"Перестали" кошмарить бункеровочный бизнес, чиновники минтранса проллобировали все-таки обязательность ПЛРН для бункеровщиков (см. стр.19-20).
Полагаю, что данные изменения противоречат международному праву, перекладывают публичную обязанность государства на частный бизнес и фактически обременяют бункеровочные организации несвойственной для данного бизнеса дополнительной деятельностью, что ведет к ограничению свободы предпринимательской деятельности.
Согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации и Федерального закона от 15.07.1995 №101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы; если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Российская Федерация является стороной Международной конвенции по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству 1990 года, присоединение которой осуществлено согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 23.07.2009 №607 (далее – Международная конвенция).
Подпункт «а» части 1 статьи 3 Международной конвенции предусматривает для судов наличие на борту судового плана чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением нефтью, согласно положений, принятых Международной морской организацией (ИМО) или под ее эгидой для этой цели, и в соответствии с ними.
На настоящий момент для нефтеналивных судов предусматривается наличие плана SOPEP (ship oil pollution emergency plan), разрабатываемый в соответствии с требованиями Правила 37 Приложения I Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года, в редакции Протокола 1978 года к ней (MARPOL 73/78) и Руководством по разработке судовых планов чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением нефтью, принятое ИМО резолюцией МЕРС.54(32) и измененное резолюцией МЕРС.86(44)
Частями 2 и 3 статьи 3 Международной конвенции устанавливается обязательность наличия плана чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением нефтью для операторов морских установок, находящихся под ее юрисдикцией, а также органов и операторов, ответственных за морские порты и объекты, связанные с обработкой нефти.
Согласно пункту 5 статьи 2 Международной конвенции «морские порты и объекты, связанные с обработкой нефти» означают - сооружения, которые создают опасность инцидента, вызывающего загрязнение нефтью, и включают, среди прочего, морские порты, нефтяные терминалы, трубопроводы и другие объекты, связанные с обработкой нефти.
Из вышеприведенных положений Международной конвенции однозначно следует, что план ЛРН должны иметь хозяйствующие субъекты использующие морские установки, органы и операторы, ответственные за морские порты и объекты, связанные с обработкой нефти, что соответствовало прежней редакции статьи 16.1 Федерального закона №155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», а её настоящая редакция входит в противоречие с Международной конвенцией, вследствие чего не должна применяться в силу части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 23.07.2009 №607 ответственным за обеспечение готовности и реагирование на случай загрязнения нефтью возложено на Министерство транспорта Российской федерации и Федеральное агентство морского и речного транспорта; функционирование национальной системы обеспечения готовности и реагирования на случай загрязнения нефтью осуществляется в рамках функциональной подсистемы организации работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море с судов и объектов независимо от их ведомственной и национальной принадлежности, входящей в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; районом ответственности национальной системы обеспечения готовности и реагирования на случай загрязнения нефтью являются внутренние морские воды, территориальное море и исключительная экономическая зона Российской Федерации.
Пунктом 11 Положения о функциональной подсистеме организации работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море с судов и объектов независимо от их ведомственной и национальной принадлежности, утвержденного приказом Министерства транспорта РФ от 06.04.2009 №53 (далее - Положение №53), установлено, что федеральные государственные учреждения - администрации морских портов являются постоянно действующими органами управления функциональной подсистемы на объектовом уровне и осуществляют функции по организации и выполнению работ по предупреждению и ЛРН в зонах ответственности морских портов, в том числе, организуют несение аварийно-спасательной готовности и готовности по ЛРН во взаимодействии с ФГУ «Госморспасслужба России» и ФГУП «Росморпорт».
В соответствии с пунктом 12 Положения №53 ФГУП «Росморпорт» и его филиалы являются постоянно действующими органами управления функциональной подсистемы на объектовом уровне и осуществляют функции по предупреждению и ЛРН в море на своих объектах, одной из которых является взаимодействие с ФГУ «Госморспасслужба России» и администрациями морских портов по организации и несению АС/ЛРН - готовности по ЛРН.
Пунктом 18 Положения №53 установлено - в целях поддержания постоянной готовности органов управления, сил и средств функциональной подсистемы к выполнению поставленных задач для оперативного реагирования на разливы нефти на морских бассейнах, в БАСУ, УАСПТР, а также в морских портах должно быть организовано круглосуточное дежурство сил и средств ЛРН в соответствии с Положением об организации аварийно-спасательного обеспечения на морском транспорте, утвержденным приказом Министерства транспорта РФ от 07.06.1999 №32.
Согласно пункту 20 Положения №53, применение сил и средств функциональной подсистемы осуществляется на основе соответствующих планов по предупреждению и ЛРН в море: планов по предупреждению и ЛРН администраций морских портов - при разливах нефти и нефтепродуктов в зонах ответственности соответствующих администраций морских портов.
Таким образом, каждый морской порт Российской Федерации, в котором бункеровочные организации осуществляют свою хозяйственную деятельность, имеет собственный план ЛРН, выполнение которого возложено на субъектов функциональной подсистемы: ФГУП «Росморпорт» и аварийно-спасательную службу ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота», силы и средства которых должны находиться в состоянии постоянной готовности по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море в отношении всех судов, находящихся в акватории морского порта вне зависимости от их национальной и ведомственной принадлежности.
Помимо того, статьей 2 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О лицензировании отдельных видов деятельности» определено, что лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается (ч. 1); к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием (ч. 3).
Осуществляемая бункеровочной организацией деятельность в соответствии с пунктами 21 и 28 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ подлежит лицензированию.
Положением о лицензировании деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2012 №193 (в редакции от 10.08.2016 №778), принятым во исполнение Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ, не предусматривается наличие плана ЛРН в качестве лицензионного требования для осуществления данного вида деятельности.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 5 Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2012 №193 (в редакции от 10.08.2016 №778), наличие плана действий по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов предусмотрено только для организаций, эксплуатирующих береговые объекты, плавучие нефтехранилища, нефтенакопители.
В данном случае, изменения внесенные в статью 16.1 Федерального закона №155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» фактически вводят дополнительные требования для субъектов предпринимательской деятельности в обход Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ.