Перейти к содержимому






Фотография
- - - - -

Арбитрабельность (третейская подсудность) "публичных" 223-контракт

третейский суд 223-фз

Сообщений в теме: 3

#1 maverick2008

maverick2008
  • Модераторы
  • 4189 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 21 August 2017 - 14:12

Коллеги, доброго вам. 

 

Я не уверен, что тему создал "по адресу", если модераторам так не кажется - перенесите на свое усмотрение. 

 

Собстно, о чем спич. 

 

Наткнулся на такое вот дело, рассмотренное АСгМ, 9ААС, АС МО и сейчас находящееся на рассмотрении в ВС РФ. 

 

http://kad.arbitr.ru...2-78e658dff52b#

 

Суть дела (кратко).

 

223-заказчик выступая в качестве генподрядчика заключил с субподрядчиком договор строительного подряда. Предмет договора - выполнение работ, связанных со строительством метрополитена, финансируемых из бюджета по целевой программе. У самого 223-заказчика (как я понимаю) государственный контракт напрямую с ГУП "Московский метрополитен". 

 

В договоре была третейская оговорка о подсудности споров, связанных с договором, одному из третейских судов. 

 

Если верить базе КАДа, вплоть до этого года АСгМ без проблем выдавал 223-заказчику ИЛ на решения этого ТС. 

 

 

Далее, подрядчик обращается в АСгМ с требованием о признании третейской оговорки недействительной. К моему удивлению АСгМ (а за ним засиливает 9ААС и АС МО)  удовлетворяет требование со следующей мотивировкой (она кочует по всем 3 инстанциям, поэтому я процитирую акт кассации):

 

 

В связи с тем, что основной целью договора является, обеспечение публичных нужд, а именно застройка района города Москвы объектами жилого назначения, он должен не только заключаться, но и исполняться с соблюдением принципов открытости и прозрачности, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков и исполнителей, предотвращения и противодействия коррупции, ответственности за результативность и эффективности реализации размещенных заказов. Следовательно, все этапы указанных правоотношений, включая заключение, исполнение, расторжение подобного рода договоров и применение ответственности за их неисполнение и ненадлежащее исполнение, должны быть полностью прозрачны и доступны для проверочных мероприятий вплоть до их завершения, в том числе посредством разрешения споров системой государственного правосудия. Учитывая специфику отношений, связанных с закупками, товарами, услугами законодатель урегулировал их отдельным Законом № 223-ФЗ от 18.07.2011 г., правила которого являются специальными по отношению к общим положениям гражданского законодательства. В связи с тем, что Закон № 223-ФЗ от 18.07.2011 г. имеет схожие по своей сути задачи, принципы и цели с Законом № 94-ФЗ, то суд пришел к обоснованному выводу о том, что в данном конкретном случае можно применить аналогию с Законом № 94-ФЗ, который носит обязательный характер и исключает возможность отнесения споров из указанных контрактов на рассмотрение третейских судов. Следовательно, третейские суды не обладают компетенцией на рассмотрение споров ни при заключении государственных и муниципальных контрактов или договоров в их интересах государственных и муниципальных нужд, ни по вопросам их недействительности, определяемой по законодательству, действующему на момент подписания. Поскольку принципы третейского разбирательства (конфиденциальность, закрытость процесса, неформальный характер разбирательства, упрощенный порядок сбора и представления доказательств, отсутствие информации о принятых решениях, а также невозможность их проверки и пересмотра по существу) не позволяют обеспечить цели, для достижения которых вводилась система размещения заказов, то с учетом изложенного споры, возникающие из контрактов, заключенных на основании Закона № 94-ФЗ и по аналогии закона № 223-ФЗ, являются неарбитрабельными, а третейские соглашения о передаче подобных споров в третейские суды - недействительными. Следовательно, рассмотрение таких споров третейскими судами нарушает основополагающие принципы российского права (противодействие коррупции, обеспечение конкуренции), что в свою очередь, соответствует выводам изложенным в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28 января 2014 г. по делу № ВАС-11535/2013, а также требованиям, содержащимся в ст. 180 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части.

 

 

Вот такая вот петрушка. Интересно мнение коллег по теме, ну и прогнозы на позицию ВС. 


Сообщение отредактировал maverick2008: 21 August 2017 - 14:13

  • 0

#2 darren

darren
  • ЮрКлубовец-кандидат
  • 14 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 21 August 2017 - 16:36

ВС засилит решения нижестоящих.

С прошлого года пошла такая практика по московским "бюджетным" организациям с третейской оговоркой.

 

Вот дела разрешенные ВС:

http://kad.arbitr.ru...7d-cf1839a54035

http://kad.arbitr.ru...38-8aa2ccbe9b0c


  • 0

#3 maverick2008

maverick2008
  • Модераторы
  • 4189 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 21 August 2017 - 16:54

darren, пасибо, очччень интересно.

 

Причем с КП я еще могу это понять, тем более что их с 2017 под 44-фз перетащили. А тут то АО...

 

Однако в приведенных вами судактах интересен факт, что ВС ссылается на обзор №2 2015г, а именно на п. 6 этого обзора

 

 

Споры, возникающие между сторонами государственного или муниципального контракта, в том числе о его недействительности,

не могут быть предметом третейского разбирательства

 что  в общем сомнений никогда не вызывало.

 

То есть суды фактически уравняли "госконтракт по смыслу 44\94 ФЗ" и "контракт, заключенный "отдельным видом" во исполнение публичных целей по 223-фз"


Сообщение отредактировал maverick2008: 21 August 2017 - 17:00

  • 0

#4 maverick2008

maverick2008
  • Модераторы
  • 4189 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 02 March 2018 - 17:32

Вспомнил про кейс, решил посмотреть. А там комедия.

Дело А40-242465/15 приостановили в ВС до рассмотрения в ВС дела А40-165680/16, в котором тот же 223-заказчик .... сам обжаловал выдачу ИЛ на решение ТС по его же третейской оговорке. А дело  А40-165680/16, в свою очередь приостановили в связи с запросом в КС о проверке конституционности норм 223-ФЗ и 382-ФЗ...


  • 0





Темы с аналогичным тегами третейский суд, 223-фз

Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных