Перейти к содержимому






Фотография
- - - - -

Специальная оценка условий и дополнительные отпуска


Сообщений в теме: 9

#1 Protoskill

Protoskill
  • ЮрКлубовец-кандидат
  • 38 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 15 February 2015 - 12:04

Здравствуйте всем, кто зашел в данную тему)

В связи с проводимой специальной оценки условий труда возник вопрос, а есть необходимость по результатам специальной оценки условий труда применять увеличенные размеры отпусков за вредность, предусмотренные Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденному постановлением Государственного комитета Советов Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. N 298/П-22.

В своем определение от 28 марта 2013 г. N АПЛ13-102 Верховный суд РФ указал, что поскольку до настоящего времени не принят нормативный правовой акт, предусмотренный пунктом 2 постановления от 20 ноября 2008 г. N 870, позволяющий дифференцировать виды и размеры компенсаций в зависимости от степени вредности условий труда, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в случаях, когда по данной профессии, должности Списком предусмотрены более высокие компенсации работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, подлежит применению Список.

Мое мнение, что принять не нужно.

Обоснование:

Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" внесены изменения в ст. 117 ТК РФ.

Так ранее п. 2 ст. 117 ТК РФ предусматривал, что минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия его предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В действующей редакции ст. 117 ТК РФ указанно, что продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда.

Таким образом действующем трудовым законодательством наличие подзаконного нормативного правового акта, который бы устанавливал минимальную продолжительность оплачиваемого отпуск за вредность не предусмотрено.

Кроме того постановление Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. N 870 утратило силу.

 


  • 0

#2 shevopu

shevopu
  • ЮрКлубовец
  • 136 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 16 February 2015 - 11:53


Я тоже считаю, что Списки, утвержденные постановлением № 298/П-22 не подлежат применению.

В качестве обоснования можно использовать доводы МАГАДАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА, изложенные в ПОСТАНОВЛЕНИИ от 19 ноября 2014 г. по делу N 4а-66/2014.
"...Основанием для вынесения данного требования Предписания, согласно акту проверки от 23 апреля 2014 года (л.д. 19 - 22), послужило то, что в нарушение статей 92, 147, 219 Трудового кодекса Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации N 870 от 20 ноября 2008 года "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда", в ОАО "Магадангеология" согласно приказу N... от 20 января 2011 года работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, установлен ежегодный дополнительный отпуск 6 дней, например взрывнику (открытых горных работ) и машинисту буровых установок колонкового бурения. За работу с вредными и (или) опасными условиями труда работникам не начисляется повышенная оплата, не установлена сокращенная продолжительность рабочего времени.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации N 870 от 20 ноября 2008 года предусматривалось, что работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест, устанавливаются: сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю в соответствии со статьей 92 Трудового кодекса Российской Федерации;
ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск - не менее 7 календарных дней;
повышение оплаты труда - не менее 4 процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.
Постановление Правительства Российской Федерации N 870 от 20 ноября 2008 года утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 2014 N 726.
С 1 января 2014 года Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ в Трудовой кодекс Российской Федерации внесены изменения, в соответствии с которыми частично изменены условия предоставления компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в частности аттестация рабочих мест по условиям труда заменена на специальную оценку условий труда.
Согласно части 4 статьи 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона. При этом, для целей, определенных статьей 7 настоящего Федерального закона (в том числе и для установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций), используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядком. Работодатель вправе провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.
В соответствии с абзацем 5 части 1 статьи 92 Трудового кодекса Российской Федерации сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается, в том числе для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, - не более 36 часов в неделю.
Согласно части 3 статьи 92 Трудового кодекса Российской Федерации на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора, а также письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, продолжительность рабочего времени, указанная в абзаце пятом части первой настоящей статьи, может быть увеличена, но не более чем до 40 часов в неделю с выплатой работнику отдельно устанавливаемой денежной компенсации в порядке, размерах и на условиях, которые установлены отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, коллективными договорами.
Статьей 117 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда.
Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, указанным в части первой настоящей статьи, составляет 7 календарных дней.
В силу статьи 147 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере.
Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.
Таким образом, в соответствии с правовым регулированием, действующим с 01 января 2014 года, объем предоставляемых компенсаций работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, регулируется Трудовым кодексом Российской Федерации.
Довод жалобы со ссылкой на Постановление Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22 "Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день", обоснованным признан быть не может, поскольку вопросы установления порядка предоставления и определения размеров гарантий (компенсаций) за работу во вредных (опасных) условиях труда, как указано выше, с 1 января 2014 года регулируются статьями 92, 117 и 147 Трудового кодекса Российской Федерации..."

