Пожалуйста, дайте ссылку или выложите указанный закон, нужно выяснить, какой максимальные размеры общей площади земельных уастков может находиться в собственности одного лица. Заранее спасибо.
|
||
|
Нужен Закон Курской области об обороте земель
Автор Mina, 25 Jul 2005 20:56
Сообщений в теме: 3
#1
Отправлено 25 July 2005 - 20:56
#2
Отправлено 26 July 2005 - 11:48
5 марта 2004 года N 8-ЗКО
------------------------------------------------------------------
КУРСКАЯ ОБЛАСТЬ
ЗАКОН
ОБ ОБОРОТЕ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Принят
Курской областной Думой
19 февраля 2004 года
Настоящий Закон реализует право Курской области как субъекта Российской Федерации регулировать оборот земель сельскохозяйственного назначения на территории Курской области, предоставленное ей Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и другими федеральными законами.
Настоящий Закон является основой для принятия иных нормативных правовых актов Курской области, регулирующих оборот земель сельскохозяйственного назначения в целях сохранения особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, как основного средства производства в агропромышленном комплексе, рационального сочетания интересов Курской области, муниципальных образований и иных участников земельных отношений при обороте земель сельскохозяйственного назначения.
Статья 1. Полномочия Курской областной Думы в сфере оборота земель сельскохозяйственного назначения
Курская областная Дума:
утверждает долгосрочные областные целевые программы в сфере использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения в Курской области;
утверждает порядок определения размера арендной платы за земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной собственности Курской области;
утверждает максимальную площадь земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности Курской области, которая может быть приватизирована в текущем году;
осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Курской области.
Статья 2. Полномочия Администрации Курской области в сфере оборота земель сельскохозяйственного назначения
Администрация Курской области:
управляет и распоряжается земельными участками из состава земель сельскохозяйственного назначения, находящимися в государственной собственности Курской области, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Курской области;
разрабатывает и реализует областные целевые программы в сфере использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения в Курской области;
переводит земли из одной категории в другую в соответствии с федеральным законодательством;
устанавливает перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных земель, использование которых не допускается для целей, не связанных с сельскохозяйственным производством;
устанавливает порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной собственности Курской области;
определяет специально уполномоченный орган исполнительной государственной власти Курской области по управлению и распоряжению землями сельскохозяйственного назначения, находящимися в государственной собственности Курской области;
определяет перечень средств массовой информации для публикации сообщений о сделках с земельными участками и долями в праве общей долевой собственности на земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения;
определяет процедуры и критерии предоставления земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения в аренду гражданам для сенокошения и выпаса скота, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений;
устанавливает порядок принятия и рассмотрения заявок граждан и юридических лиц о приобретении или прекращении прав на земельные участки сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной собственности Курской области;
определяет организацию, осуществляющую правовое и экономическое сопровождение оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения, а также содействие субъектам земельных отношений при осуществлении сделок и практическом применении земельного законодательства, и определяет стоимость услуг, оказываемых данной организацией;
осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Курской области.
Статья 3. Полномочия специально уполномоченного органа исполнительной государственной власти Курской области по управлению и распоряжению землями сельскохозяйственного назначения в Курской области
Специально уполномоченный орган исполнительной государственной власти Курской области по управлению и распоряжению землями сельскохозяйственного назначения в Курской области (далее - уполномоченный орган) в пределах полномочий, установленных Администрацией Курской области:
осуществляет от имени Курской области юридические действия по защите имущественных прав и законных интересов Курской области в сфере оборота земель сельскохозяйственного назначения;
участвует в разработке и выполнении областных целевых программ в сфере использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения в Курской области;
осуществляет организацию и проведение торгов (аукционов, конкурсов) по продаже находящихся в государственной собственности Курской области земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, а также права на заключение договоров аренды таких земельных участков;
заключает договоры купли-продажи, безвозмездного срочного пользования и аренды таких земельных участков;
контролирует перечисление в областной бюджет средств от продажи и аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в областной собственности, а также от продажи права на заключение договора аренды таких земельных участков;
на основании решения суда предоставляет в собственность граждан земельные участки из фонда перераспределения земель;
принимает в пределах своей компетенции меры по устранению нарушений федерального законодательства и законодательства Курской области в сфере оборота земель сельскохозяйственного назначения;
осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Курской области.
Статья 4. Полномочия органов местного самоуправления в Курской области в сфере оборота земель сельскохозяйственного назначения
Органы местного самоуправления в Курской области:
управляют и распоряжаются земельными участками из состава земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности;
устанавливают процедуры и критерии предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности;
устанавливают порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли сельскохозяйственного назначения, находящиеся в муниципальной собственности;
до разграничения государственной собственности на землю, на основании решения суда, предоставляет в собственность граждан земельные участки из фонда перераспределения земель;
осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Курской области.
Статья 5. Установление момента приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения
Приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории Курской области, за плату или бесплатно в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами и настоящим Законом, осуществляется:
1) в отношении земельных участков, переданных гражданам в пожизненное наследуемое владение или постоянное (бессрочное) пользование, - с момента вступления в силу настоящего Закона;
2) в отношении земельных участков, переданных юридическим и физическим лицам в аренду, - по истечении трехлетнего срока аренды участка при условии надлежащего использования такого земельного участка;
3) в отношении остальных участков, кроме указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, - с момента объявления о приватизации таких участков, в соответствии с утвержденной на текущий год максимальной площадью земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности Курской области.
Статья 6. Предельные размеры и требования к местоположению земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения
1. Минимальные размеры образуемых новых земельных участков, выделяемых из состава земель сельскохозяйственного назначения, составляют:
для получения сельскохозяйственной продукции на открытых грунтах - 100 гектаров;
для получения сельскохозяйственной продукции на закрытых грунтах (в теплицах, оранжереях) - 0,05 гектара.
2. Минимальный размер земельного участка для искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодий и (или) осушаемых земель из состава сельскохозяйственных угодий устанавливается исходя из возможности самостоятельного функционирования выделяемых частей искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодий и (или) осушаемых земель с учетом естественных границ на местности.
3. Минимальные размеры земельных участков, установленные настоящей статьей, не применяются в случае:
если участок меньшей площади был сформирован и предоставлен для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства до вступления в силу настоящего Закона;
если участок меньшей площади образован за счет естественных границ на местности;
если участок образуется в соответствии со статьей 14 настоящего Закона;
выдела земельного участка в счет доли (долей) в праве общей собственности на земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства или осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, если их основной деятельностью является садоводство, овощеводство, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, рыболовство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее, чем минимальные размеры земельных участков, установленные настоящей статьей.
4. Максимальный размер общей площади земельных участков сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного административно-территориального образования (района) Курской области в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", составляет 10 процентов общей площади сельскохозяйственных угодий в границах данного административно-территориального образования (района) Курской области на момент предоставления и (или) приобретения таких земельных участков.
5. В случае, если в собственности лица по основаниям, допускаемым законом, оказался земельный участок (участки) из земель сельскохозяйственного назначения или доля (доли) в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и это влечет за собой нарушение требований статьи 3 и (или) пункта 2 статьи 4 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и (или) пункта 4 настоящей статьи, такой земельный участок (часть земельного участка) или доля в праве общей собственности на земельный участок должны быть отчуждены в порядке, установленном Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В случае отсутствия лица, изъявившего желание приобрести земельный участок или долю в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, этот земельный участок или долю в праве общей собственности на земельный участок должна приобрести Курская область в лице уполномоченного органа по начальной цене предмета торгов при условии, что она не превышает рыночную стоимость, сложившуюся в Курской области.
В случае, если установленная собственником начальная цена предмета торгов превышает рыночную стоимость, уполномоченный орган приобретает земельный участок или долю в праве общей собственности на земельный участок по рыночной стоимости.
6. При образовании новых и упорядочении существующих земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, в них включаются несельскохозяйственные угодья из состава земель сельскохозяйственного назначения, вошедшие в границы образуемых земельных участков.
Статья 7. Предельные размеры земельных участков, предоставляемых для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества и дачного строительства
1. Предельные размеры новых образуемых земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из состава земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, составляют:
для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства - от 100 до 300 га;
для ведения садоводства - от 0,05 до 0,15 га;
для дачного строительства - от 0,05 до 0,15 га;
для ведения животноводства - от 0,1 до 0,5 га;
для ведения огородничества - от 0,06 до 0,25 га.
2. В соответствии с федеральным законодательством предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
3. Максимальный размер общей площади земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, не может быть более размера земельной доли, установленной на данной территории. Часть земельных участков, площадь которых превышает указанный максимальный размер, должна быть отчуждена гражданами, у которых находятся эти земельные участки, в течение года со дня возникновения прав на эти земельные участки, либо в этот срок должна быть осуществлена государственная регистрация указанных граждан в качестве индивидуальных предпринимателей или государственная регистрация крестьянского (фермерского) хозяйства.
Статья 8. Максимальные размеры земельных участков, предоставляемых из земель, находящихся в государственной собственности Курской области, гражданам в собственность бесплатно для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, животноводства, садоводства, огородничества и дачного строительства
Максимальные размеры земельных участков, предоставляемых из земель, находящихся в государственной собственности Курской области гражданам в собственность бесплатно, составляют:
для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства - в размере среднерайонной земельной доли, сложившейся в данном административно-территориальном образовании (районе) Курской области;
для ведения личного подсобного хозяйства - 0,5 га;
для индивидуального жилищного строительства - до 0,15 га;
для ведения садоводства - до 0,15 га;
для дачного строительства - до 0,15 га;
для ведения животноводства - до 0,5 га;
для ведения огородничества - до 0,25 га.
Статья 9. Основания принудительного изъятия и прекращения права собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения
1. Право собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения прекращается принудительно в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации при:
1) использовании земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель, установленными статьями 7 и 8 Земельного кодекса Российской Федерации;
2) использовании земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки;
3) неустранении совершенных умышленно следующих земельных правонарушений:
отравление, загрязнение, порча или уничтожение плодородного слоя почвы вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие за собой причинение вреда здоровью человека или окружающей среде;
нарушение установленного соответствующими нормами статей 95 - 100 Земельного кодекса режима использования земель особо охраняемых природных территорий, земель природоохранного, рекреационного назначения, земель историко-культурного назначения, особо ценных земель, других земель с особыми условиями использования, а также земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению;
систематическое невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель, охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв;
систематическая неуплата земельного налога;
4) неиспользовании в случаях, предусмотренных гражданским законодательством, земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение двух лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом, за исключением времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование;
ином негативном (вредном) воздействии хозяйственной деятельности;
5) изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с правилами, предусмотренными Земельным кодексом Российской Федерации;
6) реквизиции земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными Земельным кодексом Российской Федерации.
2. Заявление в суд о принудительном изъятии у собственника земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения направляется уполномоченным органом.
Заявление в суд направляется по правилам, установленным Земельным кодексом Российской Федерации для принудительного прекращения прав на земельный участок лица, не являющегося его собственником, ввиду ненадлежащего использования земельного участка.
В случае признания судом права государственной собственности Курской области на такой участок он поступает в фонд перераспределения земель Курской области.
Статья 10. Особенности реализации преимущественного права Курской области на покупку земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения
При продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения Курская область имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов. О намерении продать такой земельный участок с указанием цены и других существенных условий договора продавец обязан в письменной форме известить Администрацию Курской области.
Уполномоченный орган обязан принять решение о покупке либо об отказе в приобретении земельного участка и уведомить об этом продавца не позднее одного месяца со дня поступления извещения.
В случае, если Курская область откажется от покупки либо не уведомит продавца о намерении приобрести продаваемый земельный участок в течение месяца со дня поступления извещения, продавец вправе в течение года продать земельный участок третьему лицу по цене, не ниже указанной в извещении цены. Течение указанного срока начинается со дня поступления извещения в Администрацию Курской области.
При продаже земельного участка по цене, ниже ранее заявленной цены, или с изменением других существенных условий договора продавец обязан направить новое извещение по правилам, установленным настоящей статьей.
Статья 11. Особенности реализации преимущественного права Курской области на приобретение долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения
1. В случае продажи доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения продавец обязан известить в письменной форме Администрацию Курской области по правилам, установленным Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
2. Уполномоченный орган обязан принять решение о покупке либо об отказе в приобретении доли в праве общей собственности и от имени Курской области уведомить продавца не позднее одного месяца с момента получения извещения в письменной форме.
3. Если Администрация Курской области в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей, откажется от покупки доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения либо не уведомит продавца о намерении ее приобрести в течение месяца с момента получения извещения в письменной форме, продавец вправе в течение года продать долю в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения третьему лицу по цене, не ниже указанной в извещении цены. Исчисление указанного срока начинается со дня поступления извещения в Администрацию Курской области.
Статья 12. Порядок выдела не используемых в течение двух лет земельных участков, находящихся в долевой собственности
1. Не используемая в течение двух лет часть находящегося в долевой собственности земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения может быть выделена в самостоятельный земельный участок уполномоченным органом по правилам, установленным земельным законодательством Российской Федерации, в порядке, определенном статьей 13 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
2. Уполномоченный орган вправе направить в суд заявление о признании права государственной собственности Курской области на указанный земельный участок в случае, если участник или участники долевой собственности неизвестны либо в случае, если участник или участники долевой собственности известны, о прекращении права собственности участника или участников долевой собственности на долю в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и о признании права собственности Курской области на указанный земельный участок.
Статья 13. Предоставление гражданам земельных участков сельскохозяйственного назначения бесплатно
1. Сельскохозяйственные угодья, предоставленные сельскохозяйственным организациям на праве постоянного (бессрочного) пользования, могут в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, предоставляться гражданам на праве общей собственности бесплатно в случае, если при реорганизации сельскохозяйственной организации сельскохозяйственные угодья, подлежащие передаче гражданам на праве общей собственности в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР", от 7 марта 1996 г. N 337 "О реализации конституционных прав граждан на землю", Постановлениями Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 г. N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов", от 4 сентября 1992 г. N 708 "О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса", от 1 февраля 1995 г. N 96 "О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев", не были переданы гражданам и остались у сельскохозяйственной организации.
2. Право на получение земельной доли в случае, установленном пунктом 1 настоящей статьи, имеют:
работники сельскохозяйственной коммерческой организации (предприятия), в том числе уволенные из этой организации (предприятия) по сокращению численности или штата работников после 1 января 1992 г. и до момента возникновения права собственности на земельную долю в соответствии с настоящим Законом. В их число не включаются временные, сезонные работники, а также лица, работающие по гражданско-правовым договорам, и совместители, основное место работы которых находится в другой организации;
пенсионеры, вышедшие на пенсию в сельскохозяйственной коммерческой организации (предприятии) и проживающие на ее территории, в том числе получающие трудовые пенсии по случаю потери кормильца, по инвалидности и другие. Под "территорией сельскохозяйственной коммерческой организации (предприятия)" понимаются земли, находящиеся в пределах, которые определены в документах об отводе земли, выданных до утверждения новых проектов перераспределения земель в связи с реорганизацией сельскохозяйственной организации. Проживающими на территории данной сельскохозяйственной коммерческой организации (предприятия) признаются также пенсионеры, живущие в домах или жилых помещениях, находящихся на ее балансе, на момент возникновения права собственности на земельную долю, даже если эти дома расположены вне этой территории;
пенсионеры, проживающие на территории, переданной сельскохозяйственной коммерческой организации (предприятию) в результате реорганизации, но вышедшие на пенсию в той организации, в пользовании которой эти земли находились ранее;
лица, занятые в социальной сфере на селе (работники предприятий и организаций здравоохранения, культуры, быта, связи, торговли и общественного питания, образовательных учреждений, расположенных на территории сельскохозяйственной коммерческой организации (предприятия);
временно отсутствующие работники сельскохозяйственной коммерческой организации (предприятия) - военнослужащие срочной службы, стипендиаты хозяйства, работники, направленные на повышение квалификации, лица, имеющие право вернуться в соответствии с действующим законодательством на прежнее место работы (в случае их возвращения), женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам и отпуске по уходу за ребенком. Указанные лица могут лично распорядиться своей земельной долей либо выслать доверенность на распоряжение ею своим доверенным лицам, которые распорядятся земельной долей в соответствии с указаниями временно отсутствующего работника. Если работник не имеет возможности лично явиться либо выслать доверенность, принадлежащая ему земельная доля отходит к невостребованным земельным долям с правом последующего востребования в случае его возвращения в организацию (в течение установленного законодательством Российской Федерации срока исковой давности);
наследники лица, имевшего право на получение в собственность земельной доли, но умершего к моменту выдачи свидетельства (в течение установленного срока исковой давности).
3. Размер земельной доли рассчитывается:
в гектарах;
в балло-гектарах.
Размер земельной доли в гектарах рассчитывается путем деления общей площади сельскохозяйственных угодий, переданных в общую собственность участников (членов) сельскохозяйственной коммерческой организации (предприятия), на число лиц, имеющих право на получение в собственность земельных долей. Общая площадь сельскохозяйственных угодий определяется по данным инвентаризации, а при их отсутствии - по государственному акту (свидетельству).
Размер земельной доли в балло-гектарах рассчитывается путем деления суммы балло-гектаров всех сельскохозяйственных угодий, переданных в общую собственность участников (членов) указанной организации (предприятия), на число лиц, имеющих право на получение земельной доли.
Статья 14. Особенности предоставления земельных участков, находящихся в фонде перераспределения земель, в собственность граждан бесплатно
1. Гражданам, пропущенным в первоначальных списках лиц, имеющих право на получение земельной доли, передаются бесплатно в собственность земельные участки в размерах земельной доли, установленной по данному хозяйству на момент его реорганизации на основании решения суда о праве граждан на земельную долю из фонда перераспределения земель.
2. Граждане, заинтересованные в передаче земельного участка из фонда перераспределения земель в собственность подают заявление в уполномоченный орган или в случае, предусмотренном пунктом 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в орган местного самоуправления.
В указанном заявлении должны быть определены предполагаемые размеры земельного участка, его местоположение и испрашиваемое право на землю.
К заявлению прилагается решение суда о праве гражданина на земельную долю.
3. Уполномоченный орган или в случае, предусмотренном пунктом 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность бесплатно и извещает заявителя не позднее одного месяца с момента получения заявки.
4. Формирование земельного участка для целей настоящей статьи производится за счет средств заявителя.
Статья 15. Особенности использования сельскохозяйственных угодий, находящихся в государственной или муниципальной собственности
1. На земельных участках из состава сельскохозяйственных угодий, находящихся в государственной или муниципальной собственности, разрешается размещение временных строений, необходимых для использования земельного участка по целевому назначению. При прекращении прав на земельные участки временные строения подлежат демонтажу.
Владельцы временных строений в течение 10 дней после прекращения прав на земельные участки самостоятельно осуществляют их демонтаж либо возмещают уполномоченному органу или органу местного самоуправления затраты на выполнение работ по демонтажу указанных строений.
2. Для целей настоящей статьи под временным строением следует понимать строения, демонтаж и перемещение которых возможны без нанесения несоразмерного ущерба их назначению.
Статья 16. Обязательность наличия правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на использование земельных участков на территории Курской области
На территории Курской области не допускается использование земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения при отсутствии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов.
Правоустанавливающими документами на земельные участки являются документы, в соответствии с которыми возникают права на земельные участки по основаниям, установленным гражданским законодательством и федеральными законами.
Правоудостоверяющими документами на земельные участки являются:
свидетельство о государственной регистрации прав;
свидетельство на право собственности на земельный участок;
договор аренды земельного участка;
договор временного пользования землей сельскохозяйственного назначения, заключенный по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 г. N 177;
государственный акт на право собственности на землю, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения землей, при условии, что на земли, указанные в государственном акте, не выдавалось свидетельство на право собственности на землю при выделе гражданам в собственность земельных долей.
При отсутствии документов, указанных в настоящей статье, лица, использующие земельные участки, несут ответственность согласно действующему законодательству как самовольно занявшие земельный участок.
Статья 17. Ответственность за нарушение настоящего Закона
Виновные в нарушении настоящего Закона несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Курской области.
Статья 18. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом
Губернатору Курской области, органам местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления Курской области привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.
Статья 19. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней со дня его официального опубликования.
Губернатор
Курской области
А.Н.МИХАЙЛОВ
г. Курск
5 марта 2004 г.
N 8 - ЗКО
------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------
КУРСКАЯ ОБЛАСТЬ
ЗАКОН
ОБ ОБОРОТЕ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Принят
Курской областной Думой
19 февраля 2004 года
Настоящий Закон реализует право Курской области как субъекта Российской Федерации регулировать оборот земель сельскохозяйственного назначения на территории Курской области, предоставленное ей Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и другими федеральными законами.
Настоящий Закон является основой для принятия иных нормативных правовых актов Курской области, регулирующих оборот земель сельскохозяйственного назначения в целях сохранения особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, как основного средства производства в агропромышленном комплексе, рационального сочетания интересов Курской области, муниципальных образований и иных участников земельных отношений при обороте земель сельскохозяйственного назначения.
Статья 1. Полномочия Курской областной Думы в сфере оборота земель сельскохозяйственного назначения
Курская областная Дума:
утверждает долгосрочные областные целевые программы в сфере использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения в Курской области;
утверждает порядок определения размера арендной платы за земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной собственности Курской области;
утверждает максимальную площадь земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности Курской области, которая может быть приватизирована в текущем году;
осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Курской области.
Статья 2. Полномочия Администрации Курской области в сфере оборота земель сельскохозяйственного назначения
Администрация Курской области:
управляет и распоряжается земельными участками из состава земель сельскохозяйственного назначения, находящимися в государственной собственности Курской области, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Курской области;
разрабатывает и реализует областные целевые программы в сфере использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения в Курской области;
переводит земли из одной категории в другую в соответствии с федеральным законодательством;
устанавливает перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных земель, использование которых не допускается для целей, не связанных с сельскохозяйственным производством;
устанавливает порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной собственности Курской области;
определяет специально уполномоченный орган исполнительной государственной власти Курской области по управлению и распоряжению землями сельскохозяйственного назначения, находящимися в государственной собственности Курской области;
определяет перечень средств массовой информации для публикации сообщений о сделках с земельными участками и долями в праве общей долевой собственности на земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения;
определяет процедуры и критерии предоставления земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения в аренду гражданам для сенокошения и выпаса скота, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений;
устанавливает порядок принятия и рассмотрения заявок граждан и юридических лиц о приобретении или прекращении прав на земельные участки сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной собственности Курской области;
определяет организацию, осуществляющую правовое и экономическое сопровождение оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения, а также содействие субъектам земельных отношений при осуществлении сделок и практическом применении земельного законодательства, и определяет стоимость услуг, оказываемых данной организацией;
осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Курской области.
Статья 3. Полномочия специально уполномоченного органа исполнительной государственной власти Курской области по управлению и распоряжению землями сельскохозяйственного назначения в Курской области
Специально уполномоченный орган исполнительной государственной власти Курской области по управлению и распоряжению землями сельскохозяйственного назначения в Курской области (далее - уполномоченный орган) в пределах полномочий, установленных Администрацией Курской области:
осуществляет от имени Курской области юридические действия по защите имущественных прав и законных интересов Курской области в сфере оборота земель сельскохозяйственного назначения;
участвует в разработке и выполнении областных целевых программ в сфере использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения в Курской области;
осуществляет организацию и проведение торгов (аукционов, конкурсов) по продаже находящихся в государственной собственности Курской области земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, а также права на заключение договоров аренды таких земельных участков;
заключает договоры купли-продажи, безвозмездного срочного пользования и аренды таких земельных участков;
контролирует перечисление в областной бюджет средств от продажи и аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в областной собственности, а также от продажи права на заключение договора аренды таких земельных участков;
на основании решения суда предоставляет в собственность граждан земельные участки из фонда перераспределения земель;
принимает в пределах своей компетенции меры по устранению нарушений федерального законодательства и законодательства Курской области в сфере оборота земель сельскохозяйственного назначения;
осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Курской области.
Статья 4. Полномочия органов местного самоуправления в Курской области в сфере оборота земель сельскохозяйственного назначения
Органы местного самоуправления в Курской области:
управляют и распоряжаются земельными участками из состава земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности;
устанавливают процедуры и критерии предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности;
устанавливают порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли сельскохозяйственного назначения, находящиеся в муниципальной собственности;
до разграничения государственной собственности на землю, на основании решения суда, предоставляет в собственность граждан земельные участки из фонда перераспределения земель;
осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Курской области.
Статья 5. Установление момента приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения
Приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории Курской области, за плату или бесплатно в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами и настоящим Законом, осуществляется:
1) в отношении земельных участков, переданных гражданам в пожизненное наследуемое владение или постоянное (бессрочное) пользование, - с момента вступления в силу настоящего Закона;
2) в отношении земельных участков, переданных юридическим и физическим лицам в аренду, - по истечении трехлетнего срока аренды участка при условии надлежащего использования такого земельного участка;
3) в отношении остальных участков, кроме указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, - с момента объявления о приватизации таких участков, в соответствии с утвержденной на текущий год максимальной площадью земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности Курской области.
Статья 6. Предельные размеры и требования к местоположению земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения
1. Минимальные размеры образуемых новых земельных участков, выделяемых из состава земель сельскохозяйственного назначения, составляют:
для получения сельскохозяйственной продукции на открытых грунтах - 100 гектаров;
для получения сельскохозяйственной продукции на закрытых грунтах (в теплицах, оранжереях) - 0,05 гектара.
2. Минимальный размер земельного участка для искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодий и (или) осушаемых земель из состава сельскохозяйственных угодий устанавливается исходя из возможности самостоятельного функционирования выделяемых частей искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодий и (или) осушаемых земель с учетом естественных границ на местности.
3. Минимальные размеры земельных участков, установленные настоящей статьей, не применяются в случае:
если участок меньшей площади был сформирован и предоставлен для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства до вступления в силу настоящего Закона;
если участок меньшей площади образован за счет естественных границ на местности;
если участок образуется в соответствии со статьей 14 настоящего Закона;
выдела земельного участка в счет доли (долей) в праве общей собственности на земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства или осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, если их основной деятельностью является садоводство, овощеводство, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, рыболовство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее, чем минимальные размеры земельных участков, установленные настоящей статьей.
4. Максимальный размер общей площади земельных участков сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного административно-территориального образования (района) Курской области в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", составляет 10 процентов общей площади сельскохозяйственных угодий в границах данного административно-территориального образования (района) Курской области на момент предоставления и (или) приобретения таких земельных участков.
5. В случае, если в собственности лица по основаниям, допускаемым законом, оказался земельный участок (участки) из земель сельскохозяйственного назначения или доля (доли) в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и это влечет за собой нарушение требований статьи 3 и (или) пункта 2 статьи 4 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и (или) пункта 4 настоящей статьи, такой земельный участок (часть земельного участка) или доля в праве общей собственности на земельный участок должны быть отчуждены в порядке, установленном Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В случае отсутствия лица, изъявившего желание приобрести земельный участок или долю в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, этот земельный участок или долю в праве общей собственности на земельный участок должна приобрести Курская область в лице уполномоченного органа по начальной цене предмета торгов при условии, что она не превышает рыночную стоимость, сложившуюся в Курской области.
В случае, если установленная собственником начальная цена предмета торгов превышает рыночную стоимость, уполномоченный орган приобретает земельный участок или долю в праве общей собственности на земельный участок по рыночной стоимости.
6. При образовании новых и упорядочении существующих земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, в них включаются несельскохозяйственные угодья из состава земель сельскохозяйственного назначения, вошедшие в границы образуемых земельных участков.
Статья 7. Предельные размеры земельных участков, предоставляемых для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества и дачного строительства
1. Предельные размеры новых образуемых земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из состава земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, составляют:
для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства - от 100 до 300 га;
для ведения садоводства - от 0,05 до 0,15 га;
для дачного строительства - от 0,05 до 0,15 га;
для ведения животноводства - от 0,1 до 0,5 га;
для ведения огородничества - от 0,06 до 0,25 га.
2. В соответствии с федеральным законодательством предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
3. Максимальный размер общей площади земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, не может быть более размера земельной доли, установленной на данной территории. Часть земельных участков, площадь которых превышает указанный максимальный размер, должна быть отчуждена гражданами, у которых находятся эти земельные участки, в течение года со дня возникновения прав на эти земельные участки, либо в этот срок должна быть осуществлена государственная регистрация указанных граждан в качестве индивидуальных предпринимателей или государственная регистрация крестьянского (фермерского) хозяйства.
Статья 8. Максимальные размеры земельных участков, предоставляемых из земель, находящихся в государственной собственности Курской области, гражданам в собственность бесплатно для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, животноводства, садоводства, огородничества и дачного строительства
Максимальные размеры земельных участков, предоставляемых из земель, находящихся в государственной собственности Курской области гражданам в собственность бесплатно, составляют:
для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства - в размере среднерайонной земельной доли, сложившейся в данном административно-территориальном образовании (районе) Курской области;
для ведения личного подсобного хозяйства - 0,5 га;
для индивидуального жилищного строительства - до 0,15 га;
для ведения садоводства - до 0,15 га;
для дачного строительства - до 0,15 га;
для ведения животноводства - до 0,5 га;
для ведения огородничества - до 0,25 га.
Статья 9. Основания принудительного изъятия и прекращения права собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения
1. Право собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения прекращается принудительно в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации при:
1) использовании земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель, установленными статьями 7 и 8 Земельного кодекса Российской Федерации;
2) использовании земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки;
3) неустранении совершенных умышленно следующих земельных правонарушений:
отравление, загрязнение, порча или уничтожение плодородного слоя почвы вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие за собой причинение вреда здоровью человека или окружающей среде;
нарушение установленного соответствующими нормами статей 95 - 100 Земельного кодекса режима использования земель особо охраняемых природных территорий, земель природоохранного, рекреационного назначения, земель историко-культурного назначения, особо ценных земель, других земель с особыми условиями использования, а также земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению;
систематическое невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель, охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв;
систематическая неуплата земельного налога;
4) неиспользовании в случаях, предусмотренных гражданским законодательством, земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение двух лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом, за исключением времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование;
ином негативном (вредном) воздействии хозяйственной деятельности;
5) изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с правилами, предусмотренными Земельным кодексом Российской Федерации;
6) реквизиции земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными Земельным кодексом Российской Федерации.
2. Заявление в суд о принудительном изъятии у собственника земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения направляется уполномоченным органом.
Заявление в суд направляется по правилам, установленным Земельным кодексом Российской Федерации для принудительного прекращения прав на земельный участок лица, не являющегося его собственником, ввиду ненадлежащего использования земельного участка.
В случае признания судом права государственной собственности Курской области на такой участок он поступает в фонд перераспределения земель Курской области.
Статья 10. Особенности реализации преимущественного права Курской области на покупку земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения
При продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения Курская область имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов. О намерении продать такой земельный участок с указанием цены и других существенных условий договора продавец обязан в письменной форме известить Администрацию Курской области.
Уполномоченный орган обязан принять решение о покупке либо об отказе в приобретении земельного участка и уведомить об этом продавца не позднее одного месяца со дня поступления извещения.
В случае, если Курская область откажется от покупки либо не уведомит продавца о намерении приобрести продаваемый земельный участок в течение месяца со дня поступления извещения, продавец вправе в течение года продать земельный участок третьему лицу по цене, не ниже указанной в извещении цены. Течение указанного срока начинается со дня поступления извещения в Администрацию Курской области.
При продаже земельного участка по цене, ниже ранее заявленной цены, или с изменением других существенных условий договора продавец обязан направить новое извещение по правилам, установленным настоящей статьей.
Статья 11. Особенности реализации преимущественного права Курской области на приобретение долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения
1. В случае продажи доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения продавец обязан известить в письменной форме Администрацию Курской области по правилам, установленным Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
2. Уполномоченный орган обязан принять решение о покупке либо об отказе в приобретении доли в праве общей собственности и от имени Курской области уведомить продавца не позднее одного месяца с момента получения извещения в письменной форме.
3. Если Администрация Курской области в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей, откажется от покупки доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения либо не уведомит продавца о намерении ее приобрести в течение месяца с момента получения извещения в письменной форме, продавец вправе в течение года продать долю в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения третьему лицу по цене, не ниже указанной в извещении цены. Исчисление указанного срока начинается со дня поступления извещения в Администрацию Курской области.
Статья 12. Порядок выдела не используемых в течение двух лет земельных участков, находящихся в долевой собственности
1. Не используемая в течение двух лет часть находящегося в долевой собственности земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения может быть выделена в самостоятельный земельный участок уполномоченным органом по правилам, установленным земельным законодательством Российской Федерации, в порядке, определенном статьей 13 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
2. Уполномоченный орган вправе направить в суд заявление о признании права государственной собственности Курской области на указанный земельный участок в случае, если участник или участники долевой собственности неизвестны либо в случае, если участник или участники долевой собственности известны, о прекращении права собственности участника или участников долевой собственности на долю в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и о признании права собственности Курской области на указанный земельный участок.
Статья 13. Предоставление гражданам земельных участков сельскохозяйственного назначения бесплатно
1. Сельскохозяйственные угодья, предоставленные сельскохозяйственным организациям на праве постоянного (бессрочного) пользования, могут в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, предоставляться гражданам на праве общей собственности бесплатно в случае, если при реорганизации сельскохозяйственной организации сельскохозяйственные угодья, подлежащие передаче гражданам на праве общей собственности в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР", от 7 марта 1996 г. N 337 "О реализации конституционных прав граждан на землю", Постановлениями Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 г. N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов", от 4 сентября 1992 г. N 708 "О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса", от 1 февраля 1995 г. N 96 "О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев", не были переданы гражданам и остались у сельскохозяйственной организации.
2. Право на получение земельной доли в случае, установленном пунктом 1 настоящей статьи, имеют:
работники сельскохозяйственной коммерческой организации (предприятия), в том числе уволенные из этой организации (предприятия) по сокращению численности или штата работников после 1 января 1992 г. и до момента возникновения права собственности на земельную долю в соответствии с настоящим Законом. В их число не включаются временные, сезонные работники, а также лица, работающие по гражданско-правовым договорам, и совместители, основное место работы которых находится в другой организации;
пенсионеры, вышедшие на пенсию в сельскохозяйственной коммерческой организации (предприятии) и проживающие на ее территории, в том числе получающие трудовые пенсии по случаю потери кормильца, по инвалидности и другие. Под "территорией сельскохозяйственной коммерческой организации (предприятия)" понимаются земли, находящиеся в пределах, которые определены в документах об отводе земли, выданных до утверждения новых проектов перераспределения земель в связи с реорганизацией сельскохозяйственной организации. Проживающими на территории данной сельскохозяйственной коммерческой организации (предприятия) признаются также пенсионеры, живущие в домах или жилых помещениях, находящихся на ее балансе, на момент возникновения права собственности на земельную долю, даже если эти дома расположены вне этой территории;
пенсионеры, проживающие на территории, переданной сельскохозяйственной коммерческой организации (предприятию) в результате реорганизации, но вышедшие на пенсию в той организации, в пользовании которой эти земли находились ранее;
лица, занятые в социальной сфере на селе (работники предприятий и организаций здравоохранения, культуры, быта, связи, торговли и общественного питания, образовательных учреждений, расположенных на территории сельскохозяйственной коммерческой организации (предприятия);
временно отсутствующие работники сельскохозяйственной коммерческой организации (предприятия) - военнослужащие срочной службы, стипендиаты хозяйства, работники, направленные на повышение квалификации, лица, имеющие право вернуться в соответствии с действующим законодательством на прежнее место работы (в случае их возвращения), женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам и отпуске по уходу за ребенком. Указанные лица могут лично распорядиться своей земельной долей либо выслать доверенность на распоряжение ею своим доверенным лицам, которые распорядятся земельной долей в соответствии с указаниями временно отсутствующего работника. Если работник не имеет возможности лично явиться либо выслать доверенность, принадлежащая ему земельная доля отходит к невостребованным земельным долям с правом последующего востребования в случае его возвращения в организацию (в течение установленного законодательством Российской Федерации срока исковой давности);
наследники лица, имевшего право на получение в собственность земельной доли, но умершего к моменту выдачи свидетельства (в течение установленного срока исковой давности).
3. Размер земельной доли рассчитывается:
в гектарах;
в балло-гектарах.
Размер земельной доли в гектарах рассчитывается путем деления общей площади сельскохозяйственных угодий, переданных в общую собственность участников (членов) сельскохозяйственной коммерческой организации (предприятия), на число лиц, имеющих право на получение в собственность земельных долей. Общая площадь сельскохозяйственных угодий определяется по данным инвентаризации, а при их отсутствии - по государственному акту (свидетельству).
Размер земельной доли в балло-гектарах рассчитывается путем деления суммы балло-гектаров всех сельскохозяйственных угодий, переданных в общую собственность участников (членов) указанной организации (предприятия), на число лиц, имеющих право на получение земельной доли.
Статья 14. Особенности предоставления земельных участков, находящихся в фонде перераспределения земель, в собственность граждан бесплатно
1. Гражданам, пропущенным в первоначальных списках лиц, имеющих право на получение земельной доли, передаются бесплатно в собственность земельные участки в размерах земельной доли, установленной по данному хозяйству на момент его реорганизации на основании решения суда о праве граждан на земельную долю из фонда перераспределения земель.
2. Граждане, заинтересованные в передаче земельного участка из фонда перераспределения земель в собственность подают заявление в уполномоченный орган или в случае, предусмотренном пунктом 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в орган местного самоуправления.
В указанном заявлении должны быть определены предполагаемые размеры земельного участка, его местоположение и испрашиваемое право на землю.
К заявлению прилагается решение суда о праве гражданина на земельную долю.
3. Уполномоченный орган или в случае, предусмотренном пунктом 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность бесплатно и извещает заявителя не позднее одного месяца с момента получения заявки.
4. Формирование земельного участка для целей настоящей статьи производится за счет средств заявителя.
Статья 15. Особенности использования сельскохозяйственных угодий, находящихся в государственной или муниципальной собственности
1. На земельных участках из состава сельскохозяйственных угодий, находящихся в государственной или муниципальной собственности, разрешается размещение временных строений, необходимых для использования земельного участка по целевому назначению. При прекращении прав на земельные участки временные строения подлежат демонтажу.
Владельцы временных строений в течение 10 дней после прекращения прав на земельные участки самостоятельно осуществляют их демонтаж либо возмещают уполномоченному органу или органу местного самоуправления затраты на выполнение работ по демонтажу указанных строений.
2. Для целей настоящей статьи под временным строением следует понимать строения, демонтаж и перемещение которых возможны без нанесения несоразмерного ущерба их назначению.
Статья 16. Обязательность наличия правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на использование земельных участков на территории Курской области
На территории Курской области не допускается использование земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения при отсутствии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов.
Правоустанавливающими документами на земельные участки являются документы, в соответствии с которыми возникают права на земельные участки по основаниям, установленным гражданским законодательством и федеральными законами.
Правоудостоверяющими документами на земельные участки являются:
свидетельство о государственной регистрации прав;
свидетельство на право собственности на земельный участок;
договор аренды земельного участка;
договор временного пользования землей сельскохозяйственного назначения, заключенный по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 г. N 177;
государственный акт на право собственности на землю, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения землей, при условии, что на земли, указанные в государственном акте, не выдавалось свидетельство на право собственности на землю при выделе гражданам в собственность земельных долей.
При отсутствии документов, указанных в настоящей статье, лица, использующие земельные участки, несут ответственность согласно действующему законодательству как самовольно занявшие земельный участок.
Статья 17. Ответственность за нарушение настоящего Закона
Виновные в нарушении настоящего Закона несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Курской области.
Статья 18. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом
Губернатору Курской области, органам местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления Курской области привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.
Статья 19. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней со дня его официального опубликования.
Губернатор
Курской области
А.Н.МИХАЙЛОВ
г. Курск
5 марта 2004 г.
N 8 - ЗКО
------------------------------------------------------------------
#3
Отправлено 26 July 2005 - 20:16
Спасибо!
#4
Отправлено 08 February 2012 - 13:50
Пожалуйста, дайте ссылку или выложите указанный закон, нужно выяснить, какой максимальные размеры общей площади земельных уастков может находиться в собственности одного лица. Заранее спасибо.
Поисковики выдают эту страничку при запросе упомянутого закона, поэтому выкладываю новый. может кому пригодится.
19 декабря 2011 года N 104-ЗКО
------------------------------------------------------------------
КУРСКАЯ ОБЛАСТЬ
ЗАКОН
ОБ ОБОРОТЕ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
НА ТЕРРИТОРИИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Принят
Курской областной Думой
8 декабря 2011 года
Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации осуществляет правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Курской области.
Статья 1. Полномочия Курской областной Думы в сфере оборота земель сельскохозяйственного назначения
Курская областная Дума:
принимает нормативные правовые акты в сфере оборота земель сельскохозяйственного назначения;
осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Курской области.
Статья 2. Полномочия Администрации Курской области в сфере оборота земель сельскохозяйственного назначения
Администрация Курской области:
управляет и распоряжается земельными участками из состава земель сельскохозяйственного назначения, находящимися в государственной собственности Курской области, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Курской области;
разрабатывает, утверждает и реализует долгосрочные областные целевые программы в сфере использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения в Курской области;
устанавливает перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных земель, использование которых не допускается для целей, не связанных с сельскохозяйственным производством;
устанавливает коэффициенты, используемые при определении единым способом размеров земельных долей, выраженных в гектарах или баллах для различных сельскохозяйственных угодий, при принятии решений о подсчете голосов участников долевой собственности;
определяет специально уполномоченный орган исполнительной государственной власти Курской области по управлению и распоряжению землями сельскохозяйственного назначения, находящимися в государственной собственности Курской области;
определяет перечень средств массовой информации для публикации сообщений, извещений, информации, подлежащих опубликованию в соответствии с Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения";
осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Курской области.
Статья 3. Полномочия специально уполномоченного органа исполнительной государственной власти Курской области по управлению и распоряжению землями сельскохозяйственного назначения в Курской области
Специально уполномоченный орган исполнительной государственной власти Курской области по управлению и распоряжению землями сельскохозяйственного назначения в Курской области (далее - уполномоченный орган) в пределах полномочий, установленных Администрацией Курской области:
осуществляет от имени Курской области юридические действия по защите имущественных прав и законных интересов Курской области в сфере оборота земель сельскохозяйственного назначения;
участвует в разработке и выполнении областных целевых программ в сфере использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения в Курской области;
осуществляет организацию и проведение торгов (аукционов, конкурсов) по продаже находящихся в государственной собственности Курской области земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, а также права на заключение договоров аренды таких земельных участков;
заключает договоры купли-продажи, безвозмездного срочного пользования и аренды таких земельных участков;
контролирует перечисление в областной бюджет средств от продажи и аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в областной собственности, а также от продажи права на заключение договора аренды таких земельных участков;
осуществляет преимущественное право покупки земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при его продаже, за исключением случаев продажи с публичных торгов;
принимает в пределах своей компетенции меры по устранению нарушений федерального законодательства и законодательства Курской области в сфере оборота земель сельскохозяйственного назначения;
обращается в суд с заявлением о понуждении собственника к продаже земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения на торгах (конкурсах, аукционах) при нарушении требований статьи 3 и (или) пункта 2 статьи 4 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения";
вправе обратиться в суд с требованием об изъятии земельного участка и о его продаже с публичных торгов в связи с его ненадлежащим использованием по одному из оснований, предусмотренных пунктами 3 и 4 статьи 6 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения";
в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда об изъятии земельного участка и о его продаже с публичных торгов в связи с его ненадлежащим использованием по одному из оснований, предусмотренных пунктами 3 и 4 статьи 6 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", обеспечивает при необходимости проведение кадастровых работ в отношении такого земельного участка и проводит публичные торги по его продаже в порядке, установленном гражданским законодательством;
приобретает земельные участки, доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения в случаях, установленных пунктом 3 статьи 5 и пунктом 10 статьи 6 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения";
осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Курской области.
Статья 4. Установление момента приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения
Приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории Курской области, осуществляется с 1 января 2020 года.
Статья 5. Предельные размеры земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения
1. Минимальные размеры образуемых новых земельных участков, выделяемых из состава земель сельскохозяйственного назначения, составляют:
для получения сельскохозяйственной продукции на открытых грунтах - 1 гектар;
для получения сельскохозяйственной продукции на закрытых грунтах (в теплицах, оранжереях) - 0,05 гектара.
2. Минимальный размер земельного участка для искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодий и (или) осушаемых земель из состава сельскохозяйственных угодий не может быть менее 100 гектаров при условии сохранения и соблюдения технологической схемы эксплуатации сооружений и устройств этой системы, являющейся общей.
3. Максимальный размер общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района Курской области и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица, составляет 10 процентов общей площади сельскохозяйственных угодий, расположенных на указанной территории в момент предоставления и (или) приобретения таких земельных участков.
4. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность, из состава земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, составляют:
для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства - от размера среднерайонной земельной доли, сложившейся в данном административно-территориальном образовании (районе) Курской области, - до 100 га;
для ведения садоводства - от 0,03 до 0,3 га;
для дачного строительства - от 0,05 до 0,15 га;
для ведения животноводства - от 0,03 до 0,5 га;
для ведения огородничества - от 0,03 до 0,5 га.
Статья 6. Минимальный срок аренды земельного участка сельскохозяйственных угодий
Минимальный срок аренды земельного участка сельскохозяйственных угодий составляет:
для сенокошения и выпаса скота - 6 месяцев;
для иных видов разрешенного использования сельскохозяйственных угодий - 11 месяцев.
Статья 7. Предоставление гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности
1. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду в порядке, установленном статьей 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
2. Переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения может быть приобретен таким арендатором в собственность по цене, составляющей 20 процентов его кадастровой стоимости, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.
3. Приобретение сельскохозяйственными организациями, а также гражданами, осуществляющими деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, земельных участков, находящихся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве пожизненного наследуемого владения, в собственность в соответствии с Федеральным законом "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" осуществляется по цене, составляющей 10 процентов кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий.
Статья 8. Условия предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для сенокошения и выпаса скота
1. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам для сенокошения и выпаса скота в аренду без права выкупа в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
2. Земельные участки для сенокошения и выпаса скота предоставляются гражданам при наличии у них скота, учтенного в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления городских, сельских поселений и органами местного самоуправления городских округов.
Статья 9. Предоставление гражданам земельных участков сельскохозяйственного назначения бесплатно
1. Сельскохозяйственные угодья, предоставленные сельскохозяйственным организациям на праве постоянного (бессрочного) пользования, могут в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, предоставляться гражданам на праве общей собственности бесплатно в случае, если при реорганизации сельскохозяйственной организации сельскохозяйственные угодья, подлежащие передаче гражданам на праве общей собственности в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР", от 7 марта 1996 года N 337 "О реализации конституционных прав граждан на землю", Постановлениями Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 года N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов", от 4 сентября 1992 года N 708 "О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса", от 1 февраля 1995 года N 96 "О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев", не были переданы гражданам и остались у сельскохозяйственной организации.
2. Право на получение земельной доли в случае, установленном частью 1 настоящей статьи, имеют:
работники сельскохозяйственной коммерческой организации (предприятия), в том числе уволенные из этой организации (предприятия) по сокращению численности или штата работников после 1 января 1992 года и до момента возникновения права собственности на земельную долю в соответствии с настоящим Законом. В их число не включаются временные, сезонные работники, а также лица, работающие по гражданско-правовым договорам, и совместители, основное место работы которых находится в другой организации;
пенсионеры, вышедшие на пенсию в сельскохозяйственной коммерческой организации (предприятии) и проживающие на ее территории, в том числе получающие трудовые пенсии по случаю потери кормильца, по инвалидности и другие. Под "территорией сельскохозяйственной коммерческой организации (предприятия)" понимаются земли, находящиеся в пределах, которые определены в документах об отводе земли, выданных до утверждения новых проектов перераспределения земель в связи с реорганизацией сельскохозяйственной организации. Проживающими на территории данной сельскохозяйственной коммерческой организации (предприятия) признаются также пенсионеры, живущие в домах или жилых помещениях, находящихся на ее балансе, на момент возникновения права собственности на земельную долю, даже если эти дома расположены вне этой территории;
пенсионеры, проживающие на территории, переданной сельскохозяйственной коммерческой организации (предприятию) в результате реорганизации, но вышедшие на пенсию в той организации, в пользовании которой эти земли находились ранее;
лица, занятые в социальной сфере на селе (работники предприятий и организаций здравоохранения, культуры, быта, связи, торговли и общественного питания, образовательных учреждений, расположенных на территории сельскохозяйственной коммерческой организации (предприятия);
временно отсутствующие работники сельскохозяйственной коммерческой организации (предприятия) - военнослужащие срочной службы, стипендиаты хозяйства, работники, направленные на повышение квалификации, лица, имеющие право вернуться в соответствии с действующим законодательством на прежнее место работы (в случае их возвращения), женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам и отпуске по уходу за ребенком. Указанные лица могут лично распорядиться своей земельной долей либо выслать доверенность на распоряжение ею своим доверенным лицам, которые распорядятся земельной долей в соответствии с указаниями временно отсутствующего работника. Если работник не имеет возможности лично явиться либо выслать доверенность, принадлежащая ему земельная доля отходит к невостребованным земельным долям с правом последующего востребования в случае его возвращения в организацию (в течение установленного законодательством Российской Федерации срока исковой давности);
наследники лица, имевшего право на получение в собственность земельной доли, но умершего к моменту выдачи свидетельства (в течение установленного срока исковой давности).
3. Размер земельной доли рассчитывается:
в гектарах;
в балло-гектарах.
Размер земельной доли в гектарах рассчитывается путем деления общей площади сельскохозяйственных угодий, переданных в общую собственность участников (членов) сельскохозяйственной коммерческой организации (предприятия), на число лиц, имеющих право на получение в собственность земельных долей. Общая площадь сельскохозяйственных угодий определяется по данным инвентаризации, а при их отсутствии - по государственному акту (свидетельству).
Размер земельной доли в балло-гектарах рассчитывается путем деления суммы балло-гектаров всех сельскохозяйственных угодий, переданных в общую собственность участников (членов) указанной организации (предприятия), на число лиц, имеющих право на получение земельной доли.
Статья 10. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом
Органам государственной власти Курской области привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.
Статья 11. Признание утратившими силу отдельных законодательных актов
Признать утратившими силу со дня вступления в силу настоящего Закона:
1) Закон Курской области от 5 марта 2004 года N 8-ЗКО "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (газета "Курская правда" от 20 марта 2004 года N 52);
2) Закон Курской области от 14 августа 2006 года N 56-ЗКО "О внесении изменений и дополнений в Закон Курской области "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (газета "Курская правда" от 29 августа 2006 года N 127);
3) Закон Курской области от 6 апреля 2007 года N 26-ЗКО "О внесении изменений в Закон Курской области "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (газета "Курская правда" от 20 апреля 2007 года N 57);
4) Закон Курской области от 28 декабря 2007 года N 135-ЗКО "О внесении изменений и дополнений в Закон Курской области "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (газета "Курская правда" от 16 января 2008 года N 4);
5) Закон Курской области от 4 мая 2009 года N 18-ЗКО "О внесении изменений и дополнений в Закон Курской области "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (газета "Курская правда" от 15 мая 2009 года N 98 - 100);
6) статью 2 Закона Курской области от 1 июня 2011 года N 17-ЗКО "Об установлении максимального размера общей площади земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства" (газета "Курская правда" от 9 июня 2011 года N 65).
Статья 12. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.
Губернатор
Курской области
А.Н.МИХАЙЛОВ
г. Курск
19 декабря 2011 г.
N 104 - ЗКО
Количество пользователей, читающих эту тему: 0
0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных