Доброго времени суток коллеги!
Вопрос в процессуальных тонкостях защиты Арендатора от неправомерных начислений арендной платы за землю, которую осуществляют Арендодатели (публичные образования) при изменении методики начисления на основании нового нормативного регулирования.
При стандартной ситуации "Караул, грабят" Арендатору присылают уведомление что расчёт арендной платы изменился на основании изменений методики начислений арендных платежей.
Вариант - "Согласится" отметаю, с этим всё понятно., но что делать если Арендатор не согласен с применяемой методикой, а точнее с порядком её применения.
1. Первый (не правильный) способ - Обжаловать действия должностных лиц или публичного органа в части незаконности действий по начислению арендной платы. Неверность позиции отражена в судебной практике, к примеру:
Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 7 ноября 2013 г. N 08АП-8072/13
Таким образом, суд первой инстанции правильно отметил, что настоящий спор должен рассматриваться в порядке искового производства по правилам раздела II Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации "Производство в арбитражном суде первой инстанции. Исковое производство", как возникший из обязательственных отношений сторон по исполнению договора аренды.
2. Второй (пассивный) не платить неправильно установленные платежи , а вносить их из собственного расчёта Арендатора и ждать когда на него подадут в суд о взыскании арендной платы за землю. В результате на суд отправляется свой контррасчёт Арендатора и при его признании судом правильным, следует отказ в иске Арендодателю.
3. Третий (трудный) Арендодатель обращается с иском в суд, предварительно направив Арендодателю дополнительное соглашение с собственным контрорасчётом арендной платы, и получив отказ Арендодателя подписать такое доп соглашение.
Основание: Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ
от 2 февраля 2010 г. N 12404/09
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом стороны не лишены права требовать друг от друга внесения изменений, обусловленных изменениями законодательства, в заключенный ими договор аренды.
Так как судебной практики с исковыми заявлениями Арендаторов обязать Арендодателя подписать доп соглашение об изменении расчёта арендной платы в силу закона я не нашел, появились сомнения по 3 варианту
Сомнения:
- Суд откажет в иске т.к. подписывать доп соглашение об изменении расчёта арендной платы это право а не обязанность Арендодателя;
- Суд откажет в иске т.к. в договоре аренды (как правило у всех публичных образований) нет обязательности в заключении доп соглашений в случаях изменения нормативного регулирования методики начисления арендной платы
- и т.п.
Вообщем у кого есть практика исковых требований о перерасчёте арендной платы за землю в силу изменения нормативного регулирования, прошу выкладывать в эту тему. Защита арендаторов земельных участков против произвольного толкования Арендодателем (как правило чиновниками) методик начислений арендной платы, нуждается в объединении.