Дело № 2-252/14
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Добрянка 05 марта 2014 года
Добрянский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Д.Г. Липилиной
с участием представителя Администрации Добрянского муниципального района Котельниковой Е.А.
секретаря Л.В. Макуриной,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Посягина ФИО22 о признании незаконным ФИО2 муниципального района № № от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе ему в согласовании и утверждении схемы расположения земельного участка общей площадью № кв.м., расположенного в в кадастровом квартале № испрашиваемого ; обязании ФИО6 ФИО23 утвердить и выдать ему схему расположения испрашиваемого земельного участка в течение № недель со дня вступления решения суда в законную силу,
у с т а н о в и л :
Посягин В.П. обратился в Добрянский районный суд с заявлением :
- признать ФИО2 муниципального района № № от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе ему в согласовании и утверждении схемы расположения земельного участка общей площадью № кв.м., расположенного в в кадастровом квартале №, испрашиваемого для ведения личного подсобного хозяйства, незаконным;
- обязать Администрацию ФИО21 утвердить и выдать ему схему расположения испрашиваемого земельного участка в течение № недель со дня вступления решения суда в законную силу.
Свои требования Посягин В.П. мотивировал тем, что письмом № № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 муниципального района ему было отказано в утверждении и согласовании схемы расположения земельного участка общей площадью № кв.м., расположенного по адресу: , ФИО7 городское поселение, (в районе причала ) для ведения личного подсобного хозяйства по причине того, что испрашиваемый им земельный участок находится в пределах береговой полосы и прибрежной защитной полосы водохранилища.
Данное ФИО2 считает незаконным и нарушающим его права, поскольку ДД.ММ.ГГГГг. он обратился в ФИО5 муниципального района с просьбой о согласовании и утверждении схемы расположения вышеуказанного земельного участка .
Письмом № № от ДД.ММ.ГГГГ., за подписью ФИО20 ФИО7 муниципального района, ему было отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на том основании, что испрашиваемый им земельный участок находится в рекреационной зоне, которая установлена в соответствии с Генеральным планом , утвержденным ФИО2 Думы ФИО7 городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ. Данный отказ ФИО5 муниципального района был им обжалован в ФИО7 районном суде.
ФИО2 ФИО7 районного суда от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО2 № № об отказе ФИО4 в согласовании и утверждении схемы расположения земельного участка общей площадью № кв.м., расположенного в в кадастровом квартале №, испрашиваемого для ведения личного подсобного хозяйства было признано незаконным. На ФИО5 муниципального района была возложена обязанность по повторному рассмотрению его обращения. Во исполнение ФИО2 ФИО7 районного суда от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО5 вновь рассмотрела его заявление и вновь отказала в согласовании и утверждении схемы, но уже по другому основанию. Как следует из текста решения об отказе, ФИО5 пришла к выводу, что испрашиваемый им земельный участок находится в пределах береговой и прибрежной защитной полосы в связи, с чем предоставление земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства является невозможным. При этом, администрация сослалась на заключение кадастрового инженера ФИО12 из которого следует, что расстояние от береговой линии до поворотных точек испрашиваемого земельного участка составляет от № м.
Он считает, что и данный отказ является необоснованным, исходя из следующего: согласно п. 10 ст. 3 ФЗ № 137 от 25.10.2001г. «О введении в действие Земельного кодекса РФ», распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления.
В соответствии со ст. 34 Земельного кодекса РФ, орган местного самоуправления на основании заявлений граждан, заинтересованных в предоставлении или передаче земельных участков в собственность, заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Согласно ст. 56 ЗК РФ, права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю:
- особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах;
- особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных;
- условия начала и завершения застройки или освоения земельного участка в течение установленных сроков по согласованному в установленном порядке проекту, строительства, ремонта или содержания автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) при предоставлении прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности;
- иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с ч. 6 ст. 6 Водного кодекса РФ, полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.
Согласно п. 2 ч. 4 ст. 5 Водного кодекса РФ, береговая линия (граница водного объекта) определяется для реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера - по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом.
При этом документированные сведения о водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах, других зонах с особыми условиями их использования содержаться в государственном водном реестре (п. 8 ч. 4 ст. 31 Водного кодекса РФ).
Из заключения кадастрового инженера не следует, что измерения ширины прибрежной защитной полосы осуществлялось от содержащейся государственном водном реестре границы водного объекта, определений по среднемноголетнему уровню вод. Кроме этого, каких-либо ограничений на формирование в пределах прибрежной защитной полосы объекта земельного участка для его использования для ведения личного подсобного хозяйства действующим законодательством не установлено.
В судебное заседание Посягин В.П. не явился, просит рассмотреть дело без его участия.
Представитель Администрации ФИО19 городского поселения в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело без его участия.
Представитель Администрации ФИО18 муниципального района в судебном заседании требования Посягина В.П. не признал по доводам письменного возражения (л.д. 37-45), согласно которого в соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. В пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2 от 10.02.2009г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснено, что исходя из положений статьи 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Таким образом, в силу правил статьи 13 ГК РФ и главы 25 ГПК РФ для удовлетворения требований Посягина В.П. необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этими действиями прав либо свобод заявителя.
ДД.ММ.ГГГГ Посягин В.П. обратился в ФИО5 муниципального района с заявлением о согласовании и утверждении схемы расположения земельного участка общей площадью № кв.м., для ведения личного подсобного хозяйства, по адресу: , ФИО7 городское поселение, .
К указанному заявлению прилагалась схема расположения земельного участка, подписанная ДД.ММ.ГГГГ. заказчиком работ (ФИО10, действующий по доверенности от Посягина В.П.), исполненная кадастровым инженером ФИО11.
Проанализировав приложенную Посягиным В.П. к утверждению схему расположения земельного участка, приняв во внимание информацию ФИО5 городского поселения (№ от ДД.ММ.ГГГГ.), ФИО5 муниципального района приняла обжалуемое ФИО2 об отказе в утверждении и согласовании схемы по причине нахождения формируемого земельного участка в пределах береговой, прибрежной защитной полос Камского водохранилища, что в свою очередь, исключает формирование (и, соответственно использование) земельного участка для испрашиваемого вида использования - личного подсобного хозяйства в силу прямого указания закона.
Заявителем земельный участок испрашивался к формированию для ведения личного подсобного хозяйства.
Регулирование отношений, возникающих в связи с ведением гражданами личного подсобного хозяйства, регулируются ФЗ №112 от 07.07.2003 «О личном подсобном хозяйстве», статьей 2 которого определено, что личное подсобное хозяйство – это форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции (п.1). Личное подсобное хозяйство ведется гражданами или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном для ведения личного подсобного хозяйства (п.2). Сельскохозяйственная продукция, произведенная и переработанная при ведении личного подсобного хозяйства, является собственностью граждан, ведущих личное подсобное хозяйство (п.3).
Статьей 4 ФЗ № 112 «О личном подсобном хозяйстве» определено, что для ведения личного подсобного хозяйства может использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок) (п.1). Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдение градостроительных регламентов и иных правил и норм (п.2).
Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства», к сельскохозяйственной продукции относит урожаи сельскохозяйственных культур (зерновых, масличных, технических, кормовых, бахчевых культур, картофеля, овощей), урожаи многолетних насаждений, посадок многолетних насаждений (виноградники, плодовые, ягодные, орехоплодные насаждения, плантации хмеля, чая). Кроме этого, Постановлением Правительства РФ № 458 от 25.07.2006г. определены виды продукции, которые относятся к сельскохозяйственной.
Из системного анализа вышеуказанных норм законодательства следует, что целевое назначение земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства достигается при использовании земельного участка для выращивания продукции растениеводства (что, предполагает распашку земель), так же, для выращивания продукции животноводства (что, предполагает содержание и выпас сельскохозяйственных животных).
В соответствии со ст. 65 Водного кодекса РФ, водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности. Ширина водоохранной зоны рек протяженностью от пятидесяти километров и более устанавливается в размере двухсот метров.
В границах водоохранных зон запрещаются:
1. использование сточных вод для удобрения почв;
2. размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ;
3. осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений;
4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.
