Перейти к содержимому






Фотография
- - - - -

В России прецедентная система права?


Сообщений в теме: 119

#26 Serrj

Serrj

    Mr. Frankland

  • Старожил
  • 1698 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 06 December 2005 - 18:04

В топку дискуссии - выводы, изложенные в статье Джура В. В. О судебном прецеденте в Российской Федерации // Сибирский юридический вестник. 2005. № 2:

... решения Верховного и Высшего Арбитражного судов РФ нецелесообразно наделять обязательной юридической силой для нижестоящих судов при разрешении аналогичных дел. Акты судов общей юрисдикции и арбитражных судов являются по своей природе правоприменительными актами. Решения данных судов не имеют общеобязательного значения, и они не обязательны для других судов по другим делам. В то же время суды общей юрисдикции и арбитражные должны обладать правом нормотворчества в форме «судебной практики» в целях конкретизации и детализации общих норм права, как это происходит в континентальной правовой системе права.

... акты высших судебных органов – постановлений пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, в которых на основании обобщения практики применения законов и иных нормативных правовых актов даются разъяснения по вопросам применения конкретных правовых норм, носят общеобязательный и нормативный характер для судов. Данные разъяснения представляют собой обнародование официальной позиции высших судебных инстанций по вопросам судебной практики и направлены на единообразное и правильное применение судами (общей юрисдикции и арбитражными) федерального законодательства.

... решения Конституционного Суда Российской Федерации «приобретают характер конституционно-правовых норм». Поскольку правовая норма, чей неконституционный характер признал данный суд, перестает действовать не только в конкретном рассмотренном нормативном правовом акте, но и во всех иных правовых актах. Признание «правовой позиции» Конституционного Суда в качестве официально самостоятельного источника права, с одной стороны, означало бы признание судебного правотворчества наряду с правотворчеством законодательной власти в России, с другой стороны, привело бы к достижению некого компромисса между сторонниками и противниками судебного правотворчества Конституционного Суда. Думается, что законодательство о полномочиях Конституционного Суда по толкованию и конституционному контролю в дальнейшем будет совершенствоваться.

... Европейский Суд не входит в национальную судебную систему: не является апелляционной, кассационной, либо иной вышестоящей инстанцией. Европейский суд считается независимым от национальных правовых систем. Это независимый международный орган по защите прав и свобод человека. Поэтому влияние решений Евросуда на правовую систему России остается самостоятельной нерешенной проблемой, которая к тому же носит международно-правовой характер и требует дальнейшего изучения.

И Р. Давид, и К. Цвайгерт с Х. Кётцем (да и не только они) писали о постепенном усилении роли прецедента в континентальном праве.

Понятие континентальной правовой системы является научной абстракцией – результатом обобщения наиболее характерных черт и особенностей правовых систем стран континентальной Европы в их сравнении с правовыми системами Англии и стран, воспринявших ее правовую традицию; данное понятие синтезировано компаративистами достаточно давно и в совершенно других условиях, нежели наблюдаются сегодня. Между тем, несмотря на негативное в целом отношение советской юридической науки к такому явлению, как судебное правотворчество, и безусловное отрицание подобного явления в социалистическом праве, отечественные авторы зачастую признавали правотворческое значение юридической практики в странах романо-германской правовой традиции. Правотворческое значение судебной практики в странах романо-германской правовой системы проявляется, по мнению С. Ф. Кечекьяна, благодаря тому, что судебный прецедент, не являясь формально обязательным для суда, решающего аналогичное дело,

тем не менее фактически используется в качестве образца как судом, создавшим прецедент, так и другими судами. Создается многократное единообразное решение аналогичных дел судами, своего рода множественный судебный прецедент... Определенная линия, наметившаяся в практике высших судебных органов страны при разрешении известного рода дел, принимается за основу всеми судами при разрешении этих дел, хотя формально следование нормам, выработанным судебными решенииями, для судов необязательно (Теория государства и права: Основы марксистско-ленинского учения о государстве и праве / Под ред. П. С. Ромашкина, М. С. Строговича, В. А. Туманова. М., 1962. С. 407.).

На основе анализа тенденций развития англо-американской и романо-германской правовых систем М. И. Кулагин утверждал, что

фактическое признание судебной практики в качестве источника права в странах романо-германской правовой традиции и одновременно происходящий процесс изменения роли прецедентов, ослабления принципа обязательности прецедента в странах общего права приводят к взаимному сближению этих двух ведущих западных правовых систем в вопросе, который всегда был главным критерием их разграничения (Кулагин М. И. Предпринимательство и право: опыт Запада // Избранные труды. М., 1997. С. 210.).

Анализируя факт популярности обзоров судебной практики Р. Давид справедливо и не без иронии отмечает, что подобные издания

пишутся не для историков права или социологов и не для удовольствия их читателей: они создаются для юристов-практиков, и их роль объяснима лишь тем, что судебная практика является в прямом смысле слова источником права» (Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 1999. С. 96.).

В силлогизме «в континентальном праве судебная практика не является источником права – Россия принадлежит к системе континентального права – в России судебная практика не является источником права» большая посылка, мягко говоря, не вполне соответствует действительному положению вещей. Поэтому вместо отрицания действительности в целях ее «приспособления» к устаревшим постулатам теории следует модернизировать теорию, с тем чтобы она отвечала реалиям практики, которую она призвана объяснять.

Сообщение отредактировал Serrj: 06 December 2005 - 18:15

  • 0

#27 Duncan MacLeod

Duncan MacLeod

    Доктор, который лечит

  • Старожил
  • 2644 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 06 December 2005 - 18:07

Полагаю, что в России нет прецедента исходя из того, что в странах прецедентного права судебное решение само по себе создаёт ранее не существовавший, не записанный, закон. Люди и до такого судебного решения в своих поступках руководствовались сложившимся обычаем, стереотипом поведения в определённых ситуациях, и все были довольны. Но однажды возникал спор из-за того, что кто-то (по мнению истца) не стал придерживаться этих сложившихся норм поведения в определённых ситуациях. Судебное решение придавало этим сложившимся обычаям и стереотипам поведения обязательную силу, как бы облекало, обязывало (в письменной форме) поступать всех определённым образом .

В России же судебное решение является лишь формой применения уже имеющегося написанного и ранее принятого законодательным органом закона.
  • 0

#28 Smertch

Smertch

    пан доцент

  • Модераторы
  • 11321 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 06 December 2005 - 18:11

Вобликов
ваша т.з. выражает т.н. "декларативную теорию" прецедента: норма уже есть, в прецеденте она только формализуется.
Но у тех же англо-саксов есть и "креативная теория", согласно которой прецедент создает новую, ранее не существовавшую норму.
  • 0

#29 -Нет ника-

-Нет ника-
  • не юрист
Обратиться Публикации

Отправлено 06 December 2005 - 18:12

Вобликов , полностью согласен
  • 0

#30 Ugolov Nick

Ugolov Nick
  • Новенький
  • 22 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 06 December 2005 - 18:15

Smertch

не помню, то ли Цвайгерт/Кётц, то ли Давид писали, наверное, все-таки первые. Во Франции, Германии - куда уж показательнее.

К сожалению, не читал, если у Вас есть возможность, выложите, пожалуйста.
В связи с проблематикой прецедента меня интересует еще одна важная деталь. Если мы декларативно не основываемся на прецеденте, т.е. не доверяем никому, даже суду, кроме законодателя, определять что такое хорошо и что такое плохо, то по какому праву существует норма о малозначительности, например? В этом случае молодому зеленому дознавателю законодатель фактически делегирует право объявлять какие-то действия преступными, какие-то - нет на основе толкования такого расплывчатого понятия, как общественная опасность. Очень часты просто вопиющие случаи злоупотреблений на этом основании.
Я не предлагаю отклоняться от темы. Просто мне непонятны теоретические основания отказа от прецедента в нашей правовой системе. Ладно, пусть философия позитивизма и буржуазный пережиток (хотя мне кажется, что они близки к Марксу), но практические выгоды от такого подхода, по-моему, очевидны. Почему не исходить из потребностей практики, раз философской основы у нашей правовой системы уже не существует? Или я ошибаюсь? :)
  • 0

#31 Smertch

Smertch

    пан доцент

  • Модераторы
  • 11321 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 06 December 2005 - 18:18

Очень часты просто вопиющие случаи злоупотреблений на этом основании.

собственно, о том и речь

К сожалению, не читал, если у Вас есть возможность, выложите, пожалуйста.

очень распространенные книжки, электронного вида, к сожалению, нет
  • 0

#32 Serrj

Serrj

    Mr. Frankland

  • Старожил
  • 1698 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 06 December 2005 - 18:28

Книга Р. Давида "Основные правовые системы современности" есть в Библиотеке форума
  • 0

#33 Publius

Publius
  • продвинутый
  • 696 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 06 December 2005 - 21:16

Я не предлагаю отклоняться от темы. Просто мне непонятны теоретические основания отказа от прецедента в нашей правовой системе.


Полагаю, достаточно понятно, почему это имело место в советское время. Сейчас же таким основанием может служить, например, опасение, что, получив возможность не только применять, но и создавать право, судьи вовсе перестанут обращать внимание на закон (не знаю как у вас в России, а у нас на Украине они уже и сейчас нередко ведут себя так, будто закон написан не для них). Ведь у англичан под прецедентом понимается как судебное решение, являющееся авторитетным образцом понимания и толкования статутного права (как раз в этом смысле и решения высших судов в РФ или у нас на Украине тоже можно считать прецедентом de facto), так и судебное решение, создающее новую правовую норму (можно придумать сколько угодно теорий о том, что суд не создает, а провозглашает право, но фактически если до решения суда какой-то правовой нормы не было, а после такого решения она появилась, то это значит, что именно суд создал ее).

Если же обсуждать целесообразность официального введения прецедента в правовую систему как источника права, то из некоторых предыдущих постов уже видно, что такое введение будет иметь смысл лишь в том случае, если судам дозволено будет создавать полноценные правотворческие прецеденты. Если же речь идет только о прецедентах правильного толкования или применения закона, то ссылки на такие прецеденты в последующих судебных решениях в принципе не очень нужны: достаточно сослаться на сам закон. Так что "смешанная" система вряд ли получится, надо по принципу "или брать полностью, или не брать вовсе". А вот чего будет больше в случае введения прецедента в полноценном его значении - пользы или вреда - на это сразу и не ответить...
  • 0

#34 Ugolov Nick

Ugolov Nick
  • Новенький
  • 22 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 07 December 2005 - 14:11

Publius

а у нас на Украине они уже и сейчас нередко ведут себя так, будто закон написан не для них

Не знаю как у Вас на Украине, но у нас на Украине :) многие судьи действительно часто принимают некомпетентные и волюнтаристские решения.
Поэтому я полагаю, что наделять правом прецедента нужно не все суды, а лишь высшие аппеляционные инстанции (еще и потому, что к ним, как правило, попадают самые спорные и запутанные случаи). Конечно, уровень многих судей оставляет желать лучшего, но чем, в таком случае лучше законодатель или университетские теоретики, пишущие закон, оторванный от практики. Судьи, на мой взгляд, должны обладать ничуть не меньшим, а то и большим правом законодательной власти. Я думаю все согласятся, что создать идеальное законодательство невозможно ввиду необходимости внесения постоянных изменений. В таком случае система, использующая прецедент - гибче и эффективнее. С другой стороны - судьи тоже могут ошибаться да и мнения могут быть просто различными. Поэтому необходимо разумное сочетание двух правовых систем. Повторюсь - прецедент должны создавать лишь коллегиальные решения высших судебных инстанций. Почему же Вы считаете,

что "смешанная" система вряд ли получится, надо по принципу "или брать полностью, или не брать вовсе".

Все в этом мире стремиться к усредненности - крайности не очень живучи . Капиталистическая и социалист. модели также смешиваются сейчас - посмотрите на Скандинавию. Думаю и в нашем вопросе все также нужно привести к "золотой середине" :)
  • 0

#35 Smertch

Smertch

    пан доцент

  • Модераторы
  • 11321 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 07 December 2005 - 14:20

лишь высшие аппеляционные инстанции (еще и потому, что к ним, как правило, попадают самые спорные и запутанные случаи).

ну, все-таки не апелляционные. У нас, в России, во всяком случае, таких точно нет :) Да и у вас, наверное, тоже :)

прецедент должны создавать лишь коллегиальные решения высших судебных инстанций

Тут где-то в одной из тем в "процессуальном" было приведено мнение нашего ВС о том, что такое нарушение единообразия судебной практики, так он действительно сказал, что это:
а) нарушение постановления пленума,
б) нарушение обзора практики,
в) противоречия постановлениям, вынесенным в порядке надзора.
Так что, в принципе, совпадает с вашим мнением.

Другое дело, что, чтобы дойти до (в), уже нужно нарушение единообразия :)
  • 0

#36 IAY

IAY
  • Partner
  • 3682 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 07 December 2005 - 14:34

Мне кажется, все дело в том, что участники обсуждения неявно пытаются втиснуть проблему в дихотомию: есть прецедент - нет прецедента. Это не совсем верно. Как справедливо отметил Stan, прецедент - это ранее вынесенное решение по сходному делу. Совершенно ясно, что прецеденты в терминах этого правильного определения у нас есть. Это вытекает из нормативности правового регулирования.

А вот какое значения имеет прецедент - это другой вопрос. Вовсе не обязательно сводить значение прецедента к двум возможностям: обязательный - не обязательный. Между этими двумя полюсами есть множество промежуточных значений: информативный, убедительный, тот, который надо учитывать, и т.д. В какой-то степени прецедент должен быть присущ любой правовой системе и российской в том числе. Ведь как гласит известная аксиома, если суды в двух одинаковых случаях приняли противоположные решения, то, по крайней мере, одно из них незаконно.

С уважением,

Игорь
  • 0

#37 Ugolov Nick

Ugolov Nick
  • Новенький
  • 22 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 07 December 2005 - 14:48

Smertch

ну, все-таки не апелляционные.

Да, я имел в виду (см далее по тексту) "коллегиальные решения высших судебных инстанций".
IAY
безусловно, обсуждается именно значение прецедента. И в юриспруденции действительно я вижу для этого только две возможности: обязательный и необязательный. Конечно, можно учитывать прецедент при принятии решений (а также учитывать высказывания Цицерона и пьяную ругань соседа по коммуналке :) ) А можно и не учитывать - это имеет уже второстепенное значение. Если Вы видите еще возможности, укажите на них, пожалуйста.
  • 0

#38 IAY

IAY
  • Partner
  • 3682 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 07 December 2005 - 15:23

Ugolov Nick ,

На эту тему есть обширная литература. К сожалению, не на русском языке.

Навскидку приведу такой пример: Суд должен обосновать, почему он отклоняется от прецедента вышестоящего суда, если стороны ссылались на это прецедент. При этом нельзя сказать, что это прецедент обязательный и нельзя сказать, что он абсолютно не обязательный.

С уважением,

Игорь
  • 0

#39 Ugolov Nick

Ugolov Nick
  • Новенький
  • 22 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 07 December 2005 - 18:29

IAY
Если

Суд должен обосновать, почему он отклоняется от прецедента вышестоящего суда

, то этот прецедент, наверное, уже обязательный. Хотя я, пожалуй, соглашусь, что такая форма существования прецедента может существовать. Правда, думаю, что это недопустимо в юриспруденции, где необходима максимальная определенность, а не такая половинчатость.
С уважением,
Александр
  • 0

#40 Lhyz

Lhyz
  • Новенький
  • 0 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 08 December 2005 - 15:04

камрады, ортодоксальная наука говорит, что в РФ нифига не прецедентная форма права, это вам на Англия - в подтверждение своей позиции вы не можете ссылаться на аналогичное решение какого-либо другого суда... а постановления ВАС и ВС это не прецедент, а обобщение и толкование...
  • 0

#41 Smertch

Smertch

    пан доцент

  • Модераторы
  • 11321 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 08 December 2005 - 15:07

в подтверждение своей позиции вы не можете ссылаться на аналогичное решение какого-либо другого суда

могу и ссылаюсь, буквально 16 ноября это делал - и успешно :)
  • 0

#42 Alexandrof

Alexandrof
  • Новенький
  • 8 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 08 December 2005 - 16:18

К вопросу о возможности «переноса» одной системы права (или отдельных ее элементов) в иную среду.

В данном вопросе мне более близка позиция Владимира Николаевича.

Полагаю, что в России нет прецедента исходя из того, что в странах прецедентного права судебное решение само по себе создаёт ранее не существовавший, не записанный, закон.


Чтобы понять сущность прецедентной системы права необходимо обратиться к истории. Нам необходимо вспомнить такие понятия, как общее право и право справедливости. Английское право ощутило на себе влияние Римского права в значительно меньшей степени, чем страны Романо-германской системы. Общее право появление, которого связано с нормандским завоеванием, создавалось в основном королевскими судами. Для общего права характерно придание особого значения процедуре и отсутствие деления на публичное и частное (грань между которыми в настоящее время стирается и в нашей правовой системе).
Право справедливости появилось с развитием общественных отношений, и было связано с тем, что лорд-канцлер осуществлял фактически функции сродные надзору, т.е. проверку решений судов. Лица, которые были не согласны с решением судов, могли обратиться к Королю, как к высшему суду, однако фактическое рассмотрение данных жалоб входило в полномочия лорд-канцлера. Необходимость появления суда справедливости связана в первую очередь, с устаревшими нормами общего права, которые надо было приспособить к развивающимся общественным отношениям.

Таким образом, можно сделать вывод относительно главной отличительной черты прецедентной системы права. Отличие одной системы от другой в понимании такого понятия, как «СПРАВЕДЛИВОСТЬ».
Здесь можно выделить дедуктивный и индуктивный подходы. В упрощенном виде это выглядит так:

- С точки зрения Романо-германской правовой системы справедливость – это когда для каждого обязательно то, что обязательно для всех;

- С точки зрения Англо-саксонской правовой системы справедливость – это когда ставшее обязательным для одного (нескольких), становиться обязательным для всех.
  • 0

#43 Stan

Stan

    Инквизитор

  • Partner
  • 1787 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 08 December 2005 - 16:56

С точки зрения любой системы принятия решений, решения по аналогичным делам не должны противоречить друг другу. Справедливость предполагает равенство всех.

- С точки зрения Романо-германской правовой системы справедливость – это когда для каждого обязательно то, что обязательно для всех;
- С точки зрения Англо-саксонской правовой системы справедливость – это когда ставшее обязательным для одного (нескольких), становиться обязательным для всех.

Интересно. Но я не согласен с тем, что прецедент возможен лишь во втором из цитированных вариантов.

Мне кажется, это все весьма разные, м-м, явления: прецедент (как уже отмечалось выше, в узком формальном смысле прецедент существует вообще в любой правовой системе, если только в ней нет прямого предписания сжигать все судебные решения по исполнении),
обязательная/убедительная сила прецедента (ИМХО, если нет вышеописанного запрета прецедент всегда обладает минимум убедительной силой),
прецедентное право (его, даже при наличии прецедентов, возможно, даже обладающих обязательной силой, может и не быть как систематической структуры в нормах нац./не нац. законодательства).
  • 0

#44 Smertch

Smertch

    пан доцент

  • Модераторы
  • 11321 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 08 December 2005 - 17:02

Alexandrof
подозрительно знакомые фразы...
Если не считать некоторых неточностей вроде

лорд-канцлер осуществлял фактически функции сродные надзору, т.е. проверку решений судов.

или

Таким образом, можно сделать вывод относительно главной отличительной черты прецедентной системы права. Отличие одной системы от другой в понимании такого понятия, как «СПРАВЕДЛИВОСТЬ».


То все правильно, но речь вы ведете о прецеденте как культурном феномене англо-саксонской правовой системы.
В то же время прецедентность является свойством любой системы. Да, конечно, прецеденты в других странах не приобретут тех же культурных форм, но их сущность сохранится.
  • 0

#45 Alexandrof

Alexandrof
  • Новенький
  • 8 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 08 December 2005 - 20:40

подозрительно знакомые фразы...

Если подозрения касаются возможного нарушения мной чьих-либо авторских прав, то здесь сразу оговорюсь, что таких нарушений не было. Что же касается «знакомости» фраз, то вполне возможно, что вышеперечисленные факты (их описание) встречались в одних и тех же источниках, которые лично мной, усиленно штудировались перед экзаменом по ИГПЗС.

То все правильно, но речь вы ведете о прецеденте как культурном феномене англо-саксонской правовой системы.
В то же время прецедентность является свойством любой системы. Да, конечно, прецеденты в других странах не приобретут тех же культурных форм, но их сущность сохранится.

Согласен, что вышеописанное мной содержит исторический и культурологический аспекты. Но разве правовая культура, существующая в той или иной стране (и формирующаяся не за один год) не оказывает непосредственное влияние на правотворчество и правоприменение?
А сейчас наша судебная система, которая на практике еще не освободилась от рудиментов «старой» системы должна будет перестраиваться на новые рельсы. И дело здесь не только в том, что для этого необходимо принять новые процессуальные законы. Проблема в том, что правосознание, являющееся частью правовой культуры, изменить посредством предписания очень сложно, а иногда просто невозможно.
  • 0

#46 Stan

Stan

    Инквизитор

  • Partner
  • 1787 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 08 December 2005 - 21:07

А сейчас наша судебная система, которая на практике еще не освободилась от рудиментов «старой» системы должна будет перестраиваться на новые рельсы. И дело здесь не только в том, что для этого необходимо принять новые процессуальные законы.

Советская судебная система была прецедентной.
  • 0

#47 Smertch

Smertch

    пан доцент

  • Модераторы
  • 11321 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 08 December 2005 - 22:41

Да и наша по сути таковой фактически является.
  • 0

#48 Alexandrof

Alexandrof
  • Новенький
  • 8 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 09 December 2005 - 14:19

Главная проблема советской судебной системы заключалась в том, что фактически она была элементом карательной системы органов государственной власти, наравне с органами внутренних дел, органами госбезопасности и прокуратурой. Да и юридически обвинительный уклон советских судов был закреплен в процессуальном законодательстве (пр.: право суда возбуждать уголовное дело). А это в свою очередь, было следствием того, что de iure и de facto отсутствовало разделение властей.

Конечно, элементы прецедента существовали ранее, и есть сейчас. Но когда все касается теоретических споров это одно. Если мы говорим о принципиальных вопросах, которые касаются правоприменения, то это ведет к признанию прецедента источником российского права!?

Кстати, о фактической «прецедентности» нашей системы. Недавно мне рассказали случай: при разбирательстве одного дела, когда встал вопрос о возможности использования доказательств, содержащих конфиденциальную информацию, в открытом судебном разбирательстве (адвокат настаивал, что это нарушает права ответчика), судья объявил перерыв, указав что «сейчас позвонит в Мосгорсуд».
  • 0

#49 Publius

Publius
  • продвинутый
  • 696 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 09 December 2005 - 18:42

Ugolov Nick

Не знаю как у Вас на Украине, но у нас на Украине  многие судьи действительно часто принимают некомпетентные и волюнтаристские решения.
Поэтому я полагаю, что наделять правом прецедента нужно не все суды, а лишь высшие аппеляционные инстанции (еще и потому, что к ним, как правило, попадают самые спорные и запутанные случаи). Конечно, уровень многих судей оставляет желать лучшего, но чем, в таком случае лучше законодатель или университетские теоретики, пишущие закон, оторванный от практики. Судьи, на мой взгляд, должны обладать ничуть не меньшим, а то и большим правом законодательной власти.

Почему же Вы считаете,
Цитата
что "смешанная" система вряд ли получится, надо по принципу "или брать полностью, или не брать вовсе".

Все в этом мире стремиться к усредненности - крайности не очень живучи . Капиталистическая и социалист. модели также смешиваются сейчас - посмотрите на Скандинавию. Думаю и в нашем вопросе все также нужно привести к "золотой середине" 


Когда я говорю о том, что "смешанная" система не получится, я имею ввиду, что для введения у нас (будь то в России или в Украине) прецедента мы должны дать судам как раз то самое "право законодательной власти", о котором Вы говорите, т. е. возможность самостоятельно создавать новые правовые нормы, которые и становятся прецедентами. Если судам предоставляется такое право, то система уже не "смешанная", она такая же, как в Англии или США. Конечно, истории англичан у нас нет, потому у нас не будет именно "общего права" или "права справедливости", но будет прецедентное право, т. е. в сущности то же самое.
Вот тут-то и возникает сомнение: английское прецедентное право создавалось столетиями и создавалось на "пустом месте", т. е. там (в тех случаях), где до него не было законов или каких-то иных источников права. При этом далеко не все судебные решения сразу становились эталонами справедливости. Судейской дури и произвола и у них хватало. Так что прошли сотни лет, прежде чем эта система приняла свой нынешний довольно запутанный, но в целом удовлетворяющий представления англосаксов о справедливости вид.
У нас же прецедент будет "запущен" в систему, где "пустых мест" практически не осталось, может только отдельные закоулки. А раз так, то в этой системе создание полноценных прецедентов неминуемо примет форму отрицания судом закона, который покажется "несправедливым" или несовершенным тому или иному судье. В результате вместо усовершенствования может получиться еще большая неразбериха и хаос, чем сейчас.
Кроме того, профессор Преображенский недаром говорил: "Я за разделение труда". В государстве тоже каждый должен заниматься своим делом. Не хочу защищать "законодателя": в том, что он делает, масса глупостей. Но суды в целом и их высшие инстанции в частности ничем не лучше. Так может быть будет больше толку, если каждый постарается усовершенствоваться прежде всего в том, для чего он создан?
Кроме того, нынешнее распределение полномочий создает хоть какой-то плохонький баланс между разными подсистемами власти. Законодатель в своей деятельности и в своем произволе у нас, в Украине, сдерживается различными факторами и в их числе - судами (особенно КС). Судебная же система должна удерживаться от произвола в первую очередь своей зависимостью от закона и невозможностью заменить закон чем-то, что она будет создавать по своей воле. Введение полноценной прецедентной системы этот, пусть и неудовлетворительный, баланс не усовершенствует, а окончательно поломает.
Вот в чем, как мне кажется, основная опасность :) .
  • 0

#50 NVV

NVV

    безграмотный толкователь, "гордость НН"

  • Старожил
  • 6511 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 10 December 2005 - 17:10

Smertch

Если в бы ГПК/АПК было прямо написано, что суд при вынесении решения связан своими собственными решениями и решениями вышестоящих судов по аналогичным делам, то это был бы прецедент де-юре

В законодательстве каких стран, Вам известны подобные формулировки??

Ugolov Nick

романо-германский (упорно сопротивляющийся признанию прецедента важным правовым институтом)

Вы можете привести КОНКРЕТНЫЕ примеры??

Stan

если только в ней нет прямого предписания сжигать все судебные решения по исполнении

Тада это будет уже не СУДЕБНАЯ власть, а Министерство Правды из романа Дж. Оруэла "1984"...

Советская судебная система была прецедентной.

Какие Ваши доказательства?..

Alexandrof

судья объявил перерыв, указав что «сейчас позвонит в Мосгорсуд».

Хм... Такой "прецедент" нам не нужен!! (пашти цы)

Publius

у нас не будет именно "общего права" или "права справедливости"

А это куда денете:

Статья 5. Обычаи делового оборота

1. Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.
2. Обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются.

Статья 15

1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Статья 6
Право на справедливое судебное разбирательство

1. Каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Судебное решение объявляется публично, однако пресса и публика могут не допускаться на судебные заседания в течение всего процесса или его части по соображениям морали, общественного порядка или национальной безопасности в демократическом обществе, а также когда того требуют интересы несовершеннолетних или для защиты частной жизни сторон, или - в той мере, в какой это, по мнению суда, строго необходимо - при особых обстоятельствах, когда гласность нарушала бы интересы правосудия.


  • 0




Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных