ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 января 2012 г. N 12048/11
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Амосова С.М., Андреевой Т.К., Бациева В.В., Витрянского В.В., Горячевой Ю.Ю., Завьяловой Т.В., Иванниковой Н.П., Исайчева В.Н., Козловой О.А., Маковской А.А., Медведевой А.М., Сарбаша С.В., Слесарева В.Л., Юхнея М.Ф. -
рассмотрел заявление федерального государственного унитарного предприятия "Всероссийский научно-исследовательский институт расходометрии" о пересмотре в порядке надзора решения от 22.02.2011, дополнительного решения от 18.03.2011 Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-26122/2010, а также постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 08.08.2011 по тому же делу.
В заседании приняли участие представители:
от заявителя - федерального государственного унитарного предприятия "Всероссийский научно-исследовательский институт расходометрии" (ответчика) - Алексеева А.Т., Соловьев В.Г.;
от государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Российская академия правосудия" (истца) - Бурсакова Р.М., Туманова Т.В., Хисамов А.Х.;
от Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии - Жуков А.И.
Заслушав и обсудив доклад судьи Горячевой Ю.Ю., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Российская академия правосудия" (далее - академия) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском, уточненным в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к федеральному государственному унитарному предприятию "Всероссийский научно-исследовательский институт расходометрии" (далее - институт) о понуждении последнего в месячный срок после вступления в законную силу решения по делу устранить препятствия в пользовании академией земельным участком с кадастровым номером 16:50:05 01 36:0005, находящимся по адресу: г. Казань, ул. 2-я Азинская, 7а, освободив его путем демонтажа от следующих объектов:
1) здания контрольно-пропускного пункта площадью 15,9 кв. метра, кадастровый номер 16-16-01/330/2008-532;
2) здания склада площадью 1279,8 кв. метра, кадастровый номер 16-16-01/407/2008-028;
3) здания склада площадью 197,8 кв. метра, кадастровый номер 16-16-01/330/2008-531;
4) здания гаража площадью 215 кв. метров, кадастровый номер 16-16-01/407/2008-025;
5) здания трансформаторной подстанции площадью 75,9 кв. метра, кадастровый номер 16-16-01/407/2008-026;
6) здания котельной площадью 286,8 кв. метра, кадастровый номер 16-16-01/407/2008-027 (итого 6 объектов недвижимости),
а также:
7) забора высотой 3 метра, лит. Д, инвентарный номер 00000005;
8) резервуара воды, инвентарный номер 00000017;
9) артезианской скважины с насосом, инвентарный номер 00000011;
10) систем залива насоса водой, инвентарный номер 00000022;
11) систем и емкостей пенообразующих, инвентарный номер 00000019 (итого 5 объектов).
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан (далее - управление Росимущества) и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.02.2011 удовлетворен иск в отношении шести объектов недвижимости и дополнительным решением от 18.03.2011 - в отношении остальных пяти объектов.
Суд пришел к выводу, что все объекты находятся во владении института, но возведены неустановленным лицом и являются самовольными постройками, поскольку разрешения на их ввод в эксплуатацию не выдавались. С учетом того, что объекты расположены на земельном участке, предоставленном в 2004 году академии на праве постоянного бессрочного пользования, законность выделения земельного участка подтверждена судебными актами по делу N А65-10520/2007 Арбитражного суда Республики Татарстан, а незаконность закрепления объектов за институтом на праве хозяйственного ведения - судебными актами по делу N А65-19589/2009 Арбитражного суда Республики Татарстан, заявленные академией институту как фактическому владельцу объектов требования об их сносе (демонтаже) являются правомерными и обоснованными.
Принимая решения о сносе построек как самовольных, суд первой инстанции руководствовался статьями 12, 222, 263, 301 - 305 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 60 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктами 22, 23 и 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", а также исходил из толкования норм права, приведенного в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.11.2004 N 9515/04 и от 27.02.2006 N 13460/05.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2011 решения суда первой инстанции от 22.02.2011 и от 18.03.2011 оставлены без изменения по тем же основаниям.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановлением от 08.08.2011 оставил указанные акты нижестоящих судов в силе, согласившись с их выводами по существу спора и правовой аргументацией.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, институт просит отменить названные судебные акты, ссылаясь на нарушение судами публичных интересов, а также единообразия в толковании и применении норм права.
В отзыве на заявление академия просит оставить данные судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
Согласно уставу института, утвержденному приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - Ростехрегулирование) от 11.06.2008 N 1905, институт является правопреемником Казанского филиала Всесоюзного научно-исследовательского института физико-технических и радиотехнических измерений (ВНИИТРИ), созданного в соответствии с приказом Госстандарта СССР от 23.11.1966 N 299.
Решением Исполкома Казанского городского Совета трудящихся от 16.11.1975 N 932 Казанскому филиалу ВНИИТРИ для строительства метрологического комплекса расходомерных станций отведен земельный участок площадью 11 гектаров по улице Ново-Азинской Советского района города Казани.
Инженерно-лабораторный корпус N 1, корпус расходомерных станций с переходами, котельная, трансформаторная подстанция, контрольно-пропускной пункт приняты в эксплуатацию как пусковой комплекс - 1-я очередь института - государственной приемочной комиссией по акту от 21.12.1990, утвержденному приказом Госстандарта СССР от 21.01.1991 N 26.
В названном акте указано, что строительство осуществлялось на основании решения Совета Министров СССР от 03.07.1984 N 698, строительные работы выполнялись с 1985 года по 1990 год строительно-монтажным управлением N 2 треста "Казаньпромстрой" по проектной документации, переутвержденной Госстандартом СССР 15.06.1987 за N 16/87и.
В качестве приложения к акту госприемки имеется перечень зданий и сооружений, предъявленных рабочей комиссией для госприемки. В нем дополнительно перечислены сети водо-, электро-, газо-, теплоснабжения, канализация, резервуары воды, сети раствора пенообразователя и резервуары пенообразователя, подъездная автодорога, тротуары, резервуары нефтепродуктов, разведочно-эксплуатационная станция с насосной, благоустройство, автоподъезды, ограждение зоны.
Приказом по Всесоюзному научно-исследовательскому институту расходометрии от 15.01.1991 N 2 здания, сооружения и оборудование по перечням приняты с баланса капитального строительства на баланс основной деятельности института.
Постановлениями главы администрации города Казани от 08.07.1996 N 873 и от 25.03.2000 N 520 институту оформлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок с кадастровым номером 16 50 05 01 36 0001 общей площадью 5,549 гектара, расположенный по адресу: г. Казань, 2-я Азинская ул., 7а.
Во исполнение поручения Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 26.09.2001 Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан распоряжением от 30.10.2001 N 338-р закрепило за академией, созданной в 1998 году, на праве оперативного управления объект незавершенного строительства по адресу: г. Казань, ул. 2-я Азинская, 7а и в безвозмездное пользование помещения трех этажей инженерно-лабораторного корпуса института по тому же адресу.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.02.2002 по делу N А65-1748/2002 удовлетворены требования академии об обязании института освободить упомянутые объекты и передать их академии.
Академия оформила договор безвозмездного пользования учебной площадью в 2002 году, зарегистрировала право оперативного управления на гараж и не завершенный строительством пристрой в январе 2003 года.
Постановлением главы администрации города Казани от 22.10.2003 N 1797 (с изменениями от 10.09.2004 N 1510) прекращено право постоянного (бессрочного) пользования института на весь ранее предоставленный ему земельный участок площадью 5,549 гектара (в том числе под его объектами недвижимости) с кадастровым номером 16 50 05 01 36 0001; участок под этим кадастровым номером в 2004 году ликвидирован.
Тем же постановлением академии предоставлен вновь образованный по тому же адресу земельный участок с кадастровым номером 16 50 05 01 36 0005 общей площадью 5,225 гектара, в том числе под объектами института.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.11.2009 по делу N А65-19589/2009, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного суда от 24.02.2010 и постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 31.05.2010, удовлетворено заявление академии о признании недействительным распоряжения управления Росимущества о закреплении за институтом на праве хозяйственного ведения 21 объекта, в том числе всех тех, требования о сносе (демонтаже) которых заявлены по настоящему делу. При этом суды указали на отсутствие доказательств как нахождения имущества на балансе института на момент разграничения государственной собственности в 1991 году, так и его надлежащей передачи собственником на момент издания оспоренного распоряжения.
Выводы о правомерности предоставления земельного участка в 2003 году академии и незаконности закрепления управлением Росимущества в 2007 году расположенных на этом земельном участке объектов за институтом, сделанные судами по ранее рассмотренным делам, послужили основанием для признания объектов самовольными постройками, возведенными на чужом земельном участке, и удовлетворения иска об их сносе.
Между тем судами не учтено следующее.
Понятие "самовольная постройка" распространено на здания, строения, сооружения, не являющиеся индивидуальными жилыми домами, статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая применяется с 01.01.1995, и к гражданским правоотношениям, возникшим после ее введения в действие (Федеральный закон от 30.11.1994 N 52-ФЗ).
Статья 109 Гражданского кодекса РСФСР 1964 года предусматривала снос (безвозмездное изъятие) в качестве самовольных построек только жилых домов (дач), построенных гражданами.
Таким образом, здания, строения и сооружения нежилого назначения, построенные до 01.01.1995, в силу закона не могут быть признаны самовольными постройками и снесены на этом основании.
Тем более нельзя признать самовольными постройками производственные комплексы зданий и сооружений, возведенные по решению органов власти по действовавшим в тот период правилам и принятые в эксплуатацию в установленном порядке по акту государственной приемочной комиссией.
Что касается складов, не упомянутых в акте государственной приемочной комиссии 1990 года, то на один из них в деле имеется технический паспорт 2006 года с указанием постройки этого строения (1985 год), однако суды не придали правового значения данному обстоятельству.
Поскольку объекты возведены для института на отведенном ему земельном участке с соблюдением необходимых в тот период разрешений и до момента создания академии в качестве юридического лица, то она и по этим причинам не может требовать сноса объектов института в качестве самовольных построек.
В деле имеются свидетельства от 24.01.2011, от 25.01.2011 и от 27.01.2011 о праве собственности Российской Федерации на все шесть объектов недвижимости, квалифицированных судом в качестве самовольных построек, однако сам собственник в лице органа, уполномоченного Российской Федерацией на распоряжение ее имуществом, привлечен к участию в деле не в качестве ответчика, а в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Ввиду характера возникшего между федеральными предприятием и учреждением спора этот спор напрямую затрагивает интересы Российской Федерации как собственника земельного участка и всех объектов движимости и недвижимости, о сносе которых заявлен иск, поэтому не подлежит разрешению судом без привлечения органа, уполномоченного Российской Федерацией на распоряжение ее имуществом, в качестве ответчика.
Кроме того, правопредшественники института и сам институт относятся к предприятиям стандартизации и метрологии.
В силу положений пункта 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", а также пункта 6 раздела II приложения N 1 к названному постановлению предприятия стандартизации и метрологии независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от их ведомственной подчиненности относятся исключительно к федеральной собственности.
В пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.1995 N 2/1 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что начиная с 08.12.1994 созданные ранее государственные и муниципальные предприятия обладают имуществом на праве хозяйственного ведения.
Согласно пункту 2 статьи 113 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Поскольку право федеральной собственности и право хозяйственного ведения на спорные объекты института возникли до введения государственной регистрации прав на недвижимое имущество, они признаются действительными и при отсутствии государственной регистрации на основании пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Следовательно, право хозяйственного ведения института на имущество, находившееся на его балансе, возникло в силу закона, и для целей его дальнейшего существования не имеют правового значения ни оформление этого права распоряжением управления Росимущества 2007 года, ни последующее признание этого распоряжения недействительным (дело N А65-19589/2009 Арбитражного суда Республики Татарстан).
Администрация города Казани не могла не знать о нахождении объектов института по упомянутому адресу, о принадлежности институту в силу закона права хозяйственного ведения на здания, строения, сооружения и о нахождении последних в федеральной собственности.
Однако администрация в 2003 году приняла решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования института на земельный участок, ранее отведенный ею же институту и занятый его объектами без заявления института об отказе от этого права, с нарушением статьи 1 (единство судьбы земельного участка и объектов на нем) и статьи 45 (основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком) Земельного кодекса Российской Федерации и выделила его на названном праве академии.
В этой связи неправомерное оформление только академии права на земельный участок, уже занятый чужими объектами движимости и недвижимости, не является основанием для сноса данных объектов.
Кроме того, в соответствии с пунктом 48 Указа Президента Российской Федерации от 04.08.2004 N 1009 "Об утверждении Перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ" (в том числе в действующей редакции) институт включен в список стратегических предприятий.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 16.08.2011 единственным видом деятельности института являются научные разработки в области естественных и технических наук.
Пунктом 2 устава института предусмотрены следующие цели его деятельности: создание, хранение и использование государственных эталонов - федерального имущества, необходимого для обеспечения безопасности Российской Федерации и не подлежащего приватизации: Государственного первичного эталона единицы объемного и массового расхода газа (ГЭТ 118-06), Государственного первичного эталона единицы массового расхода жидкости (ГЭТ 63-03), Государственного первичного эталона единицы объемного расхода жидкости (ГЭТ 64-74), Государственного специального эталона единицы объемного влагосодержания нефти и нефтепродуктов (ГЭТ 87-75), Государственного специального эталона единицы объемного расхода воды (ГЭТ 119-79), Государственного специального эталона единицы объемного расхода нефтепродуктов (ГЭТ 120-79) (подпункт 2.1.1 устава).
Другим направлением деятельности института являются фундаментальные и прикладные научные исследования для обеспечения единства измерений во всех отраслях экономики, где создается и используется расходоизмерительная техника, в том числе в оборонной промышленности, отраслях, связанных с обеспечением безопасности Российской Федерации (подпункт 2.1.2).
Статьей 7 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" предусмотрено, что государственные первичные эталоны не подлежат приватизации, утверждаются Ростехрегулированием, вносятся в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений.
В соответствии с Положением об эталонах единиц величин, используемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 734, в состав эталонов единиц величин могут входить не только основные, но и вспомогательные технические средства, в том числе информационно-вычислительные комплексы, сооружения, специальные платформы и фундаменты, специальные здания и помещения, обеспечивающие выполнение установленных требований к эталонам единиц величин, условиям их содержания и применения, именуемые технической инфраструктурой.
Институт обращал внимание судов на то, что заявленные академией к сносу здания трансформаторной подстанции и котельной, резервуар воды, артезианская скважина с насосом, системы залива насоса водой, пенообразующие сети и емкости входят в техническую инфраструктуру хранимых им государственных эталонов.
Однако в нарушение положений статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации эти доводы института судами не были проверены и правовой оценки не получили.
Также суд не привлек к участию в деле Ростехрегулирование, выполняющее функцию органа, уполномоченного защищать соответствующие публичные интересы, которое могло бы дать пояснения, касающиеся деятельности подведомственного ему института и использования спорных объектов по их назначению в качестве технической инфраструктуры хранения государственных эталонов.
При названных обстоятельствах обжалуемые решения суда первой инстанции и постановления судов апелляционной и кассационной инстанций согласно пункту 1 части 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене как нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права.
Поскольку дело рассмотрено судами с ненадлежащим составом участвующих лиц, оно подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует привлечь к участию в нем управление Росимущества в качестве ответчика, Ростехрегулирование в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, и с участием указанных лиц рассмотреть спор по существу заявленных требований.
Вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов по делам со схожими фактическими обстоятельствами, принятые на основании нормы права в истолковании, расходящемся с содержащимся в настоящем постановлении толкованием, могут быть пересмотрены на основании пункта 5 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если для этого нет других препятствий.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 2 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
постановил:
решение от 22.02.2011, дополнительное решение от 18.03.2011 Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-26122/2010, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2011 и постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 08.08.2011 по тому же делу отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Татарстан.
Председательствующий
А.А.ИВАНОВ