|
||
|
Заключение экспедитором договора с таможенным брокером
#1
Отправлено 16 December 2010 - 21:14
Итак, есть клиент и есть экспедитор, есть груз, который клиенту необходимо доставить далеко за пределы нашей необъятной родины. Или доставить за ее пределы, это не принципиально. И есть у клиента страстное желание не заморачиваться ни вопросами транспортировки, ни вопросами таможенного оформления. Просто заключить с эеспедитором договора «от двери до двери» и больше ни о чем не беспокоиться. При этом предполагается, что экспедитор и таможенного брокера привлечет и все формальности разрулит и сунет что надо куда надо …
Встает закономерный вопрос: «А как это все юридически грамотно оформить?». Ответ на этот незатейливый вопрос я и предлагаю выработать общими усилиями.
Но для начала ЛИКБЕЗ:
Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 19.11.2010, вступает в силу 29.12.2010)
П. 3 ст. 60: «В соответствии с пунктом 3 статьи 12 Таможенного кодекса Таможенного союза отношения таможенного представителя с декларантами и иными заинтересованными лицами строятся на основе договора. При оказании услуг по декларированию договор заключается непосредственно между декларантом и таможенным представителем».
ТК ТС:
Пп. 6 п. 1 ст. 4 ТК ТС Декларант - лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары.
Ст. 186 ТК ТС:
Декларантами могут быть:
1) лицо государства - члена таможенного союза:
заключившее внешнеэкономическую сделку либо от имени (по поручению) которого эта сделка заключена;
имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами - при отсутствии внешнеэкономической сделки;
2) иностранные лица:
физическое лицо, перемещающее товары для личного пользования;
лицо, пользующееся таможенными льготами в соответствии с главой 45 настоящего Кодекса;
организация, имеющая представительство, созданное на территории государства - члена таможенного союза в установленном порядке, - при заявлении таможенных процедур временного ввоза, реэкспорта, а также таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления только в отношении товаров, ввозимых для собственных нужд таких представительств;
лицо, имеющее право распоряжаться товарами не в рамках сделки, одной из сторон которой выступает лицо государства - члена таможенного союза;
3) для заявления таможенной процедуры таможенного транзита - лица, указанные в подпунктах 1) и 2) настоящей статьи, а также:
перевозчик, в том числе таможенный перевозчик;
экспедитор, если он является лицом государства - члена таможенного союза.
(пп. 3 в ред. Протокола от 16.04.2010)
Представляется, что экспедитор под определение «декларант» никак не подпадает. Буду рад, если кто-нибудь обоснует обратную позицию со ссылкой на НПА.
Если так, то единственный возможный путь – когда экспедитор заключает брокерский договор от имени своего клиента. При этом он может «прогонять» денежные средства и документы через себя, фактически исключив прямые отношения клиент – брокер.
Практиковавшаяся ранее схема, в которой экспедитор, действуя от своего имени, заключал договор с таможенным брокером, противоречит действующему законодательству (мое ИМХО – она и ранее ему противоречила).
Вызывает опасение, что таможенные органы истолкуют фразу «договор заключается непосредственно между декларантом и таможенным представителем» привратно и будут требовать исключения любых (!) посредников между брокером и декларантом.
Прошу высказываться по данному поводу.
#2
Отправлено 17 December 2010 - 00:21
Между клиентом - резидентом и экспедитором-резидентом заключается обычный договор ТЭД без обязанностей по растаможке импортируемого груза.
Экспедитор от своего имени заключает договор с перевозчиком-нерезидентом который оформляет TIR на свою фуру. Перевозчик довозит груз до СВХ. Клиент занимается растаможкой сам.
Как-то так. Не вдавался в подробности и нормативные акты - говорю лишь о том, как видел как все это оформляется. По моему самый безопасный вариант для экспедитора.
#3
Отправлено 17 December 2010 - 03:24
Видел такую схему.
Между клиентом - резидентом и экспедитором-резидентом заключается обычный договор ТЭД без обязанностей по растаможке импортируемого груза.
Экспедитор от своего имени заключает договор с перевозчиком-нерезидентом который оформляет TIR на свою фуру. Перевозчик довозит груз до СВХ. Клиент занимается растаможкой сам.
Как-то так. Не вдавался в подробности и нормативные акты - говорю лишь о том, как видел как все это оформляется. По моему самый безопасный вариант для экспедитора.
Да мы тоже так делаем. Потом клиент нам передает копию ГТД с отметкой таможни и мы подтверждаем ставку НДС 0%. Вообще все это интересно, этот закон я еще не видел, интересно посмотреть как он будет работать под экспедитора
#4
Отправлено 17 December 2010 - 03:45
Основной перечень лиц, которые могут выступать в качестве декларанта товаров, остался неизменным. Но появилось одно важное новшество. Согласно ст. 186 ТК ТС при заявлении таможенной процедуры таможенного транзита в качестве декларантов могут выступать:
•перевозчик, в том числе таможенный перевозчик (как иностранный, так и являющийся лицом государства - члена Таможенного союза);
•экспедитор, если он является гражданином государства - члена Таможенного союза.
С чем это связано? Безусловно, и действующее российское таможенное законодательство признает экспедитора и перевозчика в качестве самостоятельных участников таможенных правоотношений: они вправе получать разрешение на внутренний таможенный транзит (ст. 80 ТК РФ), подают транзитную декларацию (ст. 81 ТК РФ) и проч. Между тем статусом декларанта они не наделены. Дело в том, что экспедитор и перевозчик не являются стороной внешнеэкономической сделки, поэтому согласно ст. 16 ТК РФ они могут выступать в качестве декларанта только при наличии права распоряжения товарами на территории России. Однако в соответствии со ст. 801 ГК РФ и Федеральным законом "О транспортно-экспедиционной деятельности" договор транспортной экспедиции не наделяет экспедитора правом распоряжения перевозимыми товарами. Предусмотренная этими законами возможность выполнения экспедитором в качестве дополнительных услуг таможенных и иных формальностей может быть реализована только при соблюдении условия, установленного Таможенным кодексом РФ для участия в таможенных операциях посредников,- получение статуса таможенного брокера (представителя).
Подобный подход выражен в письме ФТС России от 31.08.2004 № 01-06/192 "О декларанте товаров", постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 06.10.2005 № А78-1491/05-С2-17/124-Ф02-4811/05-С1, Московского округа от 20.10.2005, 13.10.2005 № КА-А40/10105-05, Дальневосточного округа от 14.02.2007, 07.02.2007 № Ф03-А73/06-2/5454.
Тем не менее странность присутствует: экспедитор и перевозчик могут получать разрешение на внутренний и международный транзит, подавать транзитную декларацию, но не вправе декларировать товары. Эту несуразицу дополняет и тот факт, что подача транзитной декларации не названа в качестве способа декларирования в п. 1 ст. 124 Таможенного кодекса РФ.
В то же время в ТК ТС нет деления транзита на процедуру внутреннего транзита (доставка товара от места ввоза до места оформления) и на режим международного транзита. Теперь это единая процедура таможенного транзита (необходимо учесть: все, что сейчас называется таможенным режимом, в ТК ТС поименовано как таможенная процедура).
Кроме того, транзитная декларация в ст. 180 ТК ТС указана в качестве одного из способов декларирования.
В таких условиях прямое наделение перевозчика и экспедитора статусом декларанта в рамках процедуры таможенного транзита - закономерный шаг.
В общем, экспедитору надо самому стать таможенным брокером (представителем)=) По новому ТК ТС это не так дорого.Прошу высказываться по данному поводу.
Вот такие мысли, если что не так не пеняйте, я в международке меньше месяца, но уж больно это все интересно.
Сообщение отредактировал sierge: 17 December 2010 - 03:44
#5
Отправлено 18 December 2010 - 00:18
Сообщение отредактировал sparus1983: 18 December 2010 - 00:20
#6
Отправлено 18 December 2010 - 01:50
Ну мы в договоре прописали, что если не передает мы ему выставляем НДС 18 % =)А если не передаст ГТД? Как быть?
#7
Отправлено 16 February 2011 - 23:35
#8
Отправлено 17 February 2011 - 12:16
Мысли формулировать более ясно не пробовали?Господа )) а не нарушает ли это право экпедитор предусмотренное ст. 801 ГКРФ и 805 - тем самым мешает осуществлять предпринимательскую деятельность, есть мысли по этому поводу
#9
Отправлено 17 February 2011 - 12:55
#10
Отправлено 17 February 2011 - 13:10
Нет, не нарушает.Не нарушает ли ст. 60 пункт 3 Закона о Таможенном регулировании, право экспедитора в осуществлении организации перевозки и организации таможенного оформления путем привлечения третьих лиц , предусмотренное ст. 801, 805 ГК РФ , тем , самым создавая препятствия в осуществлении предпринимательской деятельности.
#11
Отправлено 17 February 2011 - 13:22
#12
Отправлено 17 February 2011 - 13:35
Ничего спорного в этом вопросе нет. Изучайте вопрос представительства по ГК.почему же так категорично тут вопрос спорный
#13
Отправлено 17 February 2011 - 14:18
В итоге получается , что успех будут иметь только экспедиторы со своими таможенными и лицензиями
#14
Отправлено 17 February 2011 - 14:31
Может быть у них иное законодательстводанный вопрос не возникает в праве западных стран
Этот итог с ТК 2003 года должен был быть, и что? С 2003 много экспедиторов брокерами стали?В итоге получается , что успех будут иметь только экспедиторы со своими таможенными и лицензиями
Странно правда? С чего это я не могу третьему лицу выдать доверенность на право предствительства от имени моего клиента? ст. 185 не нарушает ли мои права?но почему то получается что экспедитор не может привлечь таможенного представителя на договорной основе.
Сообщение отредактировал AlexJalnin: 17 February 2011 - 14:44
#15
Отправлено 17 February 2011 - 14:48
2. Парочка есть, не знаю этично ли их называть.)
В принципе их открывают как отдельные юр. лица.
3. Ну на крайний случай есть процедура передоверия , ) при этом в новом законе о Таможенном регулировании указанно что представитель действует на основе договора. схема привлечения экспедиторами брокерами реализовывалось до нового Закона.
Это какие - трехсторонний договор. ...
#16
Отправлено 17 February 2011 - 14:50
Ага. Еще говорят какое-то лицензирование некоторых видов деятельности придумали.1. Так я и ставлю вопрос более глубоко слегка вне рамок законодательства - смысл в том, что наше законодательство не дает успешно действовать в пространстве РФ.
Не путайте законодательство с теми, кто его применяет.
Все это уже былопри этом в новом законе о Таможенном регулировании указанно что представитель действует на основе договора. схема привлечения экспедиторами брокерами реализовывалось до нового Закона.
#17
Отправлено 17 February 2011 - 15:06
Так еще к размышлению вот что подразумевает НК под экспедиторскими услугами
транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки. В целях настоящего подпункта к транспортно-экспедиционным услугам относятся участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, оформление документов, прием и выдача грузов, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги, информационные услуги, подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, услуги по организации страхования грузов, платежно-финансовых услуг, таможенного оформления грузов и транспортных средств, а также разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов, розыск груза после истечения срока доставки, контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования, перемаркировка грузов, обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей, обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях экспедитора.
#18
Отправлено 17 February 2011 - 15:32
И? Я вам уже заранее ответил:Так еще к размышлению вот что подразумевает НК под экспедиторскими услугами
Сплошное нарушение прав.Ага. Еще говорят какое-то лицензирование некоторых видов деятельности придумали.
#19
Отправлено 17 February 2011 - 16:44
Да не это все понятно ) , Экспедитор имеет слегка иной статус (так сказать) тут оговаривается его право привлекать третьих лиц, в лицензировании определенно указанны виды деятельности , при этом экспедитор вправе привлечь перевозчика (с лицензией на перевозку опасных грузов к примеру)либо морского перевозчика , а брокера нет .И? Я вам уже заранее ответил:
Так еще к размышлению вот что подразумевает НК под экспедиторскими услугамиСплошное нарушение прав.Ага. Еще говорят какое-то лицензирование некоторых видов деятельности придумали.
Просто здесь не нужен формальный подход , завтра могут еще придумать, что нибудь кардинальное. ведь это не значит , что надо исполнять ..
Вопрос мне кажется насколько целесообразно ограничвать права экспедитора здесь
и насколько это невыгодно экспедитору
и насколько выгодно Государству и экономике
#20
Отправлено 17 February 2011 - 17:17
Которые действуют от своего имени.при этом экспедитор вправе привлечь перевозчика (с лицензией на перевозку опасных грузов к примеру)либо морского перевозчика ,
который действует от имени представляемого лица.а брокера
Именно, что нет. Но это не абсолютное нет. Можно выстроить схему с участием декларанта, экспедитора и брокера в полном соответствии с ГК (передоверие, заключение договора от имени, договор в пользу третьего лица (с этим аккуратнее).нет
Количество пользователей, читающих эту тему: 2
0 пользователей, 2 гостей, 0 анонимных