Нашла несколько дел, когда по иску о признании договора залога недействительным в виду отсутствия нотар согласия супруга признавали такие договоры недействительными.
Потом нашла постановление Президиума СПБ:
ПРЕЗИДИУМ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 июня 2010 г. N 44г-45/10
Президиум Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председателя: Епифановой В.Н.
и членов президиума: Черкасовой Г.А., Кудряшовой В.В., Богословской И.И., Павлюченко М.А.
рассмотрел в судебном заседании 09 июня 2010 года дело по иску Петроградского ОСБ Акционерного коммерческого Сберегательного банка России (ОАО) к К.С., С. и Ц. о взыскании солидарно кредитной задолженности
на основании надзорной жалобы представителя К.Н. (по доверенности 47 Б 367733 от 21 декабря 2009 года К.В.) и определения судьи Санкт-Петербургского городского суда от 19 мая 2010 года о передаче надзорной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции).
Заслушав доклад судьи Миргородской И.В., объяснения представителя Сбербанка России (по доверенности N 01-2/24-2899 от 28 октября 2008 года Б.), К.В. - представителя К.С., К.Н., Ц. (по доверенностям 78 ВК 640657 от 26 ноября 2009 года от К.С., N 1С-1010 от 17 февраля 2009 года от Ц., N 47 Б 367733 от 21 декабря 2009 года от К.Н.), С., К.С., Президиум
установил:
06 декабря 2005 года между Акционерным коммерческим Сберегательным банком РФ и К.С. был заключен кредитный договор, по условиям которого Банк предоставил К.С. кредит в сумме 410 000 долларов США на срок до 06 декабря 2010 года по 12% годовых. В обеспечение исполнения обязательств по данному договору 06 декабря 2005 года между Банком, С. и Ц. были заключены два договора поручительства.
Кроме того, 06 декабря 2005 года между Банком и К.С. был заключен договор ипотеки, по условиям которого предметом залога явилось следующее имущество: жилой дом с мезонином и надворными постройками, расположенный по адресу: <...> и земельный участок площадью 1147 кв. м, расположенный по тому же адресу, принадлежащий, как указано в договоре ипотеки, на праве частной собственности К.С. (л.д. 25).
Поскольку К.С. не было исполнено обязательство по погашению кредита и уплате процентов, а также в связи с невыполнением условий договора по страхованию имущества, Банк обратился в Василеостровский районный суд Санкт-Петербурга с иском о взыскании с должника и поручителей солидарно кредитной задолженности и обращении взыскания на заложенное имущество.
Решением Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 25 марта 2008 года были частично удовлетворены исковые требования Петроградского ОСБ Акционерного коммерческого Сберегательного банка России (ОАО) к К.С., С. и Ц. о взыскании с ответчиков солидарно кредитной задолженности в размере 8 135 244 руб. 03 коп., возврату государственной пошлины 20 000 рублей с обращением взыскания на предмет залога - жилой дом с мезонином и надворными постройками в <...>, и земельный участок по указанному адресу.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 23 июля 2008 года решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 25 марта 2008 года изменено. С К.С., С., Ц. взыскана солидарно в пользу Петроградского ОСБ N 1879 Акционерного коммерческого Сберегательного банка РФ сумма, эквивалентная 393 493, 68 долларам США, в размере 9 609 155 рублей 01 коп. В остальной части решение районного суда Санкт-Петербурга от 25 марта 2008 года оставлено без изменения.
В надзорной жалобе представитель К.Н. просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления и направить дело на новое рассмотрение.
Определением судьи Санкт-Петербургского городского суда от 06 апреля 2010 года дело истребовано в городской суд, куда оно поступило 21 апреля 2010 года.
19 мая 2010 года судьей Санкт-Петербургского городского суда вынесено определение о передаче надзорной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции.
Президиум, проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы и определения о передаче надзорной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции, считает, что судебные постановления подлежат частичной отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав.
