|
||
|
- Конференция ЮрКлуба
- → Просмотр профиля: Сообщения: Gens
Статистика
- Группа: Новенький
- Сообщений: 39
- Просмотров: 1861
- Возраст: Неизвестен
- День рождения: Неизвестен
-
Пол
Не указал
Мои сообщения
В теме: Подсудность по выбору истца или...?
31 May 2006 - 20:24
Спасибо, к сожалению - согласен
В теме: перенайм прав по договору субаренды
05 May 2006 - 15:51
Ладно, спасибо за обсуждение, делаю соглашение о перенайме, посмотрим что на это скажет фрс (больше года срок)
В теме: перенайм прав по договору субаренды
05 May 2006 - 15:21
Но уведомлять о перенайме и арендатора, и собственника?
В теме: перенайм прав по договору субаренды
05 May 2006 - 14:01
да я и хочу перенайм по уже имеющейся субаренде, а про субсуб аренду (ее законность или незаконность) говорю по аналогии
В теме: перенайм прав по договору субаренды
05 May 2006 - 13:13
Есть сомнения, исходя из отсутствия правоприменительной практики, сомнения проистекают из следующего: речь идет о перенайме, возможность которого предусмотрена так же, как и субаренда, соответственно по аналогии к перенайму относятся те же сомнения в правомерности, как и к субсубаренде, а по поводу ее правомерности есть, например такая точка зрения (не моя) - основное - в субаренду имущество передать вправе именно арендатор, а не субарендатор:
1. Во-первых, согласно ст.608 ГК РФ право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду. П.2 ст.615 ГК РФ устанавливает, что арендатор вправе … сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем). Т.е. данная норма исходит из того, что возможность сдачи имущества в субаренду принадлежит именно арендатору. В случае же с субарендой, субарендатор не является арендатором имущества, а становится самостоятельным (третьим) лицом арендных правоотношений. И даже если исходить из того, что к субаренде применимы правила об аренде, то лицом, сдающим имущество в субсубаренду, в любом случае будет считаться уже не арендатор, а субарендатор, а право сдачи имущества, полученного субарендатором, в дальнейшую субаренду закон не предусматривает.
2. Во-вторых, При сдаче имущества в субаренду налицо юридическая связь субарендных правоотношений собственник – арендатор – субарендатор. Право сдачи имущества в субаренду принадлежит второй стороне правоотношений – арендатору (см. предыдущий абзац). В случае сдачи имущества субсубаренду данные отношения деформируются в отношения собственник – арендатор – субарендатор - субсубарендатор. При этом по общему правилу, для сдачи имущества в субаренду необходимо согласие собственника имущества. Однако данное требование устанавливается именно для трехсторонних отношений. В случае же сдачи имущества в субсубаренду становится неясно, кому именно следует давать согласие на совершение такой сделки. В результате комплексного толкования статей 209, 608 и 615 ГК можно предположить, что согласие собственника презюмируется. Таким образом, остается открытым вопрос, следует ли получать согласие арендатора. Если предположить, что не следует, тогда возникает вопрос, как может лицо (субарендатор) распорядиться имуществом без согласия лица, которое фактически это имущество ему вручило (на определенное время) и отвечает за это имущество перед арендодателем. Если предположить, что такое согласие должно быть, то для легитимности рассматриваемых отношений согласия одного только собственника, как это необходимо для договора субаренды, недостаточно. Т.е. необходимо получения одновременно согласия двух лиц, что не совсем согласуется с правовой конструкцией субаренды, предполагающей для своей правомерности согласие только одного лица – арендодателя.
3. В-третьих, в соответствии со ст.618 ГК, если иное не предусмотрено договором аренды, досрочное прекращение договора аренды влечет прекращение заключенного в соответствии с ним договора субаренды. Субарендатор в этом случае имеет право на заключение с ним договора аренды на имущество, находившееся в его пользовании в соответствии с договором субаренды, в пределах оставшегося срока субаренды на условиях, соответствующих условиям прекращенного договора аренды.
При таких условиях, если предположить, что отношения субсубаренды возможны, неясным становится вопрос о том, как применяется эта норма к таким отношениям. В частности, неясным становится вопрос, каким образом может быть предъявлено требование о заключении договора аренды субсубарендатором к арендатору, поскольку арендатор не является собственником рассматриваемого имущества. Если предположить, что такое требование предъявляется к собственнику имущества, то вопросы вызывают: а) правовые основания такого требования, поскольку ст.618 говорит именно об одном лице - субарендаторе, но не о субсубарендаторе (и не о каких-либо еще третьих лицах); б) согласование такого права с правом на предъявление аналогичного требования непосредственно субарендатором (в частности, в ситуации, когда одновременно и субсубарендатор и субарендатор потребовали заключения сделки в отношении себя лично, когда субсубарендатор не воспользовался правом на заключение соответствующей сделки и т.п.).
4. В-четвертых, если предположить, что субсубаренда действительно возможна, то можно сделать вывод, что возможна и субсубсубаренда и субсубсубсубаренда и т.п. Т.е. таким образом, это приводит к фактическому нивелированию арендных отношений, которые предполагают обычно наличие двух сторон – арендодателя и арендатора (и лишь при особых условиях – субарендатора), но никак не десять или сорок сторон. Во многом это связано с особым характером арендных отношений, где одна сторона (арендодатель) фактически доверяет другой стороне (арендатору) имущество. Цель таких отношений направлена на обеспечение арендодателем возможности извлечения полезных свойств и качеств арендованной вещи именно арендатору, но не третьему лицу, а возможность такого пользования иным лицом (субарендатором) - это скорее некое исключение из общего порядка, отдельно предусмотренное законом и требующее по закону дополнительного согласия арендодателя. Исключительность таких (субарендных) отношений подтверждается и тем, что у арендодателя нет прямой правовой связи с субарендатором. Все отношения касательно арендуемого имущества (в т.ч. и правовая возможность предъявления всех требований, претензий и т.п.), складываются именно между арендатором и арендодателем, а в случае расторжения договора аренды имущество обычно передается от субарендатора арендатору, а от него – арендодателю. В этой связи затруднительной, например, представляется процедура передачи арендованного имущества арендодателю от двадцать пятого суб…субарендатора и т.п. Кроме того, следует учитывать, что все изложенные в настоящем ответе гражданско-правовые проблемы будут только усиливаться с каждым новым суб…субарендатором.
Таким образом, конечно можно утверждать, что ввиду отсутствия нормативно-правового запрета на совершение действий по сдаче в субаренду имущества лицом, которое в свою очередь является субарендатором, а также учитывая положения абзаца 3 п.2 ст.615 ГК РФ (к субаренде применяются нормы закона об аренде) и нормы ст.ст. 1 и 421 ГК РФ (касающиеся принципа свободы договора), заключение такой сделки является правомерным действием. При этом, необходимо согласие как арендодателя (собственника имущества или иного уполномоченного им лица), так и арендатора имущества.
Однако, подобный подход, опираясь на вышеизложенные доводы и проблемы, а также на отсутствие какой-либо судебной практики по данному вопросу, сопряжен с риском того, что в случае возникновения спора, суд посчитает анализируемую сделку сделкой, совершенной с нарушением требований закона, т.е. как ничтожную сделку (см. ст. ст.167, 168 ГК РФ).
1. Во-первых, согласно ст.608 ГК РФ право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду. П.2 ст.615 ГК РФ устанавливает, что арендатор вправе … сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем). Т.е. данная норма исходит из того, что возможность сдачи имущества в субаренду принадлежит именно арендатору. В случае же с субарендой, субарендатор не является арендатором имущества, а становится самостоятельным (третьим) лицом арендных правоотношений. И даже если исходить из того, что к субаренде применимы правила об аренде, то лицом, сдающим имущество в субсубаренду, в любом случае будет считаться уже не арендатор, а субарендатор, а право сдачи имущества, полученного субарендатором, в дальнейшую субаренду закон не предусматривает.
2. Во-вторых, При сдаче имущества в субаренду налицо юридическая связь субарендных правоотношений собственник – арендатор – субарендатор. Право сдачи имущества в субаренду принадлежит второй стороне правоотношений – арендатору (см. предыдущий абзац). В случае сдачи имущества субсубаренду данные отношения деформируются в отношения собственник – арендатор – субарендатор - субсубарендатор. При этом по общему правилу, для сдачи имущества в субаренду необходимо согласие собственника имущества. Однако данное требование устанавливается именно для трехсторонних отношений. В случае же сдачи имущества в субсубаренду становится неясно, кому именно следует давать согласие на совершение такой сделки. В результате комплексного толкования статей 209, 608 и 615 ГК можно предположить, что согласие собственника презюмируется. Таким образом, остается открытым вопрос, следует ли получать согласие арендатора. Если предположить, что не следует, тогда возникает вопрос, как может лицо (субарендатор) распорядиться имуществом без согласия лица, которое фактически это имущество ему вручило (на определенное время) и отвечает за это имущество перед арендодателем. Если предположить, что такое согласие должно быть, то для легитимности рассматриваемых отношений согласия одного только собственника, как это необходимо для договора субаренды, недостаточно. Т.е. необходимо получения одновременно согласия двух лиц, что не совсем согласуется с правовой конструкцией субаренды, предполагающей для своей правомерности согласие только одного лица – арендодателя.
3. В-третьих, в соответствии со ст.618 ГК, если иное не предусмотрено договором аренды, досрочное прекращение договора аренды влечет прекращение заключенного в соответствии с ним договора субаренды. Субарендатор в этом случае имеет право на заключение с ним договора аренды на имущество, находившееся в его пользовании в соответствии с договором субаренды, в пределах оставшегося срока субаренды на условиях, соответствующих условиям прекращенного договора аренды.
При таких условиях, если предположить, что отношения субсубаренды возможны, неясным становится вопрос о том, как применяется эта норма к таким отношениям. В частности, неясным становится вопрос, каким образом может быть предъявлено требование о заключении договора аренды субсубарендатором к арендатору, поскольку арендатор не является собственником рассматриваемого имущества. Если предположить, что такое требование предъявляется к собственнику имущества, то вопросы вызывают: а) правовые основания такого требования, поскольку ст.618 говорит именно об одном лице - субарендаторе, но не о субсубарендаторе (и не о каких-либо еще третьих лицах); б) согласование такого права с правом на предъявление аналогичного требования непосредственно субарендатором (в частности, в ситуации, когда одновременно и субсубарендатор и субарендатор потребовали заключения сделки в отношении себя лично, когда субсубарендатор не воспользовался правом на заключение соответствующей сделки и т.п.).
4. В-четвертых, если предположить, что субсубаренда действительно возможна, то можно сделать вывод, что возможна и субсубсубаренда и субсубсубсубаренда и т.п. Т.е. таким образом, это приводит к фактическому нивелированию арендных отношений, которые предполагают обычно наличие двух сторон – арендодателя и арендатора (и лишь при особых условиях – субарендатора), но никак не десять или сорок сторон. Во многом это связано с особым характером арендных отношений, где одна сторона (арендодатель) фактически доверяет другой стороне (арендатору) имущество. Цель таких отношений направлена на обеспечение арендодателем возможности извлечения полезных свойств и качеств арендованной вещи именно арендатору, но не третьему лицу, а возможность такого пользования иным лицом (субарендатором) - это скорее некое исключение из общего порядка, отдельно предусмотренное законом и требующее по закону дополнительного согласия арендодателя. Исключительность таких (субарендных) отношений подтверждается и тем, что у арендодателя нет прямой правовой связи с субарендатором. Все отношения касательно арендуемого имущества (в т.ч. и правовая возможность предъявления всех требований, претензий и т.п.), складываются именно между арендатором и арендодателем, а в случае расторжения договора аренды имущество обычно передается от субарендатора арендатору, а от него – арендодателю. В этой связи затруднительной, например, представляется процедура передачи арендованного имущества арендодателю от двадцать пятого суб…субарендатора и т.п. Кроме того, следует учитывать, что все изложенные в настоящем ответе гражданско-правовые проблемы будут только усиливаться с каждым новым суб…субарендатором.
Таким образом, конечно можно утверждать, что ввиду отсутствия нормативно-правового запрета на совершение действий по сдаче в субаренду имущества лицом, которое в свою очередь является субарендатором, а также учитывая положения абзаца 3 п.2 ст.615 ГК РФ (к субаренде применяются нормы закона об аренде) и нормы ст.ст. 1 и 421 ГК РФ (касающиеся принципа свободы договора), заключение такой сделки является правомерным действием. При этом, необходимо согласие как арендодателя (собственника имущества или иного уполномоченного им лица), так и арендатора имущества.
Однако, подобный подход, опираясь на вышеизложенные доводы и проблемы, а также на отсутствие какой-либо судебной практики по данному вопросу, сопряжен с риском того, что в случае возникновения спора, суд посчитает анализируемую сделку сделкой, совершенной с нарушением требований закона, т.е. как ничтожную сделку (см. ст. ст.167, 168 ГК РФ).
- Конференция ЮрКлуба
- → Просмотр профиля: Сообщения: Gens
- Политика Конфиденциальности
- Правила конференции ·