Например, гражданину России, с его согласия, будет зачислено пенсионное/социальное пособие, страховка, з.п, стипендия и пр, на его счет, открытый за пределами..., то у такого гражданина, по закону страны гражданства, возникает ответственность в стране гражданства за нарушение указа президента?
В момент зачисления не возникнет.
Не располагаю временем много здесь писать про физлиц, но выкладываю выдержку из судебного акта применительно к аналогичной ситуации с юрлицами.
Прочитайте, если надо, продолжим обсуждение.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению, в частности, наличие события и состава административного правонарушения.
Как следует из ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ должностные лица организаций несут административную ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством РФ или осуществленных с нарушением валютного законодательства РФ, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории РФ, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством РФ, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории РФ, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством РФ.
Согласно ст. 316 ГК РФ местом исполнения обязательства об уплате безналичных денежных средств является место нахождения банка (его филиала, подразделения), обслуживающего кредитора, т.е. в данном случае Республика Казахстан, поскольку ДБ АО «Сбербанк» является казахстанским банком и дочерним предприятием российского ПАО Сбербанк, входит в международную группу Сбербанк. Т.е. местом исполнения обязательства путем валютной операции является Республика Казахстан.
Понятие валютной операции для целей валютного и административного контроля приведено в п. 9 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Однако, в обжалуемом постановлении и материалах дела не указано, какая именно упомянутая в специальном законе валютная операция тождественна якобы незаконной или осуществленной с нарушением валютного законодательства РФ операции, совершенной российским ООО «ХХХХХХХХ» на территории иностранного государства, что является существенным недостатком процессуальных документов.
Также суд не может согласиться с утверждением, что именно ООО «ХХХХХХХХ» зачислил ХХ.ХХ.20ХХ на свой банковский счет в филиале ДБ АО «Сбербанк» в г. Алматы (Республика Казахстан) денежные средства, поступившие от казахстанского ТОО «УУУУУУУ».
В соответствии с терминологией находящихся в открытом доступе законов, регулирующих банковскую деятельность в Республике Казахстан, в т.ч. Закона Республики Казахстан от 31.08.1995 № 2444 «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан», банки являются операторами по переводу денежных средств. Расчетные операции между резидентами и нерезидентами, находящимися на территории Республики Казахстан, осуществляются, как правило, в национальной валюте Республики Казахстан. Де-юре зачисления на счета одних клиентов денежных средств, переводимых другими клиентами банков в соответствии с условиями их денежных обязательств, осуществляют банки, а не их клиенты или должностные лица клиентов банков. В соответствии с правилами соответствующей иностранной платежной системы зачисление денежных средств на банковский счет получателя средств считается завершенным в момент банковской проводки дебет (корреспондентского, специального и т.п.) счета банка – кредит счета клиента. Из вышеизложенного следует, что должностные лица получателей средств в процедуре зачисления денежных средств на счет организации участия не принимают, поскольку не дают никаких поручений для исполнения банком, который, в свою очередь, в силу полномочий Республики Казахстан по Договору о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014), Соглашения между Банком России и Национальным банком Республики Казахстан от 18.11.1993 «О межбанковских расчетах в связи с введением Республикой Казахстан национальной валюты на период до объединения денежных систем» несет ответственность за законность зачисления и обладает правом приостановки подозрительной операции вплоть до блокировки счета получателя денежных средств.
Согласно актуальной и действовавшей в момент совершения операции редакции абзаца первого части 6 статьи 12 Закона № 173-ФЗ, юридические лица - резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные операции со средствами, зачисленными в соответствии с указанным Федеральным законом на счета (во вклады), открытые в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории РФ. Из этой нормы в связи с международными договорами РФ прямо следует, что на счета юридических лиц - резидентов, открытые в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, могут быть зачислены без ограничений денежные средства, получаемые от нерезидентов, при условии, что такие банки расположены на территории государства - члена ЕАЭС. При этом, при вышеизложенных обстоятельствах административная ответственность может наступать только в случае совершения юридическим лицом – резидентом расходной операции со своего счета в банке-нерезиденте, не предусмотренной главой 3 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» - репатриация резидентами иностранной валюты и валюты РФ.