Перейти к содержимому






Фотография
- - - - -

Районный коэффициент


Сообщений в теме: 24

#1 Бусенок

Бусенок
  • ЮрКлубовец-кандидат
  • 71 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 14 November 2006 - 13:16

Господа юристы, помогите, пожалуйста, разобраться с таким вопросом.
Надо ли выплачивать районный коэффициент работникам работающим в коммерческой организации в ЯНАО? Законом ЯНАО предусмотрена выплата РК (1,7) к ЗП только для работниковучреждений, финансируемых за счет средств окружного бюджета.
  • 0

#2 Сатир

Сатир

    Юрист-металлист

  • Старожил
  • 7530 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 14 November 2006 - 13:26

Закон ЯНАО в данном случае Вам не закон. Ищите акт госкомтруда (и еще ВЦСПС) об установлении РК для Вашего региона. Если таковой имеется, то РК платится.
Ещё в К+ есть информационное письмо департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда России от 09.06.2003 N 1199-16 и ПОСТАНОВЛЕНИЕ Совмина СССР от 3 января 1983 г. N 12.
  • 0

#3 Бусенок

Бусенок
  • ЮрКлубовец-кандидат
  • 71 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 14 November 2006 - 14:01

Информационное письмо я читала. Но там только указан размер коэффициента. А вопрос встал именно в том, надо нам его платить или нет, т.к. у нас коммерческая организация.
  • 0

#4 andrewgross

andrewgross
  • Старожил
  • 11629 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 14 November 2006 - 14:13

Бусенок

А вопрос встал именно в том, надо нам его платить или нет, т.к. у нас коммерческая организация.

Платить. Можно установить оклад так, чтобы с учетом РК он соответствовал тем суммам, которые вы собираетесь платить работнику.
  • 0

#5 OksaY

OksaY
  • Новенький
  • 34 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 14 November 2006 - 14:15

ст.1 Закона РФ "О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в РКС" Действие настоящего Закона распространяется на лиц, работающих по найму постоянно или временно в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях.
т.е. платить районный коэф-т обязаны
  • 0

#6 Бусенок

Бусенок
  • ЮрКлубовец-кандидат
  • 71 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 14 November 2006 - 14:36

Дело в том, что до настоящего момента мы и платили. А сейчас принимаются в наше северное подразделение новые сотрудники (полностью меняется состав работников) и встал вопрос по РК. Вопрос встал после такого вот ответа Начальника управления правового обеспечения Федеральной службы по труду и занятости (найдено в Интеренете и К+) На вопрос: " организация заключает трудовые договоры с работниками, в которых прописана фиксированная сумма оклада. Надо ли сверх этих окладов начислять районный коэффициент, учитывая, что фирма занимается деятельностью в Иркутской области? " им был дан ответ: " Нет, вы не обязаны начислять районный коэффициент. Статья 316 ТК РФ говорит о том, что районный коэффициент начисляется организациями, расположенными в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Конкретные же размеры коэффициента и порядок его применения устанавливаются Правительством РФ. Однако соответствующего нормативного акта пока нет. Поэтому следует руководствоваться теми документами, которые были приняты до введения в действие Трудового кодекса РФ и действуют в части, не противоречащей Кодексу. Так, в Постановлении Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 21 октября 1969 г. N 421/26 сказано, что в Иркутской области применяется районный коэффициент к заработной плате в размере 1,2. Однако начислять его должны только бюджетные учреждения легкой и пищевой промышленности, просвещения, здравоохранения, ЖКХ, науки и культуры. Поскольку вы коммерческая организация, следовательно, на вас данное Постановление не распространяется. Поэтому начислять районный коэффициент вы не обязаны".
  • 0

#7 Сатир

Сатир

    Юрист-металлист

  • Старожил
  • 7530 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 14 November 2006 - 16:07

после такого вот ответа Начальника управления правового обеспечения Федеральной службы по труду и занятости

А Вы из Иркутской области?
  • 0

#8 andrewgross

andrewgross
  • Старожил
  • 11629 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 14 November 2006 - 16:41

Бусенок
Вы бы лучше правовые акты читали, а не комментарии к ним :), ту же ст. 316 ТК и

ст.1 Закона РФ "О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в РКС" Действие настоящего Закона распространяется на лиц, работающих по найму постоянно или временно в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях.


  • 0

#9 Бусенок

Бусенок
  • ЮрКлубовец-кандидат
  • 71 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 14 November 2006 - 17:25

Спасибо всем
  • 0

#10 Нике

Нике

    чудо-в-перьях.вне зависимости от вуптосятинной принадлежности

  • продвинутый
  • 762 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 08 April 2008 - 11:57

Очень похожий вопрос. Но речь идет о самом городе Иркутске. у нас там филиал, приняли работников. они немножко бунтуют: говорят, что г.Иркутск приравнен к северным районам, следовательно - надбавки к з.п и дополнительный отпуск. аргументация проста: "так всегда было". Вдумчивое прочтение К+ выявило только некоторые районы Иркутской области, относящиеся к районам, приравненным к районам Крайнего Севера, но не сам г.Иркутск. однако ж, сомнения остались. Поможите, плиз, развеять сомнения: платить али не платить, давать али не давать :D

Сообщение отредактировал Нике: 08 April 2008 - 11:59

  • 0

#11 bosicom

bosicom

    spirit of law

  • продвинутый
  • 549 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 08 April 2008 - 12:43

Постановление Совета Министров СССР от 15 октября 1969 г. N 823
"О введении районного коэффициента к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в Красноярском крае и Иркутской области, для которых этот коэффициент в настоящее время не установлен"

См. Справку о районных коэффициентах к заработной плате

В соответствии с Директивами XXIII съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1966 - 1970 годы Совет Министров Союза ССР постановляет:
1. Ввести с 1 октября 1969 г. районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений легкой и пищевой промышленности, просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, науки, культуры и других отраслей народного хозяйства, расположенных в Красноярском крае и Иркутской области, для которых этот коэффициент в настоящее время не установлен.
2. Поручить Государственному комитету Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы совместно с ВЦСПС утвердить размер районного коэффициента к заработной плате рабочих и служащих, вводимого в соответствии с настоящим постановлением, и порядок его применения.
3. Обязать Госплан СССР и Министерство финансов СССР с учетом расчетов, согласованных с Государственным комитетом Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы, выделить дополнительно на IV квартал 1969 г. Совету Министров РСФСР, министерствам и ведомствам СССР фонд заработной платы и денежные средства в связи с введением районного коэффициента к заработной плате рабочих и служащих в соответствии с настоящим постановлением.

Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС
от 21 октября 1969 г. N 421/26
"О размере районного коэффициента к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в Красноярском крае и Иркутской области, для которых этот коэффициент в настоящее время не установлен, и о порядке его применения"

Во исполнение постановления Совета Министров СССР от 15 октября 1969 г. N 823 Государственный комитет Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариат Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов постановляют:
1. Утвердить районный коэффициент 1,20 к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений легкой и пищевой промышленности, просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, науки, культуры и других отраслей народного хозяйства, расположенных в Красноярском крае и Иркутской области, для которых этот коэффициент в настоящее время не установлен.

там ещё много всякого - это то что у меня валялось издревле.
  • 0

#12 Нике

Нике

    чудо-в-перьях.вне зависимости от вуптосятинной принадлежности

  • продвинутый
  • 762 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 08 April 2008 - 12:55

bosicom, угу, тока речь идет об отдельных районах Иркутской области, а меня интересует именно сам город Иркутск
  • 0

#13 bosicom

bosicom

    spirit of law

  • продвинутый
  • 549 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 08 April 2008 - 13:36

А где про это сказано? Из названия чётко усматривается, что Иркутск, находящийся в южных районах Иркутской области, подпадает под действие данных НПА.

Добавлено в [mergetime]1207639701[/mergetime]
Кроме того:
Постановление главы администрации Иркутской области от 28 января 1993 г. N 9
"О выравнивании районного коэффициента к заработной
плате на территории Иркутской области"

На основании пункта 13 постановления Совета Министров РСФСР от 04.02.91 г. N 76 "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера", с учетом действующих в настоящее время районных коэффициентов на предприятиях области постановляю:
1. С 1 января 1993 г. установить выравнив единый районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих в размере
1,6 - на территории г.Усть-Илимска, Усть-Илимского и Нижнеилимского районов;
1,4 - на территории г.Братска, Братского района;
1,3 - на территории остальных городов и районов юга Иркутской области (за исключением г.Ангарска, г.Черемхово и Черемховского р-на, г.Тулуна и Тулунского р-на и работников ВСЖД, по которым ранее приняты решения облисполкома и постановления главы администрации).
2. Затраты на выплату установленных районных коэффициентов осуществлять предприятиями за счет собственных средств, бюджетным организациям за счет соответствующих бюджетов.
2.1. Председателю комитета по труду Соколовой Л.Г., начальнику финансового управления Кузнецовой Т.З., директору пенсионного фонда Лобанову П.Л. подготовить и вынести на рассмотрение Малого Совета областного Совета народных депутатов в феврале месяце т.г. порядок взаиморасчета городов, районов с областным бюджетом в связи с затратами на выплату районных коэффициентов.
3. Решение облисполкома от 06.04.90 г. N 150 "О дополнительном расширении прав Бодайбинского городского Совета народных депутатов" отменить. Главам администраций городов и районов привести свои решения в соответствие с настоящим постановлением.
4. Контроль за исполнением возложить на комитет по труду администрации области (т. Соколова Л.Г.).

Хотя у нас на предприятии с какого-то перепугу установлен коэффициент 1,2... :D


Добавлено в [mergetime]1207640056[/mergetime]
Также есть и такая штука:

Постановление СМ СССР и ВЦСПС от 24 сентября 1989 г. N 794
"О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края"

В соответствии с Законом СССР "О Государственном плане экономического и социального развития СССР на 1986 - 1990 годы" и в целях закрепления кадров в южных районах Иркутской области и Красноярского края Совет Министров СССР и Всесоюзный Центральный Совет Профессиональных Союзов постановляют:
1. Ввести выплату процентных надбавок к заработной плате рабочих и служащих за непрерывный стаж работы на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края, которым выплата таких надбавок в настоящее время не установлена, в размере 10 процентов по истечении первого года работы, с увеличением на 10 процентов за каждые последующие два года работы, но не свыше 30 процентов заработка.
Указанные надбавки к заработной плате выплачиваются в порядке и на условиях, предусмотренных постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 6 апреля 1972 г. N 255 "О льготах для рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в Архангельской области, Карельской АССР и Коми АССР"
Непрерывный стаж работы рабочих и служащих для выплаты указанных надбавок исчислять с 1 ноября 1989 г.
2. Госплану СССР и Министерству финансов СССР по представлению Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам выделять дополнительно Совету Министров РСФСР, министерствам и ведомствам СССР фонд заработной платы в связи с введением надбавок к заработной плате рабочих и служащих в соответствии с настоящим постановлением в пределах средств, предусматриваемых в государственных планах экономического и социального развития СССР и государственных бюджетах СССР на соответствующие годы.
Совету Министров РСФСР, министерствам и ведомствам СССР обеспечить на подведомственных предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных в районах, где вводятся указанные набавки, осуществление мероприятий по дальнейшему повышению производительности труда, совершенствованию организации производства, улучшению управления, сокращению непроизводительных затрат, а также других мероприятий, направленных на экономию средств на заработную плату в целях покрытия части расходов на выплату этих надбавок.
3. Совету Министров РСФСР, министерствам и ведомствам СССР, Иркутскому облисполкому и Красноярскому крайисполкому принять меры к увеличению производства товаров народного потребления, улучшению жилищно-бытовых условий и развитию других отраслей сферы обслуживания населения.

Председатель
Совета Министров СССР Н.Рыжков

Председатель ВЦСПС С.Шалаев


Добавлено в [mergetime]1207640200[/mergetime]
В итоге в идеале должно быть в иркутске:
1. коэффициент - 1,3
2. надбавка - 30%.

+ доп. отпуск 8 дней.
  • 0

#14 Нике

Нике

    чудо-в-перьях.вне зависимости от вуптосятинной принадлежности

  • продвинутый
  • 762 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 08 April 2008 - 13:38

bosicom, кажется, я по адресу :)
не то, чтобы я не согласна или поспорить хочу, но все же...
В соответствии с Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам крайнего Севера, утвержденные Постановлением Совета Министров СССР
от 10 ноября 1967 г. N 1029, к районам Крайнего Севера относятся:
Иркутская область – Катангский район

К местностям, приравненным к районам крайнего Севера относятся:
Иркутская область.
районы:
Бодайбинский,
– Братский,
– Казачинско-Ленский,
– Киренский,
– Мамско-Чуйский,
– Нижнеилимский,
– Усть-Илимский и Усть-Кутский;

города:
Бодайбо,
– Усть-Илимск,
– Усть-Кут и Братск с территорией, находящейся в административном подчинении Братского городского Совета народных депутатов


самого Иркутска нету. возможно, я плохо учила в школе географию (пойду, поизучаю глобус Иркуцка), а может его и правда нет в списке...


Добавлено в [mergetime]1207640296[/mergetime]

В итоге в идеале должно быть в иркутске:
1. коэффициент - 1,3
2. надбавка - 30%.

+ доп. отпуск 8 дней.

угу-угу, из-за этого весь сыр-бор :D
  • 0

#15 bosicom

bosicom

    spirit of law

  • продвинутый
  • 549 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 08 April 2008 - 14:03

самого Иркутска нету. возможно, я плохо учила в школе географию (пойду, поизучаю глобус Иркуцка), а может его и правда нет в списке...

с этим никто не спорит.
1. Постановление СМ СССР и ВЦСПС от 24 сентября 1989 г. N 794
"О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края" - в названии ни слова про районы крайнего севера.
2. Постановление главы администрации Иркутской области от 28 января 1993 г. N 9
"О выравнивании районного коэффициента к заработной
плате на территории Иркутской области" - тоже самое.
3. и т.д.

НПА приняты, работают и не противоречат приведённому вами Перечню. Они с ним как то параллельно.
  • 0

#16 Нике

Нике

    чудо-в-перьях.вне зависимости от вуптосятинной принадлежности

  • продвинутый
  • 762 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 08 April 2008 - 19:53

в названии ни слова про районы крайнего севера.

угу, зато ТК РФ ими прямо-таки кишит, особенно 116, 316, 317 статьи. по смыслу этих статей все коврижки в виде надбавок к зряплате, доп.дней отпуска и т.д. предоставляются именно жителям районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, перечень которых утвержден ПП и процитирован выше. Иркутска в перечне нет, следовательно нет и льгот. логично?
не могу понять, откуда ноги растут в утверждении, что льготы должны-таки быть, из древних НПА? так и они применяются с учетом "новья"
не-по-нят-нень-ко :D

Сообщение отредактировал Нике: 09 April 2008 - 12:31

  • 0

#17 bosicom

bosicom

    spirit of law

  • продвинутый
  • 549 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 09 April 2008 - 06:31

зато ТК РФ ими прямо-таки кишит, особенно 116, 136, 137 статьи

а что там в 136 и 137?
  • 0

#18 Alex_Say

Alex_Say

    Последний Самурай.

  • продвинутый
  • 473 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 09 April 2008 - 08:38

угу-угу, из-за этого весь сыр-бор

1. коэффициент - 1,3
2. надбавка - 30%.

- зарплата платиться исходя из условий трудового договора. Надбавки и коэффициенты нужны Вам только для налогов.

+ доп. отпуск 8 дней.
- если положен в этих районах, где фактически проживают люди, значит, обязаны давать.

Сообщение отредактировал Alex_Say: 09 April 2008 - 08:39

  • 0

#19 max hanf

max hanf

    маленькая лошадка

  • молодожён
  • 1213 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 09 April 2008 - 10:27

Нике

не могу понять, откуда ноги растут в утверждении, что льготы должны-таки быть, из древних НПА?

да, из древних

p.s.: не стал сравнивать все приведенное в этой теме, т.ч. фпоиск!
  • 0

#20 Нике

Нике

    чудо-в-перьях.вне зависимости от вуптосятинной принадлежности

  • продвинутый
  • 762 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 09 April 2008 - 11:42

- если положен в этих районах, где фактически проживают люди, значит, обязаны давать.

Alex_Say, я, наверное, туплю с утра, поэтому буду благодарна, если расшифруете это емкое понятие "эти". спасибо


Добавлено в [mergetime]1207719751[/mergetime]

p.s.: не стал сравнивать все приведенное в этой теме, т.ч. фпоиск!

max hanf, угу: уже вдоль и поперек. чем дальше - тем более

не-по-нят-нень-ко

а что там в 136 и 137?

bosicom, очепятка))) 116, 316, 317. там как раз о "наболевшем" :D

Сообщение отредактировал Нике: 09 April 2008 - 12:30

  • 0

#21 Amarena83

Amarena83

    Amarena

  • продвинутый
  • 727 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 12 April 2008 - 23:33

не верьте разъяснениям Минздравсоцразвития и Фс труда! оне как насоветуют, так волосы от ужаса выпадают. уже не раз сталкивалась.
  • 0

#22 Нике

Нике

    чудо-в-перьях.вне зависимости от вуптосятинной принадлежности

  • продвинутый
  • 762 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 14 April 2008 - 11:34

SAF, я, например, не верю, однако ж как быть с энтим: "...в остальных районах Севера, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, - 8 календарных дней..." (ст. 14 действующего Закона "О гос. гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и рпоживающих в районах крайнего севера и приравненных к ним местностях")
с КС и иже с ним, допустим, все понятно, а как искать "оатсльные районы Севера..."? по атласу чтоль?
  • 0

#23 Alex_Say

Alex_Say

    Последний Самурай.

  • продвинутый
  • 473 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 24 April 2008 - 10:15

а как искать "оатсльные районы Севера..."? по атласу чтоль?

Ну, вообще-то, можно и в НПА прочитать...
  • 0

#24 bosicom

bosicom

    spirit of law

  • продвинутый
  • 549 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 11 September 2008 - 10:54

SAF

не верьте разъяснениям Минздравсоцразвития и Фс труда! оне как насоветуют, так волосы от ужаса выпадают. уже не раз сталкивалась.


Ну вот и наша бухгалтерия напоролась... :D

ГИТ проверило так сказать всё подряд и вынесла таки предписание в т.ч. о выплате разницы этого самого районного коэффициента в 10%, т.к. у нас платилось с коэф. 1.2, а нужно 1.3, как я и говорил выше. :)

В подтверждение своей позиции ГИТ в устной беседе сослалось на Определение СК по гражданским делам ВС РФ от 19 марта 2008 г. N 66-Г08-1:

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в судебном заседании дело по кассационным жалобам ОАО "Востоксибэлектросетьстрой", администрации Иркутской области на решение Иркутского областного суда от 7 декабря 2007 года, которым заявление ОАО "Востоксибэлектросетьстрой" о признании недействующими отдельных положений постановления главы администрации Иркутской области от 28 января 1993 года N 9 "О выравнивании районного коэффициента к заработной плате на территории Иркутской области" удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Х., объяснения представителя администрации Иркутской области В., поддержавшей доводы кассационной жалобы администрации и возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы ОАО "Востоксибэлектросетьстрой", заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Г., полагавшей, что решение суда подлежит частичной отмене, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
4 февраля 1991 года Советом Министров РСФСР принято Постановление N 76 "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера", пунктом 13 которого Советам Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайкомам и облисполкомам было предоставлено право по согласованию с соответствующими профсоюзными органами устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории (автономный округ, город, район) минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов. Затраты на указанные цели осуществляются за счет средств предприятий и организаций, бюджетов республик, входящих в состав РСФСР, автономных округов, местных бюджетов.
Во исполнение Постановления Совета Министров РСФСР от 4 февраля 1991 года N 76 главой администрации Иркутской области принято постановление от 28 января 1993 года N 9 "О выравнивании районного коэффициента к заработной плате на территории Иркутской области", пунктом 1 которого с 1 января 1993 года установлен единый районный коэффициент в размере:
1,6 - на территории г. Усть-Илимска, Усть-Илимского и Нижнеилимского районов;
1,4 - на территории г. Братска и Братского района;
1,3 - на территории остальных городов и районов юга Иркутской области (за исключением г. Ангарска, г. Черемхово и Черемховского района, г. Тулуна и Тулунского района и работников ВСЖД, по которым ранее приняты решения облисполкома и постановления главы администрации).
Пунктом 2 постановления от 28 января 1993 года N 9 предусмотрено, что затраты на выплату установленных коэффициентов осуществляются предприятиями за счет собственных средств, бюджетными организациями за счет соответствующих бюджетов.
ОАО "Востоксибэлектросетьстрой" обратилось в суд с заявлением о признании недействующими пункта 1 постановления в части установления с 1 января 1993 года единого районного коэффициента к заработной плате рабочих и служащих в размере 1,3 на территории городов и районов юга Иркутской области и пункта 2 в части, предусматривающей осуществление затрат на выплату установленных коэффициентов предприятиями за счет собственных средств, ссылаясь на их противоречие федеральному закону и нарушение имущественных прав общества.
Решением суда от 7 декабря 2007 года заявление ОАО "Востоксибэлектросетьстрой" удовлетворено частично. Оспариваемые положения пункта 2 постановления N 9 признаны недействующими со дня вступления решения суда в законную силу. В удовлетворении остальной части требований ОАО отказано.
Администрация Иркутской области в кассационной жалобе просит об отмене судебного решения об удовлетворении требований заявителя, ссылаясь на его незаконность.
В кассационной жалобе ОАО "Востоксибэлектросетьстрой" ставится вопрос об изменении судебного решения, и признании недействующими пункта 1 в части установления единого районного коэффициента к заработной плате рабочих и служащих в размере 1,3 на территории городов и районов юга Иркутской области и пункта 2 в части, предусматривающей осуществление затрат на выплату установленных коэффициентов предприятиями за счет собственных средств, с 1 января 1993 года.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда об удовлетворении заявления ОАО "Востоксибэлектросетьстрой" неправильным, постановленным в результате неправильного применения норм материального права, и в связи с этим подлежащим отмене.
Разрешая спор по приведенным заявителем основаниям, суд признал, что оспариваемое постановление соответствует действующему законодательству, в том числе, нормам Трудового кодекса Российской Федерации и Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностях".
Вместе с тем, не ограничиваясь в силу статьи 246 ГПК РФ основаниями и доводами заявленных требований, суд посчитал, что оспариваемые положения пункта 2 постановления вошли в противоречие со статьей 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
При этом суд исходил из системного толкования данного Федерального закона с Трудовым кодексом Российской Федерации и базовым Законом о Севере, которое привело суд к выводу о том, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать более высокий по сравнению с федеральным законодательством уровень трудовых прав и гарантий работников только за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Ошибочность такого вывода заключается в том, что оспариваемое постановление главы администрации Иркутской области не является актом, устанавливающим более высокий по сравнению с федеральным законодательством уровень трудовых прав и гарантий работников. Как установлено судом, данное постановление принято в полном соответствии с названным выше Постановлением Совета Министров РСФСР N 76 "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера", предоставившим исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации право устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах установленных актами Российской Федерации и действующих на их территории минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов.
Имея в виду, что статья 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" определяет полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемые данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, суд, тем не менее, признал положения пункта 2 оспариваемого постановления, которые не касаются полномочий, осуществленных исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Суд не учел, что определение в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" исчерпывающего перечня полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемых данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, не означает, что у этих органов какие-либо иные полномочия отсутствуют.
Согласно части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В силу статьи 20 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" высший орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации и возглавляемые им органы исполнительной власти, осуществляющие свою деятельность на принципе верховенства федеральных законов, обеспечивают на своей территории исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Довод суда о том, что пункт 2 статьи 26.3 названного Федерального закона не относит вопросы установления районных коэффициентов и государственных гарантий для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, свидетельствует, скорее, о соответствии оспариваемого постановления федеральному закону, поскольку данный акт принят не в пределах полномочий по предметам совместного ведения, осуществляемых данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а во исполнение нормативного правового акта Российской Федерации, на что указал сам суд в своем решении.
Указанные вопросы и не могли быть отнесены к подобным полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, поскольку в соответствии со статьей 316 Трудового кодекса Российской Федерации, статьей 10 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностях" размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, суд применил закон, не подлежавший применению.
Согласно статье 1 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностях" действие настоящего Закона распространяется на лиц, работающих по найму постоянно или временно в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях.
Действительно, в соответствии со статьей 3 названного Закона о Севере гарантии и компенсации работникам организаций, не относящихся к бюджетной сфере, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются работодателем, если иное не установлено настоящим Законом.
Статьей 4 настоящего Закона установлено, что гарантии и компенсации, установленные для граждан, работающих в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, осуществляются за счет средств работодателя.
Более того в соответствии со статей 5 Закона о Севере гарантии в области оплаты труда регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации.
В силу статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Статья 146 Трудового кодекса Российской Федерации гарантирует оплату труда в повышенном размере работникам, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
Согласно статье 315 Трудового кодекса Российской Федерации, оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Следовательно, действующее в силу статьи 423 Трудового кодекса Российской Федерации Постановление Совета Министров РСФСР от 4 февраля 1991 года N 76 "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера" и принятое в его исполнение главой администрации Иркутской области постановление от 28 января 1993 года N 9 "О выравнивании районного коэффициента к заработной плате на территории Иркутской области" являются нормативными правовыми актами трудового законодательства, а районный коэффициент к заработной плате - элементом заработной платы.
В соответствии со статьями 129 и 22 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату является обязанностью работодателя.
Обязанности выплачивать заработную плату работникам организаций, не относящихся к бюджетной сфере, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, из средств бюджета субъекта Российской Федерации федеральное законодательство не предусматривает.
При таких обстоятельствах у суда не было оснований считать, что положения пункта 2 оспариваемого постановления, предусматривающие осуществление затрат на выплату установленных коэффициентов предприятиями за счет собственных средств, противоречат федеральному закону.
Отказывая заявителю в признании положений пункта 1 оспариваемого постановления, суд обоснованно указал на то, что глава администрации Иркутской области, принимая данное постановление во исполнение Постановления Совета Министров РСФСР от 4 декабря 1991 года N 76, действовал в пределах полномочий, предоставленных законом.

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Постановления следует читать как "от 4 февраля 1991 г."

Доводы ОАО "Востоксибэлектросетьстрой" о том, что оспариваемым постановлением был введен повышенный размер районного коэффициента - 1.3, по сравнению с размером районного коэффициента установленного Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 21 ноября 1969 года N 421/26 проверялись судом и правильно признаны им несостоятельными.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 13 Постановления Совета Министров РСФСР от 4 декабря 1991 года N 76 размер выравнивающего коэффициента должен быть определен в пределах действующих на территории соответствующих городов и районов минимальных и максимальных размеров коэффициентов.

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "подпунктом "б" пункта 13" имеется в виду "пунктом 13"

Судом достоверно установлено, что эти требования в оспариваемом постановлении соблюдены. Размеры выравнивающих районных коэффициентов установлены в пределах действующих на территории городов и районов Иркутской области минимальных и максимальных размеров коэффициентов (1,2-1,7), которые, в свою очередь, были установлены Постановлениями Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 5 марта 1960 года N 298/8, от 4 сентября 1964 года N 380/П-18, от 20 декабря 1967 года N 533/36, от 30 мая 1985 года N 165/12-85, Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года N 1029 и др.
Факт согласования оспариваемого постановления с соответствующим профсоюзным органом подтвержден материалами дела и заявителем не опровергнут.
Ссылка в жалобе на то, что оспариваемым актом, ухудшающим положение заявителя незаконно придана обратная сила, является необоснованной.
Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Поэтому принятие 28 января 1993 года постановления, устанавливающего трудовые гарантии и компенсации гражданам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностях, и его введение в действие с 1 января того же года не может рассматриваться как придание обратной силы акту, устанавливающему или отягчающему чью-либо ответственность.
Прочие доводы кассационной жалобы заявителя направлены на иное, неправильное толкование норм материального права и оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а потому не могут служить поводом к отмене законного и обоснованного решения суда в указанной части.
На основании изложенного Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 360 и 361 ГПК РФ, определила:
решение Иркутского областного суда от 7 декабря 2007 года в части удовлетворения заявления ОАО "Востоксибэлектросетьстрой" о признании отдельных положений пункта 2 постановления главы администрации Иркутской области от 28 января 1993 года N 9 "О выравнивании районного коэффициента к заработной плате на территории Иркутской области" недействующими отменить и принять новое решение, которым в удовлетворении заявления ОАО "Востоксибэлектросетьстрой" отказать.
В остальной части это же решение оставить без изменений, а кассационную жалобу ОАО "Востоксибэлектросетьстрой" - без удовлетворения.


В данном разрезе видно, что коэффициент 1,3 на территории Иркутска и т.д. должен применяться, но остаётся не до конца выясненным один вопрос - что такое "собственные средства предприятия"? Означает ли это, что эти 10% разницы не могут уменьшать налогооблагаемую базу? УФНС по Иркутской области считают и наша бухгалтерия считают, что не могут и должны выплачиваться из чистой прбыли организации.
Мне же видится, что здесь необходимо иное толкование - в п.2 Постановления № 9 "О выравнивании районного коэффициента к заработной плате на территории Иркутской области" указывается на "собственные средства предприятия" в целях разграничения источников выплаты указанного коэффициента между бюджетом и организациями. :)
Кто прав? Кто виноват? :D

Сообщение отредактировал bosicom: 11 September 2008 - 11:00

  • 0

#25 SvetlanaOREN

SvetlanaOREN
  • Новенький
  • 1 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 09 October 2008 - 12:38

Уважаемые господа!
Подскажите пожадуйста!
Начисляется ли уральский коэффициент на компенсацию (отступные) при увольнении зам.ген.директора?
Заранее спасибо!
  • 0




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных