Цытаты:
...свод предложений по регулированию рынка интеллектуальной собственности, а также созданию конкурентоспособной экономики знаний и высоких технологий в Российской Федерации.
Дальнейшая разработка долгосрочной государственной стратегии в области интеллектуальной собственности потребует проведения всестороннего исследования предложенных экспертами механизмов, дополнительного анализа российской и международной практики создания и обращения результатов интеллектуальной деятельности, проведения более широкого комплексного исследования по ключевым проблемам развития рынка интеллектуальной собственности.
Также необходимо обеспечить разработку финансово-экономического обоснования и прогноза целесообразности и эффективности предложенных механизмов.
Анализ ситуации последних пяти лет показал, что всего лишь 15-20% выполняемых за счет средств Федерального бюджета научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ завершаются получением охраноспособных результатов интеллектуальной деятельности.
Также сохраняется устойчивая тенденция, когда объем заявок на регистрацию товарных знаков в 1,8-2,1 раза превышает объем заявок на патенты, при этом объем регистрации товарных знаков имеет устойчивый прирост, в то время как количество заявок на патенты практически неизменно. Исключение составляет только регистрация программ для ЭВМ и баз данных, где ежегодный прирост количества заявок составляет 15-20%
Это означает, что инновационная активность правообладателей существенно отстает от темпов активизации рыночных отношении в секторе купли-продажи товаров.
Данную проблему подтверждает и то, что доля нематериальных активов в составе внеоборотных активов предприятий оценивается всего в 0,3-0,5%, в то время как в экономически развитых странах этот показатель доходит до 30%.
Российская Федерация имеет стабильное отставание в вопросах патентной активности от Германии (объем ежегодно получаемых патентов больше в 2 раза), от США (8,2-8,9 раз), Японии (11-15 раз), от Китая и Гонконга, отставание от которых за последние 5 лет увеличилось от 2,8 до 7 раз.
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации предусмотрено увеличение объема расходуемых средств на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Затраты на НИР и ОКР к 2020 году составят не менее 3% от валового внутреннего продукта. Совокупный расход государственных и частных инвестиций на образование увеличится до 6,5-7%. Доля средств, предоставляемых на научные исследования, проводимые в вузах, в общем объеме средств, направляемых на научные исследования, за тот же период увеличится до 30%.
Целью реализации государственной стратегии является обеспечение экономических преобразований, направленных на создание конкурентоспособной экономики знаний и высоких технологий, Результатом таких преобразований к 2020 году должно стать ощутимое присутствие Российской Федерации на рынках высокотехнологичных товаров и интеллектуальных услуг в объеме 5-10% в 5-7 и более секторах.
В целях изменения ситуации в рамках реализации государственной стратегии необходима специальная программа содействия процессам формирования благоприятной для инновационного развития среды, решающая следующие задачи:
- существенный рост интеллектуальной составляющей российской экономики за счет развития современных механизмов продуктивного вовлечения в оборот нематериальных активов, в том числе за счет модернизации системы коллективного управления правами;
- нахождение стратегического баланса между защитой интеллектуальных прав и защитой общественных интересов через обеспечение доступа широкой аудитории к материалам, защищенным авторским правом, для обеспечения знаниями, поощрения творчества и роста общественного благосостояния;
- усиление роли арбитражных судов при определении баланса интересов создателей, пользователей результатов интеллектуальной .деятельности и посредников между ними;
- формирование сбалансированных подходов к ограничению злоупотребления интеллектуальными правами в целях монополизации на рынках интеллектуальной продукции;
- расширение возможностей авторов в распоряжении ими созданными произведениями, в том числе в отношении их права разрешения свободного использования произведений и упрощения процедур их передачи в общественное достояние;
Государственная стратегия предполагает создание механизмов и принятие отдельных мер, способствующих:
- формированию среды эффективных и динамичных собственников и потребителей результатов интеллектуальной деятельности;
Итоговым критерием выполнения работ по грантам должны стать зарегистрированные и публично представленные результаты интеллектуальной деятельности.
Для государственных предприятий и организаций будут предложены системы финансовых мер по стимулированию авторов, чьи разработки фактически используются при создании инновационной продукции, при этом источником выплат должны являться исключительно средства внебюджетных источников.
Показателем эффективности реализуемых мер является объем средств, направленных на выплату авторам за использование результатов интеллектуальной деятельности.
В ходе реализации положений стратегии предполагается поэтапное ужесточение таких квалификационных требований, как переход от учета количества зарегистрированных результатов интеллектуальной деятельности к учету результатов, имеющих правовую охрану (2015 год), стоимости нематериальных активов (2017 год), вовлеченных в хозяйственный оборот с учетом объема созданной инновационной продукции (2019 год).
Основными индикаторами формирования среды эффективных собственников и потребителей результатов интеллектуальной деятельности являются доли инновационной и высокотехнологической продукции и услуг в общем объеме продукции и услуг в Российской Федерации.
В целях снижения рисков для инновационных предприятий государственной стратегией будет предусмотрено включение в перечень механизмов, реализуемых фондами, поддерживающими инновационный процесс, специальных программ софинансирования расходов на цели создания промышленного образца.
Предполагается, что соответствующие льготы и преференции будут распространены максимально широко на все субъекты инновационного бизнеса без отдельных систем ограничений на организационно-правовые формы, состав учредителей и структуру уставного капитала.
Дополнительно в действующем законодательстве должны быть сняты ограничения, препятствующие росту капитализации предприятий за счет интеллектуальной собственности.
В частности, предполагается пересмотр методик оценки и переоценки стоимости результатов интеллектуальной деятельности и формирования нематериальных активов предприятий, применение гибкой ставки налогообложения нематериальных активов и ее максимальное уменьшение в случае, когда нематериальный актив вовлечен в оборот.
Индикатором успешности политики является доля нематериальных активов в общей стоимости основных фондов организаций и предприятий, отражающих процесс легализации нематериальных активов.
Индикаторами успешности мероприятий, направленных на формирование среды эффективных собственников и потребителей результатов интеллектуальной деятельности, является доля персонала, задействованного в выпуске инновационной продукции; доля инновационной продукции в общем объеме ВВП, а также отношение совокупных затрат на НИР и ОКР к объему инновационной продукции.
Индикатором эффективности реализации мер по формированию кадрового потенциала является количество созданных патентно-лицензионных служб, служб по управлению нематериальными активами, подразделений по трансферу технологий и количество задействованных в них специалистов в хозяйствующих субъектах.
Учитывая современный уровень развития средств коммуникации, сетей и систем передачи данных, создающих принципиально новые возможности распространения и обмена результатами интеллектуальной деятельности, необходимо инициировать изменения и дополнения важнейших мировых соглашений, регулирующих указанную сферу, — Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений, Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).
Индикатором успешной интеграции Российской Федерации в мировой рынок интеллектуальной собственности является доля охраняемых объектов интеллектуальной деятельности, имеющих защиту за пределами Российской Федерации, и доля объектов, вовлеченных в оборот для создания экспортируемой продукции.