 1999г. Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда ("Белгородский областной суд") отменила вышеуказанное решение по кассационной жалобе, и вернула дело на новое рассмотрение.
10. 23 сентября 1999г. Октябрьский районный суд вынес решение в пользу заявителей. Суд постановил, что Управление неправильно истолковало Закон о пенсиях, и что ИКП по делу заявителей должен быть применен 0,7. Суд обязал Управление увеличить пенсию заявителей на 642,84 руб., и присудил им задолженность в сумме 3222,6 руб.
11. 16 ноября 1999г. Белгородский областной суд отклонил кассационную жалобу ответчика, и решение суда от 23 сентября 1999г. вступило в силу.
2. Исполнительное производство
12. 3 декабря 1999г. было возбуждено исполнительное производство.
13. 13 января 2000г. Управление обратилось в суд с заявлением приостановить исполнительное производство, ввиду рассмотрения в Верховном Суде России аналогичных пенсионных дел.
14. 14 февраля 2000г. Федеральный суд Западного округа г. Белгорода ("Западный окружной суд") отклонил заявление, не установив никаких оснований для приостановления исполнительного производства.
15. В неустановленный день Управление подало новое заявление - об отложении исполнения решения суда от 23 сентября 1999г. 17 марта 2000г. Западный окружной суд удовлетворил заявление.
16. 18 апреля 2000г., определением того же самого суда исполнительное производство было возобновлено.
17. В неустановленный день Управление снова обратилось в суд, чтобы приостановить исполнительное производство, ссылаясь на отсутствие средств. 19 июня 2000г. Западный окружной суд отклонил это заявление как необоснованное.
18. 29 июня 2000г. исполняющий обязанности Председателя Белгородского областного суда приостановил исполнительное производство, так как в неустановленный день был вынесен протест на решение суда от 23 сентября 1999г.
19. 29 сентября 2000г. Председатель Белгородского областного суда отменил вышеуказанное приостановление, ввиду отзыва протеста. Исполнительное производство было возобновлено.
3. Судебное разбирательство по пересмотру решения суда по вновь открывшимся обстоятельствам
20. 19 мая 2000г. Управление подало заявление о пересмотре решения суда от 23 сентября 1999г. по вновь открывшимся обстоятельствам. Оно указывало, что 29 декабря 1999г. Министерство труда издало Постановление, разъясняющее применение Закона о пенсиях, которое вступило в противоречие с толкованием этого закона судами по делу заявителей. Управление настаивало на том, что оно не знало и не могло знать об этих обстоятельствах, когда было вынесено решение суда от 23 сентября 1999г., и, следовательно, решение суда должно пересмотрено.
21. 15 июня 2000г. Западный окружной суд Белгорода отклонил заявление Управления, отметив, что Постановление, о котором идет речь, не является вновь открывшимся обстоятельством по смыслу внутреннего законодательства.
22. 10 октября 2000г. Белгородский областной суд отменил определение суда от 15 июня 2000г. по частной жалобе, и вернул дело на новое рассмотрение.
23. 2 ноября 2000г. Президиум Белгородского областного суда отменил кассационное определение от 10 октября 2000г., ссылаясь на существенные процессуальные нарушения, и вернул дело в суд кассационной инстанции.
24. На новом рассмотрения, 21 ноября 2000г., Белгородский областной суд снова отменил определение от 15 июня 2000г., и обязал суд первой инстанции вновь рассмотреть дело.
4. Пересмотр в порядке судебного надзора
25. В неустановленный день Председатель Белгородского областного суда внес протест на определение облсуда от 27 июля 1999г., решение суда от 23 сентября 1999, определение облсуда от 16 ноября 1999г. и определение облсуда от 21 ноября 2000г.
26. 1 февраля 2001г. Президиум Белгородского областного суда, рассмотрев протест в порядке судебного надзора, отменил вышеупомянутые определения облсуда и решение райсуда и оставил в силе решение райсуда от 27 мая 1999г. и определение райсуда от 15 июня 2000г., таким образом, вернув заявителей к ИКП равным 0,525 и отменив прежде присужденное увеличение, а также задолженность.
5. Судебное разбирательство в отношении пристава
27. В неустановленный день заявители подали жалобу на Белгородское областное Управление юстиции, требуя компенсацию за материальный ущерб и моральный вред за неисполнение судебными приставами решения суда от 23 сентября 1999г. в разумный срок.
28. 5 апреля 2001г. Федеральный суд Восточного округа г. Белгорода отклонил иск. Суд установил, что задержки в исполнительном производстве не могут быть вменены судебным приставам.
29. 5 июня 2001г. Белгородский областной суд по кассационной жалобе оставил без изменения это решение суда.
II. ПРИМЕНИМОЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
30. Согласно Гражданско-процессуального кодекса от 1964г., действовавшего в то время, решение суда вступает в законную силу следующим образом:
Статья 208 Вступление решения суда в законную силу
"Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на кассационное обжалование, если оно не было обжаловано или опротестовано. В случае принесения кассационной жалобы или кассационного протеста решение, если оно не отменено, вступает в законную силу по рассмотрении дела вышестоящим судом ..."
31. Единственный дальнейший способ отмены вступившего в силу решения суда, была процедура пересмотра в порядке судебного надзора:
Статья 319 Решения, определения и постановления, которые могут быть пересмотрены в порядке надзора
"Вступившие в законную силу решения, определения и постановления всех судов РСФСР могут быть пересмотрены в порядке судебного надзора по протестам должностных лиц, перечисленных в статье 320 настоящего кодекса."
32. Полномочия должностных лиц, имеющих право принесения протеста зависела от их ранга и территориальной юрисдикции:
Статья 320 Лица, имеющие право принесения протеста
"Протесты вправе приносить:
1 Генеральный прокурор - на решения, определения и постановления любого суда;
2 Председатель Верховного Суда - на постановления Президиума, а также на решения и определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда, действующей в качестве суда первой инстанции;
3 Заместители Генерального прокурора - на решения, определения и постановления любого суда, за исключением Постановлений Президиума Верховного суда;
4 Заместители председателя Верховного Суда - на решения и определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда, действующей в качестве суда первой инстанции;
5 Генеральный прокурор, заместители Генерального прокурора, Председатель, заместители председателя Верховного Суда - на решения, определения и постановления любого суда, за исключением постановлений Президиума Верховного Суда;
6 Председатель Верховного Суда автономной республики, краевого, областного суда, городского суда, суда автономной области или суда автономного района, Прокурор автономной республики, области, городской, автономной области или автономного района - на решения и определения районных (городских) народных судов и определений судебных коллегий по гражданским делам, соответственно, Верховного Суда автономной республики, областного суда, городского суда, суда автономной области или суда автономного района, рассматривавших дело в кассационном порядке."
33. Право подачи таких протестов являлось дискреционным, то есть исключительно само должностное лицо решало, действительно ли данное дело подлежит надзорному пересмотру.
34. Согласно Статье 322 должностные лица, перечисленные в Статье 320, имели право истребовать из соответствующих судов гражданские дела для разрешения вопроса о наличии оснований для принесения протеста в порядке надзора.
35. Статья 323 ГПК уполномочивала должностных лиц, имеющих право принесения протеста, приостанавливать исполнение соответствующих решений, определений и постановлений до окончания производства по делу.
36. Суд надзорной инстанции имел широкие полномочия относительно вступивших в силу решений суда:
Статья 329 Полномочия суда, рассматривающего дело в порядке надзора
"Суд, рассмотрев дело в порядке надзора, своим определением или постановлением вправе:
1 Оставить решение, определение или постановление в силе, а протест - без удовлетворения;
2 Отменить решение, определение или постановление полностью или в части, и направить дело на новее рассмотрение в суд первой или кассационной инстанции;
3 Отменить решение, определение или постановление полностью или в части, и прекратить производство по делу либо оставить заявление без рассмотрения;
4 Оставить в силе одно из ранее вынесенных по делу решений, определений или постановлений;
5 Отменить либо изменить решение суда первой, кассационной или надзорной инстанций и вынести новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального права."
41. Основания к отмене судебных постановлений в надзорном порядке:
Статья 330 Основания к отмене судебных постановлений в надзорном порядке
"...
1. Неправильное применение или толкование норм материального права;
2. Существенные нарушение норм процессуального права, повлекшее вынесение незаконного решения, определений, постановлений суда..."
37. Не было установлено никакого срока для принесения протеста в порядке надзора, и, в принципе, такой протест мог быть принесен в любое время после того, как решение суда вступило в законную силу.
ПРАВО
I. ПРЕКРАЩЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ
38. 11 ноября 2004г. второй заявитель проинформировал Суд, что первый заявитель погиб в автомобильной катастрофе в 2003г.
39. В связи отсутствием каких либо наследников, желающих продолжить рассмотрение жалобы первого заявителя или иных причин, требующих продолжения рассмотрения дела (смотри в противовес Karner v. Austria, постановление от 24 июля 2003, Сборник Постановлений и Решений 2003-IX, § 28) Суд, насколько это касается жалобы первого заявителя, прекращает производство по делу в соответствии со Статьей 37 § 1 © Конвенции.
II. ПРЕДПОЛАГАЕМОЕ НАРУШЕНИЕ СТАТЬИ 6 § 1 КОНВЕНЦИИ И СТАТЬИ 1 ПРОТОКОЛА № 1 К КОНВЕНЦИИ
40. Второй заявитель жаловался на отмену вступившего в силу решения суда, вынесенного в его пользу. Суд рассмотрит эту жалобу по Статье 6 Конвенции и Статье 1 Протокола № 1. Эти нормы гласят следующее:
Статья 6 § 1
"Каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях … имеет право на справедливое … разбирательство … судом..."
Статья 1 Протокола № 1
"Каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества, иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права.
Предыдущие положения не умаляют права государства обеспечивать выполнение таких законов, какие ему представляются необходимыми для осуществления контроля за использованием собственности в соответствии с общими интересами или для обеспечения уплаты налогов или других сборов или штрафов."
A. Приемлемость
41. Правительство оспаривало приемлемость жалобы как несовместимую ratione materiae с требованиями Конвенции. Оно ссылалось на дела Schouten and Meldrum v. Netherlands (реш., №№ 19005/91 и 19006/91, 9 декабря 1994) и Finkelberg v. Latvia (реш., № 55091/00, 18 октября 2001) и настаивало на том, что спор о пенсии второго заявителя включал в себя толкование пенсионного законодательства, а не определение его права на пенсионные льготы, и, что способ исчисления пенсии по старости принадлежал к сфере государственного законодательства.
42. Второй заявитель не соглашался с Правительством, и настаивал на своей жалобе.
43. Суд, во-первых, отмечает, что спор, что касается размера пенсионного права заявителя, является денежной природы и бесспорно затрагивает гражданские права по смыслу Статьи 6 § 1 (смотри Schuler-Zgraggen v. Switzerland, постановление от 24 июня 1993, Серия А № 263, стр. 17, § 46; Massa v. Italy, постановление от 24 августа 1993, Серия А № 265-B, стр. 20, § 26; Suвmann v. Germany, постановление от 16 сентября 1996, Сборник Постановлений и Решений 1996-IV, стр. 1170, § 42 и, среди недавних, Trickovic v. Slovenia, № 39914/98, § 40, 12 июня 2001). Что касается прецедентного права, процитированного Правительством, это не точно соответствующее дело, о котором идет речь, так как дело Finkelberg затрагивает налоги, а не пенсионные дела, в то же время Schouten и Meldrum имело отношение к применимости Статьи 6 § 1 по спору о взносах работодателей по социальному страхованию, в отличие от права на льготы по таким делам.
44. По материалам дела, Суд отмечает, что когда предъявлялся иск к пенсионным органам, второй заявитель требовал увеличения его пенсии по старости и не пытался оспорить, как таковую, какую-либо законодательную норму. Ввиду чего Суд считает, что спор второго заявителя был денежной природы и определял его гражданские права по смыслу Статьи 6 § 1. Суд также считает, что "собственность" второго заявителя, по смыслу Статьи 1 Протокола № 1, была затронута. Соответственно, возражение Правительства должно быть отклонено.
45. Суд отмечает, что эта жалоба не является явно необоснованной по смыслу Статьи 35 § 3 Конвенции. Суд далее отмечает, что она не является неприемлемой и по любым другим основаниям. Она, следовательно, должна быть объявлена приемлемой.
B. По существу
Статья 6 § 1 Конвенции
46. Правительство утверждало, что решение суда, вынесенное в пользу второго заявителя, было отменено Президиумом Белгородского областного суда для исправления судебной ошибки. Правительство ссылалось на то, что спор второго заявителя об увеличении его пенсии было частью сложной общей проблемы, вызванной неясностью Федерального закона "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий". Неоднозначность была устранена Постановлением, изданным 29 декабря 1999г. Министерством труда и социального развития, чтобы разъяснить, как этот закон должен толковаться и применяться. Все споры, подобные второму заявителю, были решены в соответствии с этим Постановлением. Кроме того, законность этого Постановления позже была подтверждена Верховным Судом России 24 апреля, 25 мая и 3 августа 2000г.
47. Второй заявитель оспаривал доводы Правительства, и настаивал на своей жалобе.
48. Суд отмечает, что вопрос данного дела является, может ли считаться процедура пересмотра в порядке судебного надзора, позволяющей отменить вступившее в силу решение суда, совместимой со Статьей 6, а точнее говоря, был ли в обстоятельствах данного дела соблюден принцип правовой определенности.
49. Суд считает, что это дело подобно вышеупомянутому делу Ryabykh v. Russia (№ 52854/99, ECHR 2003-IX), где было сказано, в применимой части к данному делу, следующее:
"51. ... Суд повторяет, что право на справедливое судебное разбирательство, как оно гарантируется Статьей 6 § 1 Конвенции должно интерпретироваться в свете преамбулы к Конвенции, которая в соответствующей части провозглашает, что принцип верховенства права является частью общего наследия Высоких Договаривающихся Сторон. Одним из фундаментальных аспектов верховенства права является принцип правовой определенности, который требует, среди прочего, что если суды вынесли окончательное решение по вопросу, то их решения не ставились бы под сомнение...
54. Суд отмечает, что пересмотр решения суда … был осуществлен Председателем Белгородского областного суда, который не был стороной в процессе … Как и в ситуации по румынскому праву, проанализированной в Brumarescu, реализация этого полномочия Председателем не подпадала под какие-либо временные ограничения, так что судебные решения подлежали оспариванию безусловно.
55. Суд повторяет, что Статья 6 § 1 Конвенции закрепляет за каждым право обращаться в суд в случае любого спора о его гражданских правах и обязанностях; таким образом она заключает в себе "право на суд", одним из аспектов которого является право на доступ к правосудию, представляющее собой право возбуждать исковое производство в судах по вопросам гражданско-правового характера. Однако, такое право было бы иллюзорным, если бы правовая система государства - участника Европейской Конвенции допускала, чтобы судебное решение, вступившее в законную силу и обязательное к исполнению, оставалось бы недействующим в отношении одной стороны в ущерб ее интересам. Было бы немыслимо, что Статья 6 § 1 Конвенции, детально описывая процессуальные гарантии сторон - справедливое, публичное и проводимое в разумный срок разбирательство - не предусматривала бы защиты процесса исполнения судебных решений; толкование Статьи 6 Конвенции исключительно в рамках обеспечения лишь права на обращение в суд и порядка судебного разбирательства вероятней всего привело бы к ситуациям, несовместимым с принципом верховенства права, который государства - участники Европейской Конвенции обязались соблюдать, подписав Конвенцию. Исполнение судебного решения, принятого любым судом, должно, таким образом, рассматриваться как составляющая "судебного разбирательства" по смыслу Статьи 6 Конвенции (см. Hornsby v. Greece от 19.03.1997г., Сборник Постановления и Решений 1997-II, стр.510, § 40).
