Выкладываю заключение лингвиста. Мож кому пригодится
Лингвистическое исследование
Основание для проведения исследования. Запрос Иванова Константина Алексеевича.
Исследователь. С.Р. Матвеев
Заключение специалиста
г. N-ск 23 июля 2007 г.
Время производства исследования: исследование начато 18 июля 2007 года в 12.00. Исследование окончено 22 июля 2007 года в 18.00.
Место производства исследования: кафедра русского языка N-ского государственного университета. N-ск, аудитория 1567.
Основание производства исследования: Основание для проведения исследования. Запрос Иванова Константина Алексеевича.
Исследователь Матвеев Сергей Романович - кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка NГУ (специальность «10.02.01 - русский язык», стаж работы по специальности - 13 лет).
Для лингвистического исследования поставлены вопросы:
1. Имеется ли в представленных материалах ненормативная лексика и фразеология, обычно используемая для передачи негативных смыслов?
2. Если такая лексика и фразеология имеется, можно ли истолковать ее использование в данных материалах как несущее оскорбительный смысл? Если да, то в каких фрагментах материалов это наблюдается?
Объекты, представленные для производства исследования:
1. Диск с аудиозаписью.
2. Распечатка с расшифровкой аудиофайла с указанного диска.
Исследование
Теоретические и методологические основы исследования
Объект исследования. Для анализа в наше распоряжение предоставлен ряд материалов (аудиофайл и его расшифровка), который требуется изучить на предмет нахождения в них определенных языковых структур и смыслов.
Методы исследования. В качестве основных методов исследования использовались контент-анализ материалов, предоставленных в распоряжение эксперта, с выделением ключевых слов, синонимических рядов и тематических полей, а также компонентный анализ лексем. Для определения значений тех или иных языковых структур экспертом изучены основные современные словари, а также специальная лингвистическая литература на предмет выяснения современной интерпретации таких понятий, как негативная оценка, оскорбление, унижение чести и достоинства.
В случае необходимости в тексте экспертизы приведены ссылки на источники. При отборе этих источников эксперт обращал внимание на степень научной авторитетности их авторов, научных учреждений, принимавших участие в их подготовке (институты РАН, ведущие университеты), специализированный характер научного источника для решения задач конкретной области лингвистических исследований.
Использованные методы апробированы в практике исследования различных знаковых структур и способны обеспечить объективный ход исследования и достоверность полученных результатов.
Основные исходные понятия. Информационные высказывания в тексте могут быть в форме утверждений, мнений, оценки, предположений.
Оценка фактов, событий, лиц. Выражение оценки распознается в. тексте по наличию определенных оценочных слов и конструкций, в том числе в эмоционально-экспрессивных, модальных, в значении которых можно выделить элементы «хороший / плохой» или их конкретные разновидности (добрый, злой и др.). При наличии положительной оценки (элемент «хороший» и его конкретные разновидности) может идти речь о позитивной информации. При наличии отрицательной оценки (элемент «плохой» и его конкретные разновидности) можно вести речь о негативной информации.
Резкая отрицательная оценка лица, осуществляемая с помощью слов я выражений, либо вообще не употребляемых в литературном языке, либо не употребляемых в литературном языке по отношению к лицу, либо к определенным группам лиц, отличающимся специфическими признаками или манерой поведения, высказывание которой имеет целью подчеркнуть неполноценность, ущербность лица-адресата и/или его несоответствие функциям, положению и др. представляет собой оскорбление.
Приписывание лицу противоправных аморальных или иных социально порицаемых действий представляет собой обвинение.
Наряду с прямыми вербальными средствами воздействия русский язык содержит обширный арсенал косвенных средств воздействия, понимаемых носителями русского языка, и принадлежащих культуре данного народа. Сюда относятся: подтекст, намеки, указания на общий признак ситуации без прямого именования этой ситуации, ирония, парафраза, параллельные конструкции, метафоры и ряд других приемов.
Негативная информация – это информация, содержащая отрицательный компонент.
Под негативной информацией эксперты понимают такую информацию (сведения), которая содержит отрицательные характеристики лица – юридического или физического –с точки зрения здравого смысла, морали («неписаного закона») или с правовой точки зрения (в той мере, в которой это может понимать любой дееспособный гражданин, не имея специальных познаний в области юриспруденции). Если такая негативная информация не соответствует действительности, то она, несомненно, чернит репутацию.
Источники, использованные для подготовки справки и в дальнейшем изложении:
1. Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. М., 1975.
2. Горский Д.П., Ивин А.А., Никифоров А.Л. Краткий словарь по логике. М„ 1991.
3. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М., 1976.
4. Ожегов С.И. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка
5. Большой толковый словарь русского языка / под. ред. С.А. Кузнецова. СПб., 2003
6. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.
7. Валгина Н.С. Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация. Справочник. М., 1993
8. Толковый словарь русского языка / Под. ред. Д.Н. Ушакова. (Электронная версия).
Руководящие юридические документы.
Если субъективное мнение было высказано в оскорбительной форме, унижающей честь, достоинство или деловую репутацию истца, на ответчика может быть возложена обязанность компенсации морального вреда, причиненного истцу оскорблением (статья 130 Уголовного кодекса Российской Федерации, статьи 150, 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Дальнейший анализ материалов исследования будет проводиться на основании изложенных выше теоретических и методологических предпосылок.
Ход исследования и его результаты
Для ответа на поставленный вопрос нами было предпринято изучение материалов, предоставленных в распоряжение эксперта, с использованием методов контент-анализа с выделением ключевых слов, синонимических рядов и тематических полей, а также компонентного анализа лексем.
Нами установлено, что основным содержанием аудиозаписи является беседа двух лиц (назовем их Полковник и Капитан, поскольку они обращаются друг к другу, используя эти воинские звания), тема диалога - отказ Капитана проходить военно-врачебную комиссию.
Содержание аудиофайла воспроизводится в предоставленной в распоряжение специалиста распечатке в целом корректно.
1. Имеется ли в представленных материалах ненормативная лексика и фразеология, обычно используемая для передачи негативных смыслов?
Под ненормативной лексикой и фразеологией в современной лингвистике принято понимать те разряды лексики и фразеологии, которые выходят за рамки так называемой литературной нормы, то есть совокупности общеупотребительных языковых средств и правил их отбора и использования, признаваемых обществом наиболее пригодными в конкретный исторический период.
Вообще, ненормативным языковым средством считается то, которое содержит в себе некие отклонения от принятого в обществе обычая использования языка. Однако в узком смысле ненормативными считаются те языковые средства, которые
характеризуются сниженностъю, ограниченностью сферы употребления. Тематически они часто касаются тех смысловых зон, которые считаются сферой интимной, личной, их воспроизведение ограничено в связи с существованием определенных социальных табу. Кроме того, ненормативная лексика и фразеология часто связывается с выражением оценок (особенно негативных) в грубо-экспрессивной форме.
Анализируемый диалог носит конфликтный характер, собеседники подчас переходят на повышенные тона. Можно констатировать использование со стороны Полковника ряда сниженных средств, несущих негативную оценку.
Например,
Вы не выполнили мой приказ, а я должен Вам жопу лизнуть, что ли?
Фразеологизм жопу лизнуть характеризуется как грубо-вульгарный, имеющий значение «угодничать, подхалимствовать» (см. Д.И. Квеселевич. Толковый словарь ненормативной лексики русского языка. М., 2003. С. 222., также аналогично В.В. Химик. Словарь русской разговорной экспрессивной лексики. СПб, 2004.; В.С. Елистратов. Словарь русского арго. М., 2000.)
Или
Значит, на какую-то сраную справку, потому что о выслуге лет...
Слово сраный также относится к грубо-вульгарным, его значение - «дрянной, никудышный, ничтожный» (см. Д.И. Квеселевич. Толковый словарь ненормативной лексики русского языка. М., 2003. С. 810).
Фрагмент, расшифрованный как А это моя обязанность, капитан сраный, вонючий, может быть расшифрован и как А это моя обязанность, капитан, срань вонючая..., что, правда, не влияет существенно на его смысл.
Слово срань имеет значение «дрянь, дерьмо», (см. Квеселевич, с. 810)
Слово вонючий имеет следующее значение - ВОНЬ, -и, ж. (разг.). Отвратительный запах, зловоние. II увел. вонища, -и, ж. (прост.). ВОНЮЧИЙ, -ая, -ее; -юч (разг.). Издающий вонь. (Ожегов, Шведова).
В любом случае мы имеем дело с использованием ненормативной, сниженной лексики, имеющей явно негативный смысл.
2. Если такая лексика и фразеология имеется, можно ли истолковать ее использование в данных материалах как несущее оскорбительный смысл? Если да, то в каких фрагментах материалов это наблюдается?
В практике принято выделять определенные разряды слов литературного и разговорного языка, использование которых в отношении определенного лица (прежде всего, физического), как правило, является оскорбительным.
Это:
1. Слова и выражения, обозначающие антиобщественную, социально осуждаемую деятельность: мошенник, жулик, проститутка.
2. Слова с ярко выраженной негативной оценкой, фактически составляющей их основной смысл, также обозначающие социально осуждаемую деятельность или позицию характеризуемого: расист, двурушник, предатель.
3. Названия некоторых профессий, употребляемые в переносном значении: палач, мясник.
4. Зоосемантические метафоры, отсылающие к названиям животных и подчеркивающие какие-либо отрицательные свойства человека: нечистоплотность или неблагодарность (свинья), глупость (осел), неповоротливость, неуклюжесть (корова) тупость (быдло) и т.п.
5. Глаголы с осуждающим значением, или прямой негативной оценкой: воровать, хапнуть.
6. Слова, содержащие экспрессивную негативную оценку поведения человека, свойств его личности и т.п., без отношения к указанию на конкретную деятельность или позицию: негодяй, мерзавец, хам.
7. Эвфемизмы для слов первого разряда, сохраняющие тем не менее их негативно-оценочный характер: женщина легкого поведения, интердевочка.
8. Специальные негативно-оценочные каламбурные образования: коммуняки, деръмократы. (ср.: Понятия чести и достоинства, оскорбления и ненормативности в текстах права и средств массовой информации. М., 1997, с. 27, 29-30).
Кроме того, оскорбительным, как правило, является использование в качестве характеристик лица нецензурных слов.
Однако, имея дело с такими словами и выражениями, необходимо строго учитывать и ситуацию, и контекст, в которых данное слово употребляется, и оценку и эмоциональную окраску, которую вкладывает в данном случае в такое слово говорящий (пишущий), и возможные иные варианты восприятия и осмысления данного высказывания, реплики и реакции со стороны адресата.
Исследователи оценочных ситуаций отмечают несколько моментов, которые следует выделять в каждом оценочном высказывании. Это: субъект, предмет, характер, основание (А.А. Ивин. Основание логики оценок. М., 1970); кроме того, модальная рамка, аксиологический предикат (Е.М. Вольф. Функциональная семантика оценки. М., 1985), оценочные модусы, оценочные стереотипы (В.И. Карасик. Язык социального статуса. М., 2002).
Все это можно свести к следующему: чтобы охарактеризовать высказывание как оскорбительное, надо, чтобы говорящий (пишущий) имел прямой умысел на оскорбление, его высказывание прямо адресовано конкретному лицу или группе лиц, использованная ненормативная лексика должна характеризовать не отдельные слова и поступки, а в целом его как личность, давать обобщенную характеристику.
Исходя из этого, следует обратить внимание на фрагмент, расшифрованный в предоставленных материалах как А это моя обязанность, капитан сраный, вонючий.
Представляется, что точнее будет расшифровать этот фрагмент как А это моя обязанность, капитан, срань вонючая...
Данная фраза имеет прямую адресацию (адресована Капитану), содержит ненормативную лексику с отчетливым негативным оценочным смыслом. Форма фразы указывает на обобщенную характеристику лица. Можно добавить также, что сказана она явно раздраженным тоном.
В связи с вышеизложенным, можно сделать вывод об оскорбительном характере данной фразы по отношению к Капитану.
ВЫВОДЫ
1. В ходе анализа предоставленных в наше распоряжение материалов установлено, что основным содержанием аудиозаписи является беседа двух лиц (условно названных нами Полковник и Капитан, поскольку они обращаются друг к другу, используя эти воинские звания), тема диалога - отказ Капитана проходить военно-врачебную комиссию.
Содержание аудиофайла воспроизводится в предоставленной в распоряжение специалиста распечатке в целом корректно.
Разговор носит конфликтный характер. Можно констатировать использование со стороны Полковника ряда сниженных средств, несущих негативную оценку в грубо-экспрессивной форме.
2. В практике принято выделять определенные разряды слов литературного и разговорного языка, использование которых в отношении определенного лица (прежде всего, физического), как правило, является оскорбительным.
Чтобы охарактеризовать высказывание как оскорбительное, надо, чтобы говорящий (пишущий) имел прямой умысел на оскорбление, его высказывание прямо адресовано конкретному лицу или группе лиц, использованная ненормативная лексика должна характеризовать не отдельные слова и поступки, а в целом его как личность, давать обобщенную характеристику.
Исходя из этого, следует обратить внимание на фрагмент, расшифрованный в предоставленных материалах как А это моя обязанность, капитан сраный, вонючий.
Представляется, что точнее будет расшифровать этот фрагмент как А это моя обязанность, капитан, срань вонючая...
Данная фраза имеет прямую адресацию (адресована Капитану), содержит ненормативную лексику с отчетливым негативным оценочным смыслом. Форма фразы указывает на обобщенную характеристику лица. Можно добавить также, что сказана она явно раздраженным тоном.
В связи с вышеизложенным,
можно сделать вывод об оскорбительном характере данной фразы по отношению к Капитану