Защита диссертации ИВАНОВОЙ ИРИНЫ КОНСТАНТИНОВНЫ на тему: «Палата лордов как высшая судебная инстанция Соединенного Королевства и конституционная реформа 2005 года», по специальности 12.00.02, представленной на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Начало защиты в 12.00.
http://igpran.ru/pre...ail.php?ID=2088 (Посмотреть автореферат)
Положения на защиту:
1. Тот исторический факт, что вплоть до начала 21 века Палата лордов была
не только законодательным, но и судебным органом, объясняется не только
историческими особенностями развития английского парламента (на что
обычно указывается в литературе), но и, в немалой мере, необходимостью
иметь высшую судебную инстанцию, юрисдикция которой распространяется на
всю территорию Соединенного Королевства, объединяя в единую систему
региональные, самостоятельные судебные системы Англии и Уэльса,
Шотландии и Северной Ирландии. Наилучшим способом легитимации такой
верховной судебной власти исторически была ее парламентская
принадлежность. В близкое к нам время сыграла свою роль традиционная
приверженность англичан к исторически сложившимся государственным
институтам.
2. Формирование и первоначальное развитие английского прецедентного
права – это результат деятельности Вестминстерских судов и Канцлерского
суда при незначительном участии Палаты лордов. Однако в дальнейшем
ведущая роль в развитии прецедентного права и толковании статутного права
легла на высокие суды и на Палату лордов.
3. Соединение законодательной и судебной власти в лице Палаты лордов,
хотя и не соответствовало требованиям принципа разделения властей, не
помешало, тем не менее, в конкретно-исторических условиях страны, созданию в ней сильной и независимой судебной власти.
4. Палату лордов последней четверти 20 века – начала 21 века нельзя
считать архаичной и малозначимой, как это еще имеет место в российской
юридической литературе. В этот период верхняя палата парламента заметно
активизировалась по всем направлениям своей деятельности, а на смену
длительного периода пассивности и консервативных установок высшего суда
пришел период его судебного активизма.
5. Среди многих новаций в этот период деятельности высшего суда, можно
назвать как наиболее важные:
- «Заявление по вопросам практики» (Practice Statement (1966)), сделанное
высшим судом в 1966 году, о его праве отменять и пересматривать им же
созданные прецеденты, что позволило ему занять более активные позиции;
- развитие института judicial review - судебного контроля за законностью
управленческих актов (в этой связи суд существенно расширил рамки
судебного толкования законов и иных нормативных актов);
- адаптация английской правовой и судебной систем к требованиям
«европейского права», что диктовалось участием страны в ЕС и Совете Европы.
6. Особое внимание суда к правам человека, способствовавшее
инкорпорации в английское право Европейской Конвенции о защите прав
человека и основных свобод и, в частности, появлению нового института -
«декларации о несоответствии». Этот институт не является подобием судебного контроля за конституционностью законов в его американском и
континентальном понимании, но, тем не менее, может рассматриваться как
некоторый шаг в этом направлении.
7. По мнению автора именно активизация законодательной и политической
деятельности Палаты лордов, с одной стороны, и судебный активизм, с другой,
особенно отчетливо выявили негативные стороны и последствия
организационного сосуществования законодательной и судебной функций
верхней палаты парламента. Возросли опасность политизации судебной
деятельности, возможность сомнений в беспристрастности судебных лордов
вследствие их близости к законодательному процессу.
8. Акт о конституционной реформе 2005 года, передавший роль высшей
судебной инстанции от Палаты лордов создаваемому Верховному суду
Соединенного Королевства, прежде всего и главным образом, преследовал цель конституционного характера, а именно, приведение судебной системы в полное соответствие с требованиями принципа разделения властей (хотя само это понятие в законе отсутствует). В ходе реформы деятельность уходящего суда получила высокую оценку. Реформа не затронула сколько-нибудь существенно судебные системы Англии и Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии.
9. Относительно создания Верховного суда Соединенного Королевства, к
которому в соответствии с Актом о конституционной реформе 2005 года
переходит от Палаты лордов статус высшей судебной инстанции, можно с
достаточным на то основанием сказать, что это - перенос сложившегося суда из одной системы координат в другую – из стен парламента в судебную систему.
Верховный суд по основным параметрам своей организации и деятельности
очень похож на судебный орган Палаты лордов – Апелляционный комитет: в
нем будет тот же состав и число действующих судей, та же, с одним
дополнением, компетенция, то же право самому определять порядок своей
деятельности и та же единственная форма деятельности – «вторая апелляция»
(в отличие от большинства зарубежных верховных судов, действующих в
порядке кассации). Законодатели явно не хотели радикально изменять то, что
складывалось на протяжении многих лет и успешно действовало накануне
реформы.
10. Акт о конституционной реформе 2005 г. – это не завершение, а лишь
продолжение реформы Палаты лордов, начатой в 1999 г. Дальнейшее ее
реформирование не снято с повестки дня. Какими (и когда) будут дальнейшие
шаги в этом направлении сказать трудно. С уверенностью можно говорить
только о том, что Парламент Соединенного Королевства не будет
однопалатным.
11. Акт о конституционной реформе 2005 г. в контексте с другими
законодательными актами конституционного уровня (Акт о правах человека
1998 г., Акты 1998 г. о Шотландии, Уэльсе и Северной Ирландии, Акт о
Палате лордов 1999 г.) является свидетельством существенных изменений,
происшедших за последнее десятилетие в конституционном праве
Соединенного Королевства.
Сообщение отредактировал Marbury: 19 January 2008 - 06:47