Здравствуйте, уважаемые юристы! Помогите разобраться: если коммерческая организация (покупатель) заключает договор поставки с физ. лицом (не зарегистрированным в качестве ИП-выступает поставщиком по договору), какой налог уплачивается при этом - НДФЛ Поставщкимо либо в стоиомсть товара включается НДС? Очень прошу помочь
|
||
|
НДФЛ или НДС
Автор
--Константин--
, 11 Jan 2007 08:31
Сообщений в теме: 4
#1 --Константин--
Отправлено 11 January 2007 - 08:31
#2
Отправлено 11 January 2007 - 09:01
Лучше речь вести о договоре купли-продажи. Если имущество находилось в собственности физлица менее 3-х лет, применяется имущественный налоговый вычет по НДФЛ в сумме 125000 рублей, по имуществу находящемуся в собственности налогоплательщика три года и более, имущественный налоговый вычет предоставляется в сумме, полученной налогоплательщиком при продаже указанного имущества, т.е. НДФЛ 0 рублей.
Плательщиками НДС являются только юрлица и предприниматели, таким образом НДС не добавляется к стоимости товара. Если вы заключите договор с физлицом не являющимся предпринимателем на поставку партии товара, который он приобретет предварительно не для личных нужд, а в целях получения прибыли, рискуете получить у налоговиков отказ от применения налоговых вычетов по налогу на прибыль (на дозоды), т.к. сделка будет заключена с лицом, не зарегистрированным в установленном порядке. В суде конечно выиграете, но понесете определенные расходы.
Плательщиками НДС являются только юрлица и предприниматели, таким образом НДС не добавляется к стоимости товара. Если вы заключите договор с физлицом не являющимся предпринимателем на поставку партии товара, который он приобретет предварительно не для личных нужд, а в целях получения прибыли, рискуете получить у налоговиков отказ от применения налоговых вычетов по налогу на прибыль (на дозоды), т.к. сделка будет заключена с лицом, не зарегистрированным в установленном порядке. В суде конечно выиграете, но понесете определенные расходы.
#3 --Константин--
Отправлено 11 January 2007 - 11:14
Большое спасибо, Наталья
#4 --Константин--
Отправлено 11 January 2007 - 11:19
Могу ли я попросить Вас прокомментировать еще один момент-каким образом будет уплачиваться НДФЛ в указанном выше случае? Будет ли организация-покупатель выступать в данном случае налоговым агентом? Заранее благодарен
#5
Отправлено 02 May 2007 - 16:41
Могу ли я попросить Вас прокомментировать еще один момент-каким образом будет уплачиваться НДФЛ в указанном выше случае? Будет ли организация-покупатель выступать в данном случае налоговым агентом? Заранее благодарен
ОБЗОР ПРАКТИКИ РАССМОТРЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ
АРБИТРАЖНЫМИ СУДАМИ ОКРУГОВ СПОРОВ ПО НАЛОГУ НА ДОХОДЫ
ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ ЗА ЯНВАРЬ - ИЮНЬ 2006 ГОДА
Материал подготовлен с использованием правовых актов
по состоянию на 18 декабря 2006 года
Ю.М. ЛЕРМОНТОВ
Лермонтов Ю.М., консультант Минфина России.
6. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СВЕДЕНИЙ НАЛОГОВЫМИ
АГЕНТАМИ (СТАТЬЯ 230 НК РФ)
84. В случае выплаты дохода физическим лицам в виде платы за приобретенное у них имущество, организация не может быть привлечена к ответственности на основании пункта 1 статьи 126 НК РФ за непредставление в налоговый орган сведений о выплаченных доходах (Постановление ФАС Центрального округа от 08.06.2006 по делу N А35-1803/05-С3).
Суть дела.
Налоговым органом проведена выездная налоговая проверка организации по вопросам соблюдения налогового законодательства за 2001 - 2004 годы.
По результатам проверки налоговым органом принято решение, согласно которому организация привлечена к налоговой ответственности в виде взыскания штрафов: по статье 123 НК РФ за неправомерное неудержание и неперечисление в бюджет НДФЛ; по пункту 1 статьи 126 НК РФ за непредставление налоговому органу сведений о доходах, выплаченных физическим лицам.
На основании решения по результатам проверки организации 16.12.2004 выставлено требование об уплате налоговой санкции.
В связи с неисполнением организацией в добровольном порядке направленного ему требования об уплате штрафов налоговый орган обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Позиция суда.
Суд пришел к выводу об отсутствии оснований для взыскания штрафов по статье 123 НК РФ и по пункту 1 статьи 126 НК РФ, исходя из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с законодательством о налогах и сборах возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.
Налоговые агенты обязаны представлять в налоговые органы по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.
Неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, является основанием для взыскания штрафа, установленного статьей 123 НК РФ, в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению.
На основании пункта 1 статьи 126 НК РФ в случае непредставления налоговым агентом в установленный срок в налоговые органы документов и (или) иных сведений он подлежит привлечению к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 НК РФ, в виде взыскания штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.
Статья 226 НК РФ обязывает российские организации, индивидуальных предпринимателей и постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 названной статьи, исчислять, удерживать у налогоплательщиков и уплачивать в бюджет сумму налога, исчисленную по ставкам, установленным статьей 224 НК РФ, а при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога сообщать в течение месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог в сумме задолженности налогоплательщика.
Согласно статье 230 НК РФ налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, по форме, утвержденной ФНС России, и представляют в налоговый орган в соответствующем порядке и сроки сведения о доходах физических лиц.
Положением пункта 2 статьи 230 НК РФ установлено, что налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах, начисленных и удержанных в этом налоговом периоде, ежегодно не позднее первого апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В силу абзаца 4 пункта 28 статьи 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы, не превышающие 2000 руб., если они выплачены в виде материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, а также бывшим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или возрасту.
Согласно статье 228 НК РФ обязанность по исчислению и уплате в бюджет налога на доходы физических лиц с сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, лежит на самих физических лицах.
Материалами дела подтверждено, что в проверяемом периоде организацией были выплачены доходы ряду физических лиц в виде платы за приобретенное у них имущество (в том числе имущество приобреталось как у физических лиц, являющихся гражданами Российской Федерации, так и у иностранных физических лиц) и в виде материальной помощи бывшим работникам организации в размере по 100 руб. каждому.
Таким образом, у организации отсутствовала обязанность по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет НДФЛ с названных выплат.
Поскольку организация не являлась налоговым агентом, соответственно, у нее отсутствовала обязанность по представлению в налоговый орган сведений о доходах физических лиц и она не может быть привлечена к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 НК РФ.
Комментарий к Постановлению ФАС Центрального округа от 08.06.2006 по делу N А35-1803/05-С3.
Пунктом 2 статьи 230 НК РФ установлено, что налоговые агенты предоставляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов.
Сведения о выплаченных физическим лицам доходах представляются в налоговый орган не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме N 2-НДФЛ, утвержденной Приказом ФНС России от 25.11.2005 N САЭ-3-04/616@ "Об утверждении формы сведений о доходах физических лиц" (зарегистрированным в Минюсте России 20.12.2005 N 7293).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 24, пунктом 5 статьи 226 НК РФ случае невозможности удержания налога налоговый агент обязан в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика.
Вместе с тем необходимо учитывать, что исчисление сумм и уплата налога в соответствии со статьей 226 НК РФ производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 214.1, 227 и 228 НК РФ.
Так, согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 228 НК РФ физические лица самостоятельно исчисляют и уплачивают в бюджет налог исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности.
В арбитражной практике возникают споры по вопросу о том, обязана ли организация, приобретая у физического лица принадлежащее ему имущество, сообщать какие-либо сведения в налоговый орган.
Как следует из разъяснений Минфина России, изложенных в письме от 22.10.2002 N 04-04-06/225, если организация не удерживает НДФЛ с выплаченных доходов в связи с тем, что уплата налога с таких сумм должна производиться непосредственно физическим лицом путем подачи декларации в налоговой орган по месту жительства в соответствии с пунктом 1 статьи 228 НК РФ, то на данной организации все равно лежит обязанность по представлению в налоговый орган сведений о выплаченных доходах.
Минфин России аргументирует свою позицию положениями пункта 2 статьи 230 НК РФ, согласно которому обязанность налоговых агентов вести учет выплачиваемых физическим лицам доходов и предоставлять соответствующие сведения в налоговые органы предусмотрена для всех без исключения доходов налогоплательщиков - физических лиц.
Однако указанная точка зрения финансового ведомства по данному вопросу расходится с позицией налоговых органов и сформировавшейся арбитражной практикой.
Согласно письму ФНС России от 16.11.2005 N 04-1-03/567 у организации отсутствует обязанность представлять налоговому органу сведения в отношении сумм, выплаченных физическим лицам за приобретенное у них имущество. Поскольку положениями главы 23 НК РФ на организации, которые выплачивают доходы физическим лицам от продажи имущества, принадлежащего им на праве собственности, не возложены обязанности исчисления, удержания и перечисления в бюджет налога с таких сумм, они не признаются налоговыми агентами. Учитывая, что требования статьи 230 НК РФ, касающиеся представления в налоговые органы необходимых сведений о выплаченных физическим лицам доходах и суммах удержанных налогов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, установлены для налоговых агентов, к организациям, не являющимся налоговыми агентами, они применяться не могут.
Вместе с тем в письме от 02.07.2004 N 22-1-15/1134 МНС России высказало противоположную точку зрения в отношении выигрышей, выплаченных физическим лицам организаторами лотерей, тотализаторов и других игр, основанных на риске (в том числе с использованием игровых автоматов). В документе отмечается, что на такие организации распространяется общий порядок по ведению учета доходов, выплачиваемых гражданам, и представления сведений об этих доходах в налоговый орган, предусмотренный для налоговых агентов.
По мнению арбитражных судов, приобретая у физического лица принадлежащее ему на праве собственности имущество, организация не обязана представлять налоговому органу сведения о доходах, выплаченных физическим лицам, а привлечение ее в связи с этим к ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ является неправомерным.
При этом судьи исходят из того, что в рассматриваемой ситуации организация при выплате доходов физическому лицу исчисление и уплату НДФЛ не осуществляет, следовательно, не является налоговым агентом. В связи с этим у нее отсутствуют и другие обязанности налогового агента, связанные, в частности, с предоставлением в налоговые органы сведений о доходах физических лиц.
Аналогичные выводы, помимо рассмотренных дел, изложены также в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 01.03.2006 по делу N А56-19860/2005, от 05.04.2005 N А52-6745/2004/2, Постановлении ФАС Уральского округа от 22.04.2004 N Ф09-1538/04-АК, Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.11.2004 N А33-6391/04-С3-Ф02-4871/04-С1, Постановлении ФАС Поволжского округа от 17.01.2006 по делу N А06-2716/4-24/05.
Количество пользователей, читающих эту тему: 1
0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных