Отправлено 12 August 2010 - 19:05
Ситуация: ООО с долгом в бюджет около 100 тыс. руб. Не действует 3 года, движений денежных средств по счетам нет. Имущество отсутствует.
Вопрос: возможно ли в принципе исключение ФНС ООО как недействующего?
Мое видение ситуации:Нормативная база> Нажмите тут чтобы открыть/скрыть спойлер. < ФЗ «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮЛ И ИП»
Статья 21.1. Исключение юридического лица, прекратившего свою деятельность, из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа
1. Юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
2. При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - решение о предстоящем исключении).
3. Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
4. Заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.
ПП РФ N 438 «О ЕГРЮЛ»:
Внесение в государственный реестр записи об исключении недействующего юридического лица из государственного реестра осуществляется по решению о государственной регистрации, принятому в отношении юридического лица регистрирующим органом по месту его нахождения на основании:
1.документа налогового органа, подтверждающего непредставление юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации;
2.документа налогового органа, подтверждающего отсутствие в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или подтверждающего отсутствие у юридического лица открытых банковских счетов, по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.
Внесение в государственный реестр записи об исключении юридического лица из государственного реестра осуществляется не ранее 3 месяцев со дня опубликования решения о предстоящем исключении юридического лица из государственного реестра в печатном органе, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, при условии непредставления в указанные сроки в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица соответствующего заявления недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными заинтересованными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из государственного реестра.
КОММЕНТАРИЙ: > Нажмите тут чтобы открыть/скрыть спойлер. < При выполнении этих условий регистрирующий (налоговый) орган может принять решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ (п. 2 Методических рекомендаций по организации работы регистрирующих (налоговых) органов, утв. Письмом ФНС России от 9 августа 2005 г. N ЧД-6-09/668@ (далее - Методические рекомендации)). Обязанность уведомления исполнительного органа юрлица или его учредителей (участников) о принятии данного решения законодательством не предусмотрена. Извещение заинтересованных лиц об этом производится в течение трех дней с момента его принятия в виде публикации решения в журнале "Вестник государственной регистрации" (п. 3 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ). В этой же публикации должны содержаться сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юрлицом, кредиторами или иными лицами (далее - заинтересованные лица), чьи права и законные интересы затрагиваются, а также адрес, по которому они могут быть направлены.
Если в течение трех месяцев со дня выхода публикации в регистрирующий орган не поступят заявления от заинтересованных лиц, то в ЕГРЮЛ вносится запись об исключении недействующего юрлица. Производится она налоговым органом по месту нахождения недействующего юрлица по истечении 15 дней со дня окончания трехмесячного срока с момента публикации.
Не позднее рабочего дня, следующего за днем исключения недействующего юрлица из ЕГРЮЛ, структурное подразделение налогового органа, отвечающее за регистрацию и учет налогоплательщиков, снимает его с учета и направляет необходимые сведения в налоговые органы, в которых юрлицо стоит по иным основаниям. Они также производят исключение сведений из ЕГРН в установленный срок (п. 5.2.1.1 Методических рекомендаций).
Однако, процедура в описанном виде может быть исполнена налоговиками только в отношении юрлиц, не имеющих задолженности по обязательным платежам в бюджет (Письмо ФНС России от 18 июня 2009 г. N МН-20-6/812). К тем же, кто задолжал бюджету, налоговые органы будут применять процедуру банкротства для взыскания неуплаченных сумм налогов, пеней и штрафов. Производится она на основании Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве).
При попытке налоговых органов принудительно ликвидировать юрлицо в судебном порядке или признать его банкротом суды должны проверять, не является ли данное юрлицо недействующим и проводилась ли процедура исключения из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа. Арбитражный суд возвращает налоговым органам заявления о принудительной ликвидации или признании юрлица банкротом, если оно отвечает признакам недействующего юрлица, установленным п. 1 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ (п. 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 декабря 2006 г. N 67 (далее - Постановление N 67)). Если указанные обстоятельства будут выявлены в ходе возбужденного дела о принудительной ликвидации (банкротстве), то производство по делу прекращается (п. 1 ст. 150 АПК РФ).
Суды при принятии решений должны учитывать, что наличие задолженности не является препятствием для применения процедуры исключения недействующих юрлиц из ЕГРЮЛ (п. 6 Постановления N 67). Если сумма расходов по проведению процедуры банкротства за счет средств федерального бюджета (п. 2 ст. 227 Закона о банкротстве) превышает размер требований уполномоченного органа к должнику и отсутствует возможность ее возмещения за счет имущества должника, заявление налогового органа может быть возвращено заявителю (п. 1 ст. 129 АПК РФ).
Несмотря на то что арбитражные суды чаще всего руководствуются в своих действиях нормами Постановления N 67, налоговые органы не желают самостоятельно принимать решение об исключении из ЕГРЮЛ недействующих юрлиц при наличии задолженности по обязательным платежам в бюджет. Более того, в Письме Минфина России и ФНС России от 18 июня 2009 г. N МН-20-6/812 фактически дан запрет на принятие решений о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ недействующих юрлиц, имеющих задолженность по обязательным платежам в бюджет (см. также Письмо ФНС России от 9 августа 2005 г. N ЧД-6-09/668@). То есть предварительно налоговики должны попытаться провести процедуру банкротства. Так как Письмо ФНС России влияет только на работу регистрирующих органов, а Постановление Высшего Арбитражного Суда РФ также не относится к нормативным актам, но влияет на работу судов (ст. 13 АПК РФ), то вопрос ликвидации юрлиц в административном порядке будет продолжать "переталкиваться" из налоговой в суд, а из суда в налоговую, до однозначного его урегулирования в законном порядке.
ВЫВОД: > Нажмите тут чтобы открыть/скрыть спойлер. <