- есть ли какое-то нормативное время, в течение которого порожний вагон-цистерна должен быть получен от грузополучателя после получения его уведомления о завершении грузовой операции –
см. П. 3.7 Приказа МПС РФ от 18.06.2003 № 26
Сроки на уборку вагонов с мест погрузки, выгрузки и железнодорожных выставочных путей необщего пользования устанавливаются на основании технологии работы станции примыкания и железнодорожного пути необщего пользования и предусматриваются в договорах на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договорах на подачу и уборку вагонов.
Срок уборки исчисляется с момента передачи уведомления о завершении грузовой операции, но не менее чем через 2 часа после его приема, с последующим письменным подтверждением владельцем, пользователем или контрагентом железнодорожного пути необщего пользования.
- является ли дата, указанная в памятке приемосдатчика в графе «уборка», датой «возврата многооборотной тары»? -
нет, не является, порядок определения даты в договоре прописывается. Дата в памятке – это дата только для отношений грузополучатель / ж/д станция.
Тут вопрос немного не в том.
Абс. большинство вагонов сегодня не являются парком РЖД, а являются т.н. «собственными вагонами» (принадлежат крупными компаниям – операторам вагонов), которые передаются ими грузоотправителям, в случае «Роснефти» - ОАО «РН-Транс».
И такие вагоны грузополучатель после их выгрузки самостоятельно, как бы он ни хотел, никуда не отправит, так это сфера компетенции собственника/оператора вагонов, который должен обеспечить наличие в ЭТРАНе заготовки на отправку порожнего вагона и только после этого вагон уйдет.
К сожалению, в договорах на поставку ж/д транспортом этот момент часто вообще никак не учитывается и пишется что-то типа «покупатель / грузополучатель обязан обеспечить слив и возврат вагонов в течение 48 часов с даты их прибытия на станцию назначения, дата отправки определяется по данным ГВЦ РЖД».
А потом суды пишут «факт уведомления о завершении грузовой операции еще не является исполнением обязанности по возврату вагона и вообще нечего было такой договор подписывать».
Почитайте на эту тему:
Порядок взаимодействия с собственниками вагонов при перевозке грузов с применением электронных документов, подписанных ЭЦП, утвержден ОАО «РЖД» 09.10.2008 за № 44
п. 10.1 Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утверждены Приказом МПС России от 18.06.2003 № 39
Хузин Р.Р. Особенности рассмотрения дел в арбитражном процессе по искам ОАО «Первая грузовая компания» о взыскании с контрагентов штрафа за сверхнормативное пользование вагонами, собственностью последнего», есть в К+
Постановление ФАС Дальневосточного округа от 17.12.2013 № Ф03-5659/2013 по делу № А51-839/2013.