Как известно, правоохранительные органы активно борются с преступностью и для этого ведут различные внутренние базы, оперативный учет и пр. В эти базы и учеты попадают сведения о членах различных ОПГ, их связях, близких лицах и так далее. Лица, проходящие по оперативным учетам, могут быть абсолютно чисты перед законом, то есть никогда не выступать в статусе подозреваемых и обвиняемых согласно УПК РФ, но при этом числиться в делах оперативного учета как «подозрительные» (термин авторский).
Формально наличие у лица статуса «подозрительного» (попадание в дела оперативного учета) его права никак не ограничивает. Это базы ДСП, посторонним в них доступа нет, и нужны они для изучения преступного мира и борьбы с этим преступным миром. Однако на практике случайное попадание человека в дело оперативного учета может серьезно осложнить жизнь. Серьезные работодатели «пробивают» своих кандидатов не только на предмет наличия/отсутствия судимостей, но и на предмет наличия о них оперативных сведений о причастности к криминалу. В итоге человеку отказывают в приеме на хорошую работу, не допускают к госслужбе, не выдают кредит в банке и при этом ничего не объясняют. В лучшем случае говорят «служба безопасности вас заблокировала».
В связи с этим меня заинтересовал ряд вопросов, может бывалые люди приоткроют завесу.
1. Как примерно человек может попасть на оперативный учет?
Вот, например, разрабатывают оперативники преступную группу. Идет наблюдение за лидерами ОПГ, фиксируются их встречи и связи. Могут ли человека, который пришел к члену ОПГ на день рождения или просто с ним поздоровался включить в дело оперативного учета как «подозрительного» (то есть как возможного участника ОПГ)? Или для этого нужны бОльшие основания и в дела оперативного учета не включают людей «на всякий случай»?
Вот помню в книге «Крестный отец» агенты ФБР записывали номера машин приехавших к дону Корлеону на свадьбу дочери. То есть все имеющие отношение к этим автомобилям водители станут «подозрительными»?
2. Могут ли человека исключить из дела оперативного учета или он там уже навсегда?
Статья 5 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» говорит о том, что материалы ОРД в отношении лиц, виновность которых в совершении преступления не доказана в установленном порядке, хранятся один год, а затем уничтожаются, если служебные интересы или правосудие не требуют иного. Но так ли это на самом деле? Может ли попавший в базу «подозрительный» рассчитывать, что если подозрения в отношении него не получат развития, то его имя из базы уберут?
3. Как думаете, реально ли обычному гражданину узнать считается ли он «подозрительным», обязав правоохранительный орган через суд дать сведения о наличии этого гражданина в базе криминала и содержании этих сведений? Ведь ничто не помешает правоохранительному органу ответить, что ни в какие базы гражданина не включали и вообще таких баз у них нет. А на практике гражданин продолжит подвергаться неформальной дискриминации как «подрзрительный».