Не соглашусь с коллегами, которые, на мой взгляд, не учитывают, что осуществление прав одного не должно нарушать права другого (п. 3 ст. 17 Конституции РФ).
По моему убеждению, этот принцип должен быть реализован при решении рассматриваемой проблемы следующим образом.
Каждый автор имеет право использовать свое настоящее имя или псевдоним, которые выполняют одну и ту же роль, являясь, если можно так сказать, "средствами индивидуализации автора". Несомненно, что суть этой обеспеченной правом возможности состоит в том, чтобы данный автор мог быть узнан, идентифицирован в кругу других авторов.
Каждый автор для этих целей вправе выбрать себе любой псевдоним или любой способ указания настоящего имени, однако в силу приведенного выше конституционного принципа не вправе использовать тот, который уже используется другим автором, поскольку это нарушит точно такое же право первого автора и лишит своей сути право на имя обоих.
Не имеет значения тот факт, что второй автор использует свое настоящее имя, поскольку для авторского права безразлично, индивидуализирует ли себя автор с помощью псевдонима или настоящего имени. Учитывая суть права на имя, было бы ошибкой отдавать преимущество настоящему имени перед псевдонимом или отделываться рассуждениями типа: "Раз настоящее имя, то можно".
И необходимо учесть, что настоящее имя может быть указано по-разному: полностью, с указанием имени перед фамилией, с указанием лишь инициалов, без таковых и т.д.
На мой взгляд, это должно быть использовано для обеспечения возможности индивидуализации.
Например, даже если оба автора полные тезки, то второй автор обязан выбрать такой способ указания своего настоящего имени, чтобы он не повторил указание имени первого. И. Иванов и Иван Иванов было бы достоточным. По крайней мере, в данном примере, учитывая популярность фамилии Иванов.
Тоже самое, если настоящее имя второго автора совпадает с ранее выбранным псевдонимом первого. Второй обязан выбрать такой способ указания своего настоящего имени, чтобы он отличался от псевдонима.
Во вопросе о праве на имя должно придаваться значение и таким фактам, как область творческой деятельности, известность первого автора (его имени или псевдонима), территория известности. Эти критерии могут быть использованы при решении судом вопроса о том, подлежит ли удовлетоврению и в какой объеме иск первого автора.
А в том, что такие иски не могут быть отклонены только на том основании, что второй автор использует настоящее имя - это для меня представляется очевидным.
Хочу также добавить, что если в поведении второго автора проявляется желание воспользоваться известностью первого, то ситуация еще менее спорна, учитывая ст. 10 ГК РФ (злоупотребление правом). И тем более здесь не важно, настоящее ли имя использует второй или нет.
Мои коллеги совершенно напрасно не рассмотрели вопрос о перспективности требований первого автора с этой точки зрения.
Добавлено немного позже:Evguenia судебная практика говорит об обратном.
Вярд ли так можно говорить об одном судебном деле, не поднявшимся высоко в судебных инстанциях. Тем более, что не вполне ясно, чем же оно закончилось (я имею в виду содержание судебного акта).
И, думаю, не ошибусь в предположении, что других-то решений на эту тему у Вас нет.
Сообщение отредактировал Лабзин Максим: 30 September 2009 - 14:28