День пятый. 19 августа 2009 г., среда.По просьбе коллег по ИНТЕЛЛЕКТ-С и для коллег с ЮрКлуба продолжу сказ о том, как наши юристы в Америку ездили.
Постаралась учесть пожелания посетителей темы.
Программа пятого дня включала 2 визита: юридическая фирма Berliner Cohen и сити-холл Сан-Хосе. Смысл первого визита — понятен без комментариев, цель второго — знакомство с префектом и с «главным юристом» города (руководителем юридического департамента мерии) и его замом, которые поведали нам о том, как в США власть покупает юридические услуги.
Но начну по-порядку.
О фирме: оптимальный размер фирмы средней руки, узкая специализация или полный сервис, долг и этика юриста.Итак, Berliner Cohen, www.berliner.com
Это партнерство с ограниченной ответственностью (LLP), в составе которого 55 адвокатов. Небольшая фирма по меркам США, но для фирм, которые не расширяют свою географию за пределы Силиковоной долины (у фирмы 3 офиса, все распологаются в Калифорнии), это типичная по размерам фирма — калифорнийская фирма «средней руки». С точки зрения оптимизации административных и хозяйственных расходов на обеспечение жизни средней по размеру юридической фирмы 50 -70 адвокатов — это оптимальная величина. Меньше (примерно 30 адвокатов) — затраты в пересчете на 1 адвоката существенно увеличиваются.
Специализация — т.н. full service firm, хотя любая фирма полного сервиса в маркетинге выделяет наиболее значимые и сильные практики, за счет которых она и продвигается и где работает с самыми вкусными клиентами. Основные клиенты представлены крупнейшими корпорациями Силиконовой долины и правительственными агентствами.
Berliner Cohen — 40 лет на рынке юридических услуг. Кстати, самая молодая фирма из тех, что мы посетили. И это, наверное, именно тот недостаток программы, который надо будет исправить на следующей программе — посмотреть начинающие фирмы. «Подсмотреть», как они начинают путь по завоевыванию репутации, рынка, опыта.
Основатель фирмы Флаерти переквалифицировался в судью Верховного суда округа и покинул фирму. Почему было принято такое решение? Вопрос на встрече не обсуждался (информация с сайта), но вспоминаю, как партнер этой фирмы, который читал нам лекцию, начал с этического тезиса о том, что зарабатывание денег — это не главное в профессии юриста. У юристов, по его словам, много обязанностей. И одна из главных — это быть судьями или защищать клиентов в суде. Следующая — хранить тайны клиентов и стоять на страже их интересов, быть верным клиенту. И уж потом — юрист может подумать о том, что нужно ему лично, что он может ожидать от клиента.
Вот такая мораль профессиональная, корпоративная. Вообще подход к бизнесу и к профессии в Америке заморализован под завязку. Вопреки тому клише о беспринципности юристов, которое воспроизводит синематограф. Где-то на стажировке мы слышали, что американский адвокат, дежурящий у больницы скорой помощи в ожидании клиента-жертвы, - это киношный образ, который в жизни уже не встречается почти. Кодексы этики делают свое дело. И письменные запреты содержательно закрепляются в самосознании адвокатов, становятся «внутренним» законом каждого юриста («законом внутри меня»), которое диктует правила поведения и ограничивает не хуже угрозы быть дисквалифицированным за нарушение кодекса. Иначе — мы бы не слышали столько и первой строкой об юридической этике в каждой фирме. Иначе профессор Стенфорда — специалист по юридической этике, лекцию которой мы слушали, не была бы самым высокооплачиваемым преподавателем нашей программе и не была бы человеком с мировой известностью в научных кругах.
Лекция партнера Berliner Cohen, которую он озаглавил «Управление юридическим офисом (фирмой)».Лекцию читал управляющий партнер компании, который вместе с 4 другими коллегами образует исполнительный комитет партнерства, - Joseph E. Dworak,
http://www.berliner....joseph_e_dworak.
Лекцию озаглавил нескромно широко концептуально. Но, как выяснилось, он может претендовать на анализ такого уровня проблемы.
К подаче материала подошел по-академически: прежде чем говорить о микроэкономике (экономике фирмы), сделал макроэкономический экскурс. Рассказал о состоянии рынка в Калифорнии. Опять надо отдать ему должное, говорил строго по существу: ведь его микроэкономический пример — фирма Berliner Cohen — работает на внутреннем рынке Калифорнии, именно здесь располагается ее основные клиенты и экономические интересы.
Что полезного и интересного можно вспомнить о его лекции? Несколько тезисов:Как умирают юридические фирмы. Он рассказал об истории краха 3 юрфирм Калифорнии как пример роковых ошибок в управление, которые допускают юрфирмы. Когда-то эти фирмы казались незыблемыми, но конец их оказался печальным.
Первая фирма (была основана в 1926 году, считалась самой уважаемой фирмой в Сан-Франциско, 2000 год — самая прибыльная фирма в Калифорнии, 260 адвокатов в штате, зарплата каждого партнера — 1 млн. долларов в год) прекратила существование в 2001 году в связи с тем, что она была ориентирована на обслуживание только сферы технологий.
