Перейти к содержимому


Богатые не похожи на нас с вами: у них гораздо больше кредит. Джон Леонард




Фотография
- - - - -

(не)возврат денег агрегатором за авиабилеты

агрегатор авиабилет отмена рейса вынужденный возврат

Сообщений в теме: 8

#1 Oddlot

Oddlot
  • ЮрКлубовец
  • 278 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 07 February 2021 - 16:05

Коллеги, здравствуйте. Прошу поделиться мнением или практикой. "Консультант" практики по спорной норме никакой не выдал, самостоятельный поиск также не дал результатов.

 

Вкратце: в сентябре 2020 потребителем куплены авиабилеты иностранного авиаперевозчика через российский онлайн-агрегатор, который принял на свой счёт денежные средства. Впоследствии рейс отменён. Потребителем подано заявление о возврате денег, агрегатор отказал. Он предложил или изменить даты полёта, или получить ваучер, ссылаясь на позицию авиаперевозчика. Заявление в авиакомпанию отдельно потребитель не направлял, поскольку по условиям договора-оферты агрегатора он сопровождает процесс возврата денег и подобное допускается по ЗоЗПП. На досудебную претензию - также отказ. Суд первой инстанции - отказ. В суде агрегатор кивал на то, что предоставил потребителю всю информацию при покупке билета и что не получал от авиаперевозчика поручения на возврат денежных средств. Денежные средства агрегатор успел перечислить авиаперевозчику через ИАТА.

 

Мы ссылались в качестве обоснования своей позиции в том числе на п. 2.2 ст. 12 ЗоЗПП.

Скрытый текст

 

Вдогонку определение понятия "владелец агрегатора" из преамбулы ЗоЗПП:

Скрытый текст

 

Суд первой инстанции отказывает в иске. Мотивируя отказ в иске, суд указал:

Скрытый текст

 

Действительно, некоторую путаницу вносит наименование статьи 12, в которую включен пункт 2.2 - "Статья 12. Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца, владельца агрегатора) за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге)". Однако в пункте 2.2 нет никакой привязки к предоставлению потребителю ненадлежащей информации об услуге, на что ссылается суд. Достаточными условиями для возврата денег являются: приём оплаты агрегатором, неоказание услуги конечным исполнителем и подача агрегатору заявления об отказе от договора и возврате денежных средств. 

 

При этом есть отдельная норма об ответственности агрегатора за ненадлежащую информацию - соседний п. 2.1 той же статьи 12. Что дополнительно подтверждает, что неоказание предоплаченной услуги (п. 2.2) и предоставление ненадлежащей информации (п. 2.1) - раздельные основания ответственности владельца агрегатора, не зависящие друг от друга:

Скрытый текст

 

До введения с 01.01.2019 в ЗоЗПП норм об агрегаторах суды вполне однозначно отказывали в исках к агрегаторам, поскольку не было специального регулирования в данной части. Отказывали, ссылаясь на п. 231 Федеральных авиационных правил (ФАП), указывая, что агрегатор как агент перевозчика не получал поручения на возврат денег, и соответственно деньги должна возвращать сама авиакомпания. То есть и онлайн-агрегатор, и какая-нибудь оффлайн билетная касса были защищены от притязаний данной нормой. В нашем случае суд также сослался на данную норму, поскольку посчитал, что п. 2.2 ст. 12 ЗоЗПП к нам не применяется, как написано выше.

Скрытый текст

 

Поскольку рейс был отменён, возврат билетов является вынужденным, п. 227 ФАП:

Скрытый текст

 

Возврат должен быть полным согласно п. 2 ст. 108 Воздушного Кодекса:

Скрытый текст

 

При этом, поскольку авиаперевозчик - иностранный, судиться с ним мы не стали, заявляя его в качестве соответчика, поскольку судиться придется по нероссийскому праву согласно ст. 1211, ст. 1212 (подп. 1 п. 3) ГК РФ, что будет посложнее, да и нецелесообразно, учитывая, что буквально недавно было объявлено о ликвидации авиаперевозчика из-за накопившихся долгов.

Скрытый текст


Сообщение отредактировал Oddlot: 07 February 2021 - 18:05

  • 0

#2 tov_Suhov

tov_Suhov

    Unser Gott ist der Verstand

  • Старожил
  • 1062 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 08 February 2021 - 00:34

Oddlot сказал(а) 07 Фев 2021 - 10:05:

Достаточными условиями для возврата денег являются: приём оплаты агрегатором, неоказание услуги конечным исполнителем

а перевозка - это услуга?


  • 0

#3 ВладимирD

ВладимирD

    нижняя подсветка вкл

  • Админ
  • 18332 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 08 February 2021 - 00:38

tov_Suhov сказал(а) 07 Фев 2021 - 18:34:

а перевозка - это услуга?

А что?


  • 0

#4 tov_Suhov

tov_Suhov

    Unser Gott ist der Verstand

  • Старожил
  • 1062 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 08 February 2021 - 02:58

ВладимирD, "услуги" по перевозке главой ГК Услуги - не регулируются.

 

Потому, что это отдельный договор.

 

Из чего же тогда можно сделать вывод, что это услуга?

 

Да, в т.ч. ВС пишет про "услуги по перевозке" с такой же периодичностью как и про "купил/приобрел авиабилет".

 

Никто же не считает после этого перевозку - договором купли-продажи билета?


Сообщение отредактировал tov_Suhov: 08 February 2021 - 03:18

  • -1

#5 Oddlot

Oddlot
  • ЮрКлубовец
  • 278 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 08 February 2021 - 08:53

tov_Suhov сказал(а) 07 Фев 2021 - 20:58:

ВладимирD, "услуги" по перевозке главой ГК Услуги - не регулируются.

 

Потому, что это отдельный договор.

 

Из чего же тогда можно сделать вывод, что это услуга?

 

Из той же нормы, на которую Вы сами и ссылаетесь, где перевозки, регулируемые главой 40 ГК РФ, поименованы услугами. Согласно пункту 2 статьи 779 главы 39 "Возмездное оказание услуг" ГК РФ:

 

Скрытый текст

 

Это не "отдельный договор", как Вы выразились, а скорее отдельный вид услуг, который имеет специальное регулирование. Но от этого перевозка не перестаёт быть услугой.

 

Воздушный Кодекс также неоднократно именует услугой воздушную перевозку пассажиров, о которой здесь идёт речь. В частности, в ст. 64, ст. 105 ВК.


  • 2

#6 Дед_Антип

Дед_Антип
  • Старожил
  • 4330 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 08 February 2021 - 12:35

Чисто мое мнение - суд прав ("решение устоит") с вероятностью более 50%.

Агрегатор предоставляет информацию.

Договор заключается с перевозчиком.

Деньги агрегатором перечислены перевозчику.

П. 2.1, абзац второй, предусматривает ответственность перевозчика (исполнителя).

Считать, что п. 2.2 "не связан" с ненадлежащей информацией - шансов мало.

 

Но формально Вы правы.


Сообщение отредактировал Antiprav: 08 February 2021 - 12:35

  • 0

#7 ВладимирD

ВладимирD

    нижняя подсветка вкл

  • Админ
  • 18332 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 09 February 2021 - 15:22

tov_Suhov сказал(а) 07 Фев 2021 - 20:58:

Из чего же тогда можно сделать вывод, что это услуга?

Из содержания ГК.


  • 0

#8 Oddlot

Oddlot
  • ЮрКлубовец
  • 278 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 12 February 2021 - 18:24

Antiprav сказал(а) 08 Фев 2021 - 06:35:

 

Но формально Вы правы.

 

*опой чую, что да, но судье бы это ещё объяснить. Была бы практика... :) Судакты с авиабилетными агрегаторами нахожу, и 2019, и 2020 годов, но ни слова о п. 2.2 ст. 12 


  • 0

#9 Oddlot

Oddlot
  • ЮрКлубовец
  • 278 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 23 April 2021 - 15:38

Апелляция оставила решение без изменения. В определении ни слова об оценке наших доводов о применимости к отношениям п. 2.2 ст. 12 ЗоЗПП. Были и иные доводы, например, то, что ответчик не доказал в суде, что он вообще отправлял заявку на возврат денег в авиакомпанию, хотя и был обязан это сделать по своему же договору публичной оферты - тоже проигнорировано. Подаём в кассацию. Если вдруг у кого-то появились наработки по п. 2.2 ст. 12 ЗоЗПП - дайте знать, пожалуйста. Консультант по-прежнему ничего не выдаёт, практику по региону шерстил на уровне кассации / апелляции - ни одного судакта не нашёл по агрегаторам с этой нормой.


  • 0




Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных