ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 августа 2012 г. по делу N 33-2133
22 октября 2010 года О.Н. обратился к нотариусу г. Махачкалы Г.С.Н. с заявлением о принятии наследства после смерти матери О.А. и выдаче ему свидетельства о праве на наследство, в котором указал, что является единственным наследником О.А., скрыв наличие еще одного наследника наследодателя по завещанию. На основании данного заявления нотариусом Г.С.Н. О.Н. 22 октября 2010 г. выдано свидетельство о праве на наследство по закону на спорную квартиру, после чего О.Н. распорядился квартирой, продав ее.
Анализируя материалы дела, давая оценку доводам сторон с учетом установленных по делу обстоятельств, суд пришел к обоснованному выводу о том, что указанные действия О.Н. не могут служить основанием для признания его недостойным наследником и отстранения его от наследования.
При этом суд правильно исходил из того, что действия О.Н. не образуют состава преступления или какого-либо иного противоправного деяния, подтвержденного в судебном порядке - приговором суда по уголовному делу или решением суда по гражданскому делу.
Сами по себе действия О.Н. по подаче нотариусу заявления о принятии наследства без указания на наличие другого наследника и завещания не препятствовали О.В. в реализации своих прав на принятие наследства.
При таких обстоятельствах суд обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для признания О.Н. недостойным наследником и тем самым правильно отказал истцу в удовлетворении указанного искового требования.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 июля 2012 г. по делу N 33-2172
Как видно из мотивировочной части приведенных судебных актов, факт умышленных противоправных действий В.С., которые в силу п. 1 ст. 1117 Гражданского кодекса РФ являлись бы основанием для признания его недостойным наследником, судом установлен не был.
То, что ответчик В.С. при обращении к нотариусу, а затем в суд, не указал другого наследника (своего брата В.), само по себе не может свидетельствовать об умышленном противоправном характере действий ответчика с целью увеличения своей доли в наследстве. При этом сам В.С. участия в судебных разбирательствах не принимал, его интересы представлял сын ...., который действовал на основании доверенности.
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 июня 2012 г. по делу N 11-9322/12
Отказывая в удовлетворении встречного иска К.Л. в части признания Ш.С. недостойным наследником, суд обоснованно исходил из того, что совершенные Ш.С. действия по несообщению сведений о наличии других наследников не относятся к указанным в ст. 1117 ГК РФ действиям, совершение которых может повлечь признание наследника недостойным.
САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 января 2012 г. N 33-734
Считает, что ответчица умышленно скрыла от нотариуса факт существования других наследников, с целью получения ранее установленного законом срока свидетельства о праве на наследство и регистрации права собственности на спорную квартиру.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, И. просила суд признать Я. недостойным наследником, а также признать свидетельство о праве на наследство и свидетельство о государственной регистрации права собственности, выданные на имя Я., недействительными.
В ходе рассмотрения дела представитель истца уточнил исковые требования, просил признать Я. недостойным наследником, поскольку при обращении к нотариусу с заявлением о принятии наследства после смерти матери - ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ, ответчица умышленно скрыла сведения о другом наследнике - своей родной сестре И.
...
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд обоснованно исходил из того, что истцом не представлено доказательств в подтверждение довода о том, что ответчица своими умышленными противоправными действиями, направленными против наследника И. способствовала либо пытались способствовать призванию ее к наследованию, либо способствовали или пытались способствовать увеличению причитающейся ей доли наследства.
То обстоятельство, что ответчик не указала в заявлении о принятии наследства, других наследников, не является основанием к признанию его недостойным наследником в силу ст. 1117 ГК РФ.
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 августа 2011 г. по делу N 33-24037
Кроме того, суд сделал правильный вывод о том, что указание ответчиками себя в качестве наследников при обращении к нотариусу после смерти матери - П.В.И. и неуказание в качестве наследника истца не свидетельствует о наличии оснований для признания их недостойными наследниками, поскольку не имеется сведений о том, что ответчики препятствовали истцу осуществить свои права на принятия наследства.
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 февраля 2011 г. по делу N 33-5381
Дочь наследодателя М.Л. обратилась в суд с иском к М.Н. (мать истицы) о признании ее недостойным наследником ......... Б.А.Свои требования истица обосновала тем, что ответчица препятствовала общению истицы с отцом, скрыла от истицы факт смерти отца, при обращении к нотариусу с заявлением о принятии наследства скрыла факт наличия других наследников.
...
Отказывая в иске, суд первой инстанции правильно исходил из недоказанности истицей факта совершения ответчицей действий, которые в силу положений ст. 1117 ГК РФ могут служить основанием для признания наследника недостойным наследником.
Обстоятельства, на которые ссылалась истица в обоснование иска, не являются противоправными действиями, направленными против наследодатели или против наследников, способствовавшими призванию ответчицы к наследованию либо способствовавшими увеличению причитающейся ответчице доли наследства.
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 ноября 2010 г. по делу N 33-34715
Истец указывает, что ответчик скрыла факт смерти К., поэтому она не присутствовала на похоронах и не могла заявить свои права на наследство. Ответчик при подаче заявления нотариусу также скрыла факт того, что имеется еще наследник первой очереди.
...
Суд первой инстанции в решении обоснованно указал, что ответчик не совершала каких-либо противоправных действий в отношении наследодателя или в отношении истца.
Ответчиком действительно истец не был указан в заявлении о принятии наследства, но это не говорит о том, что ответчиком были совершены противоправные действия в отношении истца.
В связи с чем, требования истца о признании ответчика недостойным удовлетворению не подлежат.