Другая фирма (Сан-Франциско, 2008 год — 730 юристов, 15 офисов в США и Азии, репрезентативный список клиентов) в целях обеспечение стабильного денежного потока для партнеров использовала банковские кредиты. И вот, когда в 2008 году у Банка Америки, который кредитовал эту фирму, возникли проблемы и он попросил возврата кредитов, фирма умерла. Ситуация усугубилась еще и в связи с тем, что в это время из фирмы вышли некоторые партнеры, которые приносили деньги. Роковая ошибка этой фирмы — жить за счет заемных средств.
Третья фирма, основным клиентом которой были девелоперы, умерла, когда в 2008 году произошло сокращение объемов экономики США. Как и в предыдущем, осложнил ситуацию уход из фирмы партнеров и невозможность погашать кредиты.
Мораль сих басен такова, что каждая фирма должна постоянно задаваться вопросом «Какое место она занимает на конкурентном рынке?» И вопрос этот не в том, как она позиционируется и какое место она хочет занимать, а в том, какое место она занимает на самом деле. При этом фирма должна непрерывно развиваться — развивать практики. Ведь история экономики приводит к тому, что одни практики сменяются возникновением необходимости в других. Экономическим запросам времени надо отвечать и принимать меры. Непринятие мер — причины провалов. Ошибки тех фирм заключались в том, что они свой бизнес привязали к конкретным отраслям хозяйствования, которые потерпели крах. Не учитывали макроэкономическую ситуацию, стояли на позиции иммунитета юрид фирм от давления рынка. Такой иммунитет когда-то действительно существовал, но сейчас все поменялось.
Ценообразование. Последний тренд: юрид фирмы вынуждены отказываться от использования почасовых ставок. Клиенты в кризисные времена взбунтовались против порой непомерно высоких ставок адвокатов. Чтобы найти компромиссный вариант оплаты и не потерять прибыли юрид фирмы изобретают новые способы и формы ценообразования либо вспоминают интересные прецеденты в этом вопросе:
а) Деловое партнерство с клиентами. Когда это возможно и экономически целесообразно Berliner Cohen в счет гонорара приобретает долю в бизнесе клиента, который они обслуживают. История такого ценообразования: юрист в счет акций согласился зарегистрировать никому неизвестную компанию, которая потом стала Apple. Очевидно, что он не прогадал.
б) «Гонорар успеха» расширяет области применения. Если раньше он применялся исключительно в представительстве по делам о причинении вреда, то теперь он стал широко применяться в коммерческих делах.
Тем не менее, несмотря на то, что почасовая система оплаты теряет позиции, она по-прежнему применяется. За текущую юридическую работу, не связанную с судебным представительством или сопровождением коммерчески выгодных проектов, по-прежнему взимается почасовая ставка.
Понятие «абонентская месячная плата» американцы слышали, но не применяют в своей практике то, что так называется.
Продолжение следует ...
В качестве P.S.
После лекции.А после лекции случилось... Нам дали годовой маркетинговый план юридической фирмы (том в несколько десятков страниц). Об этом напишу позднее, не сейчас, слишком много, чтобы писать прямо сейчас подробно, и слишком сложно и серьезно, чтобы писать об этом кратко. Обещаю написать, но не сейчас. Возможно, это будет отдельная статья для журнала Юридический бизнес и для ИНТЕЛЛЕКТ-ПРЕСС. Не обессудьте
Зонирование офиса. Потом нам показали, как организована повседневная жизнь офиса. Зонирование офисного пространства в этой фирме было классическим для юркомпаний. Арендуемые помещения занимают этаж полностью. В круговую идут кабинеты адвокатов, угловые кабинеты с окнами в 2 стены — как водится самые престижные у самых статусных партнеров. В центральной части этажа — территория поделена на рабочие места секретарей и административный персонал. Еще один этаж — хозяйственные помещения — почта, копировальный центр, хранилище документов, проч. Об этом мои коллеги уже писали.
Биллинг. Когда бежишь по офису — можно подсмотреть много полезного. Так мы подсмотрели, как выглядит счет на юридические услуги. Это была увесистая пачка бумаги — счет по проектной работе. Очень подробно расписываются все действия юристов, которые заносятся в счет на условиях почасовой оплаты. А в счет заносится все — даже время, потраченное на подготовку и выставление счета — идет отдельной строкой. В этой фирме минимальная единица времени,которая выставляется клиенту — 0,1 часа (6 минут). Это могут быть короткие телефонные звонки, электронные письма и т.п. Хотя в целом в других фирмах достаточно распространено использование минимальной единицы времени — 15 минут (четверть часа), и не важно, сколько времени фактически длился телефонный разговор 5, 6 или 7 минут — клиенту выставляется 15.
В счете есть графы, в которых указывается фактически затраченное юристом время на данную работу и время, которое предусмотрено стандартами фирмы для выполнения данного поручения (как правило оно меньше фактического). К оплате предъявляется время, соответствующее стандартам.
Сообщение отредактировал mahneva: 29 September 2009 - 19:12