|
||
|
Кто может дать толкование федерального закона?
#1
Отправлено 23 November 2010 - 12:39
Спасибо.
#2
Отправлено 23 November 2010 - 12:54
Официально, чтобы такое толькование имело силу, толкование закона может быть осуществлено только по процедуре принятия закона, т.е. ГД -> СФ -> Президент.
Понятно, что этого у нас не делается.
А консультации по конкрентым интересующим вас вопросам, можно получить у органов, которые этим законом в своей деятельности руководствуются. Сила таких консультаций, надеюсь, вам ясна.
Сообщение отредактировал AlexJalnin: 23 November 2010 - 12:54
#3
Отправлено 23 November 2010 - 13:15
Толкованием Конституции занимается Конституционный суд РФ. Но только с подачи Президента, Правительства, Совета Федерации, Государственной Думы и органов законодательной власти субъектов.
В некоторых субъектах закреплена возможность толкования законов субъекта путем принятия закона о толковании конкретного закона. Граждане и юрлица могут обращаться в орган законодательной власти субъекта с предложением о толковании.
#4
Отправлено 23 November 2010 - 13:27
Представьте, приняли закон в котором толком разобраться невозможно.
Одна сторона (гос. органы) на это дело так смотрят, другая сторона (адвокаты) - по-другому. Причем вопрос простой и однозначный: либо можно, либо нельзя.
А из закона ничего не понять.
Можно судиться, но по большому счету обсуждать нечего. Либо да, либо нет.
Суд из чего будет принимать решение? Исходя из своего видения закона. А у другого суда - другое видение. И получится, что по абсолютно одинаковым вопросам разные суды могут принять разные решения.
P.S. Вспомните, когда ввели лишение прав за выезд на встречку, суды стали лишать за поворот налево. Затем собрался какой-то суд и определил, что считается выездом на встречку. Кто тогда обращался в суд?
#5
Отправлено 23 November 2010 - 13:38
А вы чего хотите-то? Ситуации у всех абсолютно разные, обстоятельства тоже.... Один раз и навсегда что-то растолковать невозможно.
Могут. Но опять же исходя из конкретных обстоятельств дела. И еще есть ВАС, ВС, которые иногда обобщают практику и рекомендуют судам придерживаться какого-то однообразия в применении норм права. Еще есть апелляции, кассации, надзоры, у которых позиции могут не совпадать, для того они и существуют. Но это, собственно, ликбез, пробелы в котором обычно ликвидируют ко 2-3 курсу юрфака.Суд из чего будет принимать решение? Исходя из своего видения закона. А у другого суда - другое видение. И получится, что по абсолютно одинаковым вопросам разные суды могут принять разные решения.
#6
Отправлено 23 November 2010 - 13:53
Начали лишать прав за поворот налево с пересечением двойной сплошной.
Потом вышло Постановление Пленума ВС РФ, в котором объяснялось как толковать те или иные статьи КоАП. Без привязки к каким-то конкретным ситуациям. То есть это постановление просто устранило недоразумение, вызванное неграмотным составлением закона, который допускал двойное толкование.
Так же и в моей ситуации. Только практики по такому вопросу нет или она незначительна.
То есть, как я понимаю, простой гражданин не может ни у кого спросить как понимать тот или иной закон (органы власти, которые используют этот закон не в счет, т.к. они толкуют его в свою пользу)?
P.S. Я не юрист:-)
#7
Отправлено 23 November 2010 - 13:58
Да.То есть, как я понимаю, простой гражданин не может ни у кого спросить как понимать тот или иной закон (органы власти, которые используют этот закон не в счет, т.к. они толкуют его в свою пользу)?
Это форум для юристов.P.S. Я не юрист:-)
Ничто не мешает Пленуму ВС РФ изменить свою позицию по данному вопросу.Потом вышло Постановление Пленума ВС РФ, в котором объяснялось как толковать те или иные статьи КоАП.
#8
Отправлено 05 December 2010 - 19:36
Толкование норм ФЗ может дать КС РФ.Может ли гражданин РФ написать куда-нибудь (наверное в какой-нибудь из судов), чтобы ему ответили на вопрос как толковать ту или иную норму федерального закона?
Если эти нормы применены или подлежат применению в конкретном деле
и нарушены конституционные права и свободы этого гражданина РФ
#9
Отправлено 22 August 2013 - 16:57
Да, как Вам правильно ответили, в настоящее время в России никто не имеет права давать официальное толкование законов, то есть, такое, которое будет обязательным для всех - и простых граждан, и организаций, и судов и т. д. До введения в действие нынешней Конституции таким правом был наделён Верховный Совет (года примерно с 1990, возможно, раньше или позже - не знаю точно), до этого - Президиум Верховного Совета. Официально толковать Конституцию, как верно здесь написали, имеет право Конституционный Суд, но обратиться туда с таким запросом может крайне ограниченный круг лиц - Президент, Правительство, Совет Федерации, Госдума или законодательный орган субъекта Федерации. Простой гражданин, конечно же, вправе обратиться в какой-либо из этих органов с предложением о запросе в Конституционный Суд, но этот орган точно так же вправе отказаться удовлетворить просьбу гражданина. Постановления Пленумов ВС и ВАС по сути не являются официальным толкованием законов, они лишь дают некоторые разъяснения нижестоящим судам, которые, надо сказать, часто при вынесении решений по конкретным делам не придерживаются этих разъяснений, и такие решения оставляются без изменений вышестоящими инстанциями.Может ли гражданин РФ написать куда-нибудь (наверное в какой-нибудь из судов), чтобы ему ответили на вопрос как толковать ту или иную норму федерального закона? Куда писать, есть ли примеры?
Спасибо.
Сообщение отредактировал akramar: 22 August 2013 - 17:33
#10
Отправлено 22 August 2013 - 17:23
Все это весьма странно.
Представьте, приняли закон в котором толком разобраться невозможно.
Одна сторона (гос. органы) на это дело так смотрят, другая сторона (адвокаты) - по-другому. Причем вопрос простой и однозначный: либо можно, либо нельзя.
А из закона ничего не понять.
Можно судиться, но по большому счету обсуждать нечего. Либо да, либо нет.
Суд из чего будет принимать решение? Исходя из своего видения закона. А у другого суда - другое видение. И получится, что по абсолютно одинаковым вопросам разные суды могут принять разные решения.
P.S. Вспомните, когда ввели лишение прав за выезд на встречку, суды стали лишать за поворот налево. Затем собрался какой-то суд и определил, что считается выездом на встречку. Кто тогда обращался в суд?
Более того - гос. органы сегодня могут смотреть так, а завтра - иначе. Возьмём в качестве примера то же ПДД. Является ли выездом на встречку повотор налево? Вася сегодня повернул, сотрудник ГИБДД к нему за это санкций не применил. Завтра ГИБДД решит, что она "прозрела" и ранее норму закона или иного нормативного правового акта понимала ошибочно. Петя, зная, что к Васе вчера за данное действие ГИБДД никаких санкций не применила, совершает точно такое же действие, но за это на его сотрудник ГИБДД останавливает и налагает санкцию.Представьте, приняли закон в котором толком разобраться невозможно.
Одна сторона (гос. органы) на это дело так смотрят, другая сторона (адвокаты) - по-другому. Причем вопрос простой и однозначный: либо можно, либо нельзя.
- Как же так? Ведь ещё вчера с Васей за это ничего не сделали, а закон изменений не претерпел! - возмутится Петя.
- Да, - ответит сотрудник ГИБДД, - закон изменений не претерпел, но мы за действие, которое Вы, Петя, только что совершили, санкций на граждан не налагали потому, что до вчерашнего дня включительно этот закон неправильно толковали: думали, что Ваше действие является законным, а теперь поняли свою ошибку и считаем, что действие незаконно, поэтому на Вас следует наложить взыскание.
Насколько правомерным будет такое поведение ГИБДД вчера и сегодня? Никаких официально опубликованных документов о том, что ранее исполнительный орган данную норму токловал ошибочно, поэтому не привлекал граждан к ответственности, нет. Поэтому я бы очень хотел, чтобы Конституционный Суд России дал толкование части 3 статьи 15 Конституции (об обязательности официального опубликования нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина), ответив на вопрос: имеют ли право органы государственной власти, ведающие вопросами исполнения того или иного нормативного правового акта, без издания и официального опубликования соответствующего правового документа изменить практику исполнения этого НПА (то есть, начать или, наоборот, прекратить совершать в отношении граждан те или иные действия), если посчитают, что прежняя практика является неправомерной, поскольку она основана на ошибочном толковании исполняемой правовой нормы. Особенно в случае, если исправление такой ошибки влечёт за собой ухудшение правового положения простого человека.
Увы, подобное в России бывает нередко, и зачастую вышестоящие инстанции, особенно судов общей юрисдикции, оставляют в силе оба решения.И получится, что по абсолютно одинаковым вопросам разные суды могут принять разные решения.
Сообщение отредактировал akramar: 22 August 2013 - 17:25
#11
Отправлено 23 August 2013 - 14:05
akramar, а как Вы относитесь к Постановлению Президиума ВАС РФ ОТ 12.03.2013 N 15510/12 по делу N А71-13368/2008 ?Постановления Пленумов ВС и ВАС по сути не являются официальным толкованием законов, они лишь дают некоторые разъяснения нижестоящим судам
Среди прочего Президиум ВАС РФ отметил, что позиция судов нижестоящих инстанций, согласно которой при отсутствии регистрации договора участия в долевом строительстве и уступки прав по нему гражданин не может требовать от застройщика выполнения договора путем передачи оплаченного жилого помещения (в том числе при банкротстве застройщика), не учитывает целей Закона N 214-ФЗ и 7 гл. IX Закона о банкротстве.
отсутствие государственной регистрации договора не означает отсутствия обязательственных отношений между его сторонами при условии исполнения этого договора
#12
Отправлено 23 August 2013 - 14:19
#13
Отправлено 23 August 2013 - 16:30
На данный момент у меня нет конкретного мнения по данному вопросу. Я, пожалуй, почитаю полностью это Постановление и тогда отвечу.akramar, а как Вы относитесь к Постановлению Президиума ВАС РФ ОТ 12.03.2013 N 15510/12 по делу N А71-13368/2008 ?
Среди прочего Президиум ВАС РФ отметил, что позиция судов нижестоящих инстанций, согласно которой при отсутствии регистрации договора участия в долевом строительстве и уступки прав по нему гражданин не может требовать от застройщика выполнения договора путем передачи оплаченного жилого помещения (в том числе при банкротстве застройщика), не учитывает целей Закона N 214-ФЗ и 7 гл. IX Закона о банкротстве.
отсутствие государственной регистрации договора не означает отсутствия обязательственных отношений между его сторонами при условии исполнения этого договора
Я с Вами полностью согласен, только, увы, на деле сегодня в России расхождение судебного решения с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ вовсе не гарантирует, что дело будет пересмотрено не только самим Верховным Судом РФ, но даже судебной коллегией суда субъекта Федерации. ВС, кроме того, в Постановлении Президиума № 25пв04 от 23 марта 2005 г. разъяснял, в чём может выразиться нарушение единства судебной практики. Исходя из этого Постановления, я полагаю, что если какая-либо норма закона или иного нормативного правового акта так или иначе истолкована в Постановлении Пленума ВС или ВАС, Президиума ВС или ВАС, соответствующих судебных коллегий, то недопустимо, чтобы к ней каким-либо государственным органом применялось иное толкование. Даже если она встречается не в том правовом акте, который принимался во внимание каким-либо из названных мной Постановлений. Потому что иное бы означало допустимость применения различного толкования к одинаковой норме права, содержащейся в различных правовых актах.Я считаю, что раз право ВС, АСдавать разъяснения по вопросам судебной практики закреплено в Конституции РФ, то эти разъяснения обязательны к применению всеми органами гос власти, а не только судами.
Сообщение отредактировал akramar: 23 August 2013 - 16:31
Количество пользователей, читающих эту тему: 0
0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных