Коллеги! Если позволите, несколько собственных мыслей о проекте с точки зрения врача частной клиники.(Это не полный анализ всего закона)
Предлагаемый проект закона претендует на роль основного, базового для организации медицинской помощи в РФ, регулирования отношений самой медицинской деятельности и отношений, возникающих при её осуществлении. Это своего рода «Конституция» для данного рода отношений.
Основные понятия, используемые в Федеральном законеПонятия не имеют чёткого юридического содержания, не согласуются между собой и существующим законодательством РФ. В очень большом количестве используются новые юридические понятия, легального определения которым в законе нет. Например, «качество медицинской помощи», «качество услуги», «безопасность медицинской помощи», «персональная ответственность лечащего врача», «бесчеловечный характер», «дискриминация», «самостоятельное, законченное мероприятие», «первая помощь», «медицинское изделие», «медицинские информационные системы», «порядок оказания медицинской помощи», «стандарт медицинской помощи» и т.д. и т.п.
Некоторые понятия сформулированы недопустимо размыто. Таким понятием является, например «медицинский работник», раскрывающееся через расплывчатое понятие «медицинская помощь».
Толкование не позволяет точно определить, например, положение бухгалтера медучреждения, санитарки или регистратора. Ибо в «комплекс мероприятий» входят и организационные мероприятия, мероприятия по обеспечению, мероприятия по обучению и т.д. и т.п.
Понятие «медицинское вмешательство», которое сформулировано в законе, не соответствуют определению ВОЗ (международной организации, в которую входит РФ), которое заведомо имеет преимущественную юридическую силу перед предложенным в законе.
Определения часто даны по образу порочного круга в логике: понятие определяется через другое понятие, которое дано через первое. Например, медицинское вмешательство это лечение, а лечение это комплекс медицинских вмешательств.
Некоторые понятия запутаны, и не согласуются с уже легальными в законодательстве РФ. Таким понятием стало определение услуги, как самостоятельного законченного мероприятия, оказываемого работниками!
С кем тогда необходимо заключать договор на оказание медицинских услуг пациенту на основании предложенной нормы в законе? При чём здесь тогда медучреждение?! При чём здесь лицензия?! Главное – образование работников, а не работа по специальности на специализированном предприятии! Что является «самостоятельным, законченным мероприятием», остаётся тайной.
Таким образом, «новеллы правового регулирования», никак не позволяют «создать современную и эффективную систему российского здравоохранения».
Добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство и право на отказ от медицинского вмешательстваВ законе смешиваются понятия правоотношения, сделки и документа. Ст. 21 Конституции РФ говорит о принципе информированного добровольного согласия. Итогом же нового нормативно-правового акта является узаконивание не принципа, не модели отношений, даже не сделки, а документа с названием «добровольное информированное согласие», что в предложенном виде нарушает не только принцип информированного согласия, права пациента, но и саму Конституцию РФ.
Кроме того, законом предлагается ограничить получаемый объём информации, необходимой пациенту для решения вопроса о даче согласия на очередное медицинское вмешательство.
Будет ли информация «исчерпывающей» для пациента, по этому закону, решает не пациент, а чиновник. Состав информации, её объём, степень индивидуализации для пациента, форму представления и т.д. определяет чиновник. Не лично, а коллегиально. Никакой ответственности нет или ответственность коллегиальная, что практически одно и то же. Но за «дефекты» информирования пациента предлагается возложить ответственность даже не на медучреждение, а на конкретного работника.
Законом предлагается ввести только письменное оформление каждого действия медицинского работника (см. определение понятия «медицинское вмешательство»), т.е. – сделки. Большей формализации отношений придумать нельзя. Оказание услуги становится невозможным.
Несбыточной становится и норма об утверждении письменных форм на любые действия медработника (см. определение «медицинское вмешательство») «уполномоченным федеральным органом исполнительной власти». Непосильная и бессмысленная работа. А шишки лбом будут ловить медработники.