56. Суд полагает, что право стороны в судебном процессе на правосудие будет в равной степени иллюзорным, если правовая система договаривающегося государства позволяет отменить вступившее в силу и обязательное для исполнения решение суда более высоким судом по протесту, сделанному должностным лицом."
50. Более того, Суд в этом отношении установил в своем постановлении Sovtransavto Holding v. Ukraine (постановление от 25 июля 2002, Сборник Постановлений и Решений 2002-VII, § 77):
"...юридические системы, характеризуемые процедурой протеста, и, следовательно, риском отмены вступивших в силу решений судов неоднократно, как произошло в данном деле, как таковые несовместимы с принципом правовой определенности, которая является одним из фундаментальных аспектов верховенства права по смыслу Статьи 6 § 1 Конвенции, в свете Brumarescu ..."
51. Суд отмечает, что в данном деле в неустановленный день Председатель Белгородского областного суда внес протест на решение суда от 23 сентября 1999г., которое было вступившим в силу. 1 февраля 2001г. Президиум Белгородского областного отменил это решение суда как ошибочное, и оставил в силе решение суда от 27 мая 1999г., которым иск второго заявителя был отклонен.
52. Суд не находит каких либо причин отклоняться от своего вышеупомянутого прецедентного права. Суд считает, что было нарушение Статьи 6 § 1, что касается отмены вступившего в силу и обязательного для исполнения решения суда, вынесенного по делу заявителя.
Статья 1 Протокола № 1 к Конвенции
53. Правительство утверждало, что второй заявитель не приобрел собственность, так как решение суда, которым ему было присуждено право, было незаконным. Оно считало, что Статья 1 Протокола № 1 не была нарушена отменой решения суда от 23 сентября 1999г.
54. Заявитель не соглашался с доводами Правительства, и настаивал на своей жалобе.
55. Суд повторяет, что Конвенция, как таковая, не гарантирует право на пенсию по старости или какую-либо социальную выплату в конкретном размере (смотри, например, Aunola v. Finland (реш.), № 30517/96, 15 марта 2001). Тем не менее, "исковое требование", даже относительно пенсии, может составлять "собственность" по смыслу Статьи 1 Протокола № 1, если это в достаточной мере основано на национальном законе, например, когда это подтверждено вступившим в силу решением суда (смотри Pravednaya v. Russia, № 69529/01, § 38, 18 ноября 2004, и Kopecky v. Slovakia, постановление, [GC], № 44912/98, § 35, ECHR 2004-..).
56. Решение Октябрьского районного суда от 23 сентября 1999г., оставленное в силе определением Белгородского областного суда от 16 ноября 1999г., обеспечило второго заявителя исполняемым иском, чтобы получать повышенную пенсию с ИКП равным 0,7 и задолженность в сумме 3222,6 руб. Оно вступило в силу и стало обязательным для исполнения, после того так как оно было обжаловано и оставлено без изменения, и было возбуждено исполнительное производство. По мнению Суда у заявителя, следовательно, была "собственность" по смыслу Статьи 1 Протокола № 1.
57. Суд считает, что отмена 1 февраля 2001г. решения суда от 23 сентября 1999г. лишила второго заявителя права на повышенную пенсию, и, следовательно, составило нарушение права заявителя на уважение его собственности, гарантированное Статьей 1 Протокола № 1 (смотри Brumarescu v. Romania [GC], № 28342/95, § 74, ECHR 1999-VII и Pravednaya, процитировано выше § 39).
58. До тех пор, пока Суд соглашается, что эта мера была законной и преследовала общественный интерес (такой, как например, целесообразная и упорядоченная Государственная пенсионная система), ее соответствие с требованием пропорциональности является сомнительным.
59. Это истина, что перерасчет пенсии и уменьшение ее размера не является, как таковой, нарушением Статьи 1 Протокола № 1 (Skorkiewicz v Poland (реш.), № 39860/98, 1 июня 1998). Однако, перерасчет задним числом с эффектом того, что присужденные судом суммы впоследствии уменьшены, налагает индивидуальное и чрезмерное бремя на заявителя и несовместим со Статьей 1 Протокола № 1. В этом отношении, Суд напоминает вышеупомянутое постановление Pravednaya, где где было сказано:
"40. ... "Общественные интересы" могут по общему признанию включать эффективную и гармоничную Государственную пенсионную систему, для которой Государство может установить свое законодательство.
41. Тем не менее, возможный интерес в однообразном применении Государством Закона о Пенсиях, не должен приводить к перерасчету задним числом, уже сделанного судебным решением. Суд считает, что лишая заявителя права получать выгоду из размера пенсии, обеспеченного вступившим в силу решением суда, Государство нарушило справедливый баланс интересов (смотри, mutatis mutandis Pressos Compania Naviera S.A. and Others v. Belgium, постановление от 20 ноября 1995, Серия А № 332, § 43)."
60. Суд не считает необходимым отклоняться от своих выводов в этом постановлении, и считает, что в данном деле было нарушение Статьи 1 Протокола № 1.
III. ДРУГИЕ ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ НАРУШЕНИЯ КОНВЕНЦИИ
61. Второй заявитель далее ссылался на Статью 2 Конвенции в том, что существующая сумма его пенсии по старости была недостаточной, чтобы поддерживать соответствующий жизненный уровень.
62. Суд напоминает, что Конвенция, как таковая, не гарантирует право на определенный жизненный уровень. Суд далее отмечает, что жалоба о в целом недостаточной сумме пенсии и других пособий по социальному обеспечению может, в принципе, поднять вопрос по Статье 3 Конвенции, которая запрещает бесчеловечное или унижающее достоинство обращение. Тем не менее, на основании материалов, имеющихся в его распоряжении, Суд не находит никаких признаков того, что размер пенсии второго заявителя нанес такой ущерб его физическому или умственному здоровью, способный достигнуть минимального уровня страданий, подпадающий по смыслу Статьи 3 Конвенции, или, что он сталкивается с каким-либо "реальным и немедленным риском" на его физическую целостность или на его жизнь, что должно оправдывать жалобу по Статье 2 Конвенции в данном деле (смотри, в аналогичном контексте, Larioshina v. Russia (реш.), № 56869/00, 23 апреля 2002 или Volkova v. Russia (реш.), № 48758/99, 18 ноября 2003).
63. Из этого следует, что эта часть жалобы заявителя является явно необоснованной, и должна быть отклонена в соответствии со Статьей 35 §§ 3 и 4 Конвенции.
IV. ПРИМЕНЕНИЕ СТАТЬИ 41 КОНВЕНЦИИ
64. Статья 41 Конвенции предусматривает:
"Если Суд объявляет, что имело место нарушение Конвенции или Протоколов к ней, а внутреннее право Высокой Договаривающейся Стороны допускает возможность лишь частичного устранения последствий этого нарушения, Суд, в случае необходимости, присуждает справедливую компенсацию потерпевшей стороне."
65. Заявитель не предоставил требование о справедливой компенсации. Соответственно, Суд считает, что нет необходимости присуждать ему какую-либо сумму по этому основанию.
НА ЭТИХ ОСНОВАНИЯХ СУД ЕДИНОГЛАСНО
1. Решил прекратить производство по делу, что касается жалобы первого заявителя;
2. Объявляет приемлемой жалобу, что касается отмены вступившего в силу решения суда, вынесенного в пользу заявителя, и неприемлемой в оставшейся части;
3. Постановил, что имело место нарушение Статьи 6 Конвенции;
4. Постановил, что имело место нарушение Статьи 1 Протокола № 1 к Конвенции;
Совершено на английском языке и уведомление о Постановлении направлено в письменном виде 25 октября 2005 года в соответствии с §§ 2 и 3 Правила 77 Регламента Суда.
S. DOLLE J.-P. COSTA
Секретарь Секции Суда Председатель Палаты