|
||
|
Авторские права на постановочную фотографию
#1
Отправлено 09 April 2010 - 16:46
Возникают ли авторские права на фотографическое произведение у следующих лиц:
1. Визажист/гример;
2. Парикмахер-стилист;
3. Костюмер;
4. Осветитель
Если да, то они соавторы?
#2
Отправлено 09 April 2010 - 16:54
Мы уже обсуждали есть ли авторские/смежные права у модели , теперь предлагаю обсудить следующий вопрос.
Возникают ли авторские права на фотографическое произведение у следующих лиц:
1. Визажист/гример;
2. Парикмахер-стилист;
3. Костюмер;
4. Осветитель
Если да, то они соавторы?
Фотография не внесена в перечень сложных объектов. Скорее каждый останется при своём. Просто на фотографии зафиксированы иные рид. Сложнее всех вообще с осветителем, gvv^ как его объект себе представить - я не знаю...
#3
Отправлено 09 April 2010 - 17:15
#4
Отправлено 09 April 2010 - 18:36
Фотография не внесена в перечень сложных объектов.
А при чем тут сложный объект? Научная статья,к примеру, тоже не является сложным объектом, но ничего - соавторство на нее то возможно.Фотография не внесена в перечень сложных объектов. Скорее каждый останется при своём. Просто на фотографии зафиксированы иные рид.
Rijir
Не, Ваш пример об ином - сначала написал картину, потом ее сфотографировали. В с постановочным фото ситуация иная - совместным творческим трудом нескольких лиц (фотограф, парикмахер, визажист и т.п.) создается единое произведение.По аналогии с фотографией картины - соавторство фотографа и художника не образуется
На создание темы подоткнуло дело, рассматривавшееся в Англии. Суд отказал в признании авторского права за гримером, считавшим, что лицевой грим является произведением живописи. Авторы книги (Бентли и Шерман) считают, что решение суда правильным, полагая, что основанием для отказа должно было послужить то, что лицевой грим не может являться объектом живописи, так как живопись всегда мыслится как постоянно существующий объект.
Отсюда и возникла мысль для обсуждения - а возникают ли в принципе авторские права на такие объекты как лицевой грим и прическа, которые на могут долго находиться в объективной форме?
#5
Отправлено 09 April 2010 - 19:58
А разве у нас где-нибудь говорится о сроке существования объектвной формы произведения? Чой-то я не припоминаю. Ведь и постоянность существование орнигинала произведения живописи вопрос философический , постоянно это сколько - год, десять, век, и т.д.На создание темы подоткнуло дело, рассматривавшееся в Англии. Суд отказал в признании авторского права за гримером, считавшим, что лицевой грим является произведением живописи. Авторы книги (Бентли и Шерман) считают, что решение суда правильным, полагая, что основанием для отказа должно было послужить то, что лицевой грим не может являться объектом живописи, так как живопись всегда мыслится как постоянно существующий объект.
Отсюда и возникла мысль для обсуждения - а возникают ли в принципе авторские права на такие объекты как лицевой грим и прическа, которые на могут долго находиться в объективной форме?
Вопрос исключительно в наличии творчества, и как назвать не важно, живопись, визаж, боди арт, тельцекрас , какая разница.
#6
Отправлено 09 April 2010 - 20:04
А какие мысли про соавторство на фотографию?
#7
Отправлено 09 April 2010 - 21:32
Авторы книги (Бентли и Шерман) считают, что решение суда правильным, полагая, что основанием для отказа должно было послужить то, что лицевой грим не может являться объектом живописи, так как живопись всегда мыслится как постоянно существующий объект.
Отсюда и возникла мысль для обсуждения - а возникают ли в принципе авторские права на такие объекты как лицевой грим и прическа, которые на могут долго находиться в объективной форме?
А я так любил Бентли и Шермана, и считал их светилами в АП...
Давайте рассматривать соавторство тогда. Что есть фотография, как объект? - запечатление происходящего. Помогали фотографу гример и визажист и модель именно запечетлевать? Нет. Он это сделал сам. Это как с фонограммой: вы же не говорите, что исполнитель - обязательно соавтор фонограммы.
#8
Отправлено 09 April 2010 - 21:38
в то же время они могли ему помогать составлять композициюДавайте рассматривать соавторство тогда. Что есть фотография, как объект? - запечатление происходящего. Помогали фотографу гример и визажист и модель именно запечетлевать? Нет. Он это сделал сам. Это как с фонограммой: вы же не говорите, что исполнитель - обязательно соавтор фонограммы.
#9
Отправлено 09 April 2010 - 21:56
У самого были такие же мысли, типа кнопку то нажимал только фотограф. Думаю рассуждая так, мы необоснованно сужаем понятие соавторства, определяя его исключительно по технической стороне. Возьмем по аналогии статью написанную в соавторстве - там тоже набирать физически мог только один из авторов, но соавторство при этом никуда не девается. Более того, представим - композицию выстроил фотограф, но технически запечатлел (нажал кнопку) стажер-помощник, и что теперь он автор?Помогали фотографу гример и визажист и модель именно запечетлевать?
pavelser
А так и происходит, когда замысел фотографа реализуют в силу своих способностей группа лицв то же время они могли ему помогать составлять композицию
#10
Отправлено 09 April 2010 - 22:17
Fess
У самого были такие же мысли, типа кнопку то нажимал только фотограф. Думаю рассуждая так, мы необоснованно сужаем понятие соавторства, определяя его исключительно по технической стороне. Возьмем по аналогии статью написанную в соавторстве - там тоже набирать физически мог только один из авторов, но соавторство при этом никуда не девается. Более того, представим - композицию выстроил фотограф, но технически запечатлел (нажал кнопку) стажер-помощник, и что теперь он автор?Помогали фотографу гример и визажист и модель именно запечетлевать?
pavelserА так и происходит, когда замысел фотографа реализуют в силу своих способностей группа лицв то же время они могли ему помогать составлять композицию
Ну если за пультом звукорежиссера не только звукорежиссер, а и исполнитель, то получается, что и производителем фонограммы будет два человека.
Просто при таких рассуждениях в соавторы попадает любое лицо, творческим трудом (а может и порывом) повлиявшее на фотографа. В то же время творческий труд в самой фотографии модели, если она явно не высказывала идеи, куда фотографу пойти, что бы её снять, весьма и весьма маловероятен. Так что я бы сказал, что соавторы они именно если говорили, как снимать и что делать, где ловить свет. Гример, который загримировал модель и ушел - туда точно не попадает. Ну и со всеми остальными так же.
#11
Отправлено 09 April 2010 - 22:36
помогать составлять композицию
то накаких прав на фотографию у "помошников" не возникает, т.к. как известно на содержание, так же как и на идеи, методы, способы, концепции и.т.п., авторское право не распростроняетсяговорили, как снимать и что делать, где ловить свет.
#12
Отправлено 09 April 2010 - 23:50
На саму идею нет, а вот на ее выражение в виде книги, фотографии и т. п. дато накаких прав на фотографию у "помошников" не возникает, т.к. как известно на содержание, так же как и на идеи, методы, способы, концепции и.т.п., авторское право не распростроняется
Добавлено немного позже:
Производитель это у нас лицо взявшее на себя "Смелость" а не стоящее за пультомНу если за пультом звукорежиссера не только звукорежиссер, а и исполнитель, то получается, что и производителем фонограммы будет два человека.
Сообщение отредактировал pavelser: 09 April 2010 - 23:51
#13
Отправлено 10 April 2010 - 01:14
Бывают, конечно, исключения, когда разнородные унитарные объекты влекут формальное соавторство (но не по сути) в составе объявленного комплекса, но только лишь потому, что так захотелось законодателю (получайте АВП как «архисложный» объект)). Соавторство в сложных объектах – не есть правило (*и, соответственно, не правильно?
#14
Отправлено 10 April 2010 - 01:51
а кто как не фотограф или писатель этим выражовыванием занимаетсяЦитата
то накаких прав на фотографию у "помошников" не возникает, т.к. как известно на содержание, так же как и на идеи, методы, способы, концепции и.т.п., авторское право не распростроняется
На саму идею нет, а вот на ее выражение в виде книги, фотографии и т. п. да
#15
Отправлено 10 April 2010 - 02:00
По твоему если машинистка записывает за сочинителем, то она является автором произведения ?
#16
Отправлено 10 April 2010 - 02:11
А то, и типография у нее в соавторахkorn
По твоему если машинистка записывает за сочинителем, то она является автором произведения ?
#17
Отправлено 10 April 2010 - 02:28
Давайте усложним.
Мне пришлось вести дела по такому объекту АП, как кулинарная фотография.
И вот есть муж и жена. Муж - профессиональный фотограф. Он настраивает свет, выбирает ракурс. Однако композицию для кадра в основном строит и определяет жена. А конкретно, ее действия заключаются в приготовлении блюда и в его внешнем оформлении.
И уверяю Вас, что она мыслит свою работу вовсе не как приготовление пищи. Всё, что она делает - она делает для будущего кадра. Всё должно получиться красиво. И вкусно. Но только не в жизни, а на фотографии. Этой целью определяется очень многое: от подбора продуктов до визуального украшения блюда. Гастрономические качества ею в расчет не берутся.
Я не спрашивал, что происходит с многочисленными блюдами потом, но допускаю, что некоторые из них просто выбрасываются.
Супруги считают себя соавторами кулинарных фотографий.
Вы полагаете, что они ошибаются?
Выбирая ракурс, можно ходить с фотоаппаратом вокруг круглого торта, а можно поворачивать сам торт.
Почему мы должны видеть творчество только в действиях того, кто ходит вокруг объекта, а не того, кто повернул этот объект лучшей стороной.
#18
Отправлено 10 April 2010 - 02:42
Безусловно много зависит от самовосприятия лиц, участвующих в создании произведения. В одной из тем, сам приводил пример, когда два человека придумывают вместе, рисуюет один, но они, также как и в Вашем примере, считают себя соавторами, и это их право.Супруги считают себя соавторами кулинарных фотографий.
Вы полагаете, что они ошибаются?
Но если, подойти формально, то безусловно автором фотографии является только фотограф, жена является автором трехмерного произведения - внешнего вида блюда (скульптура? дизайн?), которое воспроизводится фотографом.
#19
Отправлено 10 April 2010 - 03:07
Вы как-то смешно все усложняете. А если, допустим, жена с мужем все настроили, расставили, повернули, осветили и сделали первый дубль. Вдруг заходит сын и говорит: «Да включите вы люстру на потолке – это придаст теплого желтого цвета». Они включают люстру и делают второй дубль, ничего больше не меняя. Первое фото «мертвое», а второе – в приятных теплых «уютных» мягких тонах. Снимки идут на фотоконкурс и именно второй дубль со светом люстры получает первый приз в крупном денежном эквиваленте. Они все трое считают друг друга соавторами и готовы порвать любого, кто не согласен…
А я вот не согласен с позиции стороннего наблюдателя, особенно когда они позже, простите, разосруться друг с другом по части раздела приза в судебном, естественно, порядке
Это вот как тот известный художник. И помощников у него много, и натурщиц – поворачивают все что-то, освещают, прихорашивают, другой краски смешивает, ибо набил руку на комбинировании уникальных полутонов на палитре (без них не получится «живой» картины - ЖИВОпись же), третий – шторы отодвигает, чтобы "залить" комнату солнечными лучами и все хотят, чтобы уж очень красиво нарисовано получилось. А автор-то один, хотя он может быть и не против всех в соавторы…
#20
Отправлено 10 April 2010 - 13:47
Здесь нет творчества.Вдруг заходит сын и говорит: «Да включите вы люстру на потолке – это придаст теплого желтого цвета». Они включают люстру и делают второй дубль, ничего больше не меняя.
В моем примере в определении объекта съемки творчество есть.
Эти два факта Вы не будетеотрицать.
А я в свою очередь не утверждаю, что условием возникновения соавторства является только соглашение об этом.
Что касается усложнения, то я имел в виду то, что творчество в придании блюду внешнего вида не являлось самоцелью, а определялось целью сделать удачный фотокадр
Сообщение отредактировал Лабзин Максим: 10 April 2010 - 17:47
#21
Отправлено 10 April 2010 - 18:36
Так как считаете в примере с фотографией, будет соавторство?
#22
Отправлено 11 April 2010 - 00:10
Чтобы соглашаться или отрицать надо бы как-то аргументировать позицию. Почему Вы считаете, что творчества нет в моем примере с сыном и оно есть в Вашем с участием жены? Я, честно говоря, не анализировал и не акцентировал моменты творчества в приведенных примерах.Здесь нет творчества.
В моем примере в определении объекта съемки творчество есть.
Эти два факта Вы не будетеотрицать.
Да, но именно непосредственная направленность замыслов по созданию результатов у жены (сделать кулинарный объект) и мужа (сделать фотоснимок) как раз различны. Поэтому муж не является автором кулинарной композиции, а жена - автором фотографии.Что касается усложнения, то я имел в виду то, что творчество в придании блюду внешнего вида не являлось самоцелью, а определялось целью сделать удачный фотокадр
#23
Отправлено 11 April 2010 - 00:13
Если лицо творчески готовило объект именно к съемке, то оно тем самым принимало совместное с фотографом творческое участие в создании фотографии.
#24
Отправлено 11 April 2010 - 00:31
Потому что такова степень самовыражения в каждом из сравниваемых действий.Почему Вы считаете, что творчества нет в моем примере с сыном и оно есть в Вашем с участием жены?
То, что создание внешнего вида блюда предполагает творчество, Вы, я надеюсь, отрицать не будете.
Получается, Вы всерьез хотите поговорить о том, есть ли творчество в нажатии сыном кнопки выключателя? Хорошо, если настаиваете. Тогда конкретизируйте его подготовку к этому действию, насколько оно было предопределено целью, а, самое главное, укажите, много ли у сына было вариантов поведения и, соответственно, характеризуется ли выбранный им вариант самобытностью.
Представляется, что Вы недооцениваете замысел жены. Как я подчеркивал, действия жены, которая готовила объект для съемки, предопределялись той же целью, что и у мужа: получить привленкательный фотоснимок.Да, но именно непосредственная направленность замыслов по созданию результатов у жены (сделать кулинарный объект) и мужа (сделать фотоснимок) как раз различны.
#25
Отправлено 11 April 2010 - 01:55
Оценочная величина и однозначной определенности не будет, хотя есть статистически преимущественная позиция и аутсайдерское меньшинство.Потому что такова степень самовыражения в каждом из сравниваемых действий.
Адекватнее всегда первые, но нет гарантии истинности (вспомним, напр., исторические массовые заблуждения в понимании окружающего мира – Земля плоская, солнце вращается вокруг Земли - и только аутсайдеры были ближе к истине), но это так, ремарка в сторону.
Не буду. Имхо, ключевое в Вашей фразе - «создание ВНЕШНЕГО вида», то есть творческое участие для целей признания авторских прав – это создание всей объективной формы произведения (один автор) или части такой формы, отдельных ее элементов (несколько авторов) в одном произведении.То, что создание внешнего вида блюда предполагает творчество, Вы, я надеюсь, отрицать не будете.
Попробую, если получитсяПолучается, Вы всерьез хотите поговорить о том, есть ли творчество в нажатии сыном кнопки выключателя?
1. Не согласен с наличием этапа подготовки к созданию произведения как непременно длящемуся и выделенному этапу для целей определения творчества. Зачастую подготовка не имеет выраженного временного периода и произведение создается автором сразу по наитию, интуитивно. Занимается, скажем, поэт или художник бытовыми рутинными делами, вдруг его осеняет, наступает inspiration (а может eclipse?), он лихорадочно все бросает и пишет (рисует) стихотворение (картину). Психологи скажут, что подготовка была, но неосознанно в подсознании, что может быть и так, но вряд ли верифицируемо.Тогда конкретизируйте его 1)подготовку к этому действию, 2)насколько оно было предопределено целью, а, самое главное, укажите, 3)много ли у сына было вариантов поведения и, соответственно, 4)характеризуется ли выбранный им вариант самобытностью.
2. Цель действия сына в моем примере:
а) содержательно – добавить мягкость и теплоту тонов для повышения комфортности восприятия кулинарной композиции (такая психологическая закономерность мышления людей была ранее понята сыном опытным путем),
б) формально – дополнительно осветить объект съемки рассеянным светом светло-желтого спектра.
3. Вариантов колоссальное количество – осветить свечами, керосиновой лампой, аэродромным прожектором со стороны улицы в окно, дождаться безоблачного солнечного света из окна (выбрать другое время съемки) и т.д. Сын рефлекторно выбрал наиболее эффективный и оперативный способ – включить люстру на потолке. Это делает его поведение инвариантным? Отнюдь.
4. Если самобытность по созданию элементов объективной формы произведения Вы понимаете как новизну примененных автором способов внешнего выражения, то это не будет иметь значения для возникновения авторских прав. Можно написать картину по строжайшим канонам живописи и в итоге получить шедевр, а можно использовать вместо красок, простите, продукты человеческой жизнедеятельности и на выходе получить нечто непотребное.
Таким образом, я просто показал, что сын в моем примере добавил один из элементов объектов объективной формы в фотопроизведение – дополнительные желтые полутона и светотень. Почему Вы считаете, что этого недостаточно для оценки степени самовыражения в качестве творческой?
Количество пользователей, читающих эту тему: 0
0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных