КОГГ вот Вам питерская практика по этому вопросу, может пригодится
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 8 июня 2004 г. N А56-45217/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Никитушкиной Л.Л., судей Кузнецовой Н.Г., Шевченко А.В., при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Красносельскому району Санкт-Петербурга Халиуллиной О.Ю. (доверенность от 25.02.2004 N 13/2956),
рассмотрев 07.06.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Красносельскому району Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.02.2004 по делу N А56-45217/03 (судья Ресовская Т.М.),
установил:
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Красносельскому району Санкт-Петербурга (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Фирма "СТЕА" (далее - Общество) 5000 руб. штрафа на основании статьи 118 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за нарушение срока представления в налоговый орган информации об открытии транзитного валютного счета в банке.
Решением арбитражного суда от 09.02.2004 налоговому органу в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить судебный акт, указывая, что судом нарушены нормы материального права. Налоговая инспекция не согласна с выводами суда относительно правовой природы транзитных валютных счетов. Податель жалобы полагает, что названный счет удовлетворяет требованиям пункта 2 статьи 11 НК РФ. По мнению инспекции, установленная пунктом 2 статьи 23 НК РФ обязанность налогоплательщика письменно в десятидневный срок сообщить в налоговый орган об открытии или закрытии счетов распространяется на транзитный валютный счет.
Общество о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого решения проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция в ходе мероприятий налогового контроля выявила нарушение Обществом десятидневного срока для сообщения об открытии транзитного валютного счета в банке.
Решением от 10.10.2003 N 108-17/3 налоговая инспекция привлекла Общество к налоговой ответственности на основании статьи 118 НК РФ в виде 5000 руб. штрафа за непредставление в налоговый орган информации об открытии указанного счета в срок, установленный пунктом2 статьи 23 НК РФ. Требованием от 10.10.2003 N 108-17/3 налогоплательщику предложено добровольно уплатить штраф в срок до 28.10.2003.
В связи с неисполнением этого требования 25.11.2003 налоговая инспекция обратилась с заявлением арбитражный суд.
Суд, установив отсутствие события налогового правонарушения, отказал в удовлетворении требования.
Кассационная инстанция считает вывод суда правомерным.
В соответствии с пунктом 2 статьи 23 НК РФ налогоплательщик обязан в десятидневный срок письменно сообщать в налоговый орган по месту учета об открытии либо закрытии счетов.
Согласно статье 118 НК РФ нарушение налогоплательщиком установленного названным кодексом срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии счета впечет взыскание штрафа в размере 5000 рублей.
В пункте 2 статьи 11 НК РФ определено понятие счета, согласно которому счета (счет) - это расчетные и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей.
Таким образом, к понятию "счет", используемому в Налоговом кодексе Российской Федерации, применяются три требования, а именно: наличие договора банковского счета, на основании которого открыт счет в банке, возможность зачисления на счет денежных средств, возможность расходования денежных средств со счета.
В соответствии со статьями 4 и 6 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" и пунктом 2 Указа Президента России от 14.06.92 N 629 "О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин" утверждена инструкция Банка России от 29.06.92 N 7 с изменениями, внесенными в нее приказом Банка России от 17.07.97 N 02-311, которой предусмотрено открытие транзитного валютного счета.
Как следует из пункта 6 указанной инструкции, поступления в иностранной валюте в пользу юридических лиц подлежат обязательному зачислению на счета в уполномоченных банках Российской Федерации, если иное не разрешено Банком России. Для этого юридическому лицу наряду с текущим валютным счетом одновременно и в обязательном порядке открывается транзитный валютный счет для зачисления в полном объеме поступлений в иностранной валюте, в том числе и не подлежащей обязательной продаже. Следовательно, открытие текущего валютного счета одновременно свидетельствует и об открытии транзитного валютного счета.
Таким образом, транзитный валютный счет не подпадает под признаки счета, указанные в статье 11 НК РФ и у Общества отсутствовала обязанность сообщать в налоговый орган об открытии названного счета.
Кроме того, пунктом 5 статьи 46 НК РФ предусмотрено, что взыскание налога может производиться с рублевых расчетных (текущих) и (или) валютных счетов налогоплательщика или налогового агента, за исключением ссудных и бюджетных счетов. Поскольку транзитный счет не является счетом, с которого может производиться взыскание налога, то нет необходимости извещать налоговые органы об их открытии или закрытии.
Руководствуясь статьей 286, подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.02.2004 делу N А56-45217/03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Красносельскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий Л.Л.Никитушкина
Судьи Н.Г.Кузнецова
А.В.Шевченко