Согласен, я неправильно выразился. Некорректно вообще ставить вопрос, кто умнее - законодатель или правоприменительАртёмУфа, дело не в том, что правоприменитель умнее
Здесь не согласен. Правоприменитель имеет дело с практикой по определению, но это не значит, что множество конкретных ситуаций недоступно законодателю в принципе, сложнее его предвидеть - бесспорно.Просто, во-первых, он имеет дело с практикой, не доступной правотворителю
И здесь согласен. Но зачем не совпадающий по объёму с буквой нормы результат называть "выявлением действительной воли законодателя"? Зачем вообще вводить этот параметр? Я понимаю, что требования справедливости\ещё чего-то у конкретного правоприменителя могут отличаться от буквы нормы права, ну дык в чём проблема так это и назвать?и потому может использовать ресурс значений, заложенный в словах
Слово "обычно" здесь имеет существенное значение? Если да, то какие ситуации разумеются под "необычно"?обычно текст сам это подразумевает, так как шире его буквального понимания самим автором (и это понятно, ведь слова, из которых состоит текст, и правила их построения изобретены не автором)
Если без этого ("обычно") слова, то тоже согласен и с той же оговоркой: вещи всё-таки нужно звать своими именами
Не согласен, если признать за правоприменителем возможность создания новой нормы праваНе скажу, что наши законы гениальны, однако многозначность слов, растущая в геометрической (или какой там?) прогрессии в их сочетаниях и сложных текстах, испытывающих серьезное напряжение вследствие их практического применения, конечно, не оставляет шанса теории моносмыслового текста.
Да как сказать...Право применяется к правоотношениям либо на основании норм права, либо на основании "действительная воля законодателя". Известная мне теория права прямо говорит о первом, и стыдливо прикрывает второеАртёмУфа, ничего страшного в толковании норм права правоприменителем на самом деле нет, техника выявления "воли законодателя" стара как мир
Соглашусь с Вами, но это другой вопросГлавное, чтобы этот правоприменитель был действительным представителем Общества, отражающим (и знающим) его интересы
А механизм этого выбора каков?За кем последнее слово: за законом или применителем, должно выбрать Общество
Почему не учитываю - вполне даже учитываю А вот теория права - нет. Или учитывает, но неверно излагаетАртёмУфа,
Вы не учитываете того, что законы не даруются свыше кем-либо мудрым и непогрешимым, а тоже пишутся людьми, а, следовательно, могут в силу разных причин некорректные формулировки нормы закона или иного нормативного акта
Это, бесспорно, интересно для общеюридической эрудиции, но сейчас у меня иная задача - обозначить проблемуВ системе общего права есть хорошо разработанная теория толкования таких казусов.
Попробуйте найти книгу Джиффорда Д., Джиифорда К. "Правовая система Австралии", М., Юрид.лит-ра, 1988. (раздел об интерпретации парламентского акта).
И еще книгу Руперта Кросса "Прецедент в английском праве". М., 1985 ( там тоже есть глава о порядке интерпретации ( в частности, толкования по объему)
Конечно необходимо. Вот только не нужно его называть "выявлением действительной воли законодателя". Максим Никонов чётко показал, что по крайней мере в одном случае эту волю выявить невозможно. А нецелесообразность подобной деятельности ясна и без его примераА толкование по объему правоприменителем необходимо. Вот Вам небольшой пример.
В ст.1 Водного кодекса Российской Федерации 1995 года было дано такое определение "вода - химическое соединение водорода и кислорода, существующее в жидком, твердом и газообразном состояниях".
Но ведь химическим соединением водорода и кислорода является и перекись водорода.
Как Вы полагаете: оправдал бы суд какого-нибудь зятя, напоившего тещу перекисью, и со ссылкой на Водный кодекс утверждавшего : "Только маме стакан воды подал". Или все-таки суд применил бы ограничительное толкование?
По-моему, это спор о терминах. Да, Ваш термин точнее отражает суть деятельности правоприменителя. Но он не отвечает на вопрос: может ли правоприменитель создать на практике нечто отличное от (буквы) нормы права или не может? И на следующий вопрос: если может, то как этот результат зовётся в теории права?Может быть, есть смысл говорить не о поиске "действительной воли законодателя" при толковании, а о "вчитывании" правоприменителем "ведомого дела" в текст?