Доход физического лица, образующийся посредством транзакции, с помощью которой сумма на счете в банке, открытом на имя одного физического лица, безвозмездно и безвозвратно передается другому физическому лицу в наличной форме или на счет по учету вклада другого лица, до 01.01.2006 г. подлежал обложению налогом с имущества. Такой налог взимался при условии удостоверения нотариусом соответствующего договора дарения в случаях, если общая стоимость переходящего в собственность физического лица имущества на день удостоверения договора дарения превышала 80-кратный размер МРОТ.
Прирост имущества физического лица, образующийся посредством простой передачи одним физическим лицом наличных денег другому физическому лицу не подлежал обложению налогом с имущества, а с образовавшегося дохода не взимался подоходный налог, а с 01.01.2001 - налог на доходы физических лиц.
До вступления в силу ГК РФ налоговые и правоохранительные органы не освобождались от налогового администрирования (а, следовательно, от уголовного и административного производства по фактам налоговых и иных правонарушений) сделок «дарения» денег, особенно если не соблюдались порядок расчетов (ст. 112 Основ ГЗ СССР и республик) и требования к форме договора дарения (нотариальная - ст. 257 ГК РСФСР).
Поэтому нотариусы были обязаны сообщать о нотариальном удостоверении договоров дарения в налоговые органы. При этом тогда и по сей день обязанность уведомлять обо всех сделках дарения, никогда не ставилась в зависимость от усмотрения нотариуса, есть ли объект налогообложения и каким налогом, или его нет.
Позже практика налогового администрирования «дарительных» транзакций трансформировалась в контроль за соответствием расходов получаемым доходам; в меры по предупреждению коррупции; в противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. В рамках системы такого противодействия с 01.01.2007 нотариус должен представлять в налоговый орган также сведения о степени родства между дарителем и одаряемым даже по сделкам дарения между физическими лицами, доходы от которых освобождаются от обложения НДФЛ.
Однако ближе к первым вопросам темы.
Рассматривая понятие дохода, обычно подразумевают экономическую выгоду, улучшение материального, т. е. имущественного положения лица, приращение стоимости имущества. Термин «доход», таким образом, всегда неотделим от «имущества». Статьи 128, 132 ГК РФ признают деньги движимым имуществом, предназначенным для передачи закрепленных в них прав.
Приращенное в денежной форме «имущество» лица может существовать в виде:
материальных носителей (памятные и инвестиционные монеты, при этом реальная, т.е. «доходная», стоимость таких монет может быть значительно больше номинала);
не обремененных какими-либо условиями обязательств Банка России, обеспеченных всеми его активами (банкноты и обычная монета в размере их номиналов);
обязательств банка, обслуживающего клиента по договору банковского счета или вклада (записи о количестве учтенных на счете единиц валюты).
Поскольку не всегда одаряемый может обналичить требование к банку на списываемую со счета дарителя сумму, а также в силу различия в правовой природе наличных (в т.ч. памятных и инвестиционных монет) и безналичных денег, доход от приращения имущества, окончательно сформированный в банкнотах, объективно может иметь разную величину.
Пока в отношении такого дохода от приращения имущества посредством дарения денег невозможно выполнить требования пунктов 1, 3, 6 и 7 статьи 3 НК РФ, не будет обложения каким-либо налогом дохода от дарения денег.
Однако необходимость противодействия коррупции и легализации (отмыванию) доходов неизбежно приведет к введению регулятивных норм, устанавливающих те или иные правила, позволяющие государству иметь полную картину о происхождении подаренной наличности, субъектном составе ее оборота.
Один из примеров пассивного регулирования оборота подаренных денег.
Исходя из норм ФЗ о «О валютном регулировании и валютном контроле», физическое лицо – нерезидент может на территории РФ получить без уплаты налогов в дар любую сумму наличных рублей от физического лица - резидента, но не может законно их вывезти, хотя закон и не требует от нерезидентов декларирования единовременно вывозимых сумм наличных рублей менее эквивалента 3000 USD, однако обязывает их иметь документ, подтверждающий ввоз или перевод в РФ валюты РФ.
Еще один из примеров регулирования оборота подаренных денег.
Гражданскому служащему запрещается получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения).
В случаях подарков на протокольных мероприятиях, в служебных командировках, и т.п. подарки признаются федеральной собственностью или собственностью субъекта Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы.
Из названного порядка получения подарков служащими исключение делается только для случаев дарения, носящего личный характер, но стоимость подарка при этом не должна превышать 5 МРОТ.
Вопросы для коллег из РФ:
Как определить базу для налога с учетом описанных вариантов существования денежных форм?
Как администрировать дарение в целях выявления происхождения и реальной цели денежного подарка?
Какая ставка налога на дарение денег экономически обоснована (налог не может быть больше стоимости услуги по почтовому переводу такой же суммы)?
Как и когда взимать такой налог?
Вопрос для коллег, знакомых с практикой МОЛОДЫХ государств, в которых так или иначе урегулировали такие отношения.
Как там организовано налоговое или иное администрирование дарения денег?
Сообщение отредактировал greeny12: 19 January 2007 - 12:33