Пресс-релиз Секретаря Суда
(неофициальный перевод)
ECHR / ЕСПЧ № 194 (2014)
01.07.2014
Отказ властей предоставить жилье и коммунальные услуги в
соответствии с решениями российских судов: новое
пилотное постановление в отношении России
В сегодняшнем постановлении, вынесенном Палатой по делу Герасимов и другие
против России (жалобы №№ 29920/05, 3553/06, 18876/10, 61186/10, 21176/11, 36112/11,
36426/11, 40841/11, 45381/11, 55929/11 и 60822/11),1 Европейский Суд по правам человека
единогласно констатировал нарушения статьи 6 (право на справедливое
судебное разбирательство) и статьи 13 (право на эффективное средство
правовой защиты) Европейской конвенции по правам человека, а также нарушение
статьи 1 Протокола № 1 (защита собственности).
Дело касалось 11 заявителей из различных российских регионов от Владивостока до
Смоленска, которые пострадали от длительного неисполнения решений российских судов,
обязавших органы власти совершить определенные действия в пользу граждан
(предоставление жилья и жилищно-коммунальных услуг, ремонтные работы, покупка
автомобиля инвалиду, выдача административного документа и т. п.). При этом российское
право не предоставляло возможностей для эффективного восстановления нарушенных прав
заявителей.
С учетом своих предыдущих постановлений по более чем 150 подобным жалобам, Суд счел,
что дело выявляет наличие серьезных структурных проблем в указанной сфере. Жалобы
заявителей действительно продемонстрировали разнообразие ситуаций, уязвимость
пострадавших, а также обширную российскую территорию, на которой аналогичные вопросы
периодически возникают на протяжении последних пятнадцати лет.
Суд пришел к выводу, что характер лежащих в основе дела проблем, большое количество
пострадавших российских граждан и острая необходимость незамедлительного и адекватного
восстановления их прав внутри страны оправдывают применение процедуры пилотного
постановления.2 Исходя из этого, Суд постановил, что Россия обязана в течение одного года с
момента, когда постановление станет окончательным, создать эффективное
внутригосударственное средство правовой защиты, обеспечивающее адекватное и
достаточное возмещение за неисполнение или несвоевременное исполнение судебных актов,
возлагающих на российские органы власти обязательства в натуре.
В отношении других 600 схожих дел, находящихся на рассмотрении Суда, он постановил, что в
течение двух лет с момента, когда постановление станет окончательным, Россия обязана
1. Согласно статьям 43 и 44 Конвенции настоящее постановление, вынесенное Палатой, не является окончательным. В течение
трех месяцев с даты его вынесения любая из сторон может обратиться с просьбой о передаче дела в Большую Палату Суда. В
случае такого обращения Коллегия в составе пяти судей решает, заслуживает ли дело дальнейшего рассмотрения. При
положительном ответе на этот вопрос Большая Палата рассматривает дело и выносит окончательное постановление. Если
обращение о передаче дела отклоняется, постановление Палаты становится окончательным в тот же день.
После того, как постановление становится окончательным, оно направляется в Комитет Министров Совета Европы для контроля за
его исполнением. Информация о процедуре исполнения размещена здесь: http://www.coe.int/t...oring/execution
2. Реагируя на большое количество дел, возникающих в некоторых странах в результате системных или структурных проблем, Суд
применяет с 2004 года процедуру пилотных постановлений. Результатом такой процедуры является выявление в рамках
отдельного дела системных проблем, приведших к нарушению Европейской Конвенции по правам человека, и предписание в
постановлении предпринять необходимые меры для исправления ситуации. Пилотные постановления призваны содействовать
государству-ответчику в поиске необходимых решений и Комитету Министров в контроле за исполнением постановлений.
восстановить права всех пострадавших от длительного неисполнения судебных актов,
содержащих обязательства в натуре, которые подали жалобы в Суд до вынесения пилотного
постановления, и чьи дела были или будут коммуницированы российскому правительству. Суд
также постановил, что до принятия указанных мер государством производство по всем таким
жалобам будет приостановлено на срок, не превышающий двух лет. Заявителям в настоящем
деле была также присуждена сумма в размере 61 292 евро в счет компенсации причиненного
им вреда и понесенных судебных расходов.
Основные факты
Все 11 заявителей являются российскими гражданами, родившимися в период между 1927 и
1978 годами (один заявитель скончался во время производства по делу, и от его имени
выступает его вдова).
В пользу всех заявителей были приняты судебные решения, возложившие на органы власти
обязанность предоставить им жилое помещение (в большинстве случаев), либо совершить
другие действия, такие как ремонт водоснабжения или системы отопления, либо предоставить
в распоряжение инвалида транспортное средство. Судебные решения вступили в законную
силу в период между 2002 и 2009 годами, однако их исполнение произошло с существенной
задержкой во времени. Некоторые судебные решения неисполнены по сей день.
Шестеро заявителей обратились в российские суды с требованием компенсировать вред,
причиненный несвоевременным исполнением судебных решений, вынесенных в их пользу, на
основании Федерального закона 2010 года «О компенсации за нарушение права на
судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок»
(«Закон о компенсации»). Суды отказали в рассмотрении их заявлений на том основании, что
Закон о компенсации применим к несвоевременному исполнению лишь тех судебных
решений, которые предусматривают обращение взыскания на средства государственного
бюджета. Эти решения были оставлены в силе определениями Верховного Суда Российской
Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалоб в 2010-2011 годах.
Одна из заявителей, госпожа Костылева, в связи с неисполнением двух вступивших в законную
силу судебных актов, в мае 2011 года предъявила иск к администрации г. Сыктывкара,
Республика Коми, о возложении на ответчика обязанности, соответственно, произвести
ремонт в здании, в котором она проживала по договору социального найма, а также
предоставить ей и ее семье благоустроенное жилое помещение. Ее исковые требования были
в конечном итоге частично удовлетворены судебным решением, вынесенным в сентябре 2011
года, которым был подтвержден факт длительного неисполнения судебного акта в ее пользу.
Согласно другому судебному решению, вынесенному в январе 2012 года, ей была присуждена
компенсация. Жалоба заявительницы на недостаточный размер присужденной ей
компенсации была отклонена судом в июле 2012 года.
Жалобы, процедура и состав Суда
Все заявители утверждали, что неисполнение властями в разумный срок вынесенных в их
пользу судебных решений нарушило их права, гарантированные статьей 6 (право на
справедливое судебное разбирательство). Шестеро заявителей также утверждали со ссылкой
на статью 13 (право на эффективное средство правовой защиты), что на
внутригосударственном уровне у них отсутствовали эффективные средства правовой защиты
от длительного неисполнения судебных решений. Наконец, семеро заявителей утверждали о
нарушении их прав, предусмотренных статьей 1 Протокола № 1 (защита собственности).
Дело состоит из 11 жалоб, которые были раздельно поданы в Европейский Суд по правам
человека в период с июля 2005 г. по август 2011 г.
Постановление было вынесено Палатой из семи судей в следующем составе:
Изабель Берро-Лефевр (Монако), Председатель,
Элизабет Штайнер (Австрия),
Ханлар Гаджиев (Азербайджан),
Мирьяна Лазаровa Трайковска (“Бывшая Югославская Республика Македония”),
Юлия Лаффранк (Эстония),
Ксения Туркович (Хорватия),
Дмитрий Дедов (Россия),
при участии Сёрена Нильсена, Секретаря Секции.
Решение Суда
Ходатайство российского правительства о прекращении производства по большинству
жалоб
Суд рассмотрел ходатайства российского правительства о прекращении производства по
девяти жалобам. Он принял во внимание, что правительство представило односторонние
декларации, признающие чрезмерную длительность исполнения решений, и предложило
выплатить компенсацию заявителям. При этом двое заявителей согласились с условиями
деклараций правительства, а другие семеро отказались от предложенных условий
урегулирования, отметив, в частности, что предложенные суммы являются недостаточными, и
настаивая на рассмотрении своих жалоб Судом.
Суд был вынужден продолжить рассмотрение жалоб во всех делах, поскольку декларации
правительства не затронули ключевой аспект дела, а именно отсутствие эффективного
средства правовой защиты на внутригосударственном уровне. Этот вопрос был поднят
большинством заявителей в своих жалобах, а также Судом при коммуникации дела
правительству в апреле 2012 года. Наряду с этим, при коммуникации дела Суд поднял вопрос
о существовании системной проблемы и инициировал процедуру пилотного постановления.
Несмотря на то, что Суд уже разрешал подобные вопросы в похожих делах, он продолжает
получать сотни аналогичных жалоб из России по причине отсутствия надлежащих средств
правовой защиты на внутригосударственном уровне. Подобная ситуация идет вразрез с
принципом субсидиарности. Учитывая сложившуюся ситуацию, Суд отклонил ходатайство
правительства о прекращении производства по настоящим жалобам.
Статьи 13 и 6
Суд установил нарушение статьи 13 и статьи 6 в отношении всех 11 заявителей.
Суд отметил в этой связи, что он уже подвергал тщательному анализу вопрос об эффективных
средствах правовой защиты на внутригосударственном уровне в контексте многочисленных
российских дел, касавшихся несвоевременного исполнения судебных решений. Наиболее
характерным примером является первое пилотное постановление в отношении России по делу
Бурдова (№ 2)3.
Первое пилотное постановление, равно как и российские законодательные инициативы,
направленные на создание особого компенсационного механизма в данной категории дел,
практически не оставили сомнений в том, что существующие в России гражданско-правововые
3. См. постановление палаты по делу Burdov v. Russia (№ 2) (3509/04), от 15 января 2009 г.
средства защиты не обеспечивали эффективного воостановления прав в таких делах. Как Суд
неоднократно отмечал в своих постановлениях, вероятность компенсации в соответствии с
Гражданским Кодексом РФ не исключена полностью и, более того, предоставлялась в
некоторых редких случаях. Тем не менее, это средство правовой защиты не предоставляет
заявителям реальных шансов, поскольку предоставление компенсации ставится в зависимость
от установления вины органов власти.
Что касается Закона о компенсации 2010 года, то правительство радикальным образом
ограничило сферу его действия теми судебными актами, которые возлагают на государство
обязательства выплаты денежных средств из бюджета. Вследствие этого Закон о компенсации
оказался бесполезен для всех заявителей в настоящем деле, чьи жалобы касались
несвоевременного исполнения судебных решений, обязавших государственные органы
выполнить обязательства в натуре. Соответственно, у заявителей не было какого-либо
эффективного средства правовой защиты на внутригосударственном уровне в отношении их
обоснованных жалоб.
Относительно жалоб на нарушение статьи 6 Конвенции Суд отметил, что ни одной стороной не
оспаривался признанный правительством факт нарушения права заявителей на справедливое
судебное разбирательство в связи с задержкой исполнения властями вступивших в силу
судебных актов. Суд подытожил сформированные на основании Конвенции критерии оценки
разумности срока исполнения во всех подобных делах. Он в частности отметил, что некоторые
из действий, которые власти были обязаны совершить согласно судебным решениям, несли в
себе определенное бремя, и их совершение могло занять более длительное время. В то же
время задержка в предоставлении элементарных коммунальных услуг и в проведении
ремонтных работ, превышающая шесть месяцев с момента вынесения соответствующего
судебного решения, должна рассматриваться как чрезмерно длительная.
Статья 1 Протокола № 1
Суд констатировал нарушение статьи 1 Протокола № 1 в отношении шести заявителей, в
пользу которых были приняты судебные решения, обязавшие власти предоставить им жилые
помещения. Следуя толкованию данного положения Конвенции в прецедентной практике
Суда, у заявителей возникли «правомерные ожидания» на приобретение имущества в
результате вынесения внутригосударственных судебных решений в их пользу. Данные
правомерные ожидания были в достаточной мере определенными и, таким образом,
подпадали под понятие собственности в рамках статьи 1 Протокола № 1. Таким образом,
длительные задержки в исполнении указанных судебных решений представляли собой
необоснованное вмешательство в осуществление права заявителей на уважение своей
собственности.
Справедливая компенсация (статья 41)
Суд постановил, что Россия обязана выплатить заявителям денежные суммы в размере от 900
до 9 000 евро, и в совокупности 59 325 евро в качестве компенсации за причиненный
моральный вред, а также общую сумму в размере 1 967 евро в качестве компенсации за
судебные расходы и издержки, понесенные двумя заявителями.
Обязательная сила и исполнение постановления (статья 46)
Суд отметил, что неисполнение или несвоевременное исполнение судебных решений стали
часто встречающимися проблемами, которые вели к наиболее многочисленным нарушениям
Конвенции с момента ее ратификации Россией в 1998 году. Несмотря на то, что эта проблема
была частично разрешена первым пилотным постановлением и принятием в ответ на него
Закона о компенсации, шансы внутригосударственного разрешения большого количества дел,
не попадающих в сферу действия этого закона, оставались ничтожными. Соответственно, все
такие дела продолжали поступать в Суд, который не может и не должен разрешать такое
большое количество дел, требующих установления элементарных фактов или расчета
денежной компенсации. Решение этих вопросов должно быть прерогативой
внутригосударственных судов.
Суд уже принял решения по более чем 150 аналогичным жалобам. Все они, равно как и
жалобы заявителей в настоящем деле, не оставляют сомнений в том, что в России существуют
структурные проблемы, связанные с исполнением судебных решений, возлагающих на органы
власти обязательства в натуре. Наиболее явственно структурный характер этих проблем
проявлялся при исполнении решений о предоставлении жилья. Многочисленные
постановления, принятые Судом, демонстрируют реальное расхождение между, с одной
стороны, социальным обязательством государства предоставить жилье определенному кругу
лиц, и, с другой стороны, неспособностью властей выполнить эти обязательства со ссылкой,
как правило, на недостаточность имеющихся в их распоряжении ресурсов. В этой связи Суд
подчеркнул, что Конвенция в свете ее толкования Судом не позволяет органам власти
ссылаться на недостаточное финансирование в качестве оправдания неисполнения судебного
акта в разумный срок.
Данная ситуация существенно ослабляет способность судебных приставов обеспечивать
исполнение судебных решений в соответствии с законом. В настоящем деле органы власти
либо игнорировали многочисленные повестки со стороны судебных приставов, либо
ограничивались отписками о том, что исполнение судебного решения невозможно. Ситуация
усугубляется продолжающимся отсутствием внутригосударственных средств правовой защиты
в отношении таких очевидных и повторяющихся нарушений Конвенции. В результате лица,
пострадавшие от элементарных и бесспорных нарушений Конвенции, подобных тем, которые
правительство признало в настоящем деле, по-прежнему продолжают требовать
восстановления своих прав в Суде как в первой судебной инстанции.
Суд отметил, что в его функции не входит предоставление экспертных заключений
правительству в комплексной организации политических, правовых и бюджетных процедур с
целью разрешения данной структурной проблемы. Соответственно, он не стал предписывать
конкретные меры, которые должны быть приняты, предоставив властям самим создать
надлежащие механизмы исполнения судебных актов в соответствии с требованиями
Конвенции. С другой стороны Суд отметил, что его выводы относительно
внутригосударственных средств правовой защиты по сути очерчивают правовую проблему,
которая должна быть разрешена посредством внесения изменений во внутреннее
законодательство. Положительным примером таких изменений является опыт пилотного
постановления по делу Бурдова. Соответственно, Суд постановил, что Россия, совместно с
Комитетом министров Совета Европы, обязана в течение одного года с момента, когда
постановление станет окончательным, создать эффективное внутригосударственное средство
правовой защиты, обеспечивающее адекватное и достаточное возмещение за неисполнение
или несвоевременное исполнение судебных решений, возлагающих на органы власти
обязательства в натуре.
В отношении других находящихся на его рассмотрении аналогичных дел Суд постановил, что в
течение двух лет с момента, когда постановление станет окончательным, Россия обязана
восстановить права всех пострадавших от длительного неисполнения судебных актов,
содержащих обязательства в натуре, которые подали жалобы в Суд до вынесения пилотного
постановления, и чьи дела были или будут коммуницированы российскому правительству. Суд
также решил приостановить на срок, не превышающий двух лет, производство по всем делам
в отношении России, касающимся неисполнения или несвоевременного исполнения
указанных судебных решений.
|
||
|
- Конференция ЮрКлуба
- → Просмотр профиля: Темы: vlad37
Статистика
- Группа: Старожил
- Сообщений: 1331
- Просмотров: 10524
- Возраст: Неизвестен
- День рождения: Неизвестен
-
Пол
Мужчина
-
Город
Ессентуки
-
Интересы
Ядерная физика дфмн, гражданское право, музыка, живопись. Блог http://vlad37.zakon.ru/
Дополнительная информация
-
Телефон
+7 9034444426
-
Юридическое образование
законченное высшее
20
Хороший
Инструменты
Последние посетители
Мои темы
И снова грабли - новое пилотное Постановление ЕСПЧ
06 July 2014 - 01:20
Опять на те же грабли - неэффективность нового средства правовой защиты
02 December 2012 - 00:55
Постановление ЕСПЧ от 17.04.2012
"Дело "Илюшкин и другие (Ilyushkin and Others) против Российской Федерации" (жалоба N 5734/08, 20420/07, 54342/08, 56997/08, 60129/08, 4561/09, 7738/09, 11273/09, 11993/09, 16960/09, 20454/09, 21964/09, 26632/09, 28914/09, 31577/09, 31614/09, 31685/09, 32395/09, 35053/09, 36327/09, 38180/09, 45131/09, 48059/09, 52605/09, 56935/09, 58034/09, 59761/09, 1048/10 и 1119/10)
По делу обжалуется неэффективность нового средства правовой защиты, введенного после принятия пилотного постановления Европейского Суда по делу "Бурдов против Российской Федерации (N 2)", в делах о неисполнении национальных решений, обязывающих органы власти предоставить жилье. По делу допущено нарушение требований статьи 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Выдержки:
Согласно практике Верховного Суда Российской Федерации, сложившейся со времени вступления в силу Закона о компенсации, действие данного Закона не распространяется на заявления о компенсации, касающиеся длительного неисполнения судебных решений, предписывающих предоставление жилья.
34. В первую очередь Европейский Суд напоминает общие принципы в отношении применения статьи 13 Конвенции, изложенные в § 96 - 100 вышеупомянутого пилотного Постановления Европейского Суда по делу "Бурдов против Российской Федерации (N 2)".Европейский Суд может только повторить эти принципы в рамках настоящего дела,особо указывая на первостепенное значение, которое имеет существование эффективных внутригосударственных средств правовой защиты для конвенционной системы и соблюдения принципа субсидиарности (см. упоминавшееся выше Решение Европейского Суда по делу "Наговицын и Нальгиев против Российской Федерации", § 26 и 40). Действительно, принятие упоминавшегося выше пилотного Постановления и его применение властями Российской Федерации имело целью введение такого средства правовой защиты в российское право с целью исправления, насколько возможно быстро, на национальном уровне нарушений, вызванных длительным неисполнением решений судов, вынесенных против государственных органов.
35. В связи с этим Европейский Суд отметил, что Закон о компенсации, принятый во исполнение пилотного Постановления, на которое сослались власти Российской Федерации, действительно может служить для достижения этой основной цели, к тому же жалобы касались длительного неисполнения судебных решений, обязывающих власти произвести выплаты из государственного бюджета (см. упоминавшееся выше РешениеЕвропейского Суда по делу "Наговицын и Нальгиев против Российской Федерации",§ 28 - 30).
36. Вместе с тем Европейский Суд с сожалением констатирует, что этого не происходит с жалобами,касавшимися длительного неисполнения судебных решений, возлагающих на государство обязательства любого иного рода, не относящиеся к выплатам денежных средств из государственного бюджета. Хотя было бы логично предположить, что действие Закона о компенсации должно распространяться и на эту широкую категорию дел, большое количество которых регулярно представляется на рассмотрение Европейского Суда,но это очень желательное предположение в конечном счете не осуществилось ни в теории, ни на практике.
37. Прежде всего Европейский Суд отмечает, что как из статьи 1 Закона о компенсации, так и из толкования Верховного Суда Российской Федерации, данного в Постановлении N 30/64 (см. § 19 настоящего Постановления), следует, что действие нового закона распространяется только на случаи неисполнения судебных решений,возлагающих обязательства денежного характера, а не на случаи неисполнения обязательств, не связанных с денежными выплатами. В этой связи Европейский Суд напоминает, что в российском праве государственный бюджет включает только финансовые средства государства и органов местного самоуправления, а не материальные ценности (см. § 16 настоящего Постановления).
38. Далее Европейский Суд считает, что такое ограничительное толкование широко подтверждается правоприменительной практикой в этой области. Европейский Суд располагает большим количеством примеров из российской судебной практики, в которых истцы,и среди них два заявителя по настоящему делу, пытались на основании Закона о компенсации получить компенсацию в связи с неисполнением судебных решений о предоставлении им жилья (см. § 21 и 22 настоящего Постановления). Все они без исключения сталкивались с отказом рассмотреть жалобы по существу на том основании, что действие упоминавшегося выше Закона не распространяется на случаи предоставления жилья. Во всех этих делах окончательное решение было вынесено Верховным Судом Российской Федерации.
39. Таким образом, довод властей Российской Федерации о том, что Закон о компенсации может устранить неисполнение судебных решений, на которое жаловались заявители,совершенно не убедил Европейский Суд.
40. В отношении возможного существования других средств правовой защиты Европейский Суд отметил, что доводы, представленные властями Российской Федерации, очень похожи или даже идентичны тем, которые неоднократно рассматривал Европейский Суд как до упоминавшегося выше пилотного Постановления по делу "Бурдов против Российской Федерации (N 2)", так и в этом Постановлении.
41. В частности, что касается возможности требования компенсации на основании главы 59Гражданского кодекса Российской Федерации, на которую ссылались власти Российской Федерации, Европейский Суд по-прежнему не убежден, что она предоставляет разумные перспективы на успех, в частности принимая во внимание,что она требует, чтобы было установлено наличие вины властей
43. Следовательно,Европейский Суд может только вновь установить, что в настоящее время в российском праве не существует какого-либо эффективного средства правовой защиты, позволяющего ускорить исполнение решения суда, вынесенного против государства, или компенсировать вред, причиненный длительным неисполнением (см.упоминавшееся выше ПостановлениеЕвропейского Суда по делу "Бурдов против Российской Федерации (N 2)", § 117), за исключением дел, на которые распространяется действие Закона о компенсации, принятого во исполнение пилотного Постановления (см.упоминавшееся выше РешениеЕвропейского Суда по делу "Наговицын и Нальгиев против Российской Федерации", § 27 - 30 и 41). С глубоким сожалением Европейский Суд пришел к заключению, что проблема отсутствия внутригосударственного средства правовой защиты, которая квалифицирована в упоминавшемся выше пилотном Постановлении как структурная и устойчивая, полностью сохраняется в большой категории дел,рассматриваемых Европейским Судом, что по-прежнему вынуждает заявителей обращаться в Европейский Суд за эффективной защитой своих прав. Власти Российской Федерации не представили какого-либо нового довода, способного привести к отказу от этого вывода.
ILYUSHKIN AND OTHER.doc 329.5К 1452 скачиваний
"Дело "Илюшкин и другие (Ilyushkin and Others) против Российской Федерации" (жалоба N 5734/08, 20420/07, 54342/08, 56997/08, 60129/08, 4561/09, 7738/09, 11273/09, 11993/09, 16960/09, 20454/09, 21964/09, 26632/09, 28914/09, 31577/09, 31614/09, 31685/09, 32395/09, 35053/09, 36327/09, 38180/09, 45131/09, 48059/09, 52605/09, 56935/09, 58034/09, 59761/09, 1048/10 и 1119/10)
По делу обжалуется неэффективность нового средства правовой защиты, введенного после принятия пилотного постановления Европейского Суда по делу "Бурдов против Российской Федерации (N 2)", в делах о неисполнении национальных решений, обязывающих органы власти предоставить жилье. По делу допущено нарушение требований статьи 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Выдержки:
Согласно практике Верховного Суда Российской Федерации, сложившейся со времени вступления в силу Закона о компенсации, действие данного Закона не распространяется на заявления о компенсации, касающиеся длительного неисполнения судебных решений, предписывающих предоставление жилья.
34. В первую очередь Европейский Суд напоминает общие принципы в отношении применения статьи 13 Конвенции, изложенные в § 96 - 100 вышеупомянутого пилотного Постановления Европейского Суда по делу "Бурдов против Российской Федерации (N 2)".Европейский Суд может только повторить эти принципы в рамках настоящего дела,особо указывая на первостепенное значение, которое имеет существование эффективных внутригосударственных средств правовой защиты для конвенционной системы и соблюдения принципа субсидиарности (см. упоминавшееся выше Решение Европейского Суда по делу "Наговицын и Нальгиев против Российской Федерации", § 26 и 40). Действительно, принятие упоминавшегося выше пилотного Постановления и его применение властями Российской Федерации имело целью введение такого средства правовой защиты в российское право с целью исправления, насколько возможно быстро, на национальном уровне нарушений, вызванных длительным неисполнением решений судов, вынесенных против государственных органов.
35. В связи с этим Европейский Суд отметил, что Закон о компенсации, принятый во исполнение пилотного Постановления, на которое сослались власти Российской Федерации, действительно может служить для достижения этой основной цели, к тому же жалобы касались длительного неисполнения судебных решений, обязывающих власти произвести выплаты из государственного бюджета (см. упоминавшееся выше РешениеЕвропейского Суда по делу "Наговицын и Нальгиев против Российской Федерации",§ 28 - 30).
36. Вместе с тем Европейский Суд с сожалением констатирует, что этого не происходит с жалобами,касавшимися длительного неисполнения судебных решений, возлагающих на государство обязательства любого иного рода, не относящиеся к выплатам денежных средств из государственного бюджета. Хотя было бы логично предположить, что действие Закона о компенсации должно распространяться и на эту широкую категорию дел, большое количество которых регулярно представляется на рассмотрение Европейского Суда,но это очень желательное предположение в конечном счете не осуществилось ни в теории, ни на практике.
37. Прежде всего Европейский Суд отмечает, что как из статьи 1 Закона о компенсации, так и из толкования Верховного Суда Российской Федерации, данного в Постановлении N 30/64 (см. § 19 настоящего Постановления), следует, что действие нового закона распространяется только на случаи неисполнения судебных решений,возлагающих обязательства денежного характера, а не на случаи неисполнения обязательств, не связанных с денежными выплатами. В этой связи Европейский Суд напоминает, что в российском праве государственный бюджет включает только финансовые средства государства и органов местного самоуправления, а не материальные ценности (см. § 16 настоящего Постановления).
38. Далее Европейский Суд считает, что такое ограничительное толкование широко подтверждается правоприменительной практикой в этой области. Европейский Суд располагает большим количеством примеров из российской судебной практики, в которых истцы,и среди них два заявителя по настоящему делу, пытались на основании Закона о компенсации получить компенсацию в связи с неисполнением судебных решений о предоставлении им жилья (см. § 21 и 22 настоящего Постановления). Все они без исключения сталкивались с отказом рассмотреть жалобы по существу на том основании, что действие упоминавшегося выше Закона не распространяется на случаи предоставления жилья. Во всех этих делах окончательное решение было вынесено Верховным Судом Российской Федерации.
39. Таким образом, довод властей Российской Федерации о том, что Закон о компенсации может устранить неисполнение судебных решений, на которое жаловались заявители,совершенно не убедил Европейский Суд.
40. В отношении возможного существования других средств правовой защиты Европейский Суд отметил, что доводы, представленные властями Российской Федерации, очень похожи или даже идентичны тем, которые неоднократно рассматривал Европейский Суд как до упоминавшегося выше пилотного Постановления по делу "Бурдов против Российской Федерации (N 2)", так и в этом Постановлении.
41. В частности, что касается возможности требования компенсации на основании главы 59Гражданского кодекса Российской Федерации, на которую ссылались власти Российской Федерации, Европейский Суд по-прежнему не убежден, что она предоставляет разумные перспективы на успех, в частности принимая во внимание,что она требует, чтобы было установлено наличие вины властей
43. Следовательно,Европейский Суд может только вновь установить, что в настоящее время в российском праве не существует какого-либо эффективного средства правовой защиты, позволяющего ускорить исполнение решения суда, вынесенного против государства, или компенсировать вред, причиненный длительным неисполнением (см.упоминавшееся выше ПостановлениеЕвропейского Суда по делу "Бурдов против Российской Федерации (N 2)", § 117), за исключением дел, на которые распространяется действие Закона о компенсации, принятого во исполнение пилотного Постановления (см.упоминавшееся выше РешениеЕвропейского Суда по делу "Наговицын и Нальгиев против Российской Федерации", § 27 - 30 и 41). С глубоким сожалением Европейский Суд пришел к заключению, что проблема отсутствия внутригосударственного средства правовой защиты, которая квалифицирована в упоминавшемся выше пилотном Постановлении как структурная и устойчивая, полностью сохраняется в большой категории дел,рассматриваемых Европейским Судом, что по-прежнему вынуждает заявителей обращаться в Европейский Суд за эффективной защитой своих прав. Власти Российской Федерации не представили какого-либо нового довода, способного привести к отказу от этого вывода.
ILYUSHKIN AND OTHER.doc 329.5К 1452 скачиваний
О проблеме при применении п. 3 ч. 4 ст. 392 ГПК РФ.
15 November 2012 - 01:40
Речь идет о Статье 392 ГПК РФ Основания для пересмотра судебных постановлений, вступивших в законную силу (по вновь открывшимся или новым обстоятельствам), (в ред. Федерального закона от 09.12.2010 N 353-ФЗ).
И если по ВОО в данной редакции особых вопросов не возникает, то по ч. 4 данной статьи есть вопросы и особенно по п. 3 ч. 4 ст. 392 ГПК РФ.
Новые обстоятельства - это юридические факты, возникшие после принятия судебного постановления и имеющие существенное значение для правильного разрешения дела. Указанные обстоятельства отличаются от вновь открывшихся, моментом своего возникновения.
В соответствие с п. 3 ч. 4 ст. 392 ГПК РФ новым обстоятельством является, признание Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующим Конституции Российской Федерации закона, примененного в конкретном деле, в связи с принятием решения по которому заявитель обращался в Конституционный Суд Российской Федерации
В данном случае КС РФ констатирует факт несоответствия закона или его толкования Конституции РФ и оформляет это судебным решением. То есть фактически указанным обстоятельством становится неконституционная норма закона.При этом естественно, не значит, что до этого закон все время соответствовал Конституции, а с момента рассмотрения жалобы гражданина вдруг перестал ей соответствовать. Конституция у нас не изменялась, закон тоже, значит, уже с самого начала закон не соответствовал Конституции. Ведь закон становится нарушающим конституционные права граждан не потому, что так сказал КС РФ, и не с того момента, как он это сказал, а с момента принятия неконституционного закона. И этот факт выявлен Конституционным Судом.
И так мы имеем, во-первых, обстоятельства существовавшие во время рассмотрения дела в СОЮ. Во-вторых, эти обстоятельства не были и не могли быть известны фигурантам дела и суду, рассматривавшему дело. В-третьих, обстоятельства имели существенное значение для дела. То есть, будь эти обстоятельства известны во время рассмотрения дела, решение было бы вынесено иное.
Следовательно, в данном конкретном случае суды должны исходить из того, что права тех, к кому ранее был применен данный закон, должны быть восстановлены с момента их нарушения – принятия неконституционного закона. Тем более, в статье 79 Закона «О Конституционном Суде» сказано: «Решения судов и иных органов, основанные на актах или их отдельных положениях, признанных постановлением Конституционного Суда Российской Федерации неконституционными, не подлежат исполнению».
Как видно из вышесказанного данные обстоятельства вряд ли можно отнести к новым. По всем признакам, это все же, вновь открывшиеся обстоятельства. И предыдущая редакция ГПК правильно позиционировала эту норму закона
Эта проблема уже поднималась в кратком комментарии к Определению КС от 16 февраля 2012 г. N 240-О-О, но почему то пользователи конфы стыдливо обошли ее молчанием. http://forum.yurclub.ru/index.php?showtopic=328351&#entry4810322
И если по ВОО в данной редакции особых вопросов не возникает, то по ч. 4 данной статьи есть вопросы и особенно по п. 3 ч. 4 ст. 392 ГПК РФ.
Новые обстоятельства - это юридические факты, возникшие после принятия судебного постановления и имеющие существенное значение для правильного разрешения дела. Указанные обстоятельства отличаются от вновь открывшихся, моментом своего возникновения.
В соответствие с п. 3 ч. 4 ст. 392 ГПК РФ новым обстоятельством является, признание Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующим Конституции Российской Федерации закона, примененного в конкретном деле, в связи с принятием решения по которому заявитель обращался в Конституционный Суд Российской Федерации
В данном случае КС РФ констатирует факт несоответствия закона или его толкования Конституции РФ и оформляет это судебным решением. То есть фактически указанным обстоятельством становится неконституционная норма закона.При этом естественно, не значит, что до этого закон все время соответствовал Конституции, а с момента рассмотрения жалобы гражданина вдруг перестал ей соответствовать. Конституция у нас не изменялась, закон тоже, значит, уже с самого начала закон не соответствовал Конституции. Ведь закон становится нарушающим конституционные права граждан не потому, что так сказал КС РФ, и не с того момента, как он это сказал, а с момента принятия неконституционного закона. И этот факт выявлен Конституционным Судом.
И так мы имеем, во-первых, обстоятельства существовавшие во время рассмотрения дела в СОЮ. Во-вторых, эти обстоятельства не были и не могли быть известны фигурантам дела и суду, рассматривавшему дело. В-третьих, обстоятельства имели существенное значение для дела. То есть, будь эти обстоятельства известны во время рассмотрения дела, решение было бы вынесено иное.
Следовательно, в данном конкретном случае суды должны исходить из того, что права тех, к кому ранее был применен данный закон, должны быть восстановлены с момента их нарушения – принятия неконституционного закона. Тем более, в статье 79 Закона «О Конституционном Суде» сказано: «Решения судов и иных органов, основанные на актах или их отдельных положениях, признанных постановлением Конституционного Суда Российской Федерации неконституционными, не подлежат исполнению».
Как видно из вышесказанного данные обстоятельства вряд ли можно отнести к новым. По всем признакам, это все же, вновь открывшиеся обстоятельства. И предыдущая редакция ГПК правильно позиционировала эту норму закона
Эта проблема уже поднималась в кратком комментарии к Определению КС от 16 февраля 2012 г. N 240-О-О, но почему то пользователи конфы стыдливо обошли ее молчанием. http://forum.yurclub.ru/index.php?showtopic=328351&#entry4810322
КС против КС? КС обиделся
23 February 2012 - 17:17
В данной теме затронут частный случай общей проблемы - неисполнения решений Конституционного суда РФ. Речь идет о применении Конституционным судом в своих отказных Определениях положений ч. 3 ст. 43 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации».
ИМХО – применение положений ч. 3 ст. 43 нарушает права граждан, регламентируемые статьями 2, 15, 17 (части 1 и 2), 19 (части 1 и 2), 45, 46 и 47 Конституции Российской Федерации, а также ст. 14 и п.1 ст. 6 Европейской Конвенции о защите прав человека.
И опять же, по мнению ТС – тот самый случай, когда благие намерения КС превращаются в фарс благодаря ошибочным действиям самого КС и «усилиям» законодателей и СОЮ всех уровней.
Так, вынесение однажды Конституционным судом положительного итогового решения по делу одного субъекта еще не означает, что оно может быть применено по аналогичным делам других субъектов.
Корректировка названия темы в свете последних решений КС РФ (в частности от7 ноября 2012 г. № 24-П)
ИМХО – применение положений ч. 3 ст. 43 нарушает права граждан, регламентируемые статьями 2, 15, 17 (части 1 и 2), 19 (части 1 и 2), 45, 46 и 47 Конституции Российской Федерации, а также ст. 14 и п.1 ст. 6 Европейской Конвенции о защите прав человека.
И опять же, по мнению ТС – тот самый случай, когда благие намерения КС превращаются в фарс благодаря ошибочным действиям самого КС и «усилиям» законодателей и СОЮ всех уровней.
Так, вынесение однажды Конституционным судом положительного итогового решения по делу одного субъекта еще не означает, что оно может быть применено по аналогичным делам других субъектов.
Корректировка названия темы в свете последних решений КС РФ (в частности от7 ноября 2012 г. № 24-П)
Скрытый текст
Конституционный суд – нарушитель прав человека.
Можно с достаточной долей вероятности утверждать, что применение Конституционным судом положений ч. 3 ст. 43 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» нарушает права граждан, регламентируемых статьями 2, 15, 17 (части 1 и 2), 19 (части 1 и 2), 45, 46 и 47 Конституции Российской Федерации, а также ст. 14 и п.1 ст. 6 Европейской Конвенции о защите прав человека.
Федеральный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ определяет возможность обжалования в Конституционный суд нарушенные, каким либо законом конституционные права и свободы, если:
1) закон затрагивает конституционные права и свободы граждан;
2) закон применен в конкретном деле, рассмотрение которого завершено в суде.
(ст. 97 во взаимосвязи с ч. 2 ст. 43 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»)
То есть на момент обжалования по делу заявителя имеется вступившее в законную силу решение суда.
Итоговое решение Конституционного Суда Российской Федерации по существу
вопроса, именуется постановлением.
Все иные решения Конституционного Суда Российской Федерации, принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства, именуются определениями.
(ст. 71 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»)
Что касается Постановлений, то в соответствии со ст.ст. 72-79 во взаимосвязи со ст. 100 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», по итогам рассмотрения жалобы на нарушение законом конституционных прав и свобод граждан Конституционный Суд Российской Федерации принимает одно из следующих постановлений:
1) о признании закона либо отдельных его положений соответствующими Конституции Российской Федерации;
2) о признании закона либо отдельных его положений не соответствующими Конституции Российской Федерации;
3) о признании оспариваемых заявителем положений нормативного правового акта аналогичными нормам, ранее признанным не соответствующими Конституции Российской Федерации постановлением Конституционного Суда Российской Федерации, сохраняющим силу, и поэтому также не соответствующими Конституции Российской Федерации либо о констатации факта, что примененная в конкретном деле норма ранее признана неконституционной постановлением Конституционного Суда Российской Федерации, сохраняющим силу.
Кроме того на основании ч. 5 ст. 79 закона о КС РФ, в мотивировочной и резолютивной части постановления излагается позиция Конституционного Суда Российской Федерации относительно того, соответствует ли Конституции Российской Федерации смысл нормативного правового акта или его отдельного положения, придаваемый им правоприменительной практикой. Данная позиция подлежит учету правоприменительными органами с момента вступления в силу соответствующего постановления Конституционного Суда Российской Федерации.
В постановлении также предусматривается восстановление нарушенного права.
Так, в соответствии с п. 10.1 ст. 75 (продублировано в ст. 100) в решении Конституционного Суда Российской Федерации, излагаемом в виде отдельного документа, в зависимости от характера рассматриваемого вопроса должно содержаться указание на необходимость пересмотра дела в отношении заявителя в случае, если принимается итоговое решение в виде постановления в соответствии с пунктами 2 и 3 части первой статьи 100 настоящего Федерального конституционного закона.
По сложившейся практике Конституционного Суда выработано два вида определений.
Собственно отказное - определение суда об отказе в принятии обращения к рассмотрению основывается на том, что разрешение вопроса, поставленного в обращении, не является допустимым или неподведомственно суду (ч.ч. 1, 2 ст. 43 ФКЗ о КС).
Еще один вид Определения по жалобе или иному обращению - состоит в том, что содержащийся в них отказ заявителям в принятии их обращений к рассмотрению основывается на том, что по предмету обращения Конституционным Судом ранее было вынесено определение или постановление, сохраняющее свою юридическую силу, и что сформулированная в них правовая позиция распространяется на конституционный спор, являющийся предметом поступившего в Суд обращения (ч. 3 ст. 43 ФКЗ о КС).
Что касается указанных определений, то в отличие от Постановлений, резолютивная часть их содержит только мотивировку отказа заявителям в принятии их обращений к рассмотрению.
С 2007 г. КС РФ ввел в практику Определения с позитивным содержанием (О-П). Его мотивировочная часть содержит такое истолкование обжалуемых материально-правовых или процессуальных правоположений, при котором они соответствуют или не противоречат Конституции РФ. В позитивном ключе (толкуя суть и порядок реализации права) КС РФ устанавливает конституционно-правовой смысл обжалуемых положений с приведением в обосновывающей аргументации ранее выработанных и сохраняющих свою силу правовых позиций. Резолютивная часть таких определений подтверждает, что конституционно-правовой смысл законоположений, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации в данном Определении на основе правовых позиций, изложенных им в сохраняющих свою силу решениях, является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
То есть, КС РФ, формально отказывая в принятии обращения к рассмотрению в публичном заседании, решает конституционно-правовую проблему по существу с вытекающими последствиями. Отвечая конкретному заявителю, Суд обязывает государство и общество учитывать данное в определении конституционно-правовое истолкование обжалуемой нормы, исключая любое иное в правоприменительной практике. В таких Определениях, также предусматривается восстановление нарушенного права.
Однако, при этом, поскольку правомерность существования такого вида Определений Федеральным конституционным законом о КС РФ не подтверждена, возникает некоторое сомнение в юридической силе данного решения.
Как было отмечено, на момент подачи жалобы в КС РФ у гражданина уже имеется вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции, которым, по мнению заявителя правоприменителем и судом применены правовые нормы (или их правовое истолкование) не соответствующие Конституции и тем самым повлекшие нарушение его конституционных прав.
В случае принятия положительного итогового решения Конституционного Суда Российской Федерации в виде постановления по существу вопроса, в резолютивной части постановления имеется указание о необходимости пересмотра дела в отношении заявителя.
В этом случае в соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 392 ГПК РФ, ранее вынесенные судебные решения подлежат пересмотру в связи с новыми обстоятельствами, к которым относится «признание Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующим Конституции Российской Федерации закона, примененного в конкретном деле, в связи с принятием решения по которому заявитель обращался в Конституционный Суд Российской Федерации».
По иному обстоит дело, когда несколько позже в КС РФ обращается другой заявитель с идентичной просьбой. В этом случае КС, в соответствии с ч. 3 ст. 43 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», принимает решение об отказе в принятии обращения к рассмотрению, поскольку «по предмету обращения Конституционным Судом Российской Федерации ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу.
Как было отмечено выше, такое решение принимается в виде определения с мотивированным отказом в принятии обращения к рассмотрению в резолютивной части.
Такое Определение, по мнению судов общей юрисдикции, не является основанием для пересмотра ранее состоявшихся судебных решений в соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 392 ГПК РФ, поскольку в резолютивной части ранее принятого Постановления указано, что в установленном порядке, если для этого нет иных препятствий, подлежат пересмотру только правоприменительные решения по делу именно данного заявителя и что подобное заявление другого заявителя Конституционным Судом Российской Федерации в соответствии с отказным Определением не рассматривалось.
То есть, два гражданина, конституционные права, которых нарушены, находятся в неравном положении.
В качестве примера подобной ситуации, рассмотрим Постановление КС от 20 декабря 2010 г. N 21-П по делу Рузайкина И.В. и связанные с ним решения КС РФ и ВС РФ.
Конституционный Суд Российской Федерации рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданина И.В. Рузайкина. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Российской Федерации оспариваемые заявителем законоположения.
Рузайкин И.В. просил признать часть первую статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", противоречащей статьям 1, 2, 7, 10, 15, 17 (части 1 и 2), 19 (части 1 и 2), 39, 42, 45, 53 и 55 Конституции Российской Федерации. По мнению заявителя, содержащиеся в ней положения - по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, - не позволяют инвалидам-чернобыльцам из числа военнослужащих, которые в силу Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1997 года N 18-П приобрели право на возмещение вреда здоровью со 2 июня 1998 года, но обратились за назначением соответствующей ежемесячной денежной компенсации только после 15 февраля 2001 года (даты вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ), реализовать данное право в таком же объеме, как лицам, ранее уже получавшим возмещение вреда.
Конституционный Суд Российской Федерации постановил:
1. Признать часть первую статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не противоречащей Конституции Российской Федерации, поскольку содержащиеся в ней положения - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - не могут рассматриваться как препятствующие назначению инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, право которых на возмещение вреда здоровью было признано Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 1 декабря 1997 года N 18-П, но которые не обращались за установлением соответствующих выплат до вступления данного Федерального закона в силу, ежемесячных денежных компенсаций в том же размере, в каком им были исчислены неполученные суммы возмещения вреда здоровью (исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности).
Конституционно-правовой смысл указанных законоположений, выявленный в настоящем Постановлении, является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
2. Правоприменительные решения по делу гражданина Рузайкина Ивана Васильевича подлежат пересмотру в установленном порядке, если для этого нет иных препятствий.
3. Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
По иному обстоит вопрос с абсолютно идентичной жалобой Семенова Василия Ивановича.
Определение Конституционного Суда РФ от 21.06.2011 N 832-О-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы на нарушение его конституционных прав положением части первой статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"
Здесь КС РФ применив ч.3 ст. 43, определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Семенова Василия Ивановича, поскольку по предмету обращения Конституционным Судом Российской Федерации ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
В этой ситуации гражданин Семенов, во первых не имеет возможности пересмотра ранее вынесенных неправосудных судебных решений учитывая позицию Верховного суда РФ (об этом позже), а во вторых лишен возможности дальнейшего обжалования, так как Определение КС по его жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Вызывает сомнение и рекомендация КС вынесенная в мотивировочной части указанного Определения:
«С учетом общеобязательности выявленного Конституционным Судом Российской Федерации конституционно-правового смысла оспариваемой нормы не исключается возможность повторного обращения граждан, не являвшихся участниками конституционного судопроизводства, решения по делам которых приняты до вынесения Конституционным Судом Российской Федерации Постановления от 20 декабря 2010 года N 21-П и вступили в законную силу, в органы, на которые возложены функции назначения и выплаты ежемесячных компенсаций в возмещение вреда, причиненного здоровью радиационным воздействием в связи с чернобыльской катастрофой, за перерасчетом таких компенсаций исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности, а в случае отказа в таком перерасчете - в суд».
Во первых органы, на которые возложены функции назначения и выплаты ежемесячных компенсаций в возмещение вреда, причиненного здоровью радиационным воздействием в связи с чернобыльской катастрофой и в случае повторного обращения граждан, никакого перерасчета компенсаций исходя из денежного довольствия производить не будут, а будут ревностно исполнять решение суда вынесенное в их пользу руководствуясь статьей 6 закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»
«1. Вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
2. Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом».
Исключена также возможность обжалования отказа в таком перерасчете в судебном порядке в силу п. 2 ч.1 ст.134 ГПК РФ, поскольку имеется вступившее в законную силу и не отмененное решение суда по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям
То есть в пределах существующей на федеральном уровне судебной системы возникает патовая ситуация усугубленная позицией Верховного суда Российской Федерации.
ВС в своих Определениях:
от 22 апреля 2011 г. N 18-В11-23 об отказе (заявление Киреева С.С.) в пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 14 января 2010 года;
от 13.05.2011 N 30-В11-3 об отказе (заявление Сокола А.А.) в пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2010 г.;
практически под копирку заявил:
«Как следует из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2010 г. N 21-П поводом к рассмотрению дела о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" явилась жалоба гражданина Рузайкина И.В. В пункте 2 резолютивной части названного Постановления указано, что в установленном порядке, если для этого нет иных препятствий, подлежат пересмотру только правоприменительные решения по делу гражданина Рузайкина Ивана Васильевича.
Из материалов дела усматривается, что подобное заявление Сокола А.А. Конституционным Судом Российской Федерации не рассматривалось.
Руководствуясь вышеприведенными нормами закона и учитывая изложенные обстоятельства, Судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 5 части 2 статьи 392 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2010 г.»
Аналогично и по Кирееву С.С.
И уж совсем издевательски выглядит следующая рекомендация ВС (в указанных выше Определениях) скопированная из мотивировочной части Определения Конституционного Суда РФ от 21.06.2011 N 832-О-О.
«Вместе с тем, учитывая Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2010 г. N 21-П, принятое Судебной коллегией решение не препятствует пересмотру во внесудебном порядке ежемесячной денежной компенсации в том размере, в каком Соколу А.А. были исчислены недополученные суммы возмещения вреда здоровью с момента провозглашения Конституционным Судом Российской Федерации Постановления от 20 декабря 2010 г. N 21-П, то есть с 20 декабря 2010 г.»
Комментарии к данной рекомендации приведены выше.
В данной ситуации вроде бы есть необходимость подачи жалобы в КС на КС, однако никто не может быть судьей в своем деле. Есть смысл обсудить перспективы обжалования данной ситуации в ЕСПЧ (нарушение п. 1 ст. 6 во взаимосвязи со ст. 14 Конвенции).
Дополнение к вышеизложенному.
Из Определения Судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 8 ноября 2011 г. по делу N 33-35750.
«Отказывая в удовлетворении заявления, суд пришел к выводу о том, что ссылка заявителя на Постановление Конституционного суда РФ от 20.12.2010 года 21-П не является основанием для пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам решения Хамовнического районного суда г. Москвы от (...) года, поскольку вышеизложенным Постановлением Конституционного Суда РФ Федеральный закон от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ, примененный в конкретном деле, не признавался не соответствующим Конституции Российской Федерации, соответственно он не утратил свою силу и был правомерно применен судом по настоящему делу».
Здесь суд воспользовался невнятной позицией КС, признавшего единожды закон 5-ФЗ, (который в принципе не только не соответствует Конституции, но и вступает в конфликт с гражданским законодательством и отраслевыми законами) соответствующим Конституции (Постановление от 19.06.2002 г. №11-П). А, поскольку признавать свои ошибки КС не любит, то изворачивается в толковании, выдавливая из себя Конституционно-правовой смысл и подгоняя его под комубогнадушучтоположенные решения судов общей юрисдикции.
Можно с достаточной долей вероятности утверждать, что применение Конституционным судом положений ч. 3 ст. 43 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» нарушает права граждан, регламентируемых статьями 2, 15, 17 (части 1 и 2), 19 (части 1 и 2), 45, 46 и 47 Конституции Российской Федерации, а также ст. 14 и п.1 ст. 6 Европейской Конвенции о защите прав человека.
Федеральный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ определяет возможность обжалования в Конституционный суд нарушенные, каким либо законом конституционные права и свободы, если:
1) закон затрагивает конституционные права и свободы граждан;
2) закон применен в конкретном деле, рассмотрение которого завершено в суде.
(ст. 97 во взаимосвязи с ч. 2 ст. 43 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»)
То есть на момент обжалования по делу заявителя имеется вступившее в законную силу решение суда.
Итоговое решение Конституционного Суда Российской Федерации по существу
вопроса, именуется постановлением.
Все иные решения Конституционного Суда Российской Федерации, принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства, именуются определениями.
(ст. 71 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»)
Что касается Постановлений, то в соответствии со ст.ст. 72-79 во взаимосвязи со ст. 100 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», по итогам рассмотрения жалобы на нарушение законом конституционных прав и свобод граждан Конституционный Суд Российской Федерации принимает одно из следующих постановлений:
1) о признании закона либо отдельных его положений соответствующими Конституции Российской Федерации;
2) о признании закона либо отдельных его положений не соответствующими Конституции Российской Федерации;
3) о признании оспариваемых заявителем положений нормативного правового акта аналогичными нормам, ранее признанным не соответствующими Конституции Российской Федерации постановлением Конституционного Суда Российской Федерации, сохраняющим силу, и поэтому также не соответствующими Конституции Российской Федерации либо о констатации факта, что примененная в конкретном деле норма ранее признана неконституционной постановлением Конституционного Суда Российской Федерации, сохраняющим силу.
Кроме того на основании ч. 5 ст. 79 закона о КС РФ, в мотивировочной и резолютивной части постановления излагается позиция Конституционного Суда Российской Федерации относительно того, соответствует ли Конституции Российской Федерации смысл нормативного правового акта или его отдельного положения, придаваемый им правоприменительной практикой. Данная позиция подлежит учету правоприменительными органами с момента вступления в силу соответствующего постановления Конституционного Суда Российской Федерации.
В постановлении также предусматривается восстановление нарушенного права.
Так, в соответствии с п. 10.1 ст. 75 (продублировано в ст. 100) в решении Конституционного Суда Российской Федерации, излагаемом в виде отдельного документа, в зависимости от характера рассматриваемого вопроса должно содержаться указание на необходимость пересмотра дела в отношении заявителя в случае, если принимается итоговое решение в виде постановления в соответствии с пунктами 2 и 3 части первой статьи 100 настоящего Федерального конституционного закона.
По сложившейся практике Конституционного Суда выработано два вида определений.
Собственно отказное - определение суда об отказе в принятии обращения к рассмотрению основывается на том, что разрешение вопроса, поставленного в обращении, не является допустимым или неподведомственно суду (ч.ч. 1, 2 ст. 43 ФКЗ о КС).
Еще один вид Определения по жалобе или иному обращению - состоит в том, что содержащийся в них отказ заявителям в принятии их обращений к рассмотрению основывается на том, что по предмету обращения Конституционным Судом ранее было вынесено определение или постановление, сохраняющее свою юридическую силу, и что сформулированная в них правовая позиция распространяется на конституционный спор, являющийся предметом поступившего в Суд обращения (ч. 3 ст. 43 ФКЗ о КС).
Что касается указанных определений, то в отличие от Постановлений, резолютивная часть их содержит только мотивировку отказа заявителям в принятии их обращений к рассмотрению.
С 2007 г. КС РФ ввел в практику Определения с позитивным содержанием (О-П). Его мотивировочная часть содержит такое истолкование обжалуемых материально-правовых или процессуальных правоположений, при котором они соответствуют или не противоречат Конституции РФ. В позитивном ключе (толкуя суть и порядок реализации права) КС РФ устанавливает конституционно-правовой смысл обжалуемых положений с приведением в обосновывающей аргументации ранее выработанных и сохраняющих свою силу правовых позиций. Резолютивная часть таких определений подтверждает, что конституционно-правовой смысл законоположений, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации в данном Определении на основе правовых позиций, изложенных им в сохраняющих свою силу решениях, является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
То есть, КС РФ, формально отказывая в принятии обращения к рассмотрению в публичном заседании, решает конституционно-правовую проблему по существу с вытекающими последствиями. Отвечая конкретному заявителю, Суд обязывает государство и общество учитывать данное в определении конституционно-правовое истолкование обжалуемой нормы, исключая любое иное в правоприменительной практике. В таких Определениях, также предусматривается восстановление нарушенного права.
Однако, при этом, поскольку правомерность существования такого вида Определений Федеральным конституционным законом о КС РФ не подтверждена, возникает некоторое сомнение в юридической силе данного решения.
Как было отмечено, на момент подачи жалобы в КС РФ у гражданина уже имеется вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции, которым, по мнению заявителя правоприменителем и судом применены правовые нормы (или их правовое истолкование) не соответствующие Конституции и тем самым повлекшие нарушение его конституционных прав.
В случае принятия положительного итогового решения Конституционного Суда Российской Федерации в виде постановления по существу вопроса, в резолютивной части постановления имеется указание о необходимости пересмотра дела в отношении заявителя.
В этом случае в соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 392 ГПК РФ, ранее вынесенные судебные решения подлежат пересмотру в связи с новыми обстоятельствами, к которым относится «признание Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующим Конституции Российской Федерации закона, примененного в конкретном деле, в связи с принятием решения по которому заявитель обращался в Конституционный Суд Российской Федерации».
По иному обстоит дело, когда несколько позже в КС РФ обращается другой заявитель с идентичной просьбой. В этом случае КС, в соответствии с ч. 3 ст. 43 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», принимает решение об отказе в принятии обращения к рассмотрению, поскольку «по предмету обращения Конституционным Судом Российской Федерации ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу.
Как было отмечено выше, такое решение принимается в виде определения с мотивированным отказом в принятии обращения к рассмотрению в резолютивной части.
Такое Определение, по мнению судов общей юрисдикции, не является основанием для пересмотра ранее состоявшихся судебных решений в соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 392 ГПК РФ, поскольку в резолютивной части ранее принятого Постановления указано, что в установленном порядке, если для этого нет иных препятствий, подлежат пересмотру только правоприменительные решения по делу именно данного заявителя и что подобное заявление другого заявителя Конституционным Судом Российской Федерации в соответствии с отказным Определением не рассматривалось.
То есть, два гражданина, конституционные права, которых нарушены, находятся в неравном положении.
В качестве примера подобной ситуации, рассмотрим Постановление КС от 20 декабря 2010 г. N 21-П по делу Рузайкина И.В. и связанные с ним решения КС РФ и ВС РФ.
Конституционный Суд Российской Федерации рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданина И.В. Рузайкина. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Российской Федерации оспариваемые заявителем законоположения.
Рузайкин И.В. просил признать часть первую статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", противоречащей статьям 1, 2, 7, 10, 15, 17 (части 1 и 2), 19 (части 1 и 2), 39, 42, 45, 53 и 55 Конституции Российской Федерации. По мнению заявителя, содержащиеся в ней положения - по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, - не позволяют инвалидам-чернобыльцам из числа военнослужащих, которые в силу Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1997 года N 18-П приобрели право на возмещение вреда здоровью со 2 июня 1998 года, но обратились за назначением соответствующей ежемесячной денежной компенсации только после 15 февраля 2001 года (даты вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ), реализовать данное право в таком же объеме, как лицам, ранее уже получавшим возмещение вреда.
Конституционный Суд Российской Федерации постановил:
1. Признать часть первую статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не противоречащей Конституции Российской Федерации, поскольку содержащиеся в ней положения - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - не могут рассматриваться как препятствующие назначению инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, право которых на возмещение вреда здоровью было признано Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 1 декабря 1997 года N 18-П, но которые не обращались за установлением соответствующих выплат до вступления данного Федерального закона в силу, ежемесячных денежных компенсаций в том же размере, в каком им были исчислены неполученные суммы возмещения вреда здоровью (исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности).
Конституционно-правовой смысл указанных законоположений, выявленный в настоящем Постановлении, является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
2. Правоприменительные решения по делу гражданина Рузайкина Ивана Васильевича подлежат пересмотру в установленном порядке, если для этого нет иных препятствий.
3. Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
По иному обстоит вопрос с абсолютно идентичной жалобой Семенова Василия Ивановича.
Определение Конституционного Суда РФ от 21.06.2011 N 832-О-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы на нарушение его конституционных прав положением части первой статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"
Здесь КС РФ применив ч.3 ст. 43, определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Семенова Василия Ивановича, поскольку по предмету обращения Конституционным Судом Российской Федерации ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
В этой ситуации гражданин Семенов, во первых не имеет возможности пересмотра ранее вынесенных неправосудных судебных решений учитывая позицию Верховного суда РФ (об этом позже), а во вторых лишен возможности дальнейшего обжалования, так как Определение КС по его жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Вызывает сомнение и рекомендация КС вынесенная в мотивировочной части указанного Определения:
«С учетом общеобязательности выявленного Конституционным Судом Российской Федерации конституционно-правового смысла оспариваемой нормы не исключается возможность повторного обращения граждан, не являвшихся участниками конституционного судопроизводства, решения по делам которых приняты до вынесения Конституционным Судом Российской Федерации Постановления от 20 декабря 2010 года N 21-П и вступили в законную силу, в органы, на которые возложены функции назначения и выплаты ежемесячных компенсаций в возмещение вреда, причиненного здоровью радиационным воздействием в связи с чернобыльской катастрофой, за перерасчетом таких компенсаций исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности, а в случае отказа в таком перерасчете - в суд».
Во первых органы, на которые возложены функции назначения и выплаты ежемесячных компенсаций в возмещение вреда, причиненного здоровью радиационным воздействием в связи с чернобыльской катастрофой и в случае повторного обращения граждан, никакого перерасчета компенсаций исходя из денежного довольствия производить не будут, а будут ревностно исполнять решение суда вынесенное в их пользу руководствуясь статьей 6 закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»
«1. Вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
2. Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом».
Исключена также возможность обжалования отказа в таком перерасчете в судебном порядке в силу п. 2 ч.1 ст.134 ГПК РФ, поскольку имеется вступившее в законную силу и не отмененное решение суда по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям
То есть в пределах существующей на федеральном уровне судебной системы возникает патовая ситуация усугубленная позицией Верховного суда Российской Федерации.
ВС в своих Определениях:
от 22 апреля 2011 г. N 18-В11-23 об отказе (заявление Киреева С.С.) в пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 14 января 2010 года;
от 13.05.2011 N 30-В11-3 об отказе (заявление Сокола А.А.) в пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2010 г.;
практически под копирку заявил:
«Как следует из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2010 г. N 21-П поводом к рассмотрению дела о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" явилась жалоба гражданина Рузайкина И.В. В пункте 2 резолютивной части названного Постановления указано, что в установленном порядке, если для этого нет иных препятствий, подлежат пересмотру только правоприменительные решения по делу гражданина Рузайкина Ивана Васильевича.
Из материалов дела усматривается, что подобное заявление Сокола А.А. Конституционным Судом Российской Федерации не рассматривалось.
Руководствуясь вышеприведенными нормами закона и учитывая изложенные обстоятельства, Судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 5 части 2 статьи 392 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2010 г.»
Аналогично и по Кирееву С.С.
И уж совсем издевательски выглядит следующая рекомендация ВС (в указанных выше Определениях) скопированная из мотивировочной части Определения Конституционного Суда РФ от 21.06.2011 N 832-О-О.
«Вместе с тем, учитывая Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2010 г. N 21-П, принятое Судебной коллегией решение не препятствует пересмотру во внесудебном порядке ежемесячной денежной компенсации в том размере, в каком Соколу А.А. были исчислены недополученные суммы возмещения вреда здоровью с момента провозглашения Конституционным Судом Российской Федерации Постановления от 20 декабря 2010 г. N 21-П, то есть с 20 декабря 2010 г.»
Комментарии к данной рекомендации приведены выше.
В данной ситуации вроде бы есть необходимость подачи жалобы в КС на КС, однако никто не может быть судьей в своем деле. Есть смысл обсудить перспективы обжалования данной ситуации в ЕСПЧ (нарушение п. 1 ст. 6 во взаимосвязи со ст. 14 Конвенции).
Дополнение к вышеизложенному.
Из Определения Судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 8 ноября 2011 г. по делу N 33-35750.
«Отказывая в удовлетворении заявления, суд пришел к выводу о том, что ссылка заявителя на Постановление Конституционного суда РФ от 20.12.2010 года 21-П не является основанием для пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам решения Хамовнического районного суда г. Москвы от (...) года, поскольку вышеизложенным Постановлением Конституционного Суда РФ Федеральный закон от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ, примененный в конкретном деле, не признавался не соответствующим Конституции Российской Федерации, соответственно он не утратил свою силу и был правомерно применен судом по настоящему делу».
Здесь суд воспользовался невнятной позицией КС, признавшего единожды закон 5-ФЗ, (который в принципе не только не соответствует Конституции, но и вступает в конфликт с гражданским законодательством и отраслевыми законами) соответствующим Конституции (Постановление от 19.06.2002 г. №11-П). А, поскольку признавать свои ошибки КС не любит, то изворачивается в толковании, выдавливая из себя Конституционно-правовой смысл и подгоняя его под комубогнадушучтоположенные решения судов общей юрисдикции.
Европейский Суд коммуницировал жалобу, поданную в 2010 году.
30 June 2010 - 00:46
07 июня 2010 года Европейский Суд по правам человека коммуницировал властям Российской Федерации жалобу Светланы Михайловны Гладышевой (Svetlana Mikhaylovna Gladysheva) (N 7097/10), поданную 15 января 2010 года. Отметим, что национальные средства правовой защиты от предположительно имевших место нарушений были исчерпаны только 15 мая 2010 года, то есть всего за три недели до коммуникации.
- Конференция ЮрКлуба
- → Просмотр профиля: Темы: vlad37
- Политика Конфиденциальности
- Правила конференции ·