Перейти к содержимому






Фотография
- - - - -

Обжалуемый акт ИМНС отменен до решения суда


Сообщений в теме: 73

#1 Beholder

Beholder
  • Новенький
  • 125 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 13 May 2004 - 13:05

Сразу лирическое отступление:
Огромная просьба не посылать меня воспользоваться поиском. Может я что-то не понимаю, но мне не удалось сформулировать запрос так, чтобы получить требуемую информацию. Я сам поднимал подобную тему в "Процессуальном праве", получил только пищу для размышлений, а хотелось бы большего. :) Может быть найдется человек, который четко ответит не поставленный вопрос или подкинет хорошую ссылочку. Признаю, мне слабо.

Ситуация.
Был заявлен иск о признании недействительным акта ИМНС о привлечении налогоплательщика к ответственности. Суммы недоимки и пени сняты с нашего счета. Дело 100% выигрышное, судья это не скрывала. После первого судебного заседания УМНС отменила акт ИМНС о привлечении к ответственности.
Судья сомневалась какое решение выносить: об отказе за отсутствием предмета , либо о признании акта ИМНС о привлечении налогоплательщика к ответственности недействительным.
Я настоял на признании акта недействительным.
Мои аргументы для судьи:
1. Судебная практика идет по такому пути.
2. Сумма была 14,5 млн. руб. Мы понесли убытки, бла.. бла... Судья написала: "...поскольку спорные решения действовали в течение 4 месяцев и в связи с этим не исключены их неблагоприятные последствия в будущем..."

ИМНС подала апелляцию, решив расставить точки над i. Просит отказать нам в удовлетворении требований.
Аргумент:
- обязательным условием для признания ненормативного акта недействительным является нарушение актом прав и интересов заявителя. Отмененный акт ничего не нарушает. (ст. 200, ч. 2 ст. 201 АПК).

Я придерживаюсь мнения ИМНС, но мне придется отстаивать противоположную точку зрения :)

Кто-нибудь может высказать четкое аргументированное мнение по данному вопросу, а если еще со ссылкой на судебную практику!..

Буду очень признателен.
  • 0

#2 Lbp

Lbp
  • Partner
  • 11731 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 13 May 2004 - 13:32

Beholder

акта ИМНС о привлечении налогоплательщика к ответственности. Суммы недоимки и пени сняты с нашего счета.

Отмененный акт ничего не нарушает. (ст. 200, ч. 2 ст. 201 АПК).

То есть как это согласовать между собой? (Для начала, уж если обсуждать)
  • 0

#3 Beholder

Beholder
  • Новенький
  • 125 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 13 May 2004 - 14:42

То есть как это согласовать между собой?


ИМНС имеет ввиду, следующее:
На момент рассмотрения судом иска оспариваемый акт отменен УМНС. А суд, такой-сякой, не учел этот факт! Акт отменен = его нет (хотя был). Да, акт нарушал права налогоплательщика. Но его отменили, он перестал действовать, права с момента отмены уже не нарушаются.
Действительно принятие данного акта повлекло за собой взысканиие недоимки и пени. Да, на данный момент списание этих сумм со счета является неправомерным действием. ИМНС обязана вернуть... Убытки? Предметом спора было признания недействительным ненормативного акта ИМНС, а не взыскание убытков. Убытки, при желании, можно взыскать по отдельному иску.
Каким образом акт на момент принятия судебного решения нарушал права налогоплательщика? Никаким.

Из ч. 3 ст. 200 АПК можно сделать следующий вывод: на момент принятия решения суд должен удостовериться, что акт нарушает (а не нарушал) права и законные интересы налогоплательщика. "Нарушает" - настоящее время.

Для удобства привожу нормативку:

Статья 200. Судебное разбирательство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц

4. При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.


Статья 201. Решение арбитражного суда по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц


2. Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
3. В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.


  • 0

#4 Gus

Gus
  • Старожил
  • 1661 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 13 May 2004 - 15:29

Попробуем обратиться к практической стороне вопроса - а какая, собственно, разница, что теперь постановит апелляция? Актик-то ненормативный отменен уже...
Надо было до вынесения судом решения изменять предмет требований - дополнять его возвратом излишне взысканного (раз такое, как Вы говорите, было) или менять на признание недействительным нового акта, родившегося взамен отмененного ( что тоже бывает). Главное, чтобы не менялись одновременно предмет и основания.
А теперь что Вам от апелляции? Вы денюжку потеряли уже? И что Вам дает отмена акта управлением либо судом? Да ничего, кроме того, что суммы становятся излишне взысканными.. А таковыми они стали уже после отмены решения УМНСом. А возврат излишне взысканного - отдельная песня.
А насчет того, что искали - была недавно похожая темка в этом разделе, только касаемо экспортного НДСу.
  • 0

#5 Beholder

Beholder
  • Новенький
  • 125 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 13 May 2004 - 15:56

Gus,
действительно, с финансовой стороны никакой разницы. Но ведь и для ИМНС тогда никакой разницы! При загруженности их юристов зачем они подали апелляцию?
Наша ИМНС оборзела, не буду вдаваться в подробности, но их надо бить по рукам. Своими дурными решениями они отнимают время и силы. Наболело.
У них, вероятно, ведется какая-то статистика или что-то еще. Если в нашем арбитраже будет упразднена практика отказа за отсутствием предмета иска, может быть ИМНС будет несколько осторожнее выносить такие решения.

P.S. Руководителю предприятия, в случае отказа в иске необходимо объяснять, что мы не проиграли. В случае удовлетворения иска, необходимо будет объяснять, чтоб дал премию.
  • 0

#6 Gus

Gus
  • Старожил
  • 1661 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 14 May 2004 - 09:28

Может, я повторяюсь, но премию легче трясти за возвращение неправомерно взысканных деньгов.
Бить по рукам ИМНС - тоже удобнее, уточнив требования и порвав их невзначай. так вот аккуратно - начинали обжаловать одно - они отменили - под этот шумок обжаловали все связанное с первым решением.
Статистика в ИМНС действительно есть. И отчеты есть по судебным делам. Времени отнимают немеряно.

При загруженности их юристов зачем они подали апелляцию?

Так надо... порвете их в апелляции - они еще и кассацию подадут. У них, в отличие от Вас, не только деньги важны. Есть по каждому управлению приказы, типа - "все до 3 инстанции".

Если в нашем арбитраже будет упразднена практика отказа за отсутствием предмета иска

Думаю, вряд ли. Так не только Ваш арбитраж живет, но и вся Россия. Да и правильно это. На момент вынесения решения предмет спора, действительно, отсутствует... Если истец не догадался уточниться.
  • 0

#7 Legal Eagle

Legal Eagle
  • Старожил
  • 1708 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 14 May 2004 - 12:07

Не вижу никаких оснований для отказа в иске. Суд же не отказывает в иске, если дебитор заплатил после его подачи.
Основания:
1. Распределение госпошлины.
2. Право МНС отменить решение УМНС.
  • 0

#8 -Guest-

-Guest-
  • не юрист
Обратиться Публикации

Отправлено 14 May 2004 - 13:55

Gus,
в следующий раз обязательно последую вашему совету. К сожалению мое время тоже не резиновое и я решил пойти по более простому пути, как мне тогда казалось :)

Legal Eagle,
В моей ситуации госпошлина - не аргумент. ИМНС о тнее освобождена, при любом варианте налогоплательщику пошлина возвращается.

А вот второй аргумент достаточно силен. Но! Только в точки зрения целесообразности. Решение суда первой инстанции о признании акта недействительным поставит точку в вопросе последующей отмены министерством. При этом решение об отказе в удовлетворении требований налогоплательщика не лишит его, в случае отменны "отменяющего" решения, обратиться в суд по вновь открывшимся обстоятельствам на основании отмены постановления органа, послужившего основанием для принятия решения судом первой инстанции.

Суд же не отказывает в иске, если дебитор заплатил после его подачи.


Наш суд просит написать заявление об отказе от иска и возвращает госпошлину. Если не напишешь, дело рассматривается по существу и следует отказ в иске.
  • 0

#9 Rudolf

Rudolf

    непонятненько

  • Partner
  • 1735 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 14 May 2004 - 17:36

Проблема эта в чистом виде процессуальная и возникла из того, что в АПК опять забыли отрегулировать вопрос о рассмотрении дела в случае добровольного удовлетворения требовани ответчиком (видимо слишком многодумали о том, чтобы протолкнуть право только адвокатов представлять интересы сторон).
В ГПК этот вопрос более или менее урегулирован. Но вернемся к АПК и оспариванию ненормативных актов.
Дело в том, что основанием для оспаривания ненормативного акта является то, что данный акт нарушает права заявителя. Именно сам факт принятия такого акта нарушает права и влечет неблагоприятные последствия для заявителя, а вот отмена этого акта - это уже устранение нарушения прав, которое, тем не менее, не говорит о том, что принятый (пусть в последствии и отмененный) акт на момент его принятия, а также на момент обращения в суд, был действительным (законным). Следовательно право требовать ПРИЗНАТЬ его незаконным не устраняется его отменой.
  • 0

#10 Beholder

Beholder
  • Новенький
  • 125 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 18 May 2004 - 06:42

Rudolf, правильно ли я понял Вашу точку зрения:

Даже если произошло устранение нарушения прав налогоплательщика, достаточно того, что на момент принятия акта (обращения в суд) он нарушал права налогоплательщика.


Если подходить с такой точки зрения, получается, что на момент вынесения судебного решения акт не нарушал права налогоплательщика ("нарушение было устранено"). А ч. 2 и 3 ст. 201 АПК говорят о нарушении прав заявителя в настоящем времени, а не в прошедшем. Это наводит на мысль об отсутствии предмета спора. :)
  • 0

#11 Rudolf

Rudolf

    непонятненько

  • Partner
  • 1735 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 18 May 2004 - 13:16

Beholder
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 8 сентября 2003 г. Дело N КА-А40/6561-03


(извлечение)

Открытое акционерное общество "Уралсибнефтепровод" (далее - Общество) обратилось в Арбитражной суд г. Москвы с заявлением, с учетом его уточнения, к Министерству Российской Федерации по налогам и сборам (далее - МНС России) о признании недействительным его Письма от 11.11.02 N 14-4-05/2410-5-АМ334. Общество также просило обязать МНС России принять решение об отмене пп. "б" п. 2.1 решения УМНС Российской Федерации по Республике Башкортостан (далее - УМНС России по Республике Башкортостан) от 30.04.02 N 105....

Согласно ч. 4 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения по делу об оспаривании ненормативных актов государственных органов арбитражный суд в резолютивной части решения должен дать указание органу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. Таким образом, возложение судом на МНС России обязанности принять решение об отмене пп. "б" п. 2.1 решения УМНС России по Республике Башкортостан в оспариваемой части, как не основанное на законе, не нарушает требования ст. 201 названного Кодекса.
Рассмотрение настоящего спора, подведомственного арбитражному суду. Поэтому довод об отмене судебных актов и прекращении производства по делу по пп. 1 п. 1 ст. 150 АПК РФ не правомерен.
Отмена Министерством Российской Федерации по налогам и сборам Письма от 11.11.2002 не препятствует оспариванию его в судебном порядке, поскольку незаконным актом налогового органа нарушались права налогоплательщика. Кроме того, с отменой Письма, как правильно указал суд, обстоятельства, послужившие основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском, не устранены.
  • 0

#12 BlackLawyer

BlackLawyer

    Uglying since 1971

  • ЮрКлубовец
  • 232 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 18 May 2004 - 15:36

ч. 2 и 3 ст. 201 АПК говорят о нарушении прав заявителя в настоящем времени, а не в прошедшем. Это наводит на мысль об отсутствии предмета спора

Beholder, А вы не поддавайтесь этой мысли :) В дополнение к тому, что совершенно верно уже написал Вам Rudolf (частично повторю то, что уже писал в "процессуальном"):

Чтобы перестать самому соглашаться с налоговой, нужн6о понять, что предметом спора для вас является требование, направленное на исключение последствий, порожденных актом, а не сам акт как таковой.

Акт, до его отмены, ограничивая/нарушая те или иные ваши праваи мог причинить вам убытки. Поэтому внезависимости от его последующей отмены, сейчас в суде необходимо установить соответствует ли оспоренный акт закону и нарушает ли (не нарушал, а нарушает) права и интересы заявителя.
Если акт признают недействительным, у вас будет основание требовать взыскания убытков. (+ вопрос о пошлине, + расходы на представителя в данном процессе).

Вы же сами приводите ключевую фразу: "Судья написала: "...поскольку спорные решения действовали в течение 4 месяцев и в связи с этим не исключены их неблагоприятные последствия в будущем..." - в этом и есть "наличность" и "действительность" нарушения ваших прав.

Я не исключаю, что до издания ВАСом соответствующего обзора или письма, разные суды будут применять разный подход. Во всяком случае, в Питере в этом году у меня было решение (прошедшее через апелляцию), аналогичное вашему.
  • 0

#13 Beholder

Beholder
  • Новенький
  • 125 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 19 May 2004 - 15:08

BlackLawyer, спасибо за ответ.

Но не могу удержаться, чтоб не прицепиться к следующей вашей фарзе:

Если акт признают недействительным, у вас будет основание требовать взыскания убытков.


А разве решение УМНС об отмене ненормативного акта не является таким основанием?

А что было бы, если бы суд наложил обеспечительные меры, и деньги бы остались на нашем счету? Это ключевой момент? В таком случае предмет спора отсутствует?

P.S. Rudolf, спасибо за "практику"!

Сообщение отредактировал Beholder: 19 May 2004 - 15:09

  • 0

#14 Beholder

Beholder
  • Новенький
  • 125 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 19 May 2004 - 15:14

Во всяком случае, с уверенностью можно утверздать следующее: суд обязан рассмотреть дело по существу. Это означает, что в мотивировочной части должно быть указано на незаконность акта налогового органа.
  • 0

#15 Beholder

Beholder
  • Новенький
  • 125 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 28 May 2004 - 13:52

Если кому интересно, апелляционная инстанция вынесла постановление в нашу пользу. Решение оставлено в силе. :)
  • 0

#16 Gus

Gus
  • Старожил
  • 1661 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 28 May 2004 - 14:01

Конечно, интересно. Можно бы еще и процитировать здесь (конечно, когда мотивировка будет). Да и реквизиты постановления не повредят. Не прецедентное право у нас, но все же.
  • 0

#17 Rudolf

Rudolf

    непонятненько

  • Partner
  • 1735 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 28 May 2004 - 15:27

Конечно, интересно. Можно бы еще и процитировать здесь (конечно, когда мотивировка будет). Да и реквизиты постановления не повредят. Не прецедентное право у нас, но все же.

Главная кассация. Налоговая пойдет обязательно, поэтому давайте дождемся кассации, только обязательно в тему ответьте и опуликуйте постановление.
  • 0

#18 Beholder

Beholder
  • Новенький
  • 125 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 17 June 2004 - 11:54

С удовольствием выкладываю текст постановления.
Уверен, что многим пригодится.
Большое спасибо за помощь участникам темы.

Если бы уважаемые модераторы тему на недельку закрепили, было бы вообще отлично.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции
Дело№АЗЗ-416/04-СЗ
«03» июня 2004 г.
г. Красноярск
Арбитражный суд Красноярского края в составе:
председательствующего Дунаевой Л.А.,
судей: Бычковой О.И., Ивановой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу межрайонной инспекции Министерства    Российской    Федерации    по    налогам    и    сборам    по    крупнейшим налогоплательщикам    Красноярского    края,    Таймырского    (Долгано-Ненецкого)    и Эвенкийского автономных округов на решение        от «22»    марта        2004 года  по делу    № АЗЗ-416/04-СЗ,
принятое судьей арбитражного суда Красноярского края Хох Н.Н.
В судебном заседании участвовали представители:
от заявителя: _____________ - по доверенности от 02.06.03,
от ответчика: Александрова Т.В. - по доверенности от 05.01.04, Михайлов Д.В. - по доверенности от 27.05.04.
Протокол настоящего судебного заседания велся судьей Дунаевой Л.А.
Резолютивная часть постановления оглашена 27.05.04. Постановление в полном объеме изготовлено 03.06.04.
При рассмотрении дела судом установлено:
Федеральное государственное унитарное предприятие «Горно-химический комбинат» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании недействительными решений межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам Красноярскою края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов №№ 168, 170, 171 и 172 от 17.11.03 о привлечении к налоговой ответственности и о признании недействительными требований № 332 об уплате налога по состоянию на 25.11.03 и №№ 333, 335, 336, 337 об уплате налоговых санкций.
Решением арбитражного суда от «22» марта 2004 года по делу № АЗЗ-416/04-СЗ заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда первой инстанции, налоговый орган обратился в суд с апелляционной жалобой по следующим основаниям:
- в  процессе  рассмотрения  настоящего  арбитражного  дела  решением  Управления
Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Красноярскому краю, Таймырскому (Долгано-Ненецкому) и Эвенкийскому автономным округам от 15.03.04 № 11-04/4233 оспариваемые решения ответчика отменены;
- отмененные ненормативные правовые акты не влекут никаких правовых последствий,
следовательно,  не могут нарушать права и законные интересы заявителя в сфере
предпринимательской и иной экономической деятельности;           
- у арбитражного суда не было оснований рассматривать спор по существу в связи с
отсутствием предмета спора;
- вывод суда о признании ответчиком требований заявителя является ошибочным, поскольку рассмотрение спора в административном порядке влечет иные правовые последствия — отказ заявителю в удовлетворении требований или прекращение производства по арбитражному делу.
Заявитель с приведенными доводами не согласился, представив отзыв на апелляционную жалобу, содержащий следующие доводы:
заявитель не обращался в вышестоящий налоговый орган с жалобой на    решения
ответчика; решение от 15.03.04 № 11-04/4233 принято по инициативе самого Управления;
сам  факт  принятия  незаконного  ненормативного  акта  нарушает  права  и  влечет
неблагоприятные    последствия    для    заявителя,    его    последующая    отмена    не
свидетельствует о его действительности на момент принятия;
признание акта недействительным дает заявителю право требовать возмещения убытков,
которые могли быть причинены заявителю действием незаконного акта до момента его
отмены;
признание  арбитражным  судом  недействительными  оспариваемых  решений  делает
невозможным последующее обжалование решения Управления в вышестоящий орган.
Законность и обоснованность принятого арбитражным судом первой инстанции решения проверены в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Между заявителем и Администрацией Красноярского края заключен договор № 233 от 26.12.2000 с дополнением № 19 от 05.02.03, в котором установлены ставки платы за пользование водными объектами (за забор воды из поверхностного водного объекта - 42,5 руб. за одну тыс. куб.м.. за сброс сточных вод - 6,3 руб. за одну тыс. куб.м.).
Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка представленных заявителем деклараций (расчетов) платы за пользование водными объектами за июнь, июль, август, сентябрь 2003 года.
В ходе проведения проверки установлено, что при расчете платы за пользование водными объектами налогоплательщик применил ставки, установленные Законом Красноярского края № 3-400 от 10.07.2002г. «О плате за пользование водными объектами» для организаций атомной энергетики, использующих прямоточную схему водоснабжения, которым ставки платы за пользование водными объектами в целях забора и сброса воды по отдельным категориями плательщиков определены в размере, ниже минимальных ставок платы, установленным в Постановлении Правительства Российской Федерации № 826 от 28.11.2001г. «Об утверждении минимальных и максимальных ставок платы за пользование водными объектами по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам».
Полагая, что в данном случае при исчислении платы за пользование водными объектами налогоплательщику необходимо руководствоваться ставками платы, установленными Правительством Российской Федерации, налоговый орган решениями №№ 168, 170, 171 и 172 от 17.11.03 от 17.11.03 доначислил заявителю плату за пользование водными объектами, и привлек предприятие к ответственности но пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату суммы платы за пользование водными объектами в результате неправильного исчисления налога в виде штрафа в размере 20% от доначисленных к уплате заявителем сумм.
На основании указанного решения налоговым органом в адрес заявителя выставлены требования № 332^об уплате налога по состоянию на 25.11.03 и №№ 333, 335, 336, 337 об уплате налоговых санкций.
Заявитель, считая указанные решения и требования необоснованными и незаконными, нарушающими его права и охраняемые законом интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратился в суд с заявлением о признании их недействительными.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции  Управление  Министерства
Российской Федерации по налогам и сборам по Красноярскому краю, Таймырскому (Долгано-Ненецкому) и Эвенкийскому автономным округам приняло решение от 15.03.04 № 11-04/4233, которым оспариваемые решения ответчика были отменены.
Оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции по следующим основаниям:
На основании статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктами 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания соответствия законности совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие).
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (пункт 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Пунктом 8 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что со дня принятия решения арбитражного суда о признании недействительным ненормативного правового акта полностью или в части указанный акт или отдельные его положения не подлежат применению.
Из системного толкования приведенных норм следует, что арбитражный суд, рассматривая дела о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов дает оценку не только законности и обоснованности принятия такого акта, но и последствиям, которые возникли (могут возникнуть) в результате его действия. В случае, если последствиями незаконно принятого акта является нарушение (ограничение) прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, арбитражный суд признает данный акт недействительным.
В случае, если в процессе рассмотрения дела, оспариваемый ненормативный правовой акт отменен вышестоящим государственным органом, арбитражный суд рассматривает спор по существу исходя из следующего.
Одной  из  задач  судопроизводства  в арбитражных судах, согласно пункту 1
статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
Статья 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предоставляет заинтересованным лицам право обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Обращаясь в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, заявитель ищет защиты своих прав, нарушенных принятым государственным органом ненормативным актом.
Предметом спора по таким делам является для заявителя материально-правовое требование, направленное на исключение последствий, порожденных актом, а не сам акт.
Таким образом, признание судом ненормативного акта недействительным означает незаконность акта с даты его принятия.
Отмена оспариваемого акта влечет прекращение действия указанного акта только с даты принятия решения об отмене и не свидетельствует о незаконности оспариваемого акта с момента его издания.
Следовательно, отмена акта до разрешения спора в арбитражном суде по существу не исключает предмет спора, поскольку отменой акта нарушенные права заявителя не восстанавливаются.
Кроме того, до его отмены вышестоящим органом ненормативный акт может причинить заявителю убытки. Их возмещение возможно только в случае признания такого ненормативного правового акта недействительным, что свидетельствует о его незаконности с момента принятия.
Из изложенного следует, что арбитражный суд должен рассмотреть спор по существу и вынести решение, руководствуясь основными задачами арбитражного судопроизводства и нормами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для прекращения производства по делу в случае отмены оспариваемого акта при изложенных обстоятельствах нет.
Таким образом, доводы налогового органа о невозможности порождения правовых последствий отмененным актом и об отсутствии предмета спора являются несостоятельными.
Апелляционная инстанция считает, что суд первой инстанции правомерно рассмотрел спор по существу. Оспариваемые решения и требования не соответствуют Налоговому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону Российской Федерации «О плате за пользование водными объектами», Закону Красноярского края № 3-400 от 10.07.02 «О плате за пользование водными объектами», нарушают имущественные права заявителя, что в соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для признания оспариваемых решений, требований недействительными.
Учитывая, что налоговым органом в апелляционном порядке не обжалуется незаконность оспариваемых решений и требований, суд приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции. Таким образом, не усматриваются основания для его отмены в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
ПОСТАНОВИЛ:
решение арбитражного суда первой инстанции от «22» марта 2004 года по делу № АЗЗ-416/04-сб оставить без изменения.
Настоящее  постановление  вступает  в законную силу с момента его принятия
и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, в порядке статьи 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.


  • 0

#19 Gus

Gus
  • Старожил
  • 1661 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 17 June 2004 - 13:38

Спасибо, что не поленились выложить. Крепить тему, правда, смысла не вижу из-за невысокого практического значения. Позиция суда интересна, но не революционна. А про практическое значение уже говорили.
  • 0

#20 Zmeyka

Zmeyka
  • Старожил
  • 1806 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 17 June 2004 - 14:04

Есть еще один аспект. Никто не думал, что сама ИМНС свое решение не имеет права отменять - не предусмотрено такое НК. Отменить может только вышестоящая.
  • 0

#21 Beholder

Beholder
  • Новенький
  • 125 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 17 June 2004 - 14:07

Согласен. Говоря о "закреплении" темы, я преследовал цель, чтобы все участники обсуждения имели возможность (успели) увидеть результат.

В моем случае практическое значение есть. Приятно наступить налоговой на эээ... хвост, чтоб думали, когда обижают честных налогоплательщиков :), и выносили действительно обоснованные решения. Я надеюсь, что не всем так "повезло" с налоргами как Касноярскому краю.
  • 0

#22 Gus

Gus
  • Старожил
  • 1661 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 17 June 2004 - 16:25

Beholder

Приятно наступить налоговой на эээ... хвост

Это как раз не практическое значение, по-моему.
  • 0

#23 Bishop

Bishop
  • ЮрКлубовец
  • 165 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 17 June 2004 - 16:29

Это как раз не практическое значение, по-моему.


Мне кажется, это не бесспорно.
Получить репутацию человека, который всё принципиально доводит до конца и с которым лучше не связываться лишний раз - разве плохо?
  • 0

#24 Dasha

Dasha
  • Старожил
  • 1635 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 10 July 2004 - 18:35

Beholder
поделитесь, плз, как у Вас прошла кассация?
  • 0

#25 s21d

s21d
  • ЮрКлубовец
  • 372 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 10 July 2004 - 20:02

В постановлении есть такой абзац.....

Таким образом, признание судом ненормативного акта недействительным означает незаконность акта с даты его принятия.
Отмена оспариваемого акта влечет прекращение действия указанного акта только с даты принятия решения об отмене и не свидетельствует о незаконности оспариваемого акта с момента его издания.


Не противоречит ли этот вывод п.8 ст 201 АПК

И вообще ГДЕ СКАЗАНО, (кроме данного постановления),
что" признание судом ненормативного акта недействительным
означает незаконность акта с даты его принятия."


Спасибо

Сообщение отредактировал s21d: 10 July 2004 - 20:04

  • 0




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных