Есть бюджетная организация, функционирующая в определенной отрасли.
И вдруг к ней прилетает письмо от коммерческой образовательной организации, в котором говорится: "А вы в курсе, что в вашей отрасли заключено отраслевое соглашение, в соответствии с которым вы обязаны направлять своих работников на независимую оценку квалификации?! А ну ка быстро направили. Прейскурант прилагается".
Да, действительно, есть такое соглашение. Заключено на федеральном уровне между всероссийским объединением работодателей и профсоюзом. Отрасль совпадает. Но в объединении работодателей организация не состоит.
Разгорелся спор: действуют ли коллективные соглашения в отношении бюджетных организаций и если да, то в каком объеме и в каком порядке.
Оппонент считает, что вообще не действуют. Обоснование:
Цитата
Я возражаю:От имени работодателей - бюджетных организаций соглашения заключают либо объединения работодателей, либо госорганы, в чьем ведении находятся эти организации (ст. 34 ТК РФ).
Конкретно эта организация в объединении работодателей не состояла, а значит, за нее заключить соглашение должен был госорган.
Он не заключил, а значит, для бюджетной организации это соглашение силы не имеет.
Кроме того, если выполнение соглашения подразумевает расходование бюджетных средств, то такое соглашение в обязательном порядке должно быть заключено соответствующим госорганом - распорядителем бюджетных средств (ст. 45 ТК РФ).
ТК РФ различает заключение соглашения и присоединение к нему.
Насчет заключения спору нет: в интересах бюджетной организации заключить соглашение может либо объединение работодателей, в котором она состоит, либо госорган, в чьем ведении она находится. Закон об этом говорит прямо.
Но как быть с присоединением?
Минтруд РФ опубликовал предложение о присоединении к соглашению. Закон гласит:
Цитата
Как видно, речь идет о всех работодателях. Никаких исключений для бюджетных организаций не предусмотрено.Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения.
А значит, если в установленный срок бюджетная организация не заявила об отказе, то она автоматически присоединилась к соглашению.
На это оппонент заявляет:
Цитата
На этом месте у меня падает челюсть: где он это вычитал?!В этой норме речь идет не о любых работодателях, а лишь о тех, которые являлись членами объединения работодателей, заключившего соглашения, и которые вдруг передумали его исполнять. Вот они-то и могут отказаться. А все остальные (не-члены объединения) не должны отказываться, потому что принцип добровольности и без явно выраженного их согласия невозможно подвести их под соглашение.
Ответ: в комментариях.
Но какие к черту комментарии, если ТК РФ четко выделяет три категории участников соглашения (ст. 48):
- работодатели, являющиеся членами объединения работодателей, заключившего соглашение;
- работодатели, не являющиеся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, но уполномочившие его на заключение соглашения от их имени;
- работодатели, которые присоединились к соглашению после его заключения.
(Есть еще одна категория: органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств. Но думаю, в рассматриваемой ситуации это значения не имеет.)
Очевидно, что если работодатель на момент заключения состоял в объединении работодателей, то он относится к первой категории и присоединился к соглашению непосредственно в момент его заключения.
А если работодатель не состоял в объединении и не уполномочил объединение представлять его интересы, то он относится к третьей категории и присоединится к соглашению позже.
А что касается принципа добровольности, то он вполне соблюдается: ведь у работодателя есть возможность отказаться от участия в соглашении. (Об этом даже в, прости Господи, комментариях говорится.) Да и в принципе акцепт в форме молчания ничему не противоречит и даже предусмотрен ГК РФ.
Вот и получается по закону, что даже если бюджетная организация не участвовала в заключении соглашения (через объединение работодателей или через госорган), то она все равно подпадет под его действие в результате присоединения. (Если не успеет отказаться.)
Да, просматривается некая нелогичность: если соглашение предусматривает бюджетные расходы, то оно обязательно должно быть заключено с участием госоргана, но вот присоединиться к нему бюджетная организация может и без участия госоргана. Как так? Как организация будет выполнять соглашение в отсутствие финансирования?
Впрочем, на мой взгляд, это невеликая проблема. Просто не будет выполнять, а на все упреки и кляузы в ГИТ будет отвечать: нашей вины здесь нет.
Причем не будет выполнять только в части, требующей финансирования. В остальном - будет. (Например, обязательство работодателя гладить каждого работника по головке не менее одного раза в месяц.)
По этой проблеме я нашел ряд судебных актов, но там вопрос не так стоял. Бюджетные организации просто говорили, что они не заключали соглашения, а суд флегматично отвечал, что те просто не успели отказаться, и не лез в дебри финансирования, роли госорганов и т.п. Нашлось решение, где организация заключила соглашение об увеличении зарплаты, но суд решил, что раз соглашение не подписано вышестоящим госорганом, то шиш с маслом, а не деньги. При этом само по себе соглашение от этого недействительным не стало.
Буду благодарен за мнения.
Сообщение отредактировал Eisenfaust: 27 December 2022 - 11:14