В том-то у меня и вопрос: почему ведомство решило идти по самому неудобному для заявителей пути. Международный договор не заставляет их это делать.
Собственно, и ГК не заставляет эксперта направлять в таких случаях запрос, т.к. в ГК сказано, что эксперт "может" (но не обязан) направить запрос, а может и не направлять, и сразу принять решение об отказе. Но при рассмотрении нац. заявок такого не происходит (конкретно, в случаях обнаружения на ПО какого-то ТЗ), поскольку есть п. 47 Правил:
"В случае если заявителем не представлены документы, предусмотренные подпунктами 6-8 пункта 2 Правил, а также в случаях, если установлено, что промышленный образец идентичен объектам, указанным в пунктах 5-8, 10 статьи 1483 Кодекса, либо производящим такое же общее впечатление, либо включающим указанные объекты, заявителю направляется запрос, предусмотренный пунктом 86 Правил."
То есть Правила прямо указывают эксперту, что в таком случае он должен направить запрос. Более, того, коллегия Роспатента, когда рассматривает такие дела по МПО (а первые дела уже до них дошли), сама цитирует эту норму правил как подлежавшую применению, но никак не комментирует тот факт, что экспертиза эту норму не применила (см., например: https://www.fips.ru/pps/27_04_21/2020%D0%9203967.pdf)
Относительно того, что Договор не предусматривает направление "запросов" или "предварительных отказов", то это тоже никак не ограничивает Роспатент в выборе адекватной процедуры. Так, у Роспатента не вызывает никаких затруднений в направлении Notification of Refusal (уведомление об отказе) по МПО, в котором, по мнению Роспатента, нарушен принцип единства, при этом в этом "отказе" Роспатент предлагает заявителю в течение 3 месяцев сообщить о выборе промобразца для дальнейшей экспертизы, т.е. это отказ-запрос, назовем его так. Отказ по иным основаниями (в т.ч. по наличию ТЗ) оформляется Роспатентом точно таким же образом - тоже как Notification of Refusal, но в самом тексте сразу направляет заявителя подавать возражение, а не предоставлять ответ.
Гайд по Гаагской системе тоже не видит препятствий для "отказа-запроса":
Notion of refusal
Under the Hague Agreement, the word “refusal” does not mean a final decision of refusal, that is to say, a decision that is no longer subject to review or appeal. All that is required is that, within the applicable refusal period (refer to “Time limits for refusal”), a designated Office indicates the grounds which may be liable to lead to a refusal of protection. In other words, what must be notified within the applicable refusal period is simply a provisional objection.