Обещанная стенограмма находится по адресу:
http://wbase.duma.go...ph-sdb.exe?B0CW[F258&^&]X2138
(из-за скобок в адресе тег не работает)
О публикации информации в Интернете Мишустин сообщил-таки, отвечая на вопрос Жириновского.
Мишустин М. В., руководитель Федерального агентства кадастра объектов недвижимости. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые члены Государственной Думы! Создание государственного кадастра недвижимости - это, наверное, одно из самых необходимых условий для планомерной и последовательной реализации государственной политики по обеспечению эффективного использования земли и иной недвижимости, а также активного вовлечения их в гражданский оборот и стимулирования инвестиционной деятельности на рынке недвижимости в интересах удовлетворения потребностей общества и граждан. Кадастровая информация позволяет однозначно идентифицировать объект недвижимости, определить его налоговую базу и показать его пространственное положение по отношению к иным географическим объектам. Кадастр недвижимости должен содержать информацию о земельных участках и объектах капитального строительства, а также о правообладателях, то есть обеспечивать связь с собственниками. Управление недвижимым имуществом, бюджетное проектирование и формирование территорий требуют обращения к кадастру как к единственному независимому источнику информации, который содержит совокупно эти полные данные о границах и объектах недвижимости. В мировой практике целями создания кадастров недвижимости являются: первое - гарантия прав собственности на недвижимое имущество, второе - обеспечение сбора имущественных налогов, третье - территориальное планирование и информационное обеспечение. Что сделано в стране для создания кадастра? Неделю назад, 8 сентября, в правительстве был одобрен в целом законопроект о формировании реестра объектов недвижимости, а также о кадастровой оценке, это новый закон, который регулирует фактически все вопросы создания единого кадастра объектов недвижимости. Кроме того, сегодня премьер подписал, утвердил федеральную целевую программу создания кадастра недвижимости до 2011 года. Фактически до 2011 года планомерно расписана программа (сначала пилотная зона) создания такого единого ресурса. Очень важно отметить, что в настоящее время практически завершена кадастровая оценка земель, которые будут облагаться налогом с 1 января 2006 года. Фактически мы собрали информацию о 81 проценте всех земельных участков, непосредственно уже с оценкой. Что здесь нужно отметить? По официальной статистике, на начало года мы имели в стране тридцать два миллиона земельных участков. И вот эта инвентаризация для налогообложения по кадастровой стоимости позволила выявить практически десять миллионов новых земельных участков. На сегодняшний день количество земельных участков в стране - сорок два миллиона. Это, в общем-то, серьезный факт, который говорит о том, что Россия - молодой собственник. Межевание идет очень активно: от пятисот до пятнадцати тысяч новых земельных участков появляется ежемесячно. До 1 января 2006 года мы должны передать информацию о каждом земельном участке, о его оценке в налоговую службу, для того чтобы исчисление земельного налога было по кадастровой стоимости. После этого необходимо будет создать институт оценки объектов капитального строительства, которые также необходимо будет учесть в кадастре. На сегодняшний день в электронном виде у органов технической инвентаризации, бывших БТИ, всего 10 процентов информации о семидесяти миллионах объектов капитального строительства в стране. Это очень большой, серьезный пласт работы, связанный, еще раз повторяю, с едиными объектами, то есть земельными участками со зданиями, сооружениями, объектами, прочно связанными с землей. Что сегодня мешает созданию кадастра? В первую очередь, закрытая картографическая основа. К сожалению, данные по картографии, которые мы можем применять, - секретные, невозможно определение географических координат объектов недвижимости точнее чем тридцать метров. И нельзя также использовать карты разрешимостью точнее чем два метра. Это очень серьезная ситуация. Только мы одни в мире такие
остались. Фактически в Интернете очень много информации о картографических съемках столиц многих государств мира. Приведу пример, так сказать, мы показали снимок Дома правительства с сайта Google.com. И здесь я надеюсь на помощь депутатского корпуса в том, чтобы как можно быстрее мы решили вопрос о снятии избыточных ограничений по географическим координатам и могли использовать для создания единого кадастра открытую систему координат. А соответственно те объекты, которые подлежат защите, защищать пообъектно. Это давно уже дискутируется с Министерством обороны, но, к сожалению, пока вопрос не решен. И в заключение хотелось бы сказать, что кадастр недвижимости создаст возможности для перераспределения налогового бремени в сторону имущественных налогов (об этом много говорят), которые фактически являются основой для формирования региональных, местных бюджетов, особенно в связи со 131-м законом. Кадастр также позволит органам местного самоуправления принимать более эффективные... (Микрофон
отключен.)
Председательствующий. Михаил Владимирович, пожалуйста, продолжайте. Добавьте две минуты.
Мишустин М. В. ...управленческие решения по территориальному планированию, распоряжению объектами недвижимости и бюджетному проектированию в соответствии с нормами 131-го закона. И был вопрос задан уважаемым коллегой по поводу ситуации в Москве. Я сразу же на него отвечу в дополнение того, что сказал Герман Оскарович. Действительно, в Москве сложная ситуация вообще с территориальным органом Роснедвижимости. В течение пяти лет функции территориального органа Росземкадастра исполняло правительство города Москвы и Департамент земельных ресурсов. Существует проблема получения справки, кадастровой справки по земельному участку, на котором соответственно расположено здание, сооружение, на который уже выданы, собственно говоря, свидетельства о собственности владельцам квартир. И без сомнения, по Жилищному кодексу, о чем вы говорили, необходимо, чтобы все собственники квартир получили в долю право, так сказать, на земельный участок, на котором расположен дом. Что для этого делается? В первую очередь мы восстановили территориальный орган, это случилось в феврале. Сейчас получено уже, так сказать, здание и ведутся работы по созданию технологии получения информации и введения единого кадастра на территории города Москвы. С мэром подписано соглашение о признании этого территориального органа. И я надеюсь, что в ближайшие три месяца этот территориальный орган активно начнет получать информацию из базы данных о земельном кадастре Департамента земельных ресурсов города Москвы. То, о чем вы говорите, очень важный вопрос, и, я думаю,
с 1 января вместе с директором Федеральной регистрационной службы Мовчаном мы должны будем решать вопрос о том, как люди должны оформлять эту долевую собственность на земельный участок под своим домом. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Юрий Александрович. Присаживайтесь. Уважаемые коллеги, прошу записаться на вопросы к трем выступившим руководителям. Пожалуйста, включите режим записи. Покажите список записавшихся. Пожалуйста, Малышкин Олег Александрович. Сразу говорите, к кому вопрос.
Малышкин О. А. У меня ко всем трем докладчикам вопрос такого характера: вы хотя бы представляете, сколько на селе стоит кадастровая справка, допустим, по среднему домовладению?
Председательствующий. Пожалуйста, кто ответит? Мишустин Михаил
Владимирович.
Мишустин М. В. По домовладениям на сегодняшний день нет кадастровой стоимости, есть только по земельным участкам. Порядок очень различается в зависимости от села. Очень дешево стоит, то есть от 3 тысяч до 15 тысяч рублей...
Из зала. Называется "дешево"!
Мишустин М. В. Сотка, не метр!
Жириновский В. В. У меня вопрос к Михаилу Владимировичу. Очень хорошо вы сказали про растущее количество земельных собственников. А на местах что происходит? Губернатор заставляет эти доли в хозяйствах, которые получили новые владельцы, сдавать в областной земельный фонд. Вот пример: Белгородская область. Я там был, и граждане жаловались, что они хотели бы сами продать землю на рынке. Мы же рынок установили, но продолжают чиновники действовать. Естественно, они заставляют по низкой цене сдавать землю, а потом крупному собственнику за большие деньги продают эти большие, уже объединенные земельные наделы. Как-то нужно это остановить. И второй вопрос - к Петрову Юрию Александровичу. Передел собственности - вы же руководитель этого фонда федерального имущества - продолжается. Что у нас за позиция? Вот приватизировали, незаконные приватизаторы заработали деньги, теперь они другую часть нашего имущества будут приватизировать. Всё одна и та же группа лиц, получается? Они будут обогащаться еще пятьдесят лет. Основная масса граждан не в состоянии в этом принять участие. Может быть, нам бесплатно раздавать, чтобы появились настоящие честные собственники, иначе будет все время идти подпитка криминала? Вот хотелось бы услышать ответы на эти два вопроса.
Председательствующий. Пожалуйста.
Мишустин М. В. Да, вопрос очень важный. В том, что касается вообще земельных участков, Владимир Вольфович, я считаю, что чем открытей и прозрачней будет информация об их стоимости, о чем уже много раз говорилось, тем проще будет простым людям посмотреть и понять, собственно говоря, с чем они имеют дело и за сколько это можно продать.
Мы в течение трех месяцев опубликуем перечень кадастровой стоимости по всей стране, он будет выставлен в Интернете. Теперь в продолжение вопроса о стоимости сотки. Ведь, коллеги, если мы 3 тысячи рублей умножим на шесть соток - средний, так сказать, земельный участок для скромного человека, - то ставка земельного налога в 0,3 процента будет означать, что он будет платить за земельный участок 50 рублей в год. Это не так страшно, это максимальная ставка для него. И второй момент - оформление долей в колхозах, это тоже очень важная тема. Естественно, что ни в коем случае нельзя допускать, чтобы людьми манкировали и они могли, скажем так, попасть в заблуждение при передаче своих земельных участков для каких-то нужд губернатора или неважно кого.
Я обещаю, что до 1 января сведения о кадастровой стоимости будут опубликованы и вывешены на сайте нашего агентства. Спасибо.
Председательствующий. Пожалуйста, Леонтьев Георгий Карпеевич.
Иванов А. С., фракция "Единая Россия". Депутат Иванов по карточке
Леонтьева. Мой вопрос будет или к Валерию Львовичу, или к Юрию
Александровичу. Предусмотрено ли законодательством влияние на
собственников объектов, которые меняют их целевое назначение, при условии, что земельный участок предоставлялся органами власти в аренду для строительства объекта с целевым назначением, изменение же целевого назначения произошло после ввода объекта в эксплуатацию? При этом также надо учитывать, что в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса лицо после сдачи построенного объекта становится собственником земельного участка. А на практике часто бывает так, что земельный участок органами власти передается под строительство физкультурно-оздоровительного комплекса, а потом этот объект используется как торговый или офисный центр.
Председательствующий. Пожалуйста, Валерий Львович.
Назаров В. Л. Спасибо за вопрос. Вы знаете, действительно, эта проблема существует по всей России. У нас есть Градостроительный кодекс, и в соответствии с этим Градостроительным кодексом, каким бы он плохим ни был, как определенные аналитики говорят, в каждом субъекте должны быть разработаны генеральный план развития и правила застройки. При наличии подобных документов вот эти изменения функционального назначения того или иного земельного участка практически будут невозможны. Есть определенные требования по земельному участку, и они соответствующим образом должны быть выполнены. Если этого нет, то, конечно, в общем, всегда есть возможность обратиться к муниципальной власти или власти субъекта по изменению функционального назначения того или иного земельного участка. Здесь, конечно, каким-либо образом с нашей стороны обременить будет просто невозможно. Потому что вы знаете, что был указ президента, по которому функциональное назначение того или иного объекта должно было быть соблюдено, потом он был отменен, и сейчас эти обременения отсутствуют.
Председательствующий. Пожалуйста, Шаккум Мартин Люцианович.
Шаккум М. Л. У меня вопрос к Валерию Львовичу Назарову. Уважаемый Валерий Львович, один из важнейших вопросов, поставленных президентом, - расширение жилищного строительства. Сегодня решить этот вопрос без вовлечения в оборот земель, принадлежащих федеральным учреждениям и ФГУПам, не представляется возможным. Это сегодня самый крупный у нас землевладелец. Но мы здесь получаем следующую ситуацию. Самостоятельно ФГУПы и госучреждения землей распорядиться не могут, они не могут выставить ее на аукцион, не могут продать и так далее. В то же время у вас не налажен процесс изъятия этих неиспользуемых земельных участков и продажи их совместно, может быть, с органами местного самоуправления или без них на соответствующих аукционах. Скажите, пожалуйста, что делается по
этой проблеме, по какому?.. (Микрофон отключен.)
Председательствующий. Пожалуйста, Валерий Львович.
Назаров В. Л. Спасибо за вопрос. Действительно, существует такая проблема. Высший Арбитражный Суд давал разъяснение по этому вопросу: имущество, которое находится на праве оперативного управления, особенно имущество на земельных участках бессрочного пользования, не может использоваться для других целей. И как правило, ФГУ заинтересовано в вовлечении в оборот этого земельного участка, но без изъятия у него. Как только мы начинаем говорить об изъятии, должна быть проведена соответствующая проверка, составлен акт, позволяющий подтвердить, что этот земельный участок действительно по назначению не используется. Как правило, это очень трудно сделать. И получается следующее: ФГУ заинтересовано привлечь инвестора и с ним вести переговоры непосредственно, но как только мы ставим вопрос о законности изъятия, сразу, в общем-то, идут судебные тяжбы, выявление доказательной базы, подтверждающей, что этот земельный участок крайне необходим для выполнения тех функций, которые, в общем-то, уставом утверждены. Такие проблемы действительно есть.
Из зала. Что же делать?
Назаров В. Л. Что делать? Я считаю, что применять вот ту процедуру, которую мы сейчас применяем, - изъятие (конечно, это, можно сказать, кровавое изъятие, но другого выхода нет) и потом соответствующим образом вовлечение этого земельного участка в оборот. Самое главное, надо не забывать, что сейчас идет процесс разграничения прав собственности на земельные участки между субъектами и Российской Федерацией. Если эта земля практически не попала в перечень разграничения, то она является государственной и право управления этой землей у субъекта или муниципального образования. То есть мы изымаем, но эта земля переходит, в общем-то, в управление субъекта Российской Федерации.
Свиридов В. В., фракция ЛДПР. Депутат Свиридов по карточке Иванова. У меня вопрос к руководителю Федерального агентства кадастра объектов недвижимости. Уважаемый Михаил Владимирович, кадастровая стоимость земли существенно отличается от рыночной, особенно это ярко видно на примере Московской области. Так, если кадастровая стоимость участка земли - 50 тысяч рублей, то реально он продается по цене от 200 до 300 тысяч долларов, а разница как раз и используется, применяется на поле коррупции. Что, вообще, делает ваше ведомство для недопущения этого и какие у вас есть предложения, мысли по этому поводу? Спасибо.
Мишустин М. В. Спасибо. Во-первых, в соответствии с 316-м постановлением правительства саму кадастровую стоимость утверждают руководители субъектов Российской Федерации. Мы проводим экспертизу, и, собственно говоря, на сегодняшний день по Московской области это большой вопрос. Она не утверждена в Московской области повсеместно, то есть вот вы сказали, что 50 тысяч рублей... Я не понимаю, откуда эти данные, потому что в Московской области мы, я думаю, закончим только в ноябре оценку основных категорий поселений, так сказать. Кадастровая стоимость уже известна, но мы пока не перешли непосредственно к стоимости конкретного земельного участка. А что касается... Вы абсолютно правы, что вообще кадастровая стоимость будет отличаться от рыночной стоимости, и вопрос времени, чтобы сформировать институт оценки для целей налогообложения. Необходимо, чтобы наши оценщики умели использовать именно все методы и методики для оценки всех категорий земель. Мы только входим в земельный налог, это первый опыт. И после формирования - до 1 января, - так сказать, непосредственно базы данных кадастровой стоимости всех категорий земель, в том числе в Московской области, мы сможем сравнивать это с рынком. На текущий момент достаточно серьезно мы в этом направлении работаем и готовим своих специалистов в области оценки.
Белоусов А. Н., фракция "Единая Россия". Спасибо. У меня два коротких
конкретных вопроса к двум докладчикам. Может один ответить. Первое. Этот вопрос я адресую Валерию Львовичу Назарову. Когда будет представлен в правительство разрабатываемый в Минэкономразвития проект постановления Правительства Российской Федерации об утверждении порядка высвобождения и дальнейшего распоряжения недвижимым военным имуществом? И второй вопрос -
к Михаилу Владимировичу, аналогичного содержания. Когда будет представлен в правительство разрабатываемый нормативный акт об утверждении положения о составе и порядке подготовки документации о переводе земель обороны в земли иных категорий? Вот отсутствие этих двух нормативных актов парализует работу Министерства обороны, что является недопустимым.
Назаров В. Л. Спасибо большое за вопрос. Я вот не согласился бы с вами, что действительно парализует работу Минобороны то, что связано с вовлечением в хозяйственный оборот объектов военного имущества, весь инвестиционный климат... Наоборот, сегодня мы можем констатировать, что активность, которая есть на данный момент, весьма и весьма высока. И Минобороны это подтверждает. Мы сейчас заключили свыше тридцати инвестиционных договоров, в общей сложности свыше шести тысяч квартир будут переданы Минобороны. Единственная проблема заключается в оценке. И конечно, мы никогда не согласимся, если занижают стоимость федерального имущества. Ну, примеры следующие. Возьмем объект дачного фонда: первичная оценка составляла там порядка 200 тысяч, а в течение трех месяцев, пока мы готовили заключения, проводили экспертизы этих отчетов, эта сумма возросла до 5,5 миллиона. Вы представляете, какая разница! Конечно, вот в этой ситуации, может быть, на первом этапе было замедление выпуска распоряжений о привлечении инвесторов на те или иные объекты. Это было связано действительно с оценкой. Второе. Что касается проекта постановления правительства, он подготовлен и сейчас идет согласование с заинтересованными ведомствами. В ближайшее время мы внесем в правительство.
Сообщение отредактировал Adr: 19 September 2005 - 13:28