Из материалов дела усматривается, что жилой дом с мезонином и надворными постройками, и земельный участок площадью 1147 кв. м, заложенные К.С. во исполнение обязательств по кредитному договору, приобретены им в период брака с К.Н. (добрачная фамилия У.) (л.д. 203, 204)
Согласно ст. 7 Закона об ипотеке на имущество, находящееся в общей совместной собственности (без определения доли каждого из собственников в праве собственности), ипотека может быть установлена при наличии согласия на это всех собственников. Согласие должно быть дано в письменной форме, если федеральным законом не установлено иное.
В соответствии со ст. 35 Семейного кодекса РФ сделка, совершенная одним из супругов по распоряжению общим имуществом, может быть признана судом недействительной по мотивам отсутствия согласия другого супруга только по его требованию и только в случаях, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать о несогласии другого супруга на совершение данной сделки.
Аналогичная норма содержится в части 3 статьи 253 Гражданского кодекса РФ, предусматривающей, что совершенная одним из участников совместной собственности сделка, связанная с распоряжением общим имуществом, может быть признана недействительной по требованию остальных участников по мотиву отсутствия у участника, совершившего сделку, необходимых полномочий только в случае, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать об этом.
Часть 2 ст. 53 Закона "Об ипотеке" устанавливает, что "если из материалов дела об обращении взыскания на заложенное имущество видно, что ипотека была или должна быть осуществлена с согласия другого лица или органа, суд, в который предъявлен иск об обращении взыскания, уведомляет об этом соответствующее лицо или орган и предоставляет ему возможность участвовать в данном деле. Лица, имеющие основанное на законе или договоре право пользования заложенным имуществом или вещное право на это имущество, вправе участвовать в рассмотрении дела об обращении взыскания на заложенное имущество.
Поскольку исковые требования касались имущественных прав как К.С., так и его жены - заявительницы, она должна была быть привлечена к участию в судебном разбирательстве.
Разрешение спора об обращении взыскания на заложенное имущество без привлечения К.Н. к участию в деле привело к разрешению вопроса, касающегося принадлежащего ей вещного права на жилой дом и земельный участок, являющихся общей совместной собственностью К.С. и К.Н.
Разрешение судом вопроса о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, является существенным нарушением норм процессуального права, что является безусловным основанием для отмены состоявшихся судебных постановлений.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 388 - 390 Гражданского процессуального кодекса РФ, Президиум
постановил:
Решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 25 марта 2008 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 23 июля 2008 года в части обращения взыскания на предмет залога - жилой дом с мезонином и надворными постройками, расположенный по адресу: <...>, и земельный участок площадью 1147 кв. м, расположенный по тому же адресу, отменить, и дело в этой части направить на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе судей. В остальной части решение суда и определение судебной коллегии оставить без изменения.
Председатель:
ЕПИФАНОВА В.Н.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
После него нашла по этому же делу продолжение в виде Кассационного определения
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 декабря 2010 г. N 33-17454
Судья: Александрова Ю.К.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Кутыева О.О.,
судей Петровой Ю.Ю. и Параевой В.С.,
при секретаре Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (открытое акционерное общество) на решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 03 ноября 2010 года по делу N 2-4207/10 по иску К.Н. к Акционерному коммерческому Сберегательному банку (ОАО) о признании договора недействительным, применении последствий недействительности ничтожной сделки.
Заслушав доклад судьи Кутыева О.О., объяснения представителя АК Сберегательного банка (ОАО) С., действующей на основании доверенности от 13.10.2010 сроком до 04.02.2013, поддержавшей доводы кассационной жалобы, объяснения представителя К.Н. адвоката Кононенко В.Л., действующей на основании ордера от 22.12.2010 и доверенности от 21.12.2009 сроком по 02.06.2012, а также объяснения К.С., полагавших, что решение является законным и обоснованным и возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
Изначально К.Н. обратилась в Кировский городской суд Ленинградской области с иском к Акционерному коммерческому Сберегательному банку (ОАО) о признании договора недействительным, применении последствий недействительности ничтожной сделки, и просила признать недействительным договор ипотеки земельного участка, заключенный между ее супругом К.С. и ответчиком, дополнительное соглашение к договору ипотеки, признать недействительной государственную регистрацию договора ипотеки и дополнительного соглашения к нему, прекратить соответствующую запись в ЕГРП, освободить из-под ареста заложенное по договору ипотеки имущество, прекратить исполнительное производство по гражданскому делу N <...> в части обращения взыскания на заложенное имущество. В обоснование исковых требований истец указала, что ею совместно с супругом К.С. в браке нажито имущество: земельный участок и одноэтажный жилой дом по адресу <...>. В 2009 году ей стало известно, что на основании кредитного договора от 06.12.2005 ответчиком ее супругу К.С. был выдан кредит, в качестве обеспечения исполнения обязательств К.С. по указанному кредитному договору был заключен договор о залоге вышеуказанного земельного участка и жилого дома. Истец полагала, что поскольку ее нотариальное согласие на совершение какой-либо сделки с земельным участком и домом, которые являются общим имуществом супругов, получено не было, договор ипотеки является ничтожным.
