Кратко суть проблемы: между предпринимателем (принципалом) и иностранным лицом (агентом, комиссионером) заключен договор об оказании услуг, в котором есть элементы договора комиссии, агентского договора и оказания услуг.
Агент/комиссионер принимает от третьих лиц лицензионные платежи и перечисляет их в адрес принципала. При этом агент/комиссионер удерживает из полученных платежей 30% в качестве своего вознаграждения.
И все это происходит в электронной форме. Соответственно, эти 30% являются оплатой услуг агента/комиссионера, на которые налоговому агенту необходимо начислить НДС (п.9 ст.174.2 НК РФ):
При оказании иностранными организациями услуг в электронной форме, указанных в пункте 1 настоящей статьи, местом реализации которых признается территория Российской Федерации (за исключением оказания услуг через обособленное подразделение иностранной организации, расположенное на территории Российской Федерации), в том числе на основании договоров поручения, комиссии, агентских или иных аналогичных договоров, организациям и индивидуальным предпринимателям, состоящим на учете в налоговых органах (за исключением иностранных организаций, состоящих на учете в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса), исчисление и уплата налога производятся указанными организациями и индивидуальными предпринимателями в качестве налоговых агентов в порядке, предусмотренном пунктами 1 и 2 статьи 161 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено пунктом 10 настоящей статьи.
Но возникает вопрос - что считать моментом определения налоговой базы в таком случае?
Общие положения ст.167 применить проблематично:
1) услуги оказываются постоянно и не имеют какого-либо конкретного результата
2) агент/комиссионер не составляет никакого акта, более того, до момента получения платежа у налогоплательщика-резидента вообще отсутствуют точные сведения о размере удержанной комиссии.
3) только в момент платежа агент/комиссионер формирует "квитанцию", в которой указана сумма его вознаграждения
4) самое интересное - момент платежа может быть отсрочен по различным причинам (например, стороны установили, что нужно произвести перечисление не раньше, чем накопится X долларов).
С учетом того, что с 1 января 2019 года пункт 9 ст.174.2 НК РФ признается утратившим силу и российский принципал уже не будет признаваться налоговым агентом, как вы считаете, можно ли в указанных обстоятельствах:
признать моментом определения налоговой базы момент оплаты (он же будет совпадать и с моментом формирования агентом квитанции, в которой отражена стоимость его услуг) и, в случае, если оплата произойдет после 1 января 2019, не платить НДС в бюджет, т.к. на эту дату принципал уже не будет признаваться налоговым агентом
Сообщение отредактировал overzealus: 27 April 2018 - 18:18