В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.
В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными ограничениями запрещаются:
1. распашка земель;
2. размещение отвалов размываемых грунтов;
3. выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.
Истребованный Посягиным В.П. земельный участок является вновь формируемым.
В соответствии с нормами статьи 56 Земельного кодекса РФ, частью 5 статьи 4, частью 2 статьи 7, частью 1 статьи 22 ФЗ № 22 от 24.07.2007г. «О государственном кадастре недвижимости», на основании подготовленного органом местного самоуправления акта, сведения об ограничениях в использовании земельного участка, могут быть внесены в государственный кадастр недвижимости.
Согласно п. 10 ст. 38 ФЗ № 221 от 24.07.2007г. «О государственном кадастре недвижимости», образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского, земельного, лесного, водного, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам.
В соответствии со статьями 30, 31, 34, 36 Земельного кодекса РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка, или в государственном кадастровом учете отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица, либо обращения предусмотренного статьей 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления заявления утверждает и выдает схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Таким образом, ФИО5 муниципального района как орган, уполномоченный на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, издает нормативно-правовой акт (постановление ФИО6, п.4 ст.8 Устава ФИО7 муниципального района), утверждающий схему расположения земельного участка в соответствующем кадастровом плане территории. При издании данного акта, а также при согласовании границ земельного участка в соответствии со ст.39 Закона о кадастре орган местного самоуправления имеет право самостоятельно установить факт расположения формируемого земельного участка в пределах береговой, прибрежной полос водных объектов общего пользования и указать в постановлении сведения, необходимые для внесения ограничения в государственный кадастр недвижимости.
Указанная работа органом местного самоуправления ведется, в данные государственного кадастра недвижимости органом местного самоуправления ограничения в использовании земельного участка вносятся (в качестве примера, прилагаем кадастровый паспорт земельного участка, год внесения - ДД.ММ.ГГГГ., более ранний - ДД.ММ.ГГГГ., л.4-10 приложения к возражению).
Анализ судебных актов показывает, что при рассмотрении споров, связанных с определением правового режима водоохранных зон (прибрежных защитных, береговых полос), суды, как общей юрисдикции, так и арбитражные суды, не связывают наличие ограничений с фактом их государственной регистрации (примеры судебной практики, выводы, изложенные в определении вого суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу 33-588-2011, ФИО2 вого суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу7-1033/21-603-2012, определении вого суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу 33-1726, определении Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу 33-4286/2012).
Нахождение испрашиваемого к формированию земельного участка в пределах прибрежной защитной, береговой полос следует из следующих материалов дела.
Земельный участок испрашивался к формированию непосредственным примыканием к водохранилищу (см. обзорная схема расположения земельного участка, л.13 приложения к возражениям; план расположения земельных участков, л.14 приложения к возражениям).
Камское водохранилище расположено на . ФИО6 муниципального района в рамках работы по установлению местоположения испрашиваемого к формированию земельного относительно береговой, прибрежной защитной полосы получена следующая информация.
Из заключения кадастрового инженера (исп. ФИО12, квалификационный аттестат № от ДД.ММ.ГГГГ.) от ДД.ММ.ГГГГ. также следует, что испрашиваемый земельный участок частично расположен в пределах береговой полосы и прибрежной защитной полосы водохранилища (л. 19-20 приложения к возражениям).
Согласно заключения бассейнового водного управления (уполномоченного органа по установлению водоохранных зон) испрашиваемый земельный участок находится в пределах береговой полосы и полностью в водоохраной и прибрежной защитной полосе водохранилища (л.16-17 приложения к возражениям). Указанный вывод подтверждается наличием топографического материала (л.18 приложения к возражениям). Береговая линия (граница водного объекта) определена для водохранилища по нормальному подпорному уровню воды (НПУ). В соответствии с «Основными положениями правил использования водных ресурсов Камского и Воткинского водохранилищ на НПУ водохранилища составляет 108,5 м БС (Балтийской системы высот), в он соответствует уровню воды в верхнем бьефе и плотины ГЭС с отметкой 108,5м БС.
Кроме этого, факт нахождения испрашиваемого земельного участка в прибрежной защитной полосе не отрицается самим заявителем при подаче заявления об утверждении схемы от ДД.ММ.ГГГГ а именно, к указанному заявлению прилагалась схема расположения земельного участка, подписанная ДД.ММ.ГГГГ. заказчиком работ (ФИО10, действующий по доверенности от Посягина В.П.), исполненная кадастровым инженером ФИО11, на которой указано расположение земельного участка полностью в составе прибрежной защитной полосе Камского водохранилища (л.2 приложения к возражениям).
Учитывая, что ведение личного подсобного хозяйства связано с распашкой земли и предполагает обработку верхнего дернового слоя всего участка, также предполагает содержание сельскохозяйственных животных, ФИО5 муниципального района, установив нахождение испрашиваемого к формированию земельного участка на территории, на которую в силу статьи 65 ВК РФ распространяются дополнительные ограничения хозяйственной деятельности, пришла к выводу, что указанные ограничения исключают формирование земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в пределах прибрежной защитной полосы (данная позиция согласуется с выводами, изложенными в определении вого суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу 33-588-2011, определении Верховного суда Республики Карелия от 19.06.2012г. по делу 33-1458/2012, определении Верховного суда Республики Карелия от 01.06.2012г. по делу 33-1507/2012).
Распашка в пределах прибрежной защитной полосы водного объекта ввиду содержащегося ограничения хозяйственной деятельности (ст.65 ВК РФ) образует состав административного правонарушения, предусмотренный ч.1 ст.8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (ФИО2 вого суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу 7-1033/21-603-2012, ФИО2 Выксуновского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу 12-172/2013).
Кроме этого, основанием отказа в утверждении схемы явилось нахождение части испрашиваемого земельного участка в пределах береговой полосы водного объекта.
Исходя из статьи 6 Водного кодекса РФ, водные объекты общего пользования - это поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, которые являются общедоступными водными объектами. На основании части 6 статьи 6 Водного кодекса РФ береговая полоса – это полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования, которая предназначена для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров.
Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств (п.8 ст.6 ВК РФ).
Береговые полосы, равно как и площади, улицы, проезды, набережные являются территориями общего пользования, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (п.12. ст.1 Градостроительного кодекса РФ).
Пункт 3.2 статьи 22 Земельного кодекса РФ допускает заключение договора аренды земельного участка, расположенного в пределах береговой полосы, с пользователем водного объекта при условии обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе. Приватизация земельного участка в пределах береговой полосы запрещена (п.8 ст.27 ЗК РФ).
Согласно статье 262 ГК РФ, граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на незакрытых для общего доступа земельных участках. Таким образом, нарушений действующего законодательства при рассмотрении заявления Посягина В.П. не допущено.
Права заявителя Посягина В.П. не могут считаться нарушенными, поскольку ограничения хозяйственной деятельности в прибрежной защитной полосе и порядок использования береговой полосы водного объекта установлены законом, а значит, не являются ограничением прав и законных интересов гражданина решением органа местного самоуправления (в т.ч. с учетом выводов, изложенных в определении вого суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу 33-9956).
Пунктом 15 статьи 14 ФЗ № «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», на ФИО5 городского поселения возложена публичная обязанность по созданию условий для массового отдыха жителей поселения и организации обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам.
С целью исполнения указанного публичного обязательства ДД.ММ.ГГГГ. в ФИО5 муниципального района подано заявление ФИО5 городского поселения о предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование в районе ДСК, площадью 9,6 га., в порядке статьи 34 Земельного кодекса (для целей, не связанных со строительством).
Постановлением ФИО5 городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ. утверждена и выдана схема расположения земельного участка для проведения в порядке пункта 4 статьи 34 ЗК РФ кадастровых работ.
В порядке соблюдения принципов публичности, открытости, прозрачности процедуры предоставления земельного участка ФИО5 муниципального района обеспечена публикация о предоставлении земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования в газете « (ДД.ММ.ГГГГ., № (11091). Замечаний и предложений от Посягина В.П. на данную публикацию не поступило.