Однако следует помнить про п. 3 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ которым предусмотрена возможность сохранения прежнего порядка, условий предоставления компенсационных мер, а также их размеров в случае если условия труда для отдельных работников после проведенной СОУТ не изменились по сравнению с их условиями труда по состоянию на 31.12.2013. На эту тему интересная практика складывается в Московском регионе.
См.: МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД АПЕЛЛЯЦИОННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ от 28 ноября 2014 г. по делу N 33-37384/14 и от 26 ноября 2014 г. по делу N 33-37024/14.
"...Таким образом, с 01 января 2014 года сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается для работников, условия труда на рабочих местах которых отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, а также к вредным условиям труда 1 или 2 степени в случае фактической реализации в отношении конкретного работника указанной меры по состоянию на 01 января 2014 года. Соответственно дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда, а также к вредным условиям труда 1 степени в случае фактической реализации в отношении конкретного работника указанной меры по состоянию на 01 января 2014 года.
Следовательно, ранее предусмотренные компенсационные меры не могут распространяться на неопределенный круг лиц, в том числе принятых на работу после вступления в силу Федеральных законов от 28.12.2013 N 426-ФЗ и N 421-ФЗ работников, тогда как суд первой инстанции удовлетворил иск прокурора в отношении неопределенного круга лиц, обязав работодателя установить сокращенную продолжительность рабочего времени (ст. 92 ТК РФ) всем работникам, занятым на перечисленных рабочих местах, степень вредности условий труда которых (1 и 2) не предполагает действующей ст. 92 ТК РФ предоставление данной компенсации. Также суд обязал предоставить дополнительный оплачиваемый отпуск (ст. 117 ТК РФ) работникам, занятым на перечисленных рабочих местах, степень вредности условий труда которых (1) не предполагает действующей ст. 117 ТК РФ предоставление данной компенсации..."
  • 1

#3 Protoskill

Protoskill
  • ЮрКлубовец-кандидат
  • 38 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 16 February 2015 - 21:15

спасибо за судебную практику


  • 0

#4 Garchuk

Garchuk
  • продвинутый
  • 448 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 04 March 2015 - 21:41

Здравствуйте! Не совсем по теме, но вроде сбоку сюда.

"Действие настоящего Закона распространяется на лиц, работающих по найму постоянно или временно в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях. 

Закон РФ от 19.02.1993 N 4520-1(ред. от 21.07.2014)"О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"

ИПэшница, раздала своим работникам уведомления об изменении трудового договора в связи с кризисом и санкциями. Отбирает дополнительные отпуска. Аргументирует тем, что она физическое лицо, а не организация и, следовательно, действие закона на нее не распространяется. Я че-то думаю, что раз по ГК ИПшники, если иное не вытекает приравниваются к коммерческим организациям, то ИПшница не права. Но практики именно по трудовому праву не нашел. Ни у кого нет практики, насчет того, как суды смотрят на этот вопрос?


  • 0

#5 andrewgross

andrewgross
  • Старожил
  • 11629 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 05 March 2015 - 12:30

Garchuk,

 



насчет того, как суды смотрят на этот вопрос?

Суды посмотрят правильно.

В трудовом праве наименование "организации" заменено на "работодатели" уже давно, а в N 4520-1 так и осталось.

Сейчас ТК четко определяет, что

Работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.

Таким образом, суд не будет делать разницы между ФЛ и ЮЛ, все они должны предоставлять предусмотренные для северян льготы.


  • 2

#6 Garchuk

Garchuk
  • продвинутый
  • 448 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 05 March 2015 - 13:26

Спасибо.

Я так и думал, смутило два момента:

1. Что формулировка в 4520-1 не очень старенькая (2004 года) . до этого было:"на предприятиях, в учреждениях, организациях". Т.е законодатель не заменил на "работодатель", а оставил "организации".

2.  В определении работодателя все таки разделены физики и юрики. Организацией называются именно юрики ("Юридическое лицо (организация)").


  • 0

#7 andrewgross

andrewgross
  • Старожил
  • 11629 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 05 March 2015 - 14:26

1. Что формулировка в 4520-1 не очень старенькая (2004 года) . до этого было:"на предприятиях, в учреждениях, организациях". Т.е законодатель не заменил на "работодатель", а оставил "организации". 2. В определении работодателя все таки разделены физики и юрики. Организацией называются именно юрики ("Юридическое лицо (организация)").

Тем не менее, ТК не  освобождает ФЛ от обязанности предоставлять северные льготы

 

Статья 321. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск

 

Кроме установленных законодательством ежегодных основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков, предоставляемых на общих основаниях, лицам, работающим в районах Крайнего Севера, предоставляются дополнительные оплачиваемые отпуска продолжительностью 24 календарных дня, а лицам, работающим в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - 16 календарных дней.

Общая продолжительность ежегодных оплачиваемых отпусков работающим по совместительству устанавливается на общих основаниях.

 

Эта норма является основной, разночтения в 4520-1 не отменяют ее действия и не дают ИП-шнице индульгенцию.


Сообщение отредактировал andrewgross: 05 March 2015 - 14:27

  • 1

#8 Garchuk

Garchuk
  • продвинутый
  • 448 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 05 March 2015 - 14:48

Ну да. Но она отменила отпуск, о котором не сказано в ТК и который установлен 4520-1. 

"в остальных районах Севера, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, - 7 рабочих дней" Ст.14.


  • 0

#9 andrewgross

andrewgross
  • Старожил
  • 11629 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 05 March 2015 - 19:09

Garchuk,

Поищите, наверняка есть местный законодательный акт, устанавливающий эти отпуска и условия его  предоставления.


  • 0

#10 Garchuk

Garchuk
  • продвинутый
  • 448 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 05 March 2015 - 19:30

Поищу. Я все-же надеюсь выехать на ГК и на том, что ИП, если другое не вытекает рассматривается как коммерческая организация.


  • 0




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных