В последние десятилетия брак в социологическом смысле рассматривался в России в основном как “союз между лицами мужского и женского пола, посредствам которого регулируются отношения между полами и определяется положения ребенка в обществе”.В современном отечественной энциклопедической литературе под браком, как правило, семейный союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности по отношению к друг другу и к детям.
Однако в СК отсутствует определение брака как конкретного юридического факта. Как подчеркивается в современной юридической литературе, отсутствие законодательно установленного определения брака связано с тем, что брак является сложным комплексным социальным явлением, находящийся под действием не только правовых норм, но и этнических, моральных, что ставило бы под сомнение полноту определение брака только с правовых позиций, тем более что “духовные и физические элементы брака, безусловно, не могут регулироваться правом”. Теоретические выводы известных авторов правоведов таких как А. М. Беляковой, Н. В. Орловой,
В. А. Ресянцева о том, что “юридическое определение брака неизбежно было бы не полным, так как не могло бы охватить существенные признаки брака, лежащие за пределами права”.
В юридической литературе высказываются различные точки зрения о понятии брака, его сущности и признаках. В этой связи представляется целесообразным дать сравнительный анализ различных точек зрения на понятие брака.
Например, М. В. Антогольская, исследуя правовые теории брака как договора, как таинства и как института особого рода, приходит к выводу, что “ соглашение о заключении брака по своей правовой природе не отличается от гражданского договора. В той части, в какой оно регулируется правом и порождает правые последствия, является именно сделкой.
Того же мнения придерживаются и другие правоведы, такие как О. А. Хазова, А. М. Нечаев также давая определение брака как добровольного и равноправного союза мужчины и женщины, порождающий между супругами гражданские правоотношения является сделкой.
Однако данное утверждение я считаю не верным. Гражданские правоотношения возникают, изменяются и прекращаются на основании жизненных обстоятельств, которые именуются в теории права юридическими фактами. К юридическим фактам относятся лишь те жизненные обстоятельства, которые признаны нормами права правообразующими, правоизменяющими или правопрекращающими.
Юридическими фактами являются – факты реальной действительности, с которыми действующие законы и иные правовые акты связывают возникновение, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, т.е. правоотношений. Из чего следует что сделка является юридическим фактом.
Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Но кроме сделок гражданские правоотношения могут возникать и из административных актов в силу прямого указания закона (ст. 8 ГК РФ). Заключение брака это не что иное, как акт гражданского состояния, который подлежит обязательной государственной регистрации.[1]
Такие акты являются ненормативными и непосредственно направлены на возникновение гражданских прав и обязанностей у конкретного субъекта – адресата акта. Это иное юридическое значимое действие субъектов, не обладающие признаками сделки. О чем я попытаюсь объяснить ниже.
Основные свои доводы я хочу свести к следующему:
Во-первых, целью заключения брака является не только возникновение брачного правоотношения, но также и создание союза, основанного на любви, уважении и т.д.
Во-вторых, вступая в брак, будущие супруги не могут определять для себя содержание брачного правоотношения, их права и обязанности определены императивными нормами закона, что нетипично для договорных правоотношений. Например, О.С. Иоффе отмечал, что брак возникает на основании юридического акта, совершенного с намерением породить правовые последствия. В этом проявляется сходство брака с гражданской сделкой. Но, тем не менее, социальное содержание и правовые особенности брака в социалистическом обществе, по его мнению, исключали квалификацию брака в качестве одной из разновидностей гражданско-правовых сделок. Сделка имеет юридической целью создание для ее участников конкретных прав и обязанностей. Брак, основанный на любви, а не на своекорыстных имущественных интересах, такой правовой цели не преследует. Целью вступления в брак О.С. Иоффе называл желание получить государственное признание созданного союза, «основа которого — взаимная любовь и уважение — не входит в его юридическое содержанием. Поэтому брак может прекратиться в любое время, как только эта основа будет подорвана, что невозможно в гражданских сделках» Действительно, воля лиц, заключающих брак, направлена на достижение целого ряда последствий, как правовых, так и не правовых. Прежде всего они стремятся приобрести общественный и правовой статус законных супругов, которых государственная регистрация делает их публично достоверными. Статус состояния в браке влечет за собой и приобретение прав и обязанностей супругов. Возникают ли они в силу закона независимо от воли супругов?
По-видимому, нет. Прежде всего если супруги категорически против их возникновения, они могут не регистрировать брак. Заключая брак, они дают согласие на вступление в отношения, большая часть которых ранее была императивно определена законом. Можно ли на этом основании заключить, что брак отличается от договора тем, что договором стороны сами устанавливают для себя содержание правоотношения, а все права и обязанности, вытекающие из брака, уже закреплены в норме закона?
Во-первых, с усилением диспозитивного регулирования и появлением брачных договоров и алиментных соглашений эти возможности значительно расширяются». Само заключение брака как юридический факт не предназначено для конкретизации прав и обязанностей супругов. Из этого факта вытекает только то, что два лица становятся мужем и женой, приобретая новый правовой статус. С помощью брачного договора и алиментного соглашения супруги могут почти полностью изменить свои имущественные отношения. Даже если брачный договор не был заключен данной супружеской парой, супруги не теряют возможности заключить его в будущем. Когда мы говорим, что брак — наиболее полное, общение супругов: материальное, физическое и духовное, то мы предполагаем, что между супругами возникает бесчисленное множество личных отношений, содержание которых они определяют для себя сами. Все эти отношения не регулируются правом, а, значит, и соглашения, устанавливающие их содержание, лежат во внеправовой сфере. Поэтому невозможно сказать, что отношения, возникающие из брака, как в своей юридической, так и в неюридической части, заранее определены законом, в то время как отношения, вытекающие из гражданского договора, определяются этим договором. Напротив, содержание супружеских отношений может варьироваться еще в большей мере, чем содержание других договорных отношений, но изменение этих прав и обязанностей производится не актом вступления в брак, а с помощью специальных юридических актов: брачных договоров и других соглашений между супругами. По моему мнению, все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что соглашение о заключении брака по правовой природе есть не что иное как административный акт. Признание этого факта не принижает этического значения брака. Безусловно, это соглашение играет и внеправовую роль, и в этой части рассматривается вступающими в брак по-разному. В зависимости от своих убеждений они могут расценивать его как клятву перед Богом или как моральное обязательство, или как административный акт. Следует еще раз подчеркнуть, что заключение брака это есть административный акт, т.е. акт гражданского состояния который подлежит обязательной государственной регистрации. Данный акт порождает гражданские правоотношение которые могут возникнуть в будущем, например: совместная собственность, алиментные обязательства, наследственные права и.т.д. Акт гражданского состояния служит лишь основанием для возникновение гражданских прав и обязанностей и не как не подпадает под основные признаки сделки.
|
||
|
TakeOFF
Регистрация: 18 Apr 2009Offline Активность: 04 Dec 2009 16:02