АС рассматривает иск к нескольким ответчикам, все требования удовлетворяет. Все ответчики подают апелляционные жалобы, которые принимаются к производству. До рассмотрения апелляционной жалобы один из соответчиков умирает и после его смерти в апелляционный суд до заседания поступает ходатайство его правопреемника в материальном правоотношении об осуществлении процессуального правопреемства. В судебное заседание являются представители всех ЛУДов, а также представитель материального правопреемника. На стадии заявления ходатайств материальный правопреемник также просит суд осуществить процессуальное правопреемство. Суд говорит, что вопрос о процессуальном правопреемстве он разрешит после заслушивания доводов ЛУДов по существу спора. Истец, ответчики, материальный правопреемник озвучивают свои доводы по существу спора и суд просит всех удалиться. Затем всех приглашают в зал и суд объявляет резолютивку судебного акта: «1) в порядке процессуального правопреемства заменить ответчика Х на У; 2) решение суда оставить без изменений, апелляционные жалобы без удовлетворения».
У меня вопрос – будет ли обоснованной кассационная жалоба правопреемника на то, что суд в одном судебном акте сразу же разрешил и вопрос о процессуальном правопреемстве и вынес постановление по существу спора?
Доводы "за" отмену постановления апелляции:
1. Суд грубо нарушил процессуальные права правопреемника, так как из-за действий суда правопреемник не участвовал в апелляционном производстве как полноценный участник. До вынесения определения о процессуальном правопреемстве материальный правопреемник, по сути, является в процессе «никем» и мало чем отличается от слушателя в зале суда. Соответственно, суду следовало сначала разрешить вопрос о правопреемстве, затем провести апелляционный процесс (даже если он состоит только в повторении позиций), а уже потом выносить постановление по существу спора. В рассматриваемом же случае получилось, что после того как правопреемник узнал о том, что он стал процессуальным правопреемником одновременно спор оказался законченным;
2. Возможно, здесь есть безусловное основание для отмены - пп.4.п.4 ст.288 АПК (принятие решения о правах лиц, не привлеченных к участию в деле). Логика такая – если процессуальный правопреемник «возник» только в итоговом судебном акте, то значит к процессу он, по сути, не привлекался. Впрочем, не вполне ясно работает ли пп.4.п.4 ст.288 АПК в случаях, если с привлечением правопредшественника все было ОК, или же «непривлечение правопреемника» - это отдельный вид нарушения, не связанный с безусловным основанием для отмены решения.
Доводы "против" отмены постановления апелляции:
1. Если по существу, то фактически права материального правопреемника фактически не были ограничены. Его позиция по существу спора была судом выслушана, т.е. де-факто он был участником апелляционного производства. Никаких дополнительных ходатайств он не заявлял, то есть только повторил доводы апелляционной жалобы. Таким образом, если нет безусловных оснований для отмены судебного акта, то процессуальное нарушение (если оно и было), ни на что повлиять не смогло.
Сразу же контрдовод: Правопреемник не совершал никаких иных действий кроме устной поддержки своей жалобы, так как ждал вынесения определения по своему ходатайству о процессуальном правопреемстве. С чего он должен был что то делать, если его пока не привлекли к процессу?
2. В пункте 2 статьи 48 АПК говорится, что на замену стороны ее правопреемником или на отказ в этом арбитражным судом указывается в соответствующем судебном акте, который может быть обжалован.
Мне кажется, что данная норма не исключает разрешение вопроса о правопреемстве в итоговом судебном акте по существу спора (иногда в итоговом судебном акте также разрешаются и иные ходатайства не по существу основного спора).
Какие у Вас мысли в пользу того или иного подхода?
Сообщение отредактировал Машинист: 18 August 2023 - 19:19