Это фактически уничтожает институт срока для обжалования действия/решения госоргана, делает его бессмысленным и покушается на ту самую стабильность правоотношений, о которой не раз высказывался КС.
Ни в коем случае не уничтожает. Молчу о том, что эта самая стабильность правоотношений или пресловутый принцип правовой определённости - вообще-то палка о двух концах, и в некоторых разновидностей правоотношений неприменимы. Например, в уголовном праве запрет на подачу кассационной жалобы за пределами установленного срока означал бы невозможность установления истины по делу. Последствия этого отлично характеризуются анекдотом "доктор сказал - в морг, значит в мог" (с). То же самое касается и заведомо незаконных действий должностного лица или государственного органа. При этом ни о какой нестабильности правоотношений в этом случае вообще речи нет, поскольку срок давности по оспариванию действий указанных субъектов предусмотрен вовсе не для того, чтобы ограничить ответственность за нанесённый ущерб. А исключительно для того, чтобы де-юре снять любые вопросы относительно законности тех действий, которые могут толковаться как неправомерные. И толковаться могут любые действия публичного субъекта, так как в отношении него согласно правовой теории действует принцип "всё, что прямо не разрешено - то запрещено". В этом суть понятие "правомочие" публичного субъекта, в этом суть гибридизации права и обязанности, влекущего за собой ответственность за неправомерные действия. Соответственное, презумпция законности, обоснованности, правомерности действия в отношении чиновника не действует, как в отношениях, например, между субъектами в гражданском обороте, чья добросовестность, наоборот, законодательно презюмируется. Соответственно, без всякой презумпции законности и обязательности действий публичного лица эти действия не могли бы иметь никакой силы в отношении третьих лиц, поскольку каждое такое иное лицо считало бы возможным самостоятельно определять, действовал ли государственный орган или должностное лицо в рамках своих полномочий. Да, это недопустимо для регулируемых публичным правом отношений и грозит полным административным коллапсом либо хаосом, а обязательность последствий, вытекающих из действий публичного субъекта ставилась бы под сомнение. Так нельзя, поэтому и есть срок для обращения в суд (а вовсе даже не срок давности) для оспаривания этих действий, по истечении которого конкретное лицо (и только оно) утрачивает право на оспаривание. Срок для обращения в суд лишь фиксирует презумпцию законности действий, но не означает именно законности. Презумпцию для каждого конкретного заинтересованного лица, которое не обратилось в установленный срок для обжалования в суд. Фактически это согласие умолчанием. Иные третьи лица вообще не имеют права оспаривать действия госорганов и должностных лиц, но это же не означает заведомую законность самих действий. Нет, это презумпция законности, а права на опровержение презумпции у них нет по причине того, что решение, будь оно законное или незаконное, их права никак нарушить не может. Если может - то у любого интересанта есть три месяца на разрешение для себя этого вопроса. Промолчал = согласился с законностью. Возможно, срок три месяца маловат, но суть не в размере срока, а в самом существование такого срока. Срок можно и нужно увеличивать до полугода, но суть не изменится. Да, этот срок должен быть. Да, этот срок не должен быть слишком длительным, чтобы не затруднять возможность применения последствий действия. Хотя и стабильность отношений благодаря наличию срока довольно относительная, так как количество интересантов может быть любым, чаще их больше одного, каждый из них может оспорить действие в суд после того, как узнает о действии, о том, что оно нарушает его права, и о том, чьё это действий (аналог для СИД - момент идентификации ответчика, имеющий отношение к началу течения срока). Следовательно, любое административное действие может быть оспорено сколько угодно раз и в какой угодно срок фактически без ограничений - так что ни о какой особенной стабильности здесь речи не идёт. Правовая сущность срока для оспаривания - презумпция законности и обязательности, всего-то, вместо кучи пафосных слов.
Сообщение отредактировал Carolus: 31 December 2017 - 20:01