Перейти к содержимому






Фотография
- - - - -

Самоволка: целесообразность vs законность


Сообщений в теме: 55

#1 sele

sele
  • Partner
  • 295 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 03 December 2016 - 09:05

Здравствуйте, уважаемым коллегам!

Пытаюсь в этом году оказать помощь в одном судебном деле о сносе самовольной постройки. Всё как обычно: самоволка - бетонный столб ЛЭП, оказавшийся на чужом земельном участке. 

 

Фабула такова:

Из неразграниченных земель на основании областного закона решили предоставить бабушке участок для ИЖС. В январе 2013 приступили к землеустроительным работам, в феврале поставили ЗУ на кадастровый учет, в мае получили свидетельство о праве собственности. Как утверждает собственник столба (подтверждая это договором подряда и актами КС-2) в середине февраля он свой столб туда же и поставил.

Региональная особенность: землю под строительство предоставляет правительство субъекта, а разрешение на строительство выдает орган МСУ.

 

Мы говорим: самовольная постройка! У вас нет права на использование земли под строительство, у вас нет разрешения на строительство! Ваши незаконные действия повлекли нарушение права собственности истца, т.к. в результате на его участке против его воли оказался чужой объект.

Ответчик говорит: Да! Нет у меня ни договора аренды земли под строительство, ни разрешения на строительство! Но мне было очень надо! Мне надо было уложиться в сроки подключения! А сейчас через эту опору подключена церковь, школа и канализационная насосная! И вообще там уже были провода и охранная зона и я в "створе" (sic!) охранной зоны строю. И вообще мне администрация подписала "акт выбора трассы". Поэтому все хорошо. 

Эти элетросетевики как самые настоящие террористы прикрываются детьми, стариками и говном из канализации. Намекают на социальную катастрофу. 

Правительство иск поддерживает: да, мы землю никому под строительство не давали, самоволка.

 

Но вчера меня удивил суд своими вопросами истцу: а вы думали огородить участок, поставить какой-нибудь забор? о_0     

А какой площадью дом вы собирались построить? о_0  А вы же видели, что там уже провода проходят по воздуху?

 

Почитав практику еще до того я видел, что суды частенько оставляют столбы, мотивирую это социальной необходимостью (типа уже очень много потребителей запитано на эту опору), а также принимая во внимание разную проектно-строительную документацию, как то: акты выбора трасс, проекты, топоосновы и другую подобную документацию, согласованную с клерками и чиновниками.

Но я-то всю свою жизнь прожил с осознанием, что строительство возможно только при двух условиях: право на использование земли под строительство и разрешение на строительство (по общему правилу). И никакие целесообразности не могут поколебать это святое правило. И никакие топограф-геодезические бумажонки не могут подменить договор аренды земли и разрешение на строительство.

Я вижу по ходу дела, что судье моя теория совершенно не интересна. Она все интересуется какими-то бытовыми моментами, о которых я сказал выше.

 

По итогу я хочу спросить аудиторию вот о чем: может быть я ошибаюсь и чего-то недопонимаю?

Неужели эти две вещи - право на использование земли и разрешение на строительство совсем не имеют никакого значения при разрешении дел о самовольном строительстве?


Сообщение отредактировал sele: 03 December 2016 - 09:05

  • 0

#2 Ludmila

Ludmila

    Матерь-убийца ФАКов (с) Падра

  • Модераторы
  • 17601 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 03 December 2016 - 14:50

Давно под строительство линейных объектов требуется аренда? :wow:

Не требуется там никакая аренда уже давно. И если были провода, то и охранная зона ЛЭП наверняка была. 

Столб сам по себе тоже самоволкой быть не может. И, судя по всему, объектом недвижимости вообще не является.

Разрешение на строительство столба не требуется.

В общем, Вы ошибаетесь во всём.


  • 2

#3 sele

sele
  • Partner
  • 295 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 03 December 2016 - 16:32

Давно под строительство линейных объектов требуется аренда? :wow:

Не требуется там никакая аренда уже давно. И если были провода, то и охранная зона ЛЭП наверняка была. 

Столб сам по себе тоже самоволкой быть не может. И, судя по всему, объектом недвижимости вообще не является.

Разрешение на строительство столба не требуется.

В общем, Вы ошибаетесь во всём.

 

Хорошо. А если так:

1) Столб по утверждению ответчика построен в феврале 2013 года. Глава V.6 Земельного кодекса и Поставление Правительства РФ № 1300, допускающие размещение линейных объектов без предоставления ЗУ, возникли только в декабре 2014 года.

2) Охранная зона возникает с момента внесения сведений о ней в кадастр: абзац 4 пункта 6 Правил установления охранных зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 № 160. По документам Ответчика сведения о об охранной зоне внесены в кадастр в ноябре 2014 года.

3) Что-то я не помню, чтобы режим охранной зоны позволял строить вне общего порядка. Дроны там запускать нельзя, салюты нельзя пускать, да. А вот что строить в произвольном порядке, то такого оно не предусматривает - Постановление Правительства РФ от 24.02.2009 № 160

4) Ответчик утверждает, что столб входит в состав объекта недвижимого имущества - комплекс электрических сетей, на который зарегистрировано право. Значит все-таки является недвижимым имуществом?


  • 0

#4 Ludmila

Ludmila

    Матерь-убийца ФАКов (с) Падра

  • Модераторы
  • 17601 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 03 December 2016 - 16:40

2) Охранная зона возникает с момента внесения сведений о ней в кадастр:

Это не так. Смотрите дело по газопроводу. Дело известно широко, найдёте сами.

 

 

3) Что-то я не помню, чтобы режим охранной зоны позволял строить вне общего порядка. Дроны там запускать нельзя, салюты нельзя пускать, да. А вот что строить в произвольном порядке, то такого оно не предусматривает - Постановление Правительства РФ от 24.02.2009 № 160

Ну т.е. Вашей клиентке участок предоставлен под ИЖС незаконно, что и Вы сами понимаете.

 

4) Ответчик утверждает, что столб входит в состав объекта недвижимого имущества - комплекс электрических сетей, на который зарегистрировано право. Значит все-таки является недвижимым имуществом?

Столб - нет. Комплекс - да. Или Вы заявили иск о сносе не столба, а всей ЛЭП?


  • 1

#5 Ludmila

Ludmila

    Матерь-убийца ФАКов (с) Падра

  • Модераторы
  • 17601 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 03 December 2016 - 16:56

В общем, пока всё выглядит так. ЛЭП уже строилась, когда Вашей клиентке предоставили участок в охранной зоне ЛЭП. Предоставили для целей, для которых участок в охранной зоне ЛЭП предоставляться не может вообще, т.е. по ничтожной сделке.

Это исходя из той сумбурной информации, которая выложена в теме. Чтобы понять точнее, надо брать документы и разбираться.


  • 0

#6 sele

sele
  • Partner
  • 295 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 03 December 2016 - 17:01

 

2) Охранная зона возникает с момента внесения сведений о ней в кадастр:

Это не так. Смотрите дело по газопроводу. Дело известно широко, найдёте сами.

 

Насчет магистральных трубопроводов я с Вами согласен. Сам имел отношение к их эксплуатации и признаю, что Правила охраны магистральных трубопроводов не содержат требования о внесении сведений об охранной зоне в кадастр.

Однако режим охранных зон объектов электросетевого хозяйства регламентирован совершенно другим документом - Постановлением Правительства РФ, которое я указал выше. А не постановлениями Минтопэнерго и Госгортехнадзора - как в случае с магистральными трубопроводами. И Постановление Правительства РФ про охранные зоны электросетей черными буквами на белом фоне прописывает, что они возникают только с момента внесения сведений о них в кадастр. Иначе у меня бы ответчик и не приносил бы уведомление о внесении сведений об охранной зоне в кадастр. А следовал бы Вашей логике. Но дело не в ответчике, а в правовом регулировании.

 

 

 

 

3) Что-то я не помню, чтобы режим охранной зоны позволял строить вне общего порядка. Дроны там запускать нельзя, салюты нельзя пускать, да. А вот что строить в произвольном порядке, то такого оно не предусматривает - Постановление Правительства РФ от 24.02.2009 № 160

Ну т.е. Вашей клиентке участок предоставлен под ИЖС незаконно, что и Вы сами понимаете.

 

 

 

Что же здесь незаконного? На момент предоставления земля относилась к неразграниченной и была девственно чиста от каких-либо прав. То же самое было и по сведениям кадастра. Правовой режим охранных зон электросетей не запрещает строить жилые дома даже под проводами. В чем же здесь незаконность предоставления?


  • 0

#7 Ludmila

Ludmila

    Матерь-убийца ФАКов (с) Падра

  • Модераторы
  • 17601 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 03 December 2016 - 17:18

Насчет магистральных трубопроводов я с Вами согласен. Сам имел отношение к их эксплуатации и признаю, что Правила охраны магистральных трубопроводов не содержат требования о внесении сведений об охранной зоне в кадастр.

Ну дело-то по газопроводу почитайте. Там не в Правилах дело было.

 

 

Правовой режим охранных зон электросетей не запрещает строить жилые дома даже под проводами.

Почему не запрещает?


Скажем так: оно там изрядно ограничено и зависит от мощности ЛЭП. Какая мощность, из Ваших сообщений не усматривается.

В общем, документы смотреть надо.


  • 0

#8 sele

sele
  • Partner
  • 295 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 03 December 2016 - 17:26

 

Насчет магистральных трубопроводов я с Вами согласен. Сам имел отношение к их эксплуатации и признаю, что Правила охраны магистральных трубопроводов не содержат требования о внесении сведений об охранной зоне в кадастр.

Ну дело-то по газопроводу почитайте. Там не в Правилах дело было.

Полагаю, что не важно, что это газопровод. Поскольку понятие магистральный трубопровод как родовое охватывает и нефтепроводы и газопроводы и нефтепродуктопроводы и прочие. Если дело не в Правилах то в чем? Могли бы Вы в этой части хотя бы в нескольких словах изложить Вашу мысль? 

 

 

 

 

Правовой режим охранных зон электросетей не запрещает строить жилые дома даже под проводами.

Почему не запрещает?


Скажем так: оно там изрядно ограничено и зависит от мощности ЛЭП. Какая мощность, из Ваших сообщений не усматривается.

В общем, документы смотреть надо.

 

Общее правило таково, что строительство возможно с письменного разрешения эксплуатирующей организации. Отказ в согласовании в данном случаен должен быть обоснован нормативными документами и при желании может быть оспорен в суде. 

 

Там "электрическая сеть 0,4 кВ". Но как я вижу из Постановления Правительства это особо не влияет, т.к. в любом случае строительство осуществляется по письменному согласованию эксплуатанта.


Сообщение отредактировал sele: 03 December 2016 - 17:29

  • 0

#9 Kazan2502

Kazan2502
  • Старожил
  • 1702 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 03 December 2016 - 19:59

Вы уверены, что здесь вообще применимы положения нормы 222 ГК РФ?

В памяти остались пару решений, где суды давали категоричный ответ (правда уровень региональных апелляций).

Негаторный иск и иск о сносе самовольной постройки не одно и тоже.


  • 0

#10 sele

sele
  • Partner
  • 295 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 03 December 2016 - 22:17

Вы уверены, что здесь вообще применимы положения нормы 222 ГК РФ?

В памяти остались пару решений, где суды давали категоричный ответ (правда уровень региональных апелляций).

Негаторный иск и иск о сносе самовольной постройки не одно и тоже.

 

Согласен. Если честно, то я подумываю об изменении предмета иска. Однако Ответчик не оспаривает тот факт, что спорный объект является недвижимым имуществом. Наоборот ответчик заявляет, что спорный объект входит в состав сложного объекта недвижимого имущества, на который зарегистрировано право собственности. И вообще Ответчик заявляет, что "да, надо было получить разрешение на строительство, но нам было надо быстро построить и мы не стали за ним обращаться. А еще у нас не было права на ЗУ, а без него нам бы и разрешение на строительство не дали бы. Поэтому мы и не обращались". Так почему здесь не применима статья 222 ГК РФ в такой ситуации?

Негаторный иск применяется в том случае, если спорный объект не относится к недвижимому имуществу. А здесь этот факт ответчиком не оспаривается, а подтверждается. 


Сообщение отредактировал sele: 03 December 2016 - 22:21

  • 0

#11 Ludmila

Ludmila

    Матерь-убийца ФАКов (с) Падра

  • Модераторы
  • 17601 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 03 December 2016 - 23:34

Так почему здесь не применима статья 222 ГК РФ в такой ситуации?

Потому что 

 

спорный объект входит в состав сложного объекта недвижимого имущества, на который зарегистрировано право собственности.

, а снести Вы требуете не этот объект, а не являющийся самостоятельным объектом столб.


  • 0

#12 sele

sele
  • Partner
  • 295 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 04 December 2016 - 06:55

 

Так почему здесь не применима статья 222 ГК РФ в такой ситуации?

Потому что 

 

спорный объект входит в состав сложного объекта недвижимого имущества, на который зарегистрировано право собственности.

, а снести Вы требуете не этот объект, а не являющийся самостоятельным объектом столб

 

Спасибо, займусь этим моментом

 

 

UPD: согласился с Вами.

"составная часть единого недвижимого комплекса не может быть признана самовольной постройкой" - Определение Верховного Суда РФ от 19.07.2016 N 18-КГ16-61


Сообщение отредактировал sele: 04 December 2016 - 09:03

  • 0

#13 sele

sele
  • Partner
  • 295 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 04 December 2016 - 13:30

Да, братцы, негаторный иск в чистом виде. Как же горько признавать свою неправоту :wacko:


  • 0

#14 Ludmila

Ludmila

    Матерь-убийца ФАКов (с) Падра

  • Модераторы
  • 17601 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 04 December 2016 - 14:21

sele, а дело по газопроводу всё же посмотрите... Дабы не нарваться на бОльшие  проблемы, чем столб на участке...


  • 0

#15 sele

sele
  • Partner
  • 295 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 04 December 2016 - 16:51

sele, а дело по газопроводу всё же посмотрите... Дабы не нарваться на бОльшие  проблемы, чем столб на участке...

Вы могли бы как-то ограничить круг моих поисков дел о газопроводах?


  • 0

#16 Ludmila

Ludmila

    Матерь-убийца ФАКов (с) Падра

  • Модераторы
  • 17601 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 05 December 2016 - 00:00

Ну хотя бы вот это.

Документ предоставлен КонсультантПлюс
 
 
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 сентября 2016 г. по делу N 309-ЭС16-5381
 
Резолютивная часть определения объявлена 20.09.2016.
Полный текст определения изготовлен 27.09.2016.
Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Борисовой Е.Е.,
судей Золотовой Е.Н., Маненкова А.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Чайковский" на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2015, постановление Арбитражного суда Уральского округа от 17.02.2016 по делу N А71-15106/2014 Арбитражного суда Удмуртской Республики
по иску общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Чайковский" к индивидуальному предпринимателю Мамаеву Николаю Леонидовичу об устранении препятствий безопасной эксплуатации объекта Единой системы газоснабжения России магистрального газопровода - отвода ГРС-3 г. Ижевск и магистрального газопровода - отвода от газопровода "Ямбург - Западная граница" до ГРС-3 г. Ижевск в виде освобождения земельного участка с кадастровым номером 18:08:016002:1224, обязании муниципального образования "Завьяловский район", муниципального образования "Пироговское" направить в орган, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, документы для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о зонах с особыми условиями использования территорий магистрального газопровода - отвода ГРС-3 г. Ижевск и магистрального газопровода - отвода от газопровода "Ямбург - Западная граница" до ГРС-3 г. Ижевск, проходящих в черте земель деревни Лудорвай Завьяловского района Удмуртской Республики,
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Удмуртской Республике, Правительства Удмуртской Республики, Мамаевой Ирины Александровны, Баженовой Любови Николаевны, Ларионовой Нины Владимировны, Зайцевой Анны Николаевны, Фролова Александра Васильевича, Зверева Леонида Михайловича, Бойко Владислава Александровича, Бычковой Елены Васильевны, Бабаева Камрана Ильяс оглы, Зиганшина Рашида Нургалиевича, Гарипова Ильгиза Сабирзяновича, Наговицына Владимира Александровича, Данилова Ивана Александровича, Исламова Яшара Зияд оглы.
В судебном заседании приняли участие представители: от общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Чайковский" - Турчина О.В., Ефимов А.Н.;
от индивидуального предпринимателя Мамаева Н.Л. - Савушкин В.А.; от муниципального образования "Завьяловский район" - Кочетков Ф.В., Сычугов А.А.
Заслушав доклад судьи Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Е.Е., выслушав объяснения представителей сторон, Судебная коллегия по экономическим спорам
 
установила:
 
решением Арбитражного суда Удмуртской республики от 25.06.2015 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2015, оставленным без изменения постановлением Уральского округа от 17.02.2016, решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Чайковский" (далее - общество) просит отменить постановления судов апелляционной и кассационной инстанций, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, регулирующих особый режим использования земель, на которых размещены объекты системы газоснабжения, обеспечивающих не только возможность выполнения работ по их обслуживанию и ремонту, но и безопасность населения, предотвращение аварий при эксплуатации таких опасных производственных объектов.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в порядке кассационного производства в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе общества, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации пришла к выводу о том, что постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2015, постановление Арбитражного суда Уральского округа от 17.02.2016 подлежат отмене в силу следующего.
Суды при рассмотрении дела установили, что в границах планируемого ответчиком к застройке жилого микрорайона "Ижевское раздолье" расположены два действующих магистральных газопровода - отводы высокого давления: отвод от газопровода "Ямбург - Западная граница" до ГРЭС-3 г. Ижевск и газопровод - отвод к ГРЭС-3 г. Ижевска, расположенные в Завьяловском районе Удмуртской Республики, деревня Лудорвай, при этом в 150 метровой зоне минимальных расстояний от оси газопровода предпринимателем построен двухэтажный жилой дом.
Между тем, газопроводы-отводы в установленном законом порядке были проложены и введены в эксплуатацию в 1998 и 2004 годах, то есть по времени ранее перевода ответчиком земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов на основании Постановления Правительства Удмуртской Республики от 14.02.2011 N 32 с установлением вида разрешенного использования "индивидуальное жилищное строительство".
Между администрациями Завьяловского района, "Пироговское" и собственниками земельных участков Мамаевым Н.Л., Мамаевой И.А., Бабаевым К.И. 30.11.2010 года заключено соглашение о комплексном освоении земельных участков под жилищное строительство с возведением таунхаусов, восьмиквартирных домов и коттеджей, бизнес-центра, поликлиники и детского сада.
На строительство индивидуального жилого дома, построенного на земельном участке с кадастровым номером 18:08:016002:1224, администрацией "Пироговское" 02.02.2012 ответчику выдано разрешение. После возведения жилого дома 02.04.2012 зарегистрировано право собственности ответчика на объект недвижимости.
Дом находится на расстоянии 71,75 метра от оси магистрального газопровода-отвода.
Газопроводы принадлежат на праве собственности открытому акционерному обществу "Газпром", которым с администрацией Завьяловского района заключен договор аренды земельного участка под наземными объектами и элементами газопровода сроком до 2054 года, и эксплуатируются обществом на праве аренды от 30.11.2013 года.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленный иск, исходил из запрета, установленного законом и нормативными актами, для размещения объектов недвижимости вблизи газопроводов, который является источником повышенной опасности, создает угрозу жизни и здоровью людям и препятствует эксплуатации опасного объекта.
Суд при разрешении спора руководствовался пунктом 6 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 28 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении), Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон о промышленной безопасности), Правилами охраны магистральных трубопроводов, Правилами СНиП 2.05.06-85* "Магистральные трубопроводы".
При этом суд посчитал не влияющим на результат рассмотрения дела довод ответчика о том, что ему было неизвестно о нарушении им режима охраны зоны минимальных расстояний магистральных газопроводов при строительстве дома.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении иска, суд апелляционной инстанции исходил из того, что расположение спорного объекта на минимальном расстоянии от охранных зон объектов газотранспортной системы не является основанием для его сноса, поскольку объект возведен на основании выданного на его строительство разрешения, и поэтому самовольной постройкой не является, ответчик об указанном факт не знал; границы охранных зон газораспределительных сетей не были установлены. Суд также исходил из отсутствия нарушения прав истца как арендатора смежного земельного участка сохранением спорного объекта, снос объекта, по мнению суда, не отвечает принципу разумности и соразмерности заявленного способа защиты права.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения судебный акт суда апелляционной инстанции, согласился с приведенными доводами.
Между тем, судами апелляционной и кассационной инстанций при рассмотрении дела не учтено следующее.
Обращаясь в суд с иском по настоящему делу, общество указывало на допущенные ответчиком нарушения при строительстве жилого дома, возведенного в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения, эксплуатируемых им и являющихся источником повышенной опасности.
Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" определяет промышленную безопасность опасных производственных объектов как состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий (абзац второй статьи 1). Согласно пункту 1 статьи 2 указанного Закона, а также приложению 1 к данному Закону опасными производственными объектами являются газопровод и другие объекты, на которых получается, используется, перерабатывается, образуется, хранится, транспортируется, уничтожается газ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно опасных и ядерно опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов в состав земель промышленности и иного специального назначения могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель.
Земельные участки, которые включены в состав таких зон, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон.
Согласно пункту 6 статьи 90 Земельного кодекса границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. На указанных земельных участках при их хозяйственном использовании не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения. Не разрешается препятствовать организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.
В соответствии с Правилами охраны магистральных трубопроводов, утвержденными Министерством топлива и энергетики Российской Федерации 29.04.1992 года и постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 22.04.1992 N 9 (далее - Правила охраны магистральных трубопроводов), которые являются обязательными для исполнения предприятиями трубопроводного транспорта, местными органами власти и управления, а также другими предприятиями, организациями и гражданами, производящими работы или какие-либо действия в районе прохождения трубопроводов (пункт 1.3), для исключения возможности повреждения трубопроводов (при любом виде их прокладки) устанавливаются охранные зоны, в том числе, вдоль трасс трубопроводов, транспортирующих нефть, природный газ, нефтепродукты, нефтяной и искусственный углеводородные газы, - в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими в 25 метрах от оси трубопровода с каждой стороны.
Пункт 1.4 Правил охраны магистральных трубопроводов возлагает на местные органы самоуправления обязанность выдавать сведения о местонахождении трубопроводов заинтересованным лицам.
Определенные требования к размещению газопроводов установлены также в СП 36.13330.2012. Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*" (утв. Приказом Госстроя от 25.12.2012 N 108/ГС; далее - СНиП 2.05.06-85 "Магистральные трубопроводы"), в пункте 3.16 которого закреплено, что расстояния от оси подземных и наземных (в насыпи) трубопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений должны приниматься в зависимости от класса и диаметра трубопроводов, степени ответственности объектов и необходимости обеспечения их безопасности, но не менее значений, указанных в таблице 4 Зона минимальных расстояний для типа (категории) газопровода, используемого истцом, составляет не менее 150 метров.
Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ по делу N АКПИ15-360 учет установленных минимальных расстояний при формировании земельных участков органами местного самоуправления для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства является обязательным и необходимым условием с целью дальнейшего предотвращения негативных последствий.
При этом в соответствии с абзацем 4 статьи 32 Закона о газоснабжении здания, строения и сооружения, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу за счет средств юридических и физических лиц, допустивших нарушения.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 06.10.2015 N 2318-О указал, что подобное регулирование правового режима земельных участков, на которых расположены объекты системы газоснабжения, необходимо для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания посредством соблюдения требований, установленных нормативными правовыми актами и градостроительными нормами и правилами, а также контроля за их выполнением. В частности, Земельный кодекс в статье 42 в качестве одной из обязанностей собственников земельных участков закрепляет соблюдение при их использовании требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что установленные федеральным законодателем ограничения фактического использования земельных участков, на которых размещены объекты системы газоснабжения, обусловленные взрыво- и пожароопасными свойствами газа, транспортируемого по газораспределительным сетям, и предусмотренные в связи с этим особые условия использования данных земельных участков и режим осуществления на них хозяйственной деятельности направлены не только на обеспечение сохранности объектов системы газоснабжения при ее эксплуатации, обслуживании и ремонте, но и на предотвращение аварий, катастроф и иных возможных неблагоприятных последствий и тем самым на защиту жизни и здоровья граждан, на обеспечение их безопасности.
Суд первой инстанции, правомерно применив при рассмотрении настоящего спора приведенные выше нормы права, Правила охраны магистральных трубопроводов, а также СНиП 2.05.06-85* "Магистральные газопроводы", установил, что спорный объект возведен на расстоянии 71,75 метра от оси эксплуатируемых обществом газопроводов, то есть в пределах зоны минимального расстояния, более чем в два раза меньше безопасно допустимого строительными нормами и правилами. Указанные обстоятельства ответчиком по существу не оспариваются.
Суд также установил, что по состоянию на май 2006 года объекты транспорта с охранными зонами нанесены на карту Завьяловского района и в паспорт безопасности территории муниципального образования "Завьяловский район" от 09.11.2012 года.
В силу пункта 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, являются самовольной постройкой. Согласно абзацу второму пункта 2 статьи 222 данного кодекса самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет.
СНиП 2.05.06-85 "Магистральные трубопроводы" составляют дополнительную часть подлежащей обязательному исполнению нормативной базы, определяющей технические параметры обеспечения нормальных условий строительства и эксплуатации объектов системы газоснабжения, включающие требования о соблюдении минимально допустимых расстояний от оси подземных и наземных (в насыпи) газопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 06.10.2015 N 2318-О).
Таким образом, суд первой инстанции с учетом установленных по делу обстоятельств, подтверждающих нарушение закона и строительных норм и правил при возведении спорной постройки, обоснованно пришел к выводу о наличии оснований для возложения на ответчика обязанности по ее сносу.
Судебная коллегия оценивает выводы суда апелляционной инстанции об отказе в удовлетворении иска со ссылкой на то, что жилой дом был возведен при наличии разрешения на его строительство, как не соответствующие пункту 1 статьи 222 Гражданского кодекса, который под самовольной постройкой называет как объект, возведенный без разрешения, так и объект, созданный с нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Выдача органами местного самоуправления разрешения на строительство объекта на земельном участке, на котором невозможно его возведение, при установленных по делу обстоятельствах не устраняет установленный законами, градостроительными и строительными нормами и правилами запрет на такое строительство.
Статьей 263 Гражданского кодекса на собственника земельного участка также возложена обязанность возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
Поскольку правовое регулирование режима земельных участков, на которых расположены объекты системы газоснабжения как опасные производственные объекты, преследует также достижение обеспечения благоприятных условий проживания населения, недопущения риска и угрозы наступления аварий и катастроф, выводы судов апелляционной и кассационной инстанций об отказе в удовлетворении иска со ссылкой на отсутствие нарушения прав истца сохранением спорного объекта нельзя также считать обоснованными.
Таким образом, по результатам рассмотрения настоящего дела в пределах, установленных частью 2 статьи 291.14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доводов кассационной жалобы общества, Судебная коллегия полагает о наличии оснований для отмены судебных актов судов апелляционной и кассационной инстанций в связи с допущенными ими существенными нарушениями норм материального права.
Руководствуясь статьями 167, 176, 291.11 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации
 
определила:
 
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2015 и постановление Арбитражного суда Уральского округа от 17.02.2016 по делу N А71-15106/2014 Арбитражного суда Удмуртской Республики отменить.
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 25.06.2015 по тому же делу оставить без изменения.
Настоящее определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке надзора в Верховный Суд Российской Федерации в трехмесячный срок.
 
Председательствующий судья
Е.Е.БОРИСОВА
 
Судьи
Е.Н.ЗОЛОТОВА
А.Н.МАНЕНКОВ
 
 
------------------------------------------------------------------

Тут собственник участка не знал о наличии охранной зоны, эта зона не была внесена в документы кадастрового учёта, однако объект признали самоволкой.


  • 0

#17 sele

sele
  • Partner
  • 295 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 05 December 2016 - 07:15

Да, спасибо!


  • 0

#18 Ludmila

Ludmila

    Матерь-убийца ФАКов (с) Падра

  • Модераторы
  • 17601 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 05 December 2016 - 14:14

Пожалуйста.

А мне вот интересно: как Вы себе представляете в такой ситуации негаторный иск? Что требовать будете - снести столб, не являющийся самостоятельным объектом?


  • 0

#19 sele

sele
  • Partner
  • 295 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 05 December 2016 - 18:09

Пожалуйста.

А мне вот интересно: как Вы себе представляете в такой ситуации негаторный иск? Что требовать будете - снести столб, не являющийся самостоятельным объектом?

 устранить нарушения права собственности и освободить земельный участок от опоры ЛЭП путем выноса за границы земельного участка - например


  • 0

#20 Ludmila

Ludmila

    Матерь-убийца ФАКов (с) Падра

  • Модераторы
  • 17601 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 05 December 2016 - 18:31

 устранить нарушения права собственности и освободить земельный участок от опоры ЛЭП путем выноса за границы земельного участка - например

Ещё раз: нет такого самостоятельного объекта - опора ЛЭП. Это то же самое, что просить перенести стену здания.


Опора-то, кстати, уже стоит? К проводам подключена?


  • 0

#21 sele

sele
  • Partner
  • 295 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 05 December 2016 - 18:58

 

 устранить нарушения права собственности и освободить земельный участок от опоры ЛЭП путем выноса за границы земельного участка - например

Ещё раз: нет такого самостоятельного объекта - опора ЛЭП. Это то же самое, что просить перенести стену здания.


Опора-то, кстати, уже стоит? К проводам подключена?

 

 

Да, стоит и подключена.

Насчет переноса стены здания - как же по вашему должен быть сформулирован предмет иска? Вроде как ВС РФ в упомянутом мной определении указал, что если спор из-за наличия самостоятельного объекта, то применяем нормы о самовольной постройке. А если речь о конструктивном элементе, то применяем негаторный иск. В моей ситуации собственник не лишен владения, на его участке находится чужая вещь. Как ему еще защитить свои права, кроме требования освободить участок от этой чужой вещи?


  • 0

#22 Ludmila

Ludmila

    Матерь-убийца ФАКов (с) Падра

  • Модераторы
  • 17601 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 05 December 2016 - 19:07

Да, стоит и подключена. Насчет переноса стены здания - как же по вашему должен быть сформулирован предмет иска? Вроде как ВС РФ в упомянутом мной определении указал, что если спор из-за наличия самостоятельного объекта, то применяем нормы о самовольной постройке. А если речь о конструктивном элементе, то применяем негаторный иск. В моей ситуации собственник не лишен владения, на его участке находится чужая вещь. Как ему еще защитить свои права, кроме требования освободить участок от этой чужой вещи?

А по мне, так тут единственное реально исполнимое требование - это требование о взыскании убытков за предоставление участка ненадлежащего качества.

Вы ещё вот что учтите. Участок в зоне действия ЛЭП. Эта зона - это сильное излучение, далеко не безвредное для здоровья. Даже если удастся получить разрешение на строительство ИЖД, жить в таком доме просто опасно.

Если интересно, поговорите с оценщиками. Они при наличии на участке или рядом с ним зон охраны ЛЭП сколько-то метров  (сейчас не вспомню, сколько, - 50, что ли, с каждой стороны) исключают из оценки, оценивая в 0 рублей 0 копеек.

Т.е., во-первых, реальное нарушение прав Вашей клиентки не в наличии на участке столба, а в предоставлении ей участка, находящегося в охранной зоне, а во-вторых, в данном случае решение об устранении препятствий в пользовании по сути неисполнимо.


  • 0

#23 sele

sele
  • Partner
  • 295 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 05 December 2016 - 19:13

 

Да, стоит и подключена. Насчет переноса стены здания - как же по вашему должен быть сформулирован предмет иска? Вроде как ВС РФ в упомянутом мной определении указал, что если спор из-за наличия самостоятельного объекта, то применяем нормы о самовольной постройке. А если речь о конструктивном элементе, то применяем негаторный иск. В моей ситуации собственник не лишен владения, на его участке находится чужая вещь. Как ему еще защитить свои права, кроме требования освободить участок от этой чужой вещи?

А по мне, так тут единственное реально исполнимое требование - это требование о взыскании убытков за предоставление участка ненадлежащего качества.

Вы ещё вот что учтите. Участок в зоне действия ЛЭП. Эта зона - это сильное излучение, далеко не безвредное для здоровья. Даже если удастся получить разрешение на строительство ИЖД, жить в таком доме просто опасно.

Если интересно, поговорите с оценщиками. Они при наличии на участке или рядом с ним зон охраны ЛЭП сколько-то метров  (сейчас не вспомню, сколько, - 50, что ли, с каждой стороны) исключают из оценки, оценивая в 0 рублей 0 копеек.

Т.е., во-первых, реальное нарушение прав Вашей клиентки не в наличии на участке столба, а в предоставлении ей участка, находящегося в охранной зоне, а во-вторых, в данном случае решение об устранении препятствий в пользовании по сути неисполнимо.

 

 

Неисполнимо? Почему? По мотиву того, что уже через спорную опору подключены школа, церковь, КНС, дети, женщины и старики? 


  • 0

#24 Ludmila

Ludmila

    Матерь-убийца ФАКов (с) Падра

  • Модераторы
  • 17601 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 05 December 2016 - 19:33

Неисполнимо? Почему? По мотиву того, что уже через спорную опору подключены школа, церковь, КНС, дети, женщины и старики? 

Потому что нет такого объекта - опора ЛЭП/столб. Ещё древнее, конца 90-х годов, классическое дело про 117 дверных косяков читали? Вот и тут нет больше ни столба, ни опоры ЛЭП. Столб/опора ЛЭП прекратил своё существование с момента его установки и подключения к проводам.

Есть единый недвижимый комплекс. Неделимая вещь. Как Вы себе представляете исполнение решения в отношении части неделимой вещи?

Если заявлять требование, то о переносе не прекратившей существование опоры/столба, а ЛЭП в целом.


Про то, как Вы на практике представляете себе перенос опоры ЛЭП, даже спрашивать не буду. Как конкретно пристав должен выполнить решение о переносе опоры?

Вот вырывают из земли опору ЛЭП, обрезают провода. Поскольку остальные опоры связаны с демонтированной, и ЛЭП обычно идёт единой линией, то... что дальше? Демонтируются все остальные опоры, в отношении которых решения суда нет? Или просто ЛЭП после перенесённого столба перестаёт функционировать?


Вот представьте себе такую ситуацию. Получили Вы решение о переносе столба. Пошли к приставу. Пристав пошёл в суд за разъяснением, как ему исполнять решение.Судья у Вас спрашивает: как исполнять-то? Не распишешь - получишь в конечном итоге акт о невозможности исполнения. Ты мои разъяснения и постановление пристава о невозможности исполнения, конечно, можешь оспаривать... Но вот при оспаривании тебе зададут тот же вопрос: как конкретно Вы предлагаете исполнить решение суда?

Что писать-то будете, как будете расписывать порядок исполнения решения суда?


  • 0

#25 sele

sele
  • Partner
  • 295 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 05 December 2016 - 19:36

 

Неисполнимо? Почему? По мотиву того, что уже через спорную опору подключены школа, церковь, КНС, дети, женщины и старики? 

Потому что нет такого объекта - опора ЛЭП/столб. Ещё древнее, конца 90-х годов, классическое дело про 117 дверных косяков читали? Вот и тут нет больше ни столба, ни опоры ЛЭП. Столб/опора ЛЭП прекратил своё существование с момента его установки и подключения к проводам.

Есть единый недвижимый комплекс. Неделимая вещь. Как Вы себе представляете исполнение решения в отношении части неделимой вещи?

Если заявлять требование, то о переносе не прекратившей существование опоры/столба, а ЛЭП в целом.


Про то, как Вы на практике представляете себе перенос опоры ЛЭП, даже спрашивать не буду. Как конкретно пристав должен выполнить решение о переносе опоры?

Вот вырывают из земли опору ЛЭП, обрезают провода. Поскольку остальные опоры связаны с демонтированной, и ЛЭП обычно идёт единой линией, то... что дальше? Демонтируются все остальные опоры, в отношении которых решения суда нет? Или просто ЛЭП после перенесённого столба перестаёт функционировать?


Вот представьте себе такую ситуацию. Получили Вы решение о переносе столба. Пошли к приставу. Пристав пошёл в суд за разъяснением, как ему исполнять решение.Судья у Вас спрашивает: как исполнять-то? Не распишешь - получишь в конечном итоге акт о невозможности исполнения. Ты мои разъяснения и постановление пристава о невозможности исполнения, конечно, можешь оспаривать... Но вот при оспаривании тебе зададут тот же вопрос: как конкретно Вы предлагаете исполнить решение суда?

Что писать-то будете, как будете расписывать порядок исполнения решения суда?

 

 

Да, об этом надо подумать. 

Но вот тут почему-то считают, что можно заявить требование относительно одной только опоры:

https://oblsud--vrn.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=doc&number=1005291&delo_id=5&new=5&text_number=1&case_id=874454


  • 0




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных