Юридическое сообщество Свердловской области высказалось по поправкам в ГК РФ
epartuh
13 апреля, 17:22
Выкладываю комментарии и предложения в проект закона о внесении изменений в Гражданский Кодекс РФ, выработанные в ходе открытого обсуждения указанного законопроекта, которое состоялось 10 апреля сего года и прошло на площадке Законодательного Собрания Свердловской области.
Организаторами обсужджения выступили Свердловское отделение "Ассоциации юристов России", НП "Национальная Правовая Палата" и Свердловское отделение "ОПОРЫ РОССИИ".
Чтение, как говорится, для тех кто в теме и кому интересно.
СВЕРДЛОВСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
«АССОЦИАЦИЯ ЮРИСТОВ РОССИИ»
620019, г. Екатеринбург, ул. Московская, д.120
т. (343) 231-69-29 e-mail: law@ekboblsud.ru
КОММЕНТАРИИ и ПРЕДЛОЖЕНИЯ
в проект федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского Кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
10 апреля 2012 года в 15.00 ч. в Малом зале заседаний Законодательного Собрания Свердловской области по инициативе Свердловского регионального отделения Ассоциации юристов России и при поддержке Законодательного Собрания Свердловской области состоялось открытое обсуждение проекта ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского Кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В обсуждении Проекта приняли участие более 60 представителей юридической науки, представители судебной системы, нотариата, государственных и муниципальных органов власти, адвокатского сообщества и практикующих юристов.
С докладами выступили: Б. М. Гонгало – директор Уральского филиала ФГБОУ ВПО «Российская школа частного права (институт)», заведующий кафедрой частного права УрГЮА, д.ю.н., профессор; С. А. Цветкова – председатель Арбитражного суда Свердловской области; Е. Н. Артюх – генеральный директор ЗАО Юридическая фирма «ЛевЪ», СРО «ОПОРА РОССИИ», председатель комиссии СРО АЮР по медиации; К. П. Беляев – заместитель директора Уральского филиала ФГБОУ ВПО «Российская школа частного права (институт)», заместитель председателя СРО «Ассоциация юристов России»; С. В. Фурдуй – руководитель регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам по Уральскому федеральному округу; Р. Д. Галеев – исполнительный директор Уральской Палаты Недвижимости.
В результате обсуждений был сделан однозначный вывод: Свердловское региональное отделение Ассоциации юристов России поддерживает законопроект в целом. По итогам работы были сформулированы следующие предложения и комментарии в их обоснование:
Ликвидация юридического лица
Когда есть долг, подтвержденный решением суда, члены ликвидационной комиссии обязаны самостоятельно выявить его и включить в промежуточный ликвидационный баланс. В этой ситуации возложение на кредитора обязанности заявления требования и риска пропуска срока несправедливо.
П.2 ст. 63 дополнить «Долг, подтвержденный решением суда, включается ликвидационной комиссией в промежуточный ликвидационный баланс самостоятельно, за исключением случаев, когда юридическое лицо не знало и не должно было знать о состоявшемся судебном акте».
2. Учреждение
А) П.3 ст.120.2. По обязательствам собственника частного учреждения взыскание может быть обращено на имущественный комплекс такого учреждения в целом, что в случае его отчуждения влечет замену его собственника-учредителя.
Субсидиарная ответственность по ранее возникшим обязательствам тоже переходит или нет?
П.3 ст.120.2 дополнить «При этом субсидиарную ответственность прежнего собственника сохраняется по обязательствам, нарушение которых допущено до обращения взыскания на имущественный комплекс учреждения.
Б) Вряд ли концептуально обосновано сохранять деление публичных учреждений на бюджетные и автономные.
Предлагается вернуться к делению на бюджетные (казенные) и автономные.
3. Восстановление корпоративного контроля
П.2 ст.65.2. предлагается уточнить, что в ряде случаев восстановление корпоративного контроля возможности и без выплаты компенсации лицам у которых изымается доля участия.
«Участник коммерческой корпорации, утративший помимо своей воли права участия в ней, вправе требовать возвращения ему доли участия, перешедшей к иным лицам, с выплатой им справедливой компенсации, определяемой судом, за исключением случаев, когда закон допускает восстановление нарушенного права без выплата компенсации (виндикация и др.), а также возмещения убытков за счет лиц, виновных в утрате доли».
4. Компенсация ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов и органов местного самоуправления
Редакция ст. 161 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции проекта закона ограничивает случаи возмещения ущерба, причиненного правомерными действиями органов власти, только случаями, прямо указанными в законе. Соответственно, данная норма не будет иметь прямого действия, а потребует принятия иных законов. Предлагаемая корректировка в качестве общего правила устанавливает обязанность по возмещению ущерба, за исключением случаев применения государственного принуждения при совершении правонарушения.
П. 9 ст. 1 проекта закона изложить в следующей редакции:
«…9) Главу 2 после статьи 16 дополнить статьей 161 следующего содержания:
«Статья 161. Компенсация ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов и органов местного самоуправления.
В случаях и порядке, установленных законом, ущерб, причиненный личности или имуществу правомерными действиями государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц этих органов, а также иных лиц, которым государством делегированы властные полномочия, подлежит компенсации…».
5. Исключить пункт 3 статьи 51 «Государственная регистрация юридических лиц».
Пояснение: исходя из существа регистрационных процедур, проходящих в настоящее время, уполномоченный государственный орган осуществляет формально-техническую процедуру включения данных юридического лица в единый государственный реестр юридических лиц. Ответственность за достоверность данных, предоставленных уполномоченному органу, как и указано в абзаце 3 пункта 2 статьи 51, несет лицо, предоставившее эти данные. Пунктом 3 статьи 51 уполномоченный государственный орган будет наделен неопределенными полномочиями по экспертизе предоставленных данных, проверка которых потребует физических и временных затрат, которые ограничены ФЗ № 129 от 8 августа 2001г. "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" пятидневным сроком. Также необходимым станет регламентация порядка проведения проверки данных, принятия решений по результатам таких проверок, потребуется расширение списка оснований для отказа в осуществлении регистрационных действий и закрепления последствий такого отказа, что требует комплексного рассмотрения изменений, как в рассматриваемый федеральный закон, так и в ФЗ № 129 и иные законодательные акты.
6. Исключить абзац 2 пункта 4 статьи 51 «Государственная регистрация юридических лиц».
Пояснение: исходя из существа регистрационных процедур, происходящих в настоящее время, уполномоченный государственный орган осуществляет формально-техническую процедуру государственной регистрации изменений устава и включении данных в единый государственный реестр юридических лиц. При наличии заявления на регистрацию изменений и равносильного по своей правовой природе возражения заинтересованного лица на регистрацию этих изменений уполномоченный орган фактически наделяется новыми полномочиями по оценке доводов сторон в отведенные ФЗ № 129 сроки, то есть за 5 дней. Положение, изложенное в абзаце 2 пункта 4 статьи 51, не защищает юридическое лицо от недобросовестных заинтересованных лиц, довод которых может быть принят уполномоченным органом как основание для отказа в регистрации изменений, что требует комплексного рассмотрения изменений, как в рассматриваемый федеральный закон, так и в ФЗ № 129 и иные законодательные акты. При исключении данного абзаца уполномоченному органу будет вменена обязанность по оповещению заинтересованных лиц, что не отменяет права последнего на оспаривание решения уполномоченного органа о регистрации изменений данных юридического лица в судебном порядке.
Включение пункта 3 и абзаца 2 пункта 4 статьи 51 в обсуждаемый федеральный закон противоречит духу упрощения процедуры регистрации, приведет к затягиванию сроков регистрационных действий и иным взаимосвязанным правовым последствиям.
7. Нотариальная форма сделок с имуществом, права на которое подлежат государственной регистрации
А) В статье 8.1. проекта предусмотрено нотариальное удостоверение сделок, влекущих возникновение, изменение или прекращение прав, которые подлежат государственной регистрации.
При этом установлено, что государственный орган, осуществляющий регистрацию прав на имущество вправе проверить законность нотариально удостоверенной сделки.
На практике такая ситуация может привести к тому, что будет иметься нотариально удостоверенная и никем не оспоренная сделка, а в регистрации прав, возникших на основании этой сделки будет отказано. Сама по себе такая конструкция уже вызывает проблемы: сделка имеется, но прав она не порождает.
Вместе с тем введение нотариальной формы сделок направлено на более тщательную их правовую экспертизу, а также на дополнительную защиту сторон сделки в виде возможности применения ответственности к нотариусу. В связи с этим предлагается исключить возможность отказа в государственной регистрации прав, возникших на основании нотариально удостоверенной сделки, если не оспорена сама сделка. Либо предусмотреть в случае отказа регистрации прав механизм приведения сторон в первоначальное положение (как если бы нотариальной сделки не было).
Б) В п.2 статьи 8.1 предлагается внести уточнение о том, что нотариальному удостоверению подлежит договор об установлении вещного права (ст.224), на основании которого возникает право, подлежащее государственной регистрации либо (если нотариальная форма вводится для обязательственных сделок исполнение, которых влечет возникновение, изменение, переход прав, подлежащих государственной регистрации: купля-продажа, мена, дарение и др.) предлагается уточнить допустимость разрыва во времени между удостоверением договора и подачей через нотариуса заявления о регистрации права по договорам, в которых стороны обусловливают совершение действий, направленных на переход права наступлением определенных обстоятельств, например, оплата.
8. Вопрос судьбы строения при прекращении у субъекта постоянного землевладения предоставленного ему же права застройки в связи с истечением срока
Предлагается отступить от общего правила о переходе строения в собственность собственника земельного участка и предусмотреть норму о праве добросовестного субъекта постоянного землевладения на возобновление права застройки.
9. Как действующая редакция ГК РФ, так и Проект не предусматривают положений о заключении договора аренды части недвижимого имущества
Исходя из судебной практики, до настоящего времени отсутствует однозначная позиция судов по данному вопросу.
В связи с этим, существует необходимость включения в Проект норм, регламентирующих правоотношения между субъектами права при заключении договоров аренды частей объектов недвижимого имущества.
10. Проект вводит принцип единого объекта недвижимого имущества: земельный участок и находящееся на нем здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие на праве собственности одному лицу, признаются единым объектом и участвуют в гражданском обороте как одна недвижимая вещь (ст.130 Проекта). Действие сделки, совершенной по поводу сложной вещи, распространяется на все входящие в нее вещи, если условиями сделки не предусмотрено иное (ст.134 Проекта).
В случаях, когда настоящим Кодексом предусмотрена государственная регистрация сделок, правовые последствия такой сделки наступают после ее регистрации (ст.164 Проекта).
Сделка, влекущая отчуждение недвижимого имущества, является основанием для регистрации перехода права. Если законом не установлена государственная регистрация договора, он вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения (в соответствии с п.1 ст. 425 ГК РФ). Так, в частности, для договоров купли-продажи, мены объектов нежилого назначения предусмотрена государственная регистрация только перехода права собственности к покупателю (п.1 ст. 551 ГК РФ). Договор продажи жилых помещений подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации (п. 2 ст. 558 ГК РФ).
В Проекте отсутствуют положения, регламентирующие вопрос, подлежит ли государственной регистрации договор по отчуждению единой недвижимой вещи (земельный участок и находящийся на нем жилой дом).
11. Проект предусматривает, что бездокументарные ценные бумаги, приобретенные на организованном рынке, не могут быть истребованы от добросовестного приобретателя. Во-первых, такого ограничения не содержится в отношении документарных ценных бумаг, которые также могут обращаться на организованном рынке. Во-вторых, по логике разработчиков, предоставление защиты владельцу бездокументарных ценных бумаг лишено смысла в тех случаях, когда ценные бумаги находятся в свободном обращении и могут быть приобретены у других лиц. Однако количество находящихся в обращении ценных бумаг не всегда позволяет приобрести необходимое количество акций. Во-вторых, владение бездокументарными ценными бумагами имеет значение на определенную дату, когда составляются списки для реализации прав. Ограничение возможности истребования бездокументарных ценных бумаг, обращающихся на организованных торгах фактически лишает владельцев ценных бумаг права оспаривать решения общих собраний, получать дивиденды и иной доход, если ценные бумаги были списаны добросовестному приобретателю. Такой подход, несмотря на его стабилизирующую функцию, не может быть объяснен природой бездокументарной ценной бумаги и не отвечает укреплению доверия инвесторов к рынку ценных бумаг.
12. О порядке восстановление реестра владельцев ценных бумаг в случае его утраты. Проект предусматривает судебный порядок его восстановления (т.е. аналог вызывного производства). Однако без ведения процессуальных правил ведение такого процесса данная норма, конечно, является не работающей, потому что совершенно не понятно каким образом и на основании чего суд будет восстанавливать данные реестра, который может содержать значительное количество записей. Кроме того, Проект не учитывает особенности двойного ведения реестра и порядка разрешения споров при наличии такой ситуации.
Источник:
http://epartuh.livej...com/212219.html