Роспотребнадзор прислал ответ на мой запрос.
(Убрал из него личную информацию)
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по (далее – Управление), рассмотрев в пределах компетенции Ваше обращение по вопросу возврата продавцу крупногабаритного технически сложного товара с недостатками в период гарантийного срока, разъясняет следующее.
В соответствии с Положением об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по , утвержденным приказом Роспотребнадзора от 09.07.2012 № 679, Управление, в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности, имеет право давать разъяснения и применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера только по вопросам своей компетенции.
При этом пресечение фактов нарушения законодательства РФ в установленной сфере деятельности осуществляется Роспотребнадзором исключительно в порядке, определенном соответствующими императивными правовыми нормами.
Согласно положениям п. 1 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» (далее – Закона) потребитель, которому был продан товар ненадлежащего качества, т.е. с недостатками, не оговоренными продавцом в установленном порядке, вправе по своему выбору предъявить любое требование из числа предусмотренных указанной правовой нормой. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
При этом следует учитывать, что в отношении технически сложных товаров установлены некоторые исключения из общего правила. Так, в отношении технически cложных товаров потребитель в случае обнаружения в них недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать уплаченной за товар суммы либо предъявить требование о его замене в течение пятнадцати дней со дня передачи такого товара потребителю.
По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:
обнаружения существенного недостатка товара;
нарушения установленного срока устранения недостатка товара;
невозможности использования товара в течение каждого года гарантийного срока в овокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
Согласно преамбуле Закона существенный недостаток товара – неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранён без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения.
Соответствующие субъекты ответственности обязаны, в предусмотренном данным Законом порядке и в установленные им сроки, рассмотреть заявленные требования.
Продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Проверка качества товара проводится с целью установления причин выявленных недостатков (по вине изготовителя или потребителя). Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара. В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец обязан провести экспертизу за свой счёт. Проверка качества, экспертиза товара проводится в сроки, установленные статьями 20,21,22 Закона. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с её результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.
Однако если в результате экспертизы товара будет установлено, что недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец, потребитель обязан возместить продавцу расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.
Так или иначе в основе предъявления потребителем того или иного требования, из числа предусмотренных п.1 ст. 18 Закона, должен лежать факт наличия в товаре недостатка производственного характера (по вине изготовителя).
Законом не регламентировано место проведения проверки качества товара. Управление полагает, что по соглашению сторон проверка качества крупногабаритного товара может быть проведена и у потребителя на дому.
Согласно положениям п.7 ст.18 Закона доставка крупногабаритного товара и товара весом более пяти килограммов для ремонта, уценки, замены и (или) возврат его потребителю осуществляется силами и за счет продавца. В случае неисполнения данной обязанности, а также при отсутствии продавца в месте нахождения потребителя доставка и возврат товара может осуществляться потребителем. При этом продавец обязан возместить потребителю расходы, связанные с доставкой и (или) возвратом товара.
Если при проведении проверки качества технически сложного товара заявленные недостатки не подтвердились и Вы не согласны с результатами проверки качества товара, вправе заявить продавцу требование о проведении экспертизы.
В случае неудовлетворения Ваших требований в добровольном порядке, соответствующий спор может быть разрешен исключительно в рамках гражданского судопроизводства, поскольку по общему правилу, закрепленному в ч. 1 ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации и п. 1 ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей», защита прав потребителей осуществляется судом.
Указанное означает, что правом принудительного побуждения тех или иных хозяйствующих субъектов к прекращению нарушения и восстановлению прав граждан, чьи действия и решения на этот счет носили бы законный и обязательный характер, обладают только органы судебной власти.
В административном порядке защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом.
В силу положений п.2 ст. 17 Закона потребитель вправе предъявлять иск в суд по своему месту жительства или по месту пребывания либо по месту нахождения ответчика либо по месту заключения или исполнения договора.
Согласно положений п.3 ст. 17 Закона при обращении с иском в суд потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с нарушением их прав.
Сообщение отредактировал Delion: 23 May 2022 - 16:43