Решением Кировского городского суда Ленинградской области К.Н. отказано в удовлетворении заявленных требований.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 02 июня 2010 года указанное решение отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении определением Кировского городского суда Ленинградской области гражданское дело по иску К.Н. передано по подсудности в Василеостровский районный суд Санкт-Петербурга.
Решением Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 03 ноября 2010 года исковые требования К.Н. удовлетворены частично.
Названным решением договор ипотеки N <...> от 06.12.2005, заключенный между К.А. и АК Сбербанком РФ (ОАО) признан недействительным, также судом применены последствия недействительности ничтожной сделки, а именно: признано недействительным дополнительное соглашение N <...> от 06.12.2005 к указанному договору ипотеки, признана недействительной государственная регистрация ипотеки, прекращена запись об ипотеке.
С постановленным решением не согласился Акционерный коммерческий Сберегательный банк (ОАО), который в кассационной жалобе просит отменить решение, полагая, что истцом пропущен срок, установленный ст. 35 СК РФ, для обращения в суд с требованием об оспаривании сделки, совершенной без согласия второго супруга, кроме того, судом не применены подлежащие применению нормы права.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие третьих лиц, которые извещены надлежаще о месте и времени судебного разбирательства, о причинах неявки суду не сообщили. В силу п. 2 ст. 354 ГПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени судебного разбирательства, не является препятствием к рассмотрению дела в суде кассационной инстанции.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит постановленное судом решение подлежащим отмене по следующим основаниям.
Материалами дела установлено, что 06.12.2005 между Акционерным коммерческим Сберегательным банком (ОАО) и К.С. заключен договор ипотеки N <...>, предметом которого является земельный участок и расположенный на нем жилой дом с мезонином по адресу <...> (т. 1 л.д. 205 - 212). В соответствии с п. 2.1.1 указанного договора предмет залога обеспечивает исполнение обязательств К.С., возникших на основании кредитного договора N <...> от 06.12.2005.
09.12.2005 ГУ ФРС по СПб и ЛО ипотека зарегистрирована в установленном законом порядке.
10.05.2006 к указанному договору ипотеки заключено дополнительное соглашение N <...>.
К.Н. и К.С. с 26.01.2001 состояли в зарегистрированном браке, на основании решения мирового судьи судебного участка N 46 Ленинградской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 44 Ленинградской области, от 27.05.2009 брак между К.Н. и К.С. расторгнут.
23.08.2002, в период брака, являющиеся предметом залога земельный участок с домом приобретены К.С. на основании договора купли-продажи. Поскольку иное не установлено, указанное имущество является общей совместной собственностью супругов.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя частично исковые требования К.Н., суд первой инстанции руководствовался положениями ст. ст. 35 СК РФ, 168 ГК РФ, и исходил из того, что К.Н., являясь супругой К.С. и соответственно участником общей совместной собственности, свое нотариальное согласие на совершение сделки по распоряжению собственностью не давала, о совершении данной сделки, поскольку не доказано иное, узнала 20.07.2009, в соответствии с законом вправе требовать признания сделки недействительной, обратилась в суд в установленный законом срок, в связи с чем, признал договор ипотеки и дополнительное соглашение к нему ничтожными в силу несоответствия требованиям закона, а также применил последствия недействительности ничтожной сделки, прекратив запись об ипотеке и признав недействительной государственную регистрацию договора.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции, находит их постановленными с существенным нарушением норм материального права.
Нормы ст. 35 СК РФ, на которые ссылается в своем решении суд первой инстанции, распространяются на правоотношения, возникшие между супругами, и не регулируют отношения, возникшие между иными участниками гражданского оборота. К указанным правоотношениям должна применяться статья 253 ГК РФ, согласно пункту 3 которой каждый из участников совместной собственности вправе совершать сделки по распоряжению общим имуществом, если иное не вытекает из соглашения всех участников. Совершенная одним из участников совместной собственности сделка, связанная с распоряжением общим имуществом, может быть признана недействительной по требованию остальных участников по мотивам отсутствия у участника, совершившего сделку, необходимых полномочий только в случае, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать об этом.
Таким образом, при разрешении спора о признании недействительной сделки по распоряжению общим имуществом, совершенной одним из участников совместной собственности, по мотивам отсутствия у него необходимых полномочий либо согласия других участников, когда необходимость его получения предусмотрена законом (ст. 35 Семейного кодекса РФ), следует учитывать, что такая сделка является оспоримой, а не ничтожной. В соответствии с положениями п. 3 ст. 253 ГК РФ требование о признании ее недействительной может быть удовлетворено только в случае, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать об указанных обстоятельствах.
В данном случае юридически значимым обстоятельством, помимо наличия либо отсутствия согласия истца, удостоверенного надлежащим образом, на заключение оспариваемых договоров, является добросовестность АК Сберегательного банка РФ (ОАО) по совершению сделки в отношении спорного имущества, однако, вопрос о добросовестности ответчика при рассмотрении настоящего гражданского дела судом не исследовался, на обсуждение не ставился.
В связи с тем, что судом неправильно определены юридически значимые обстоятельства, не применен закон, подлежащий применению, постановленное судом решение не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене.
Поскольку нарушения, допущенные судом первой инстанции, не могут быть исправлены судом кассационной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, судебная коллегия считает необходимым направить дело на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе судей.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и надлежащим образом проверить доводы сторон об обстоятельствах заключения оспариваемых сделок и постановить законное и обоснованное решение.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 03 ноября 2010 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе судей.
потом, узнала когда данное дело будет рассматривать или рассматривалось, узнала, что заседание назначено на 01.09.2011. Сходила сегодня в суд, они там почему-то теперь уже обжаловали сам кредитный договор. После заседания, я спросила у адвоката с той стороны, как они все это доказали, она мне все рассказала (очень доброжелательная и приятная адвокатша), хотя в принципе я это все читала в выше указанных решениях. В итоге, спросила как доказать, что банк знал или заведомо должен был знать. Ведь у банка есть ксерокопия паспорта с той страничкой, где печать о наличии зарегистрированного брака. Ведь этого хватает для того, чтобы он должен был позаботиться о наличии согласия (поскольку я находила дела, правда не СПБ, но суд там так аргументировал, что раз у банка была ксерокопия паспорта должника со всеми страницами, и банк знал о наличии супруга,а также банк знал закон "Об ипотеке" и о том,что требуется согласие супруга на сделки по распоряжению совместно нажитым имуществом, то банк, осуществляя предпринимательскую деятельность на свой страх и риск, при должной осмотрительности должен был (и имел такую возможность) затребовать дополнительные документы, информацию и затребовать согласие должника. А так как он этого не сделал, то он знал об отсутствии такого согласия (т.к. не имел письменного согласия супруга). В общем, в ходе разговора с этой адвокатом, я поняла, что у них проблема в том, что у банка был паспорт, но на той странице, где должна быть печать о браке, ее не было, т.к. он перед этим потерял паспорт и ему выдали новый без печати. Но, по ее словам, их требования скорей всего удовлетворят, т.к. они запросят у банка анкету, которую должник заполнял и там он указывал о том, что он состоит в браке.
А у нас даже нет такой проблемы. У банка есть скан паспорта со всеми страницами, они даже в суд сами этот скан предоставляли. Так что у нас вообще нет никаких проблем, чтобы все это доказать!
Сообщение отредактировал Юлик.L.A.: 01 September 2011 - 20:34