ФИО5 городского поселения ДД.ММ.ГГГГ. проведены кадастровые работы: земельному участку присвоен кадастровый номер № категория: , целевое назначение: , площадь: № кв.м. Постановлением ФИО5 муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ. земельный участок предоставлен ФИО5 городского поселения для обеспечения вышеуказанных публичных обязательств (схема наложения испрашиваемого к формированию земельного участка, приложение…). Согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним право постоянного (бессрочного) пользование на данный участок за ФИО5 городского поселения зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ., запись № №
Заслушав участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования Посягина В.П. не подлежат удовлетворению. В соответствии со ст. 46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Гражданин, на основании ст. 254 ГПК РФ, вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, в силу ст. 255 ГПК РФ, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: - нарушены права и свободы гражданина; - созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; - на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.В силу п. 10 ст. 3 ФЗ № 137 от 25 октября 2001г. «О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации», распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления. По ст. 11 Земельного Кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.Согласно ст. 15 Земельного Кодекса Российской Федерации :1. Собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. 2. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности. 3. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами. Государственной собственностью, на основании ст. 16 ЗК РФ, являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами. Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности регламентировано ст. 28 ЗК РФ, по которой : 1. Земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса. 2. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. 4. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:- изъятия земельных участков из оборота;- установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;- резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу ст. 29 ЗК РФ, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством отражен в ст. 34 ЗК РФ, согласно которой:
1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
2. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
3. В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
4. Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
5. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГг. Посягин В.П. через действующего по доверенности ФИО3 ФИО10, обратился в ФИО5 муниципального района с заявлением согласовать и утвердить ему схему расположения земельного участка общей площадью № кв.м. для ведения по адресу : , ФИО7 городское поселение, (л.д. 12). К заявлению была приобщена схема расположения испрашиваемого земельного участка (л.д. 13), из которой следует, что земельный участок расположен на землях населенных пунктов в кадастровом квартале № и полностью расположен в водоохраной зоне водохранилища и прибрежной защитной полосе.
ДД.ММ.ГГГГг. ФИО10 был дан письменный ответ (№ о рассмотрении обращения Посягина В.П., в котором ему отказано в согласовании и утверждении схемы расположения земельного участка, со ссылкой на то, что представленная с согласованию и утверждению схема не соответствует имеющейся градостроительной документации, поскольку по Генеральному плану , утвержденному ФИО2 Думы ФИО7 городского поселения за № от ДД.ММ.ГГГГ., испрашиваемый земельный участок расположен в рекреационной зоне. Земли рекреационного назначения предназначены и используются для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. В соответствии с п. 5 ст. 98 ЗК РФ, на землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая целевому назначению (л.д. 14).
ФИО2 ФИО7 суда от ДД.ММ.ГГГГг. (л.д. 15-17) было признано незаконным ФИО2 муниципального района за № № от 12.06.2013г. об отказе ФИО4 в согласовании и утверждении схемы расположения испрашиваемого для земельного участка общей площадью № кв.м., расположенного в в кадастровом квартале №. При этом Посягину В.П. было отказано в удовлетворении его требования о возложении на ФИО5 МР ПК обязанности согласовать и утвердить схему расположения земельного участка общей площадью № кв.м., расположенного в в кадастровом квартале № испрашиваемого Посягиным для ведения личного подсобного хозяйства.
ДД.ММ.ГГГГг. Посягину В.П. был дан письменный ответ (№ №) о рассмотрении, во исполнение Решения ФИО7 суда от ДД.ММ.ГГГГ., обращения Посягина В.П., в котором ему отказано в согласовании и утверждении схемы расположения земельного участка, со ссылкой на то, что установлен факт расположения земельного участка в пределах береговой полосы и прибрежной защитной полосы Камского водохранилища. Расположение земельного участка в прибрежной полосе определяет наличие ограничений в использовании испрашиваемого к формированию земельного участка, исключающее ведение личного подсобного хозяйства. Расположение участка в пределах береговой полосы определяет возможность (согласно нормам Градостроительного Кодекса РФ при градостроительном зонировании, п. 11 ст. 35) включения территории, занятой береговыми полосами водных объектов общего пользования в состав зон рекреационного назначения, предназначенных и используемых для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан (л.д. 18).
ДД.ММ.ГГГГг. кадастровым инженером ФИО12 было оформлено письменное Заключение, согласно которого земельный участок с кадастровым номером № по адресу : , в районе расположен в пределах береговой полосы . Проведенными измерениями установлено, что расстояние от поворотной точки № до береговой линии составляет №.; расстояние от поворотной точки № до береговой линии составляет № м.; расстояние от поворотной точки № до береговой линии составляет № м.; расстояние от поворотной точки № до береговой линии составляет № м. К заключению приобщена Схема, на которой отражены береговая полоса, прибрежно-защитная полоса и граница испрашиваемого земельного участка (л.д. 23).
Информация, представленная бассейновым водным управлением (л.д. 76-77) также подтверждает нахождение испрашиваемого Посягиным В.П. земельного участка в пределах береговой полосы и прибрежной защитной полосы водохранилища.
В соответствии со ст. 56 ЗК РФ, права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.
2. Могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю:
1) особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах;
2) особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных;
3) условия начала и завершения застройки или освоения земельного участка в течение установленных сроков по согласованному в установленном порядке проекту, строительства, ремонта или содержания автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) при предоставлении прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности;
4) иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами.
3. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для охранных зон.
4. Ограничения прав на землю устанавливаются бессрочно или на определенный срок.
По ст. 6 Водного Кодекса РФ, поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемыми в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также исходя из устанавливаемых органами местного самоуправления правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд.
На водных объектах общего пользования могут быть запрещены забор (изъятие) водных ресурсов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, использование маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах, водопой, а также установлены иные запреты в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.
Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.
В силу ст. 65 Водного Кодекса Российской Федерации, водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира (ч.1); в границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности (ч.2).
Виды ограничений хозяйственной и иной деятельности в прибрежной защитной полосе установлены частями 15 и 17 ст. 65 Водного Кодекса РФ.
Согласно ч.15 ст. 65 ВК РФ, в границах водоохранных зон запрещаются:
1) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;
2) размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;
3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами;
4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;
5) размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, судостроительных и судоремонтных организаций, инфраструктуры внутренних водных путей при условии соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;
6) размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов;
7) сброс сточных, в том числе дренажных, вод;
8) разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19.1 ФЗ № 2391-1 от 21.02.1992г. «О недрах»).
По ч.17 ст. 65 ВК РФ, в границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 настоящей статьи ограничениями запрещаются:
1) распашка земель;
2) размещение отвалов размываемых грунтов;
3) выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.
18. Установление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 8 ст. 27 ЗК РФ, запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.
На основании п.11 ст.35 Градостроительного Кодекса РФ, в состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.
В соответствии со ст. ст. 2, 4 ФЗ № 112 от 07 июля 2003г. «О личном подсобном хозяйстве», «личное подсобное хозяйство» - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции», для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.
Тот факт, что испрашиваемый Посягиным В.П. для ведения личного подсобного хозяйства земельный участок, полностью расположен в водоохраной зоне водохранилища и прибрежной защитной полосе подтверждается материалами дела :
- заключением кадастрового инженера ФИО12 (л.д. 23);
- схемой расположения земельного участка (л.д. 13), составленной кадастровым инженером ФИО11, которую Посягин В.П. в Администрацию представил ДД.ММ.ГГГГ. при подаче заявления о согласовании и утверждении схемы земельного участка. Из условных обозначений в данной схеме следует, что испрашиваемый Посягиным земельный участок полностью расположен в водоохраной зоне водохранилища и прибрежной защитной полосе;
- письмом , которое является федеральным органом, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов (л.д. 71-72).
Кроме того, суд не принимает ссылку Посягина В.П. на то, что сведения о водоохраной зоне и прибрежной защитной полосе не внесены в государственный водный реестр, в данной случае этот не имеет правового значения, поскольку имеют место запреты, установленные для использования прибрежных защитных полос пунктом 17 ст. 65 Водного Кодекса РФ (запрет распашки земель в этих зонах), поскольку земельный участок испрашивается для ведения личного подсобного хозяйства, которое предполагает обработку (распашку) верхнего дернового слоя участка. Распашка же земельных участков в прибрежной защитной полосе ст. 65 Водного Кодекса РФ запрещена. Таким образом, ведение личного подсобного хозяйства в прибрежной защитной полосе реки Кама, предполагающее использование земли, в том числе и в сельскохозяйственных целях, по своему назначению не исключает осуществление запрещенных законом действий, что может повлечь нарушение установленных Водным Кодексом РФ ограничений по использованию прибрежной защитной полосы водного объекта, т.е. невозможность использовать испрашиваемый земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства вытекает из прямого указания закона.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении требований Посягина ФИО15 :
- признать Решение Администрации ФИО16 муниципального района № № от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе ему в согласовании и утверждении схемы расположения земельного участка общей площадью № кв.м., расположенного в в кадастровом квартале №, испрашиваемого , незаконным;
- обязать Администрацию ФИО17 утвердить и выдать ему схему расположения испрашиваемого земельного участка в течение № со дня вступления решения суда в законную силу, - отказать.
Решение в течение месяца с момента изготовления в окончательной (мотивированной) форме может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Добрянский районный суд Пермского края.
Федеральный судья - Д.Г. Липилина
Не вступило в законную силу
Судья Липилина Д.Г.
Дело № 33-4941
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего Елецких О.Б.,
судей Горбуновой О.А., Кустовой И.Ю.
при секретаре Сероваевой Т.Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 18 июня 2014 г. дело по апелляционной жалобе Зиминой Н.М. на решение Добрянского районного суда Пермского края от 5 марта 2014 г, которым постановлено:
в удовлетворении требований Зиминой Н.М. о признании незаконным решение администрации Добрянского муниципального района № СЭД-01-01-21-1987 от 08.10.2013г. об отказе ей в согласовании и утверждении схемы расположения земельного участка общей площадью 5 000 кв.м., расположенного в г. Добрянка в кадастровом квартале **, испрашиваемого для ведения личного подсобного хозяйства; обязании администрации ДМР утвердить и выдать ей схему расположения испрашиваемого земельного участка в течение 2-х недель со дня вступления решения суда в законную силу отказать.
Заслушав доклад судьи Елецких О.Б., объяснения представителя администрации Добрянского муниципального района Котельниковой Е.А., проверив дело, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Зимина Н.М. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения администрации Добрянского муниципального района № СЭД-01-01-21-1987 от 08.10.2013г. об отказе в согласовании и утверждении схемы расположения земельного участка общей площадью 5 000 кв.м., расположенного в г. Добрянка в кадастровом квартале **, испрашиваемого для ведения личного подсобного хозяйства. Мотивом отказа послужило то, что испрашиваемый земельный участок находится в пределах береговой полосы и прибрежной защитной полосы Камского водохранилища. Зимина Н.М. считает данное решение незаконным, поскольку ранее она уже обращалась в администрацию с заявлением о согласовании и утверждении схемы расположения вышеуказанного земельного участка, в чем ей было отказано 11.06.2013г. на том основании, что испрашиваемый земельный участок находится в рекреационной зоне. Данный отказ был обжалован в суд, на администрацию возложена обязанность по повторному рассмотрению ее обращения. Во исполнение решения суда администрация рассмотрела ее заявление и вновь отказала в согласовании и утверждении схемы, но уже по другому основанию.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Зимина Н.М. просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что решение суда является необоснованным, поскольку обстоятельствам данного дела, представленным доказательствам судом дана неправильная оценка.
В возражениях относительно апелляционной жалобы администрация Добрянского муниципального района просит оставить решение без изменения.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как установлено судом первой инстанции, 14 мая 2013 г. Зимина Н.М. обратилась в администрацию Добрянского муниципального района с заявлением о согласовании и утверждении схемы расположения земельного участка общей площадью 5 000 кв.м. для ведения личного подсобного хозяйства по адресу : ****. К заявлению приобщена схема расположения испрашиваемого земельного участка, из которой следует, что земельный участок расположен на землях населенных пунктов в кадастровом квартале ** и полностью находится в водоохраной зоне Камского водохранилища и прибрежной защитной полосе.
08 октября 2013 г. Зиминой Н.М. отказано в согласовании и утверждении схемы расположения земельного участка со ссылкой на то, что участок расположен в пределах береговой полосы и прибрежной защитной полосы Камского водохранилища, что определяет наличие ограничений в использовании испрашиваемого к формированию земельного участка, исключающее ведение личного подсобного хозяйства. Расположение участка в пределах береговой полосы определяет возможность включения территории, занятой береговыми полосами водных объектов общего пользования, в состав зон рекреационного назначения, предназначенных и используемых для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального права.
В частности, по информации Камского бассейнового водного управления, предполагаемый к формированию земельный участок частично расположен в пределах береговой полосы и полностью расположен в водоохраной зоне и прибрежной защитной полосе Камского водохранилища (л.д.71).
В силу ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира (ч. 1); в границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности (ч. 2).
Виды ограничений хозяйственной и иной деятельности в прибрежной защитной полосе установлены частями 15, 17 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации.
Как следует из ч. 17 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации в границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 настоящей статьи ограничениями запрещаются:
распашка земель;
размещение отвалов размываемых грунтов;
выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.
Поскольку обращение с заявлением об утверждении схемы участка имеет целью дальнейшее предоставление данного участка, суд при рассмотрении дела обоснованно учитывал предполагаемое целевое использование такого участка. В данном случае заявитель просила утвердить и выдать схему земельного участка в целях последующего ведения на участке личного подсобного хозяйства.
Согласно ст.4 ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок) (ч.1).
Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов (ч.2).
Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений (ч.3).
К сельскохозяйственной продукции относится продукция растениеводства и продукция животноводства, что предполагает при ее производстве возможность как обработки (распашки) земли, так и выпас сельскохозяйственных животных, что в прибрежной защитной полосе запрещено.
Кроме того, спорный участок частично находится в пределах береговой полосы, что также исключает ведение на нем личного подсобного хозяйства, поскольку в соответствии со ст.6 Водного кодекса Российской Федерации береговая полоса предназначена для общего пользования.
Доводы жалобы о недоказанности расположения участка в пределах прибрежной защитной полосы не могут быть приняты во внимание, поскольку направлены на переоценку исследованных судом доказательств, оснований для которой судебная коллегия не находит. Ссылка на то, что сведения о прибрежной защитной полосе отсутствуют в государственном водном реестре, не свидетельствует об ином расположении участка. Отсутствие сведений в реестре не исключает факт наличия береговой полосы и необходимость учета данного обстоятельства при формировании участков для тех или иных целей.
Не влекут отмену решения доводы Зиминой Н.М. о том, что ограничения хозяйственной деятельности в пределах прибрежных защитных полос не исключают возможность предоставления таких участков и согласования схем участков. Согласно ст. 34 ЗК РФ утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории является этапом предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, в рамках которого проводится, в том числе, формирование границ земельного участка с учетом зонирования и условий использования соответствующей территории. Из этого следует, что утверждение схемы расположения земельного участка является правом администрации, обусловленным возможностью дальнейшего предоставления земельного участка заявителю. Таким образом, возможность понуждения администрации к утверждению схемы участка зависит от возможности предоставления такого участка заявителю, так как в отсутствие заинтересованности в предоставлении участка решение вопроса об утверждении схемы является беспредметным и на права заявителя не влияет. В данном случае у заявителя отсутствует исключительное право на предоставление ему любого испрашиваемого земельного участка, а у органа местного самоуправления - соответствующая обязанность по предоставлению этого участка.
Жалоба не содержит фактов, которые не были бы проверены и учтены судом при рассмотрении дела, влияли на законность и обоснованность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем доводы жалобы не могут служить основанием для отмены решения.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу Зиминой Н.М. на решение Добрянского районного суда Пермского края от 5 марта 2014 г оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: