Всегда считал, что если ИЛ отозван по инициативе взыскателя, то срок, в течение которого ИЛ лежал в банке или у приставов при повторной подаче будет вычтен из трехлетнего срока, тем самым укоротив следующий трехлетний срок, начинающий отсчет при повторном предъявлении.
Однако наткнулся на интересное кассационное определение Второго КСОЮ по делу 8Г-13277/2021
Внимание заслуживает данный фрагмент
В связи с поступлением от взыскателя заявлений о возвращении исполнительных документов без исполнения от ДД.ММ.ГГГГ в отношении должников ФИО13, ФИО15, ФИО1, ФИО7, от ДД.ММ.ГГГГ – в отношении ФИО12 и ФИО16 судебным приставом-исполнителем вынесены постановления об окончании исполнительных производств. Исполнительные документы возвращены взыскателю.
Таким образом, период нахождения исполнительных документов на исполнении составил:
- в отношении должников ФИО16, ФИО12 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ гожа (3 года 20 дней),- в отношении должников ФИО1, ФИО13, ФИО14, ФИО15 – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 года 10 месяцев 2 дня).
Повторно вышеуказанные исполнительные листы поступили в ОСП по Смоленскому, Кардымовскому и <адрес>м УФССП по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, после чего судебным приставом-исполнителем ДД.ММ.ГГГГ возбуждены исполнительные производства.
ДД.ММ.ГГГГ в связи с отзывом Банком исполнительных листов в отношении ФИО1, ФИО15, ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ – в отношении ФИО12 и ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ – в отношении ФИО16 исполнительные производства окончены в отношении должников ФИО1, ФИО15, ФИО13 ДД.ММ.ГГГГ, ФИО12 и ФИО14 – ДД.ММ.ГГГГ, ФИО16 – ДД.ММ.ГГГГ, исполнительные листы возвращены взыскателю.
Таким образом, повторный период нахождения исполнительных документов на исполнении составил в отношении должников ФИО12, ФИО14 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 1 месяц 2 дня), в отношении ФИО1, ФИО13, ФИО15 – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (6 месяцев 24 дня), ФИО16- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 1 месяц 16 дней).
Исполнительные листы в отношении должников ФИО1, ФИО15, ФИО13 были снова предъявлены взыскателем на принудительное исполнение ДД.ММ.ГГГГ. Однако ДД.ММ.ГГГГ постановления о возбуждении исполнительных производств по указанным исполнительным документам отменены, вынесены постановления об отказе в возбуждении исполнительных производств в связи с истечением срока предъявления исполнительных документов к исполнению. Исполнительные документы возвращены взыскателю.
В отношении должников ФИО16, МининойВ.Н. и ФИО12 за период с августа 2020 года исполнительные листы не предъявлялись.
Таким образом, судом апелляционной инстанции установлено, что общая продолжительность периодов нахождения исполнительных документов на исполнении составила: в отношении должников ФИО1, ФИО13, ФИО15 – 3 года 4 месяца 26 дней, ФИО16 – 4 года 2 месяца 6 дней, ФИО14 – 4 года 1 месяц 23 дня, ФИО12 – 4 года 1 месяц 22 дня.
Установив эти обстоятельства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что поскольку периоды нахождения исполнительных документов на исполнении превышают три года, Банк пропустил срок предъявления исполнительных листов к исполнению. При этом с ходатайством о восстановлении пропущенного срока предъявления исполнительного документа к исполнению Банк не обращался.
Исходя из этого судом апелляционной инстанции сделано заключение о том, что на момент рассмотрения заявления взыскателя об изменении порядка и способа исполнения судебного решения возможность принудительного исполнения судебного акта отсутствовала, и у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для удовлетворения заявления Банка.
Выводы суда апелляционной инстанции основаны н неправильном толковании закона ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона об исполнительном производстве исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу.
Названный срок прерывается предъявлением исполнительного документа к исполнению. После перерыва течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению возобновляется. Время, истекшее до перерыва срока, в новый срок не засчитывается (пункт 1 части 1 и часть 2 статьи 22 Закона об исполнительном производстве).
Возвращение взыскателю исполнительного документа не является препятствием для повторного предъявления исполнительного документа к исполнению в пределах срока, установленного статьей 21 настоящего Федерального закона (часть 4 статьи 46 Закона об исполнительном производстве).
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 21, части 2 статьи 22 и части 4 статьи 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в связи с жалобой гражданина ФИО8» признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 35 (часть 2), 46 (часть1) и 55 (часть3), положения части 1 статьи 21, части 2 статьи 22 и части 4 статьи 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в той мере, в какой эти положения в их взаимосвязи позволяют – при неоднократном прерывании срока предъявления исполнительного документа к исполнению предъявлением исполнительного документа к исполнению с последующим возвращением взыскателю на основании его заявления – всякий раз исчислять течение этого срока заново с момента возвращения исполнительного документа по данному основанию взыскателю и продлевать его тем самым на неопределенно длительное время.
Конституционным Судом Российской Федерации постановлено, что впредь до внесения в действующее правовое регулирование необходимых изменений, вытекающих их указанного Постановления, при предъявлении взыскателем исполнительного документа к исполнению должностные лица службы судебных приставов, а также суды, разрешая вопрос о наличии оснований для возбуждения или отказа в возбуждении исполнительного производства, в частности о соблюдении срока предъявления исполнительного документа к исполнению, в случае, если представленный исполнительный документ ранее уже предъявлялся к исполнению, но затем исполнительное производство по нему было окончено в связи с заявлением взыскателя, при исчислении этого срока обязаны вычитать из установленной законом общей продолжительности срока предъявления исполнительных документов к исполнению периоды, в течение которых исполнительное производство по данному исполнительному документу осуществлялось, начиная с его возбуждения и заканчивая его окончанием в связи с возвращением взыскателю исполнительного документа по его заявлению.
Во исполнение предписания Конституционного Суда РФ о внесении изменений в действующее правовое регулирование частью 3.1 статьи 22 Закона об исполнительном производстве, введенной Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №101-ФЗ, установлены особые правила исчисления срока предъявления исполнительного документа к исполнению в случае отзыва исполнительного документа взыскателем.
Предусмотрено, что в случае, если исполнение по ранее предъявленному исполнительному документу было окончено в связи с отзывом взыскателем исполнительного документа либо в связи с совершением взыскателем действий, препятствующих его исполнению, период со дня предъявления данного исполнительного документа к исполнению до дня окончания по нему исполнения по одному из указанных оснований вычитается из соответствующего срока предъявления исполнительного документа к исполнению, установленного федеральным законом.
Верховный Суд РФ в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № (2020), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, разъяснил, что при предъявлении исполнительного документа к исполнению срок его предъявления прерывается, но в случае возвращения исполнительного документа взыскателю по его заявлению этот срок, исчисляемый заново с момента возвращения исполнительного документа, определяется с учетом особенностей, предусмотренных частью 3.1 статьи 22 Закона об исполнительном производстве.
Из приведенных правовых норм, правовых позиций Конституционного Суда РФ и разъяснений Верховного Суда РФ следует, что в случае возвращения исполнительного документа взыскателю по его заявлению общее правило исчисления срока предъявления исполнительного документа к исполнению после перерыва, установленное частью 2 статьи 22 Закона об исполнительном производстве, не применяется, а действует правило, установленное частью 3.1 статьи 2 Закона об исполнительном производстве. Это правило предполагает то, что периоды, в течение которых исполнительное производство осуществлялось, вычитаются из общей продолжительности срока предъявления исполнительного документа к исполнению.
Суд апелляционной инстанции, установив, что периоды, в течение которых исполнительные листы в отношении должников находились на принудительном исполнении, превышают общий срок предъявления исполнительного листа к исполнению, установленный частью 1 статьи 22 Закона об исполнительном производстве, сделал вывод о пропуске взыскателем срока предъявления исполнительных листов.
Вместе с тем период нахождения исполнительного листа на исполнении, напротив, вычитается из общего срока предъявления исполнительного листа, то есть удлиняет этот срок на период принудительного исполнения.
Так, в отношении должника ФИО14 суд апелляционной инстанции установил, что общий период нахождения исполнительного листа на исполнении в службе судебных приставов составил 4 года 1 месяц 23 дня. Из этого следовало, что срок предъявления исполнительного листа с учетом вычета этого периода из общего срока течения срока предъявления исполнительного листа привел к его удлинению на 4 года 1 месяц 23 дня по отношению к общему трехгодичному сроку. Таким образом, срок предъявления исполнительного листа к исполнению, начавший течение с ДД.ММ.ГГГГ (вступления судебного акта в законную силу) по общему правилу заканчивался ДД.ММ.ГГГГ, но с учетом нахождения на исполнении в течение 4 лет 1 месяца 23 дней удлинился до ДД.ММ.ГГГГ.
Аналогичные ошибки, основанные на неправильном толковании закона, допущены в отношении остальных должников.
С учетом изложенного апелляционное определение суда второй инстанции нельзя признать законным. Оно принято с существенными нарушениями норм права, без устранения которых невозможна защиты прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемого судебного акта апелляционной инстанции и направление дела на новое апелляционное рассмотрение.
Судя по этому касс.определению, кассация считает, что вычитание срока - это его удлинение?