Перейти к содержимому






Фотография
- - - - -

ст. 143 и 216 УК РФ


Сообщений в теме: 8

#1 man of law

man of law
  • Новенький
  • 92 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 23 Январь 2005 - 17:30

Статья 143. Нарушение правил охраны труда

1. Нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, -
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, -
наказывается лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

Статья 216. Нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ

1. Нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо крупного ущерба, - (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, -
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, -
наказывается лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
(часть третья введена Федеральным законом от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
Примечание. Крупным ущербом в статьях настоящей главы признается ущерб, сумма которого превышает пятьсот тысяч рублей.
(примечание введено Федеральным законом от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

Хотелось бы узнать, когда вменять 216-ю? К примеру, погиб работник на предприятии, ударило током. Нарушены правила по охране труда (нет наряда-задания, не проведен инструктаж и еще кое что). Вменяется только 143-я или как? Ведь в понятие "или иных работ" можно, имхо, вместить какие угодно работы...
Да и санкции у статей в разы различаются...
  • 0

#2 IgorP

IgorP

    Думаю чаще, чем не думаю

  • продвинутый
  • 827 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 23 Январь 2005 - 18:57

В зависимости от фабулы дела можно вменить и 143 и 216 УК РФ, в зависимости от обстоятельств дела, например, током ударило из-за того, что кто-то неправильно смонтировал проводку - то 216, если из-за того, что полез куда было нельзя лезть, а его и не проинструктировали - то 143 и т.д. Были темы по данным статьям, поищите.
  • 0

#3 Prosecutor

Prosecutor

    "Скромность красит только советского человека"

  • Модераторы
  • 2 446 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 23 Январь 2005 - 20:37

Хотелось бы узнать, когда вменять 216-ю? К примеру, погиб работник на предприятии, ударило током. Нарушены правила по охране труда (нет наряда-задания, не проведен инструктаж и еще кое что). Вменяется только 143-я или как? Ведь в понятие "или иных работ" можно, имхо, вместить какие угодно работы...
Да и санкции у статей в разы различаются...


Пленумы посмотрите по этому вопросу. В них расшифровывается понятие "иных" работ.

На работу выйду - кину ссылку сам.
  • 0

#4 man of law

man of law
  • Новенький
  • 92 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 24 Январь 2005 - 10:09

IgorP
То есть начальника подразделения, который нарушил Тб и отправил рабочего к проводу, надо привлекать по 143-й, а бригаду монтажников, которые халтурно подвесили провода по 216-й? Как только доказывать 216-ю...



Prosecutor
Буду благодарен за реквизиты и любую практику, спасибо.
  • 0

#5 Prosecutor

Prosecutor

    "Скромность красит только советского человека"

  • Модераторы
  • 2 446 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 24 Январь 2005 - 20:07

Поглядите, может полезно будет..........


ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 апреля 1991 г. N 1

О СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПО ДЕЛАМ О НАРУШЕНИЯХ ПРАВИЛ ОХРАНЫ
ТРУДА И БЕЗОПАСНОСТИ ГОРНЫХ, СТРОИТЕЛЬНЫХ И ИНЫХ РАБОТ

(в ред. Постановлений Пленума Верховного Суда РФ
от 21.12.93 N 11, от 25.10.96 N 10)

Обсудив материалы обобщения практики рассмотрения уголовных дел о нарушениях правил охраны труда и безопасности горных, строительных и иных работ, Пленум отмечает, что суды Российской Федерации в основном правильно и своевременно разрешают дела данной категории.
Однако эта деятельность судов не лишена ошибок и недостатков.
По некоторым делам о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 140, 214, 215 и 216 УК РСФСР, не выявляются причины и условия, способствующие совершению этих преступлений и требующие принятия соответствующих мер.
Между тем материалы изучения судебной практики свидетельствуют о том, что причинами нарушений правил охраны труда и безопасности работ и способствующими им условиями зачастую являются пренебрежительное отношение к этим правилам, безответственность, низкая трудовая дисциплина, пьянство на производстве. На многих промышленных предприятиях, а также на объектах сельского хозяйства и строительства состояние безопасности работ продолжает оставаться неудовлетворительным, а уровень производственного травматизма и аварийности - высоким.
Несмотря на постоянный рост производственного травматизма со смертельным исходом и иными тяжкими последствиями, в последние годы отмечается тенденция к сокращению числа дел, возбуждаемых по ст. ст. 140, 214, 215 и 216 УК РСФСР. Сокращается также число направляемых в суды дел этой категории. В процессе их рассмотрения отдельные суды недооценивают общественную опасность указанных преступлений и, вопреки требованиям закона, не устанавливают всех виновных в совершении преступления либо, при наличии к тому оснований, не привлекают их к ответственности.
По некоторым делам данной категории судами не принимаются предусмотренные законом меры к всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств происшествия и, в частности, к установлению причинной связи допущенных нарушений правил охраны труда и безопасности работ с наступившими вредными последствиями.
Многие суды не реагируют на установленные по делам факты необоснованного освобождения от ответственности тех лиц, действия которых не охватываются составами преступлений, предусмотренных ст. ст. 140, 214, 215 и 216 УК РСФСР, но находятся в причинной связи с наступившими вредными последствиями и содержат признаки преступной халатности либо злоупотребления властью или служебным положением.
(в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.10.96 N 10)
При рассмотрении дел этой категории суды не всегда правильно разграничивают преступления, предусмотренные ст. 140 и ст. ст. 214, 215 и 216 УК РСФСР. Все еще встречаются ошибки при квалификации действий, когда нарушение правил и норм охраны труда и производственной санитарии допущено работником, на которого обязанность по выполнению этих правил и норм в установленном порядке не возлагалась.
(в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.10.96 N 10)
В некоторых приговорах отсутствуют указания на конкретные пункты правил безопасности работ и охраны труда, нарушение которых повлекло либо могло повлечь указанные в законе последствия.
При назначении наказания отдельные суды не учитывают должным образом общественную опасность преступления, характер допущенных виновным нарушений правил и норм охраны труда и безопасности работ, тяжесть наступивших последствий и другие обстоятельства дела, что приводит к определению не соответствующих содеянному мягких наказаний даже в тех случаях, когда по делу установлено, что гибель людей или иные тяжкие последствия наступили в результате грубых нарушений указанных правил и норм.
(в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.10.96 N 10)
При наличии к тому оснований суды не всегда обсуждают вопрос о применении к осужденным за эти преступления дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации постановляет:
1. По каждому делу данной категории суд в соответствии с требованиями ст. 3 УПК РСФСР обязан принимать меры к установлению и наказанию всех лиц, виновных в нарушении правил охраны труда и безопасности работ, которое повлекло либо могло повлечь за собой названные в законе последствия.
В случае, когда при рассмотрении такого дела будут установлены обстоятельства, указывающие на совершение преступления лицом, не привлеченным к уголовной ответственности, а равно в случае признания необоснованным имеющегося в деле постановления об отказе в возбуждении дела либо о его прекращении, суд в силу требований ст. 256 УПК РСФСР должен обсудить вопрос о возбуждении уголовного дела в отношении нового лица и направлении необходимых материалов для производства предварительного следствия. Если вновь возбужденное дело находится в связи с рассматриваемым делом и раздельное их рассмотрение не представляется возможным, суд направляет все дело для производства дополнительного расследования.
2. Разъяснить судам, что предусмотренная законом ответственность за нарушения правил охраны труда и безопасности работ для лиц, обязанных обеспечивать соблюдение этих правил, наступает независимо от формы собственности предприятий, на которых они работают.
При этом субъектами названных преступлений могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане, а также лица без гражданства.
3. Обратить внимание судов на то, что ответственность по ст. 140 УК РСФСР могут нести лица, на которых в силу их служебного положения или по специальному распоряжению непосредственно возложена обязанность обеспечивать соблюдение правил и норм охраны труда на определенном участке работ, а также руководители предприятий и организаций, их заместители, главные инженеры, главные специалисты предприятий, если они не приняли мер к устранению заведомо известного им нарушения правил охраны труда либо дали указания, противоречащие этим правилам, или, взяв на себя непосредственное руководство отдельными видами работ, не обеспечили соблюдение тех же правил.
(в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.10.96 N 10)
В иных случаях лица, виновные в ненадлежащем выполнении своих служебных обязанностей по обеспечению безопасных условий труда, могут нести ответственность за должностные преступления (например, за непринятие мер по разработке соответствующих инструкций, по созданию условий для выполнения правил и норм охраны труда, по осуществлению надлежащего контроля за их соблюдением).
(в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.10.96 N 10)
Однако если нарушение правил и норм охраны труда и производственной санитарии допущено работником, не являвшимся лицом, указанным в ст. 140 УК РСФСР, и повлекло последствия, перечисленные в этой статье, содеянное должно рассматриваться как преступление против личности независимо от того, имеет ли потерпевший отношение к данному производству или нет.
(в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.10.96 N 10)
В отличие от ст. 140 УК РСФСР ответственность по ст. ст. 214, 215, 216 УК РСФСР могут нести как лица, на которых возложена обязанность по выполнению правил и норм охраны труда и производственной санитарии, так и другие работники, постоянная или временная деятельность которых связана с данным производством.
(в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.10.96 N 10)
4. Судам следует иметь в виду, что преступления, предусмотренные ст. ст. 140, 214, 215 и 216 УК РСФСР, совершаются по неосторожности, так как субъективную сторону этих противоправных действий определяет неосторожное отношение виновного к возможности наступления вредных последствий при нарушении им правил охраны труда или безопасности работ.
В случае, когда умысел виновного был направлен на достижение преступного результата, а способом реализации такого умысла явилось нарушение правил охраны труда и безопасности работ, содеянное надлежит квалифицировать по соответствующей статье УК РСФСР, предусматривающей ответственность за совершение умышленного преступления.
Если же виновный путем нарушения указанных правил преследовал цель причинить одни последствия, а отношение его к наступлению других последствий выступало в форме неосторожной вины, содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений, совершенных умышленно и по неосторожности.
5. При рассмотрении каждого дела о нарушении правил и норм охраны труда и производственной санитарии особое значение приобретает тщательное и всестороннее исследование причинной связи между этими нарушениями и наступившими вредными последствиями либо наличием реальной опасности наступления таких последствий, что и должно быть обосновано в приговоре. Кроме того, в нем суд обязан сослаться на конкретные пункты действующих правил безопасности работ и охраны труда, нарушение которых повлекло либо могло повлечь указанные в законе последствия.
(в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.10.96 N 10)
В связи с исследованием причинной связи между названными нарушениями и наступившими вредными последствиями суду следует выяснять также роль потерпевшего в происшествии. Если при этом будет установлено, что несчастный случай на производстве произошел вследствие небрежности потерпевшего, суд должен, при наличии к тому оснований, решить вопрос о вынесении оправдательного приговора в отношении подсудимого, а в случае признания его виновным - учитывать при назначении наказания факт небрежности, допущенной самим потерпевшим.
6. По делам данной категории необходимо отграничивать преступления, предусмотренные ст. 140 УК РСФСР, от преступлений, предусмотренных ст. ст. 214, 215 УК РСФСР, учитывая, что при решении указанного вопроса следует исходить из того, при производстве каких именно работ нарушены правила безопасности. Если нарушение этих правил (в том числе и правил охраны труда) было допущено при производстве горных либо строительных работ, то содеянное должно квалифицироваться по ст. 214 или ст. 215 УК РСФСР. Однако, если при производстве тех же работ указанными в ст. 140 УК РСФСР лицами допущено нарушение правил и норм охраны труда, которое хотя и не повлекло, но могло повлечь за собой несчастные случаи с людьми или иные тяжкие последствия, содеянное надлежит квалифицировать по ч. 1 ст. 140 УК РСФСР.
(в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.10.96 N 10)
7. Во избежание ошибок при квалификации действий, повлекших вредные последствия при производстве горных, строительных и иных работ с использованием специальных самоходных машин (экскаватор, грейдер, скрепер и т.п.), судам следует иметь в виду, что, если лицо, управляющее трактором или иной самоходной машиной, нарушило правила производства определенных работ, техники безопасности или иные правила охраны труда, хотя бы эти нарушения и были допущены во время движения машины, содеянное надлежит квалифицировать по статьям УК, предусматривающим ответственность за нарушение этих правил, а в соответствующих случаях - за преступления против жизни и здоровья граждан, уничтожение или повреждение имущества.
8. При назначении наказания лицам, виновным в преступном нарушении правил охраны труда и безопасности работ, судам необходимо учитывать общественную опасность этих преступлений, характер допущенных нарушений, тяжесть наступивших последствий и другие обстоятельства, указанные в ст. 37 УК РСФСР, в зависимости от которых следует обсуждать вопрос не только об основном, но и дополнительном наказании в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. В случае, если суд придет к выводу о необходимости назначения такого дополнительного наказания, в резолютивной части приговора следует сослаться на ст. 29 УК РСФСР.
9. Обратить внимание судов на то, что согласно требованиям ст. 68 УПК РСФСР при разбирательстве дела подлежат доказыванию, помимо других обстоятельств, характер и размер ущерба, причиненного преступлением. В связи с этим судам следует решать вопрос о возмещении ущерба, причиненного в результате нарушения правил охраны труда и безопасности горных, строительных и иных работ имуществу предприятия либо организации, а в соответствующих случаях - гражданам, потерпевшим от преступления.
Если при разбирательстве дела суд в соответствии со ст. 310 УПК РСФСР придет к выводу о необходимости передать вопрос о размерах гражданского иска на рассмотрение в порядке гражданского судопроизводства, то он, при наличии к тому оснований, вправе частным определением обратить внимание соответствующих должностных лиц на допущенную неполноту предварительного следствия, повлекшую необходимость принятия указанного решения.
10. По делам данной категории суды должны обращать особое внимание на необходимость установления всей совокупности причин производственного травматизма, профессиональных или иных заболеваний и принимать предусмотренные законом меры к их устранению.
В частных определениях судам не следует ограничиваться лишь констатацией обстоятельств совершенного преступления. В них должны указываться конкретные нарушения правил охраны труда и безопасности работ на данном предприятии, явившиеся причиной гибели людей, производственных травм или заболеваний и требующие принятия соответствующих мер по устранению выявленных недостатков и организации безопасных условий труда.
При установлении фактов недисциплинированности, безответственности, пьянства и других условий, способствовавших совершению указанных преступлений, судам надлежит реагировать на эти обстоятельства в частных определениях, обращая внимание соответствующих должностных лиц на необходимость принятия мер по укреплению трудовой дисциплины и обеспечению порядка и организованности на производстве.
В ходе судебного разбирательства необходимо также выяснять, какие меры приняты администрацией соответствующего предприятия или организации по представлению следователя или прокурора, и если таковые приняты не были, надлежит указать на это в частном определении.
Судам следует обеспечить строгий контроль за исполнением частных определений. В случае оставления должностным лицом без рассмотрения частного определения либо непринятия мер к устранению указанных в нем нарушений закона, а равно в случае несвоевременного ответа на частное определение должен быть решен вопрос о привлечении такого должностного лица к предусмотренной законом административной ответственности.
11. Рекомендовать Верховным судам республик Российской Федерации, краевым, областным судам, Московскому и Санкт-Петербургскому городским судам, судам автономной области и автономных округов периодически обобщать практику рассмотрения народными судами уголовных дел о нарушениях правил и норм охраны труда и производственной санитарии, анализировать причины допускаемых ошибок и принимать необходимые меры к повышению уровня рассмотрения дел этой категории.
(в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.10.96 N 10)



и еще:


ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА СССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 декабря 1986 года N 16


   


О практике применения судами
уголовного законодательства, направленного на охрану безопасных
условий труда и безопасности горных, строительных и иных работ


    В условиях научно-технической революции и ускорения экономического развития страны существенно возрастает значение организованности, дисциплины и порядка на производстве. В соответствии с решениями XXVII съезда КПСС и последующими указаниями партии должно быть повышено внимание к неукоснительному соблюдению конституционного права граждан на охрану здоровья и обеспечение безопасных условий труда.
   
    Обсудив практику применения судами уголовного законодательства, направленного на охрану труда и обеспечение безопасности производства, Пленум Верховного Суда СССР отмечает, что их деятельность по борьбе с этими преступлениями не в полной мере отвечает предъявляемым требованиям. На отдельных предприятиях, стройках, в колхозах, совхозах не пресекаются случаи пьянства, недисциплинированности, безответственности при исполнении служебного долга, что приводит к авариям, причинению вреда здоровью, а иногда и к гибели людей, значительным потерям рабочего времени и большому материальному ущербу. Несмотря на тяжесть последствий, отдельные суды недооценивают общественную опасность таких преступлений и не принимают должных мер к выявлению и наказанию всех виновных в них лиц, устранению причин производственного травматизма и способствующих ему условий.

    Не изжиты ошибки в отграничении нарушений правил охраны труда, влекущих ответственность по ст.140 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик, от нарушений правил безопасности горных, строительных работ, работ во взрывоопасных предприятиях (цехах), нарушений правил использования взрывчатых веществ в производственной деятельности (ст.ст.214-217 УК РСФСР и соответствующие статьи УК других союзных республик), что влечет неправильную квалификацию преступлений.

    В приговорах иногда не указывается, какие конкретно правила охраны труда и безопасности работ нарушены виновным, не обосновывается вывод о наличии причинной связи между допущенными нарушениями и наступившими вредными последствиями.

    При назначении наказания не всегда учитываются характер допущенных виновным нарушений, его отношение к соблюдению правил в прошлом, тяжесть наступивших последствий. В отдельных случаях к виновникам грубых нарушений правил охраны труда и безопасности работ, повлекших гибель людей или иные тяжкие последствия, применяются не соответствующие содеянному мягкие меры наказания.

    Дела о нарушении правил охраны труда и безопасности работ редко рассматриваются в трудовых коллективах, не уделяется должного внимания анализу судебной практики.



    Пленум Верховного Суда СССР постановляет:
   
    1. Обратить внимание судов на необходимость устранения серьезных недостатков в рассмотрении дел этой категории.

    Вся их деятельность по рассмотрению таких дел должна способствовать строгому соблюдению правил охраны труда и безопасности работ, укреплению трудовой дисциплины, обеспечению порядка и организованности на производстве, борьбе с пьянством.

    2. По каждому делу суды обязаны вскрывать причины производственного травматизма, профессиональных и иных заболеваний и способствующих им условий и принимать все предусмотренные законом меры к их устранению. В частных определениях указывать, в чем конкретно выразились недостатки в организации охраны труда или безопасности работ. Чаще рассматривать дела данной категории непосредственно на тех предприятиях, в организациях, колхозах и совхозах, где совершены преступления, обеспечивать привлечение к судебным процессам внимания широкой общественности и хозяйственных органов.

    3. Судам следует по каждому делу о нарушении правил охраны труда и безопасности работ полно и всесторонне исследовать обстоятельства совершения преступления, тщательно выяснять и отражать в приговоре, кем и какие конкретно пункты правил охраны труда и безопасности работ нарушены, имеется ли причинная связь между этими нарушениями и наступившими вредными последствиями либо наличие реальной опасности наступления таких последствий; принимать меры для привлечения всех виновных лиц к установленной ответственности.

    Вместе с тем суды не должны допускать осуждения лиц за такие нарушения правил охраны труда и безопасности работ, которые с учетом их характера отнесены законом к административным правонарушениям (ст.ст.41, 55, 88, 89, 100, 169 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях и соответствующие статьи таких же кодексов союзных республик).

    4. Объектом преступления, предусмотренного ст.140 УК РСФСР и соответствующими статьями УК других союзных республик, являются безопасные условия труда работников предприятия, организации, колхоза и иных лиц, постоянная либо временная деятельность которых связана с данным производством.

    В тех случаях, когда в результате нарушения правил охраны труда оказались потерпевшими иные лица, действия виновных в зависимости от их служебного положения, характера и тяжести наступивших последствий должны квалифицироваться как соответствующее должностное преступление или преступление против личности.



    5. Ответственность по ст.140 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик могут нести только те должностные лица, на которых в силу их служебного положения или по специальному распоряжению непосредственно возложена обязанность обеспечивать соблюдение правил охраны труда на определенном участке работы.
   
    Руководители предприятий и организаций, их заместители, главные инженеры, главные специалисты предприятий могут быть привлечены к ответственности по данной статье в тех случаях, когда они не приняли мер по устранению заведомо известного нарушения правил охраны труда либо дали указания, противоречащие правилам охраны труда, или взяв на себя непосредственное руководство отдельными видами работ, не обеспечили соблюдение этих правил.

    В иных случаях должностные лица, виновные в ненадлежащем выполнении своих служебных обязанностей по обеспечению безопасных условий труда, могут нести ответственность за должностные преступления (например, за непринятие мер по разработке соответствующих инструкций, по созданию условий для выполнения правил охраны труда, по осуществлению надлежащего контроля за их соблюдением).

    6. Нарушение правил по технике безопасности, промышленной санитарии или иных правил охраны труда, допущенное работником, не являвшимся должностным лицом, и повлекшее последствия, перечисленные в ст.140 УК РСФСР и соответствующих статьях УК других союзных республик, должно квалифицироваться по статьям УК о преступлениях против личности независимо от того, имеет потерпевший отношение к данному производству или нет. Такую ответственность несут, в частности, и рабочие, выполнявшие по поручению должностных лиц обязанности старших в группе на время осуществления производственного задания.

    7. Под "правилами промышленной санитарии" (ст.140 УК РСФСР и соответствующие статьи УК других союзных республик) следует понимать правила (инструкции) по гигиене труда, предусматривающие меры по предотвращению воздействия на работающих вредных производственных факторов (например, токсичных веществ и материалов, шума, вибрации, ультразвука, инфракрасных, ультрафиолетовых, электромагнитных излучений, чрезмерно высокой или низкой температуры).
   
    8. Суды должны иметь в виду, что деяния, выразившиеся в нарушении правил безопасности горных, строительных работ, правил безопасности во взрывоопасных предприятиях (цехах), а также правил хранения, использования, учета, перевозки взрывчатых, радиоактивных веществ или пиротехнических изделий, образуют самостоятельные составы преступлений, которые предусмотрены ст.ст.214, 215, 216 и 217 УК РСФСР и соответствующими статьями УК других союзных республик. Объектом этих преступлений является общественная безопасность производства соответствующих работ (включая безопасные условия труда). При этом не имеет значения, кто явился потерпевшим от преступления - работники данного производства или лица, не имеющие к нему отношения.



    Ответственность по ст.ст.214-216 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик, в отличие от ст.140 УК РСФСР, могут нести как должностные лица, так и другие работники, постоянная или временная деятельность которых связана с данным производством, а по ст.217 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик - любые виновные лица.
   
    9. При отграничении преступлений, предусмотренных ст.ст.214-215 УК РСФСР и соответствующими статьями УК других союзных республик, от преступлений, предусмотренных ст.140 УК РСФСР и соответствующими статьями УК других союзных республик, следует в каждом конкретном случае исходить из того, при производстве каких именно работ нарушены правила безопасности. Если нарушение этих правил (в том числе и правил охраны труда) было допущено при производстве горных либо строительных работ, то содеянное должно квалифицироваться по ст.ст.214 или 215 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик.

    Вместе с тем необходимо иметь в виду, что если при производстве горных или строительных работ должностными лицами допущено нарушение правил охраны труда, которое хотя и не повлекло, но могло повлечь за собой несчастные случаи с людьми или иные тяжкие последствия, содеянное подлежит квалификации по ч.1 ст.140 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик, если законодательством союзной республики не предусмотрено иное.

    10. Под "горными работами", указанными в ст.214 УК РСФСР и соответствующих статьях УК других союзных республик, следует понимать работы по строительству, реконструкции, эксплуатации и ремонту буровых установок, шахт и иных выработок по добыче полезных ископаемых как подземным, так и открытым способом, а также строительство и ремонт подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых (метрополитена, тоннелей и т.п.). При решении вопроса об отнесении тех или иных конкретных работ к горным необходимо исходить из смысла ст.ст.28-32 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах.

    Под "строительными работами" применительно к ст.215 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик следует понимать земляные, каменные, бетонные, монтажные, демонтажные, изоляционные, кровельные, электромонтажные, отделочные, санитарно-технические, погрузочно-разгрузочные и другие работы, производимые на строительной площадке в связи с возведением, реконструкцией, ремонтом, передвижением или сносом жилых зданий, помещений и сооружений производственного, складского, бытового, общественного и иного назначения, а также работы вне строительной площадки, связанные с ремонтом и прокладкой линий связи, электросетей, дорог, коммуникаций теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения, канализации и других инженерных сетей, кроме аналогичных работ, указанных в первом абзаце настоящего пункта.



    11. Ответственность по ст.216 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик наступает в том случае, когда на взрывоопасных предприятиях (цехах) нарушены специальные правила (инструкции), предусматривающие меры безопасности от взрывов и сопутствующих им пожаров, отравлений и иных тяжких последствий.
   
    При нарушении на тех же объектах иных правил охраны труда и безопасности работ содеянное в зависимости от должностного положения виновного, характера совершенных действий и наступивших последствий квалифицируется по ст.ст.140, 214, 215 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик либо по тем статьям УК, которые предусматривают ответственность за должностные преступления или преступления против личности.

    Под "нарушениями производственно-технической дисциплины", о которых говорится в ст.216 УК РСФСР и соответствующих статьях УК других союзных республик, следует понимать отступления от порядка ведения производственных процессов, установленного технологическими требованиями режима работы оборудования, аппаратуры и приборов, обеспечивающих безопасность от взрывов.

    12. При рассмотрении дел о преступлениях, связанных со взрывами или опасностью взрывов на шахтах и других объектах горных работ, а также на стройках, суды должны учитывать, что в тех случаях, когда виновным нарушены правила (инструкции), предусматривающие меры безопасности от взрывов и сопутствующих им пожаров, отравлений и иных тяжких последствий, содеянное должно квалифицироваться по ст.216 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик, а не как нарушение правил безопасности горных или строительных работ, если иное не предусмотрено законодательством союзной республики.

    13. Обратить внимание судов, что нарушения правил хранения, использования, учета и перевозки взрывчатых и радиоактивных веществ или пиротехнических изделий должны квалифицироваться по ст.217 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик независимо от того, в какой отрасли народного хозяйства и при производстве каких работ эти нарушения допущены, за исключением случаев, когда нарушения правил обращения с веществами и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих, образуют преступление, предусмотренное ст.251_1 УК РСФСР и соответствующими статьями УК других союзных республик.

    Под "правилами использования взрывчатых веществ или пиротехнических изделий" следует понимать правила (инструкции), регламентирующие безопасное применение упомянутых веществ и изделий в промышленных или иных целях, в том числе при производстве горных и строительных работ.



    Под "правилами использования радиоактивных веществ" имеются в виду правила, регламентирующие безопасное применение этих веществ в атомной энергетике, других отраслях народного хозяйства, в медицине, в исследовательских и иных целях.
   
    14. Если вследствие нарушения правил охраны труда или безопасности работ наступили предусмотренные законом вредные последствия, то содеянное подлежит квалификации по ст.ст.140, 214-217 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик только в тех случаях, когда вина в отношении этих последствий была неосторожной.

    15. К "иным тяжким последствиям", возможность наступления которых предусмотрена ч.1 ст.140 УК РСФСР и соответствующими статьями УК других союзных республик, относятся как острые, так и хронические профессиональные отравления и другие заболевания в результате нарушений правил промышленной санитарии или иных правил охраны труда.

    Понятие "вред здоровью", предусмотренное ч.1 ст.214, ч.1 ст.215 УК РСФСР и соответствующими статьями УК других союзных республик, предполагает причинение одному лицу менее тяжкого телесного повреждения или причинение одному или нескольким лицам легких телесных повреждений с кратковременным расстройством здоровья.

    Под "тяжкими последствиями", предусмотренными ст.ст.214-217 УК РСФСР и соответствующими статьями УК других союзных республик, следует понимать, помимо гибели людей, причинение тяжких телесных повреждений хотя бы одному человеку или менее тяжких телесных повреждений двум и более лицам, а равно причинение значительного материального ущерба государственной, общественной организации или гражданам.

    16. В тех случаях, когда в результате нарушения правил охраны труда или безопасности работ одновременно наступили последствия, предусмотренные разными частями одной и той же статьи УК, все эти последствия должны быть отражены в приговоре. При этом действия виновного подлежат квалификации только по той части статьи УК, которая устанавливает ответственность за более тяжкие последствия.

    17. В необходимых случаях суды должны назначать по делам данной категории судебно-технические экспертизы, строго соблюдая при этом порядок их производства, предусмотренный уголовно-процессуальным законодательством.

    При этом следует иметь в виду, что по смыслу ст.ст.67 и 133_1 УПК РСФСР и соответствующих статей УПК других союзных республик технические инспекторы труда ЦК и советом профсоюзов и должностные лица органов Госгортехнадзора, Госатомэнергонадзора и других надзорных органов не могут привлекаться в качестве экспертов или специалистов по делу, по которому они проводили расследование обстоятельств несчастного случая. При необходимости эти лица могут быть допрошены в качестве свидетелей.

18. При назначении наказания за указанные преступления суды наряду с другими обстоятельствами должны принимать во внимание характер допущенного нарушения правил охраны труда или безопасности работ, а также отношение виновного к соблюдению указанных правил до совершенного преступления. В зависимости от этого следует обсуждать вопрос о применении дополнительного наказания в виде лишения права занимать должности, связанные с ответственностью за соблюдение правил охраны труда и безопасности работ.
   
    При назначении наказания в виде исправительных работ необходимо иметь в виду, что если оставление осужденного на прежней работе может привести к снижению воспитательного и предупредительного значения наказания, то отбывание этого наказания надлежит назначать в местах, определяемых органами, ведающими исполнением исправительных работ.

    19. Судам следует решать вопрос о возмещении за счет виновных в нарушении правил охраны труда и безопасности работ материального ущерба, причиненного имуществу предприятий и организаций.

    Если гражданский иск о возмещении такого ущерба по делу заявлен не был, суд на основании ст.29, ч.4, УПК РСФСР и соответствующих статей УПК других союзных республик должен разрешить вопрос о его возмещении по собственной инициативе.

    20. Рекомендовать Верховным судам союзных и автономных республик, краевым, областным судам, судам автономных областей и округов периодически обобщать судебную практику по делам, связанным с нарушением правил охраны труда и безопасности работ, обращая особое внимание на выявление и устранение причин преступлений и способствовавших им условий.

    Работу по обобщению судебной практики в необходимых случаях координировать с органами прокуратуры, юстиции, профсоюзными органами и органами государственного надзора.

    21. В связи с принятием настоящего постановления признать утратившим силу постановление Пленума Верховного Суда СССР от 30 мая 1967 года N 4 "О практике рассмотрения судебных дел, связанных с нарушениями правил охраны труда и техники безопасности, и повышении роли судов в предупреждении этих правонарушений".


  • 0

#6 man of law

man of law
  • Новенький
  • 92 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 25 Январь 2005 - 02:39

ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 декабря 1986 года N 16

Где Вы такие Пленумы берете? В консультанте? Завидую белой завистью, а там указано, какие из них утратили силу?
  • 0

#7 Prosecutor

Prosecutor

    "Скромность красит только советского человека"

  • Модераторы
  • 2 446 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 25 Январь 2005 - 12:29

man of law

Где Вы такие Пленумы берете? В консультанте? Завидую белой завистью, а там указано, какие из них утратили силу?


Фиг в К+ такое найдешь :)
на сайте кодекса отрыл....

Просто я знал, что оно есть, так как в свое время (конец 2002 года) поддерживал обвинение по 216 и ссылался на это Постановление. Суд в приговоре его тоже указал. Так что думаю оно действует.
  • 0

#8 NVV

NVV

    безграмотный толкователь, "гордость НН"

  • Старожил
  • 5 717 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 27 Январь 2005 - 23:18

Prosecutor

В них расшифровывается понятие "иных" работ

Где??

man of law

Где Вы такие Пленумы берете?

В "Гаранте" есть.
  • 0

#9 Prosecutor

Prosecutor

    "Скромность красит только советского человека"

  • Модераторы
  • 2 446 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 28 Январь 2005 - 11:59

NVV

Где??


Пардонте, немного попутал - текста перед глазами тогда не было. :)
  • 0




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных