2: kuropatkaТак что настаиваю - кодексы необходимо повысить в иерархии относительно обычных ФЗ.
Несмотря на то, что цели у нас одни - преодолеть существующую в настоящий момент непредсказуемость результатов разрешения правовых коллизий по конкретным делам
, в средствах мы, очевидно, расходимся
.
Полагаю, что выделение кодексов (любых других актов) в самостоятельный элемент иерархии НПА не может решить обозначенной в предыдущем абзаце проблемы.
Дело в том, что сколько бы мы не вычленяли новых элементов в иерархической системе, никогда не перестанут существовать НПА одного порядка (одной юридической силы), между нормами которых могут возникать коллизии. (
Кстати, здесь не могу согласиться с утверждением о том, что противоречия между нормами кодексов являются редкими исключениями - могу привести достаточно МНОГО примеров. Полагаю, что установление четких правил преодоления таких противоречий является сегодня не менее острой и актуальной проблемой, чем устранение противоречий между кодексами и другими ФЗ.) Что делать с ними? Устранять их, каждый раз выделяя новый элемент в иерархии НПА? По каким критериям это делать?
Очевидно, что повышение одного вида НПА в иерархической системе также не сможет устранить неопределенности в вопросе о порядке разрешения коллизий между нормами в самом этом виде НПА. Здесь о выделении отдельного элемента в иерархии НПА как о способе преодоления коллизий вообще не может быть и речи.
Преодоление коллизии между нормами НПА одного вида путем разделения этого вида на иерархически различные подвиды, ликвидирует саму коллизию для конечного числа видов НПА, но не ликвидирует, как показано выше, проблему непредсказуемости итогов разрешения коллизий между нормами НПА одного вида .
Таким образом, предложение о выделении кодексов в отдельный элемент иерархии не представляется мне достаточно обоснованным, как с практической, так и с доктринальной точек зрения. (Защищая доктринально выверенные системы правовых институтов - кодексы, негоже пользоваться доктринально необоснованными методами
).
Что предлагается?
1) Осознать, что наличие иерархии НПА - это всего лишь одно из правил преодоления коллизий между
правовыми нормами;
2) законодательно закрепить систему правил преодоления коллизий между
правовыми нормами;
3) предусмотреть возможность и порядок внесения изменений в систему, указанную в п. 2);
4) до момента закрепления системы правил преодоления коллизий в отдельном законодательном акте, считать, что предусмотренные действующим законодательством правила разршенеия коллизий (в частности, ст. 3 ГК РФ) имеют приоретет перед иными, законодательно не закрепленными правилами, или правилами, закрепленными в актах, имеющих меньшую юридическую силу.
ЗЫ:
А может стоит отдать разрешение коллизий между НПА Конституционному Суду? Пусть он, основываясь на общих правовых началах и решает, норму какого НПА надо применять
Надеюсь, это была шутка. Применение конкретных норм по конкретным делам - это компетенция АС и СОЮ, и это правильно
.
2 KGBХорошо бы!
Почему так думаете?
... предложение... натыкается на необходимость внесения изменений в Конституцию.
Это я, так понял, оценивается негативно. Теперь, представьте, что было бы в противном случае. Сегодня - НК РФ стал выше в иерархии НПА по сравнению с другими ФЗ, а завтра - инструкция МНС стала в этой иерархии выше НК РФ
С уважением.