Перейти к содержимому






- - - - -

Раб тоже субъект права?


Сообщений в теме: 49

#1 -sasagreen-

-sasagreen-
  • не юрист
Обратиться Публикации

Отправлено 15 January 2002 - 03:19

Text

  Привет!

 Проходит экзамен по правоведению в неюридическом вузе. Спрашиваю студента:
 - Раб - это субъект или объект права?
 - Субъект, - отвечает радостно злостный прогульщик (ЗП).
  - Почему? - Спрашиваю.
  - Он же человек, - всё более исполняется уверенности ЗП.
    Я с достоинством даю ему юридический словарь, прочитай, мол, определение и придумай ситуацию, когда раб похож на субъекта права.
(Типа, надо же тебе хотя бы тройку за что-нибудь поставить).
Целый час он с интересом листал фолиант, потом подошёл и спрашивает:
   - Правда ли, что всё, не запрещённое законом, - можно?
   - Да.
   - Есть ли закон, запрещающий самоубийство?
   - Нет, конечно.
   - Значит, в принципе, самоубийство законно?
   - Вроде, так получается.
   - У раба нет никаких прав, - всё отобрали. Только право лишить себя жизни отобрать невозможно. Значит, остаётся у раба, как минимум, одно субъективное право, которое формирует правоспособность. Дееспособность у него тоже есть, поскольку он человек, предположим, взрослый в твёрдом уме и ясной памяти. Значит, когда раб кончает жизнь самоубийством, то выступает и как субъект права, и как частная собственность одновременно.

    У меня от этого откровения челюсть слегка отвисла.

    Вы бы ему какую оценку поставили?

    Можно ли самоубийство раба рассматривать, как одностороннюю сделку с рабовладельцем?  :))))


   


  • 0

#2 -Smertch-

-Smertch-
  • не юрист
Обратиться Публикации

Отправлено 15 January 2002 - 10:36

А ЗП-то молодец! Как вывернулся! Хотя, конечно, отсутствие запрета, специально обращенного к домашним животным, например, не делает их еще субъектами права.

Недавно на одном юридическом сборище за обедом возникла примерно следующая дискуссия: "Вот есть права человека, в первую очередь - право на жизнь; а право на смерть???" Эвтаназия и все такое...

  • 0

#3 -Romuald-

-Romuald-
  • не юрист
Обратиться Публикации

Отправлено 15 January 2002 - 12:35

sasagreen
Неправ твой студент.
Право есть норма поведения, охраняемая силой государства. В правоотношении правомочию одного субъекта соответстует обязанность другого субъекта (определенного лица или всего общества). Право на самоубийство означает, что никто не вправе помешать лицу покончить с жизнью, а если помешает, то к такой нарушитель будет привлечен к ответственности (гражданской, административной или уголовной). Если раб обладает правом самоубийства, то рабовладелец не может помешать ему покончить с собой, что противоречит содержанию права частной собственности, когда только собственник может распоряжаться вещью, т.е. определять ее судьбу. Это, кстати одна из отвратительных черт рабовладения, когда после неудачной попытки покончить с жизнью раб может быть еще и наказан рабовладельцем.
А отношение права к самоубийству раба такое же, как и к самовозгоранию горючего материала и т.п., т.е. как к событию.
  • 0

#4 -sasagreen-

-sasagreen-
  • не юрист
Обратиться Публикации

Отправлено 16 January 2002 - 04:45

           Привет!

 Спасибо за проявленный интерес. Всё правильно, и я так тоже сразу подумал.
  Но поскольку тема заявлена, как "теоретический прикол", попытаюсь пофантазировать в том же духе. :)

 Приведённая апория "Раб", мне кажется, затрагивает   теорию глубже, чем это кажется на первый взгляд.

   Во-первых, право (тем более теория права) в некотором смысле  - это формула (модель) которая по определению может лишь приблизительно отражать действительность. (ОТчасти - проблема несовпадения "духа" и "буквы").

      Поэтому, например, "право человека на жизнь" - есть относительная истина которая адекватна для большого количества случаев, но не полностью совпадает с оригиналом. Вот, как раз, эвтаназия - выпадает из формулировки. Ещё проще - любой солдат может отказаться идти в атаку по приказу командира по чисто формальным соображениям. В атаке убить могут, а у него есть конституционное "право на жизнь" прямого действия.

Поэтому "право на жизнь" можно уточнить, как "право на распоряжение собственной жизнью". В эту схему влазит и "право на жизнь",  и "эвтаназия", и поведение солдата, сознательно или по закону делегирующего это право государству (в лице командира).

   Во-вторых,  не всё так просто и с дефинициями "права" и "государства".
     Насколько мне не изменяет память, некоторые правоведы считают, что "государство" - это всегда "коммунальная справедливость", а антигуманные законы к государству имеют лишь чисто формальное отношение. (Т.е. в "плохих" законах виноват лично законодатель, а не "государство", за что фашистов  судили не как "государство", а как  физических лиц. Я не во всём тут согласен. Считаю, что коллективные субъекты права тоже иногда могут иметь собственную "вину" ).

       Однако в таком ракурсе, если посчитать раба частичкой государства, он может выглядеть одновременно как и (пусть примитивный) "исполнительный орган",  справедливо "штрафующий" рабовладельца за антигосударственное (антигуманное) отношение к человеку.

       В этом смысле "государство" всё же "охраняет" право раба на "распоряжение собственной жизнью". Только раб при самоубийстве, может быть, вбирает в себя сразу множество "государственных функций". (Законодателя, исполнителя и судьи. А почему -нет?)

       С  юридическими фактами тоже не всё в порядке.  Они делятся на события и действия. "Действия - жизненные факты, которые являются волеизъявлением  (т.е. результатом сознательной деятельности) людей". (Определение из ФС).  Волевое "действие" раба в корне отличается от "события" присутствием "свободы воли" (В свою очередь, что это такое?) В определении "действия" , наверное, правильнее исходить из внешних его признаков, чем из формальностей, порождаемых действующей правовой формулой, которая может меняться в зависимости от принятой правовой доктрины.

    Смерть по причине самоубийства даже раба  в этой формулировке - "действие", а вот - смерть от болезни - "событие".

     Что считать "обязанностью". С позиций той же "государственной" справедливости рабовладелец "обязан" понести наказание за антигуманное отношение к рабу, что и происходит в случае указанного самоубийства.

     Теперь по поводу животных. Теория не хочет видеть правоспособности животных, а вот практика в связи с необходимостью охраны природы ещё как видит. Вот Вам гл.26 УК "Экологические преступления". И куча международных конвенций о "защите биологического разнообразия". Это "биологическое разнообразие" ни что иное, как "право животных на жизнь", которое начинается с уровня биологического вида. (Не для отдельного животного! То есть - не как у человека, где это право распространяется на каждого индивида, а - в целом на популяцию). Проще,  одна популяция - это один недееспособный индивид.

     Любая популяция желает выжить, поэтому "заимствует" дееспособность "государств", как это делает новорожденный ребёнок у своих родителей,  что порождает составного субъекта права.

   Ну, ну, я и говорю "полный прикол"!  :)
 

  • 0

#5 -Smertch-

-Smertch-
  • не юрист
Обратиться Публикации

Отправлено 23 January 2002 - 13:04

Ну, положим, теорию права Вы сейчас сильно модернизировали. Очень сильно. В часности, в отношении характеристики поведения раба как юридического акта, а не события; что касается экологических преступлений, так там вообще правоотношения возникают между преступником и государством, что бы уголовным законом ни охранялось, объект такого преступления - отношения по поводу охраны окружающей среды - тоже никак не отношения с животными. Так что с точки зрения теории правоотношения ваши рассуждения действительно могут рассматриваться лишь как прикол.

Между прочим, недавно в другой дискуссии с умными людьми было предложено различать субъекта правоотношений (которого мы обычно называем субъектом права) и Субъекта права (с большой буквы) - того, кто принимает участие в правотворчестве, хотя бы путем изменения диспозитивных норм. Любопытно, что такое воззрение было до недавнего времени распространено в международном публичном праве.

  • 0

#6 -Emil38-

-Emil38-
  • не юрист
Обратиться Публикации

Отправлено 24 January 2002 - 02:17

Самоубийство никак не может в данном случае являться сделкой. Откуда? Потому что влечет гр-пр. последствия (типа собственность уничтожена). Так и взрывы 11 сентября в славном городе Нью-Йорке повлекли гр-пр. последствия (страховка там, то- се). Не будет же это сделкой. Прежде всего- нет направленности на эти последствия, потом - незаконность (сделка во всяком случае законное действие). Раб не имеет правов таких - уничтожать хозяйскую собственность. Поэтому наказание раба за неудачную попытку самоубийства - действие с точки зрения закона (тогдашнего) вполне правомерное.
  • 0

#7 -sasagreen-

-sasagreen-
  • не юрист
Обратиться Публикации

Отправлено 24 January 2002 - 23:20

        Привет!

  Конечно, самоубийство раба на сделку не тянет это шутка :), а вот на санкцию немного похоже... (это смотря на то,что считать правом и государством).

Иногда в самых привычных правовых постулатах  скрываются интересные парадоксы.

 
   Вот по поводу природы было бы интересно услышать ваши возражения на следующее.

  Двайте проведём аналогию в парах:  опекун - опекаемый.

  Предположим у новорожденного ребёнка - опекунами могут быть родители, а также государство (органы опеки и попечительства).

  У биологического вида  тоже есть "опекун" - государство (Минприроды).

  Попробуйте переносить ваши возражения из пары
биологический вид - государство в пару
недееспособный ребёнок - государство и попробуйте обнаружить принципиальные различия.

  Перекрутим Ваши возражения, например, так:

  В случае, скажем, убийства новорожденного ребёнка "отношения возникают только между государством и убийцей, что бы уголовным законом не охранялось".

  Объект такого преступления - отношения по поводу охраны жизни недееспособных лиц (новорожденного ребёнка), но не отношения с этими лицами.

    На основании этого можно считать, что недееспособный ребёнок не может обладать правоспособностью.

    На самом деле ребёнок обладает правоспособностью.

    Почему тогда биологический вид не может обладать правоспособностью? Очень многое роднит его с дитём неразумным:

  1. Наличие жизни в системном теле.
  2. Правовой запрет на уничтожение этой жизни (с одной стороны - УК (например, ст. 205, 206), с другой - гл.26 УК + конвенции о защите "биологического разнообразия")
  3. Отсутствие собственной разумной воли.
  4. Использование воли опекуна. (Государство "знает", что ребёнок "хочет" выжить, а сам он об этом начинает догадываться позже. Аналогично - государство "знает"(в юридическом смысле"), что биологический вид хочет "выжить", а сам вид этого не "знает" в связи с отсутствием разума). При этом потенциальная разумность ребёнка - не принципиальна, поскольку право с одинаковым успехом охраняет пожизненных дебилов,
  и т.д.
  Отсюда я делаю вывод о принципиальной возможности существования правоспособности БВ.

  Значит есть правовой статус у БВ?

  С правами - не сложно, есть право на жизнь. А что такое "обязанности БВ", да ещё в юридическом отношении?

     Посмотрим.

   У ребёнка - понятно, он, например, обязан платить налоги с процентов на унаследованное имущество.

   А что у БВ?

   Оказывается юридические обязанности  тоже есть. Это установленные законом т.н. "квоты на вылов".

Закон устанавливает, сколько своеобразных налогов должна "уплатить" популяция, например, промысловых рыб для поддержания жизни человека.

        Правда налоги эти уплачиваюится всегда натурой, но вовлекаются в экономический оборот. Поэтому можно говорить об экономической и юридической обязанности БВ.

  Статус у БВ есть...  А чего - нет для признания правоспособности?

Подсказка: можно попытаться найти различия в трактовке категории "опекун"  :)

 Ась?
 
   

  • 0

#8 -obninsk-

-obninsk-
  • не юрист
Обратиться Публикации

Отправлено 11 February 2002 - 02:46

Если самоубийство раба это санкция, то предполагается, что оно суть реакция разумного, то есть наделенного волей, существа на плохое поведение хозяина.
Значит поведение раба зависило от воли другого человека (людей).
Следовательно самоубийство раба событием (явлением не зависищим от воли др. людей) не является, т.е. является действием, но действием неправовмерным, ибо никто не имеет права уничтожать по собственной прихоти имущество частного лица (за это, кстати, его и накажут в случае неудачи попытки, причем и с применением гос. принуждения, если у рабовладельца самого не хватит сил).

Но, Господа, система римского права (о которой думается и  идет речь в вопросе о рабах) не была ориентирована на выработку единых всеохватывающих теорий.
А приминительно к науке права нашего времени говорить о рабах, даже в теоретическом плане сравнивая регулирование их жизнидеятельности с дейсвующими правовыми институтами, на мой взгляд очень не корректно.
Иная система ценностей - а в этом мире условностей многое зависит от точки отсчета.

И по поводу правосубъектности. На мой взгляд подход - наделение правосубъектностью любого социального актора, так или иначе небезразличного для права, не имеет правового значения. Ибо такой субъект весьма трудно, как говорили выше, отделим от объекта, а если и отделим, то это отделение не нужно ни для каких целей. Настоящий субъект права - это, безусловно, лицо имеющее субъективные права (могущие их иметь), защищаемые силой гос.  принуждения.
БВ не имеет и не может иметь субъективных прав, а следовательно субъектом права не является. Новорожденный же иметь права может - не может их сам реализовывать - это факт. Но это являение временное (именно на это ориентирован законодатель, а не на то, что все дети станут дебилами). И именно из этой ориентации (безусловно ценностной, а ни какой другой) и возникает конструкция состояния недееспособности правоспособного человека.  
Без учета ценностной установки законодателя бессмыслена любая теоритическая дискуссия на глобальном уровне.
 

  • 0

#9 -sasagreen-

-sasagreen-
  • не юрист
Обратиться Публикации

Отправлено 12 February 2002 - 02:15

         Привет!
 
   Obninsk меня погрыз чувствительно :)  Полный нокаут, сдаюсь! В целом...

  Но некоторыми частями можно поспориь, чтобы попытаться сохранить своё физическое лицо :)

  "Значит поведение раба зависило от воли другого человека (людей)"

    Я тут недавно пошёл в булочную и совершил покупку булки и бутылки пива. Вот когда я булку покупал, то не был у кассы субъектом права, поскольку булку меня послала жена купить, на что была её воля. А вот пиво я купил на заначку тайно для себя, по своей воле. Значит - только на пиве я гордо почувствовал себя хозяином жизни - полноценным субъектом права!

 "Но, Господа, система римского права (о которой думается и  идет речь в вопросе о рабах) не была ориентирована на выработку единых всеохватывающих теорий."

  Это так. У них даже теории юридических лиц не было такой как сейчас, что однако не мешало использовать эту форму организации в хозяйственной и юридической практике. Ещё более удивителен факт, что люди умудрялись плавать до открытия закона Архимеда.

"...в этом мире условностей многое зависит от точки отсчета".

   Я бы уточнил - от постулатов, которые кажутся очевидными истинами, но часто таковыми не являются.  Поэтому не корректным является безоговорочное утверждение, что постулаты, из которых выводится современная теория правосубъектности во всём идеальны.  Иначе бы теоретики, например, Иоффе не мучились бы над этой темой всю жизнь.

  " На мой взгляд подход - наделение правосубъектностью любого социального актора, так или иначе небезразличного для права, не имеет правового значения. Ибо такой субъект весьма трудно, как говорили выше, отделим от объекта, а если и отделим, то это отделение не нужно ни для каких целей".

   Тут непонятно, почему трудно отделить от объекта?  Если социальный актор перерабатывает внешнюю информацию в акт собственной специфической воли, проявляющейся в каком-либо поведении, то можно подозревать наличие "скрытого субъекта права".  Конечно, не во всяком случае.
 А на счёт целей? Мне, например, по утрам, когда получше жить хочется, кажется, что наше экологической право заработало бы гораздо эффективнее, если бы на уничтожение осетровых рыб в дельте Волги право реагировало не как на факт утраты госсобственности, а как на факт геноцида по отношению к субъекту права, имеющему право на жизнь.  Или мы уже в правовой нигилизм впадаем?

 "Новорожденный же иметь права может - не может их сам реализовывать - это факт. Но это являение временное (именно на это ориентирован законодатель, а не на то, что все дети станут дебилами). И именно из этой ориентации (безусловно ценностной, а ни какой другой) и возникает конструкция состояния недееспособности правоспособного человека".  

     Вот тут, уважаемый "Obninsk", вы как раз и вводите постулат о том, что законодатель ориентирован на будущую дееспособность ребёнка и поэтому наделяет его правоспособностью. Однако этот постулат - всего лишь постулат, или бегите скорее, приведите этого "законодателя" и мы его спросим, так ли это :)  
   Законодателю было бы проще вообще не вводить, например, котегорию "юридическое лицо", ибо сколько всякой теоретической "дряни" сразу вешается на эту "фикцию". Если бы нужда не заставила....

"Без учета ценностной установки законодателя бессмыслена любая теоритическая дискуссия на глобальном уровне".

   Я тоже двух "законодателей " знаю, ух, как они любят спорить до хрипоты по поводу ценностных установок. Давайте познакомим их с Вашим "законодателем", он им объяснит, что к чему, может, они угомоняться, объединят позиции, превратившись в "законодателя вообще", который тогда изречёт истину в конечной инстанции.

    Впрочем, это я тут просто так брешу и сам ни в чём не уверен... :)
   
 

  • 0

#10 Horatio Nelson

Horatio Nelson

    Исследователь, практик.

  • Старожил
  • 4199 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 22 August 2008 - 14:35

просто мнение :
вывод студента глупый - про самоубийство.
ГК - правоспособность не может быть отнята, отказаться от нее нельзя. Так что у раба ничего не отняли, никаких прав. (Кстати по логике почему нет права на смерть - потому что противоречит праву на жизнь. Реализация права на смерть получается как отказ от права на жизнь что по сути бред. Самоубийство же не право на смерть а посягательство на право на жизнь. Вот и все.)
Что касается доказательств того, что раб - субъект , то субъект исходя из теории естественного права, доказывать это и не нужно а осуществление над ним, точнее распространение на него отношений собственности как на объект права противоречит этой теории. Кстати в теории права сказано что индивид не является объектом права.
Итак индивид - не мб объектом права собственности, потому раб не объект, а субъект, права которого нарушены. У него права не отняты, так как это невозможно, а на них посягают.
А студент заслуживает неуда по трем предметам: теории права, логике, общей части гражданского права.
Имхо раб всегда похож на субъекта права, так как им всегда является и перестать быть не может.
Самоубийство раба - не мб сделкой с рабовладельцем так как реально у рабовладельца объем прав обязанностей от этого не изменяется

Сообщение отредактировал NelsonV: 22 August 2008 - 14:41

  • 0

#11 Tony V

Tony V

    элегантно отмазался (c) thesunbeam

  • Partner
  • 14377 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 22 August 2008 - 15:10

ёмаё....
Пан, Смерч, где Вы?
  • 0

#12 Smertch

Smertch

    пан доцент

  • Модераторы
  • 11321 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 22 August 2008 - 15:17

Я здесь. Как видим, NelsonV хорошо попользовался поиском. Рассуждения о самоубийстве, конечно, забавны, но ничего криминального не вижу.
  • 0

#13 Horatio Nelson

Horatio Nelson

    Исследователь, практик.

  • Старожил
  • 4199 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 25 August 2008 - 05:42

я про криминал и не говорил.
  • 0

#14 BloodForFun

BloodForFun
  • Старожил
  • 2871 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 25 August 2008 - 19:53

NelsonV написал "Итак индивид - не мб объектом права собственности, потому раб не объект, а субъект, права которого нарушены."
Я думаю во всех странах с рабовладельческих строем права собственника на рабов были законодательно закреплены, то есть по закону они БЫЛИ объектом права собственности.

"У него права не отняты, так как это невозможно, а на них посягают". Вы считаете что раб мог жаловаться кому-то на своего хозяина, что его неотъемлемые права нарушаются? очень смешно. "Мой рабовладелец такой бяка, отнял у меня неотъемлемое право на жизнь?" :D

Вообще идея о неотъемлемости прав личности получила признание всего лишь лет 200 - со времен Великой французской революции. А до этого 4 тысячи лет рабство существовало в большинстве цивилизаций.

С хронологической точки зрения идея о том "рабство - незаконно" можно рассматривать как историческую аномалию. 4 000 лет обществ с широким распространением рабовладельческого строя и 200 лет с малым распространением рабовладельческого строя.

По NelsonV получается, что теории права, которые существуют лет 200 и то только в Европе и Северной Америке, отрицают все нормы права, существующие до этого. Я думаю если он почитает нормы шариата, он вообще придет в ужас и скажет что "нормы шариата - противоправны, поскольку противоречат теории права" :D

В целом вопрос очень занимателен, но его сложно рассматривать вне конкретной системы права. Если в законах написано, что "не имеет никаких прав и абсолютно во всех действиях должен подчиняться хозяину и его воле" то он не является субъектом права. Однако в рабовладельческом строе регламентация рабства была сложнее, например раб мог вступать в брак, нести личную ответственность за преступления, то есть так или иначе был субъектом права.

Разберем ситуацию в условиях "чистого" рабства, то есть "раб не имеет никаких прав и абсолютно во всех действиях должен подчиняться хозяину и его воле".

"Только право лишить себя жизни отобрать невозможно."
Есть ли такое право в принципе? Ведь если у нас есть право лишить себя жизни, то тогда было можно передать осуществление этого права другому человеку, то есть совершить Эвтаназию. Я считаю что права, как защищаемой законом нормы поведения у нас нет, есть лишь фактическая возможность лишить себя жизни. Которая кстати часто вполне успешно ограничивается, например камерах заключения, когда отбирают все вещи, на которых можно повеситься, или в психушках.

"Значит, остаётся у раба, как минимум, одно субъективное право, которое формирует правоспособность".
Как я уже написал права совершить самоубийства у него нет, есть только возможность. За попытку самоубийства его скорее всего ждет санкция со стороны хозяина, как и за попытку убить другого человека. Например, заковывание в кандалы и продажа на работу в рудники/на галеры.

"Дееспособность у него тоже есть, поскольку он человек, предположим, взрослый, в твёрдом уме и ясной памяти." Согласен, согласно современному определению дееспособности это так.

Я считаю так что до момента совершения самоубийства он не является субъектом права, поскольку ему в этом отказано законами "чистого" рабства. А после совершения самоубийства он уже никак не может быть субъектом права.

"Значит, когда раб кончает жизнь самоубийством, то выступает и как субъект права, и как частная собственность одновременно". То есть в момент полета со скалы он чудодейственным образом на 10 секунд становится субъектом права? :)

"Можно ли самоубийство раба рассматривать, как одностороннюю сделку с рабовладельцем?". я считаю это событием. Раб убил себя против воли хозяина. если ваза разбилась против воли её владельца, это было односторонней сделкой вазы с хозяином? :) А если раб убивает хозяина - это тоже односторонняя сделка раба с рабовладельцем?

Сообщение отредактировал BloodForFun: 25 August 2008 - 19:54

  • 0

#15 Smertch

Smertch

    пан доцент

  • Модераторы
  • 11321 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 25 August 2008 - 22:20

BloodForFun

В целом вопрос очень занимателен, но его сложно рассматривать вне конкретной системы права. Если в законах написано, что "не имеет никаких прав и абсолютно во всех действиях должен подчиняться хозяину и его воле" то он не является субъектом права. Однако в рабовладельческом строе регламентация рабства была сложнее, например раб мог вступать в брак, нести личную ответственность за преступления, то есть так или иначе был субъектом права.

Совершенно справедливо. Даже если вспомнить Рим, то и там были институты "квазиправоспособности" раба, недалеко, кстати, отстоявшие от правоспособности свободного alieni juris.

Ведь если у нас есть право лишить себя жизни, то тогда было можно передать осуществление этого права другому человеку, то есть совершить Эвтаназию.

Вот это вовсе не обязательно. Могут быть даже гражданские права сугубо личными и не допускающими передачи. А право на жизнь (или на смерть) не факт вообще, что гражданское.

"Только право лишить себя жизни отобрать невозможно."
Есть ли такое право в принципе?

Можно, кстати, напомнить и отсутствие права на смерть у свободных людей: в обществах, где по морально-религиозным соображениям самоубийство осуждается неудачного самоубийцу могут приговорить к смерти :D
  • 0

#16 Serrj

Serrj

    Mr. Frankland

  • Старожил
  • 1698 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 25 August 2008 - 22:31

Smertch

А право на жизнь (или на смерть) не факт вообще, что гражданское.

Не факт, что это субъективное право. Но если это всё же субъективное право, то какое оно, если не гражданское?
  • 0

#17 Smertch

Smertch

    пан доцент

  • Модераторы
  • 11321 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 25 August 2008 - 22:39

Serrj

Но если это всё же субъективное право, то какое оно, если не гражданское?

я не утверждаю в данном случае, а всего лишь проблематизирую :D
  • 0

#18 Tony V

Tony V

    элегантно отмазался (c) thesunbeam

  • Partner
  • 14377 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 26 August 2008 - 09:57

Рассуждения о самоубийстве, конечно, забавны, но ничего криминального не вижу.

да, может я вспылил. Просто как-то всё обыденно... :D
  • 0

#19 Va-78

Va-78
  • ЮрКлубовец
  • 161 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 26 August 2008 - 12:47

Ну? И где спрашивается все? :)
Хоть бы нафлудили и вспомнили одного тиаретега, у которого "субъектов" вааще нет... :D :D
  • 0

#20 Gemüt

Gemüt
  • Partner
  • 4013 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 26 August 2008 - 13:00

Не факт, что это субъективное право. Но если это всё же субъективное право, то какое оно, если не гражданское?

Не факт, что вообще это "право" с юридической точки зрения. Хотя, если пану Смерчу это интересно, то в прошлом году в Академии защищаласть диссертация на эту тему. Очень бурно была встречена (в позитивном смысле). Диссертация лежит в библиотеке. Сам бы почитал, но уже не пустят((((
P.S.: имхо, тема рассматривается с позиций современного права и правосознания. А когда один человек - объект, а другой - субъект, причем возможна и смена таких "статусов", то это не по-нашему. Опять же, имхо, от того, что раб обладал "частичками" правосубъектности, он не становился субъектом права. Есть такая точка зрения, что признание пропорядком нечта субъектом права - "дверца в правосубъектность". Ну вот перед рабом эта дверца не открылась (родился) или его из правосубъектности "вышибли" (римского права особенно не знаю - прошу не гнобить, но, по-моему, рабом можно было стать в результате попадания в плен).
  • 0

#21 xxx

xxx
  • Старожил
  • 1620 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 26 August 2008 - 13:14

с конкретно-исторической точки зрения раб является объектом права, с точки зрения норм естественного права и общечеловеческих ценностей нет.
А свойство организма совершать самоубийство не есть определяющим признаком субъектом права, некоторые биологические виды, например дельфины, так же способны на самоубийство, но это не делает их субъектами права.

Кстати по логике почему нет права на смерть - потому что противоречит праву на жизнь. Реализация права на смерть получается как отказ от права на жизнь что по сути бред. Самоубийство же не право на смерть а посягательство на право на жизнь. Вот и все.)


Я например не вижу противоречия между правом на жизнь и на смерть. Право на смерть входит в состав права на жизнь в качестве правомочия по распоряжению своей жизнью.

А студент заслуживает неуда по трем предметам: теории права, логике, общей части гражданского права.


думаю студент заслуживает положительную оценку (учитывая что студент не юр.фака), так как проявил способность к мышелнию и заставил задуматься преподователя....
  • 0

#22 Smertch

Smertch

    пан доцент

  • Модераторы
  • 11321 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 26 August 2008 - 13:29

Va-78

Хоть бы нафлудили и вспомнили одного тиаретега, у которого "субъектов" вааще нет...

без субъектов - не знаю, вот без субъективных прав могу назвать - у Дюги они заменены социальными функциями

Gemut

когда один человек - объект, а другой - субъект, причем возможна и смена таких "статусов", то это не по-нашему.

вот, кстати, повсюду в литератуер встречается утверждение, что субъект не может быть объектом, оснований этого утверждения до сих пор ни разу не видел


Добавлено в [mergetime]1219735790[/mergetime]
xxx

Я например не вижу противоречия между правом на жизнь и на смерть.

согласен
  • 0

#23 Va-78

Va-78
  • ЮрКлубовец
  • 161 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 26 August 2008 - 17:33

Учитывая что у раба была куча прав, и ограничен он был только правом своего хозяина, то раба вполне можно рассматривать как и сегодняшнего гражданина, ограниченного правом гос-тва.
Если государство не дает гражданину зарабатывать - он будет красть, если хозяин сделает жизнь раба невыносимой, тот вполне может грохнуть злюку хозяина. Примером и подтверждением тому поговорка, пришедшая к нам из античного Рима: "Сколько рабов - столько врагов".
Так о каких "бесправных рабах" идет речь?
Smertch

у Дюги они заменены социальными функциями

пасип :D не знал про оказывается знаменитого солидариста. Интересно будет ознакомиться - сейчас малость погуглил - навскидку не видать, но ишшо пошукаю. )))
  • 0

#24 valval55

valval55
  • продвинутый
  • 842 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 26 August 2008 - 17:46

Глубочайшая тема, даже в рамках прикола...
Если бы кто еще затронул вопрос о перспективах рабства в РФ...
  • 0

#25 Smertch

Smertch

    пан доцент

  • Модераторы
  • 11321 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 26 August 2008 - 18:04

Va-78

Учитывая что у раба была куча прав, и ограничен он был только правом своего хозяина, то раба вполне можно рассматривать как и сегодняшнего гражданина, ограниченного правом гос-тва.

не было у него прав
  • 0




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных