Перейти к содержимому






Фотография
- - - - -

"Внесение" земельных долей в уставный капитал с/х


Сообщений в теме: 92

#26 XEROX77

XEROX77
  • ЮрКлубовец-кандидат
  • 74 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 21 March 2008 - 18:25

Также на этой неделе кассация ФАС СЗО оставила в силе определение первой инстанции о прекращении дела об оспаривании решения общего собрания участников ОДС, так как такие дела неподведомственны арбитражному суду.

Это хорошо или плохо?

На апрель назначено несколько дел по обжалованию определений о прекращении дел в районных судах

И каковы перспективы?
  • 0

#27 земельщик

земельщик

    from the first

  • Старожил
  • 1493 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 25 March 2008 - 03:04

вопрос обзорного характера
в ФЗ Об обороте нет понятия с/х организации, в связи с чем в разных регионах выдвигаются разные критерии отнесения к таковым

созерцал недавно отказ ФРС в регистрации перехода права собственности внесенных в УК ООО, по причине, что прямое указание на отнесение к с/х товаропроизводителям есть только в ФЗ О сельхозкооперации

в ряде регионов ФРС упорствует в данной позиции
с какого момента организация становится "сельскохозяйственной"

в др. актах есть сходные, вроде, определения, но написано, что они "для отношений, регулируемых настоящим законом", т.е. по др. отношениям, чем ФЗ Об обороте
  • 0

#28 Buutch

Buutch

    Русский лесник

  • Partner
  • 8256 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 09 April 2008 - 13:23

XEROX77

На апрель назначено несколько дел по обжалованию определений о прекращении дел в районных судах
И каковы перспективы?

Два дела выиграл, определения отменили, дела направили на новое рассмотрение в райсуд :D

Как вариант, можно обратиться к депутатам Госдумы:
http://www.spravedli...u/news/5935.smx :)
  • 0

#29 Buutch

Buutch

    Русский лесник

  • Partner
  • 8256 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 23 April 2008 - 22:44

Практика Ленинградской области :D


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 сентября 2007 года Дело N А56-46145/2006

Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2007 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 сентября 2007 года.

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Грачевой И.Л., Рудницкого Г.М., при участии от ЗАО "Расцвет" Рыбинской Н.В. (доверенность от 26.07.2007), Николаева К.К. (доверенность от 04.09.2007), от Голованова С.Г. его представителя Шварца М.З. (доверенность от 27.08.2007), от Росрегистрации Артемьевой Т.В. (доверенность от 09.01.2007), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Голованова Сергея Георгиевича на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.01.2007 (судья Томпакова Г.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2007 (судьи Слобожанина В.Б., Медведева И.Г., Черемошкина В.В.) по делу N А56-46145/2006,

УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество "Племенной завод "Расцвет" (далее - ЗАО "Расцвет") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Голованову Сергею Георгиевичу с привлечением в качестве третьих лиц администрации муниципального образования "Приозерский район" Ленинградской области (далее - Администрация) и Управления Федеральной регистрационной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - Росрегистрация) о признании права собственности на земельный участок размером 23200 кв.м сельскохозяйственных угодий ЗАО "Расцвет", расположенный по адресу: Ленинградская область, Приозерский район, Сосновская волость, ориентир: д. Кривко - за пределами участка: 100 метров на запад от ориентира, кадастровый номер 47:03:12-06-004:0064.

Решением от 09.01.2007 иск удовлетворен. Суд пришел к выводу, что ответчик, являясь учредителем и акционером ЗАО "Расцвет", распорядился полученным в ходе приватизации земельным паем путем внесения его в уставный капитал акционерного общества, в результате чего утратил права в отношении данного вклада и не мог зарегистрировать право собственности на земельный участок, который он внес в качестве вклада в уставный капитал акционерного общества.

Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2007 указанное решение оставлено без изменения.

Голованов С.Г. в кассационной жалобе просит отменить названные судебные акты, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств дела, ненадлежащее исследование доказательств. По мнению подателя жалобы, не соответствует имеющимся в деле доказательствам и действовавшему на момент реорганизации государственного племенного завода "Расцвет" (далее - ГПЗ "Расцвет") законодательству вывод суда о том, что владельцы земельных паев передали свои земельные доли в уставный капитал акционерного общества; выдел доли ответчику произведен в соответствии с Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", в связи с введением которого в действие утратили силу ранее действовавшие ограничения на выделение земли в натуре при выходе из хозяйства.
ЗАО "Расцвет" в возражениях на жалобу просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая, что выводы суда основаны на надлежащих доказательствах и законодательстве, действовавшем в период реорганизации ГПЗ "Расцвет", предписывавшем владельцам земельных паев распорядиться своим паем одним из предусмотренных законодательством способов.

В судебном заседании представитель Голованова С.Г. поддержал кассационную жалобу, подтвердив приведенные в ней доводы. Представители ЗАО "Расцвет" против удовлетворения жалобы возражали по мотивам, изложенным в письменных возражениях. Представитель Росрегистрации пояснил, что регистрирующий орган не является стороной спорного материального правоотношения, поддержал позицию Голованова С.Г.
Администрация о времени и месте рассмотрения жалобы извещена надлежащим образом, однако своего представителя в заседание суда не направила, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, реорганизация ГПЗ "Расцвет" производилась в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27.12.91 N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР", принятых в его развитие постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.91 N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" и Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.92 N 708 (далее - Положение). В соответствии с указанными правовыми актами в каждом реорганизуемом сельскохозяйственном предприятии определялись индивидуальные имущественные паи и земельные доли, которыми наделялись работники реорганизуемых предприятий, а также некоторые иные категории лиц. Согласно пункту 11 Положения размер индивидуальной земельной доли (пая) определяется в натуральном и стоимостном выражении. Трудовые коллективы должны были принять решение о выборе формы собственности на землю, предусмотренной Земельным кодексом РСФСР (1991 года). Владельцу имущественного пая и земельной доли предписывалось использовать их одним из следующих способов: получить при выходе из хозяйства с целью создания крестьянского (фермерского) хозяйства; внести в качестве взноса в создаваемое товарищество, акционерное общество или кооператив; продать или сдать в аренду другим владельцам долей (паев).

В отношении государственных племенных заводов были установлены особые условия, согласно которым обязательным условием реорганизации этих предприятий является сохранение выполнения ими производственных функций по основной специализации для обеспечения продолжения селекционно-племенной работы, в связи с чем выделение части имущества и земли (обеспечивающих выполнение данных функций) в натуре при выходе из состава хозяйства не допускается. Эти положения закрепляются в уставе создаваемого предприятия.

Решением собрания уполномоченных трудового коллектива ГПЗ "Расцвет" от 17.08.92 постановлено принять форму собственности на землю - коллективно-совместную, утверждены списки лиц, имеющих право на получение имущественного и земельного паев.

24.08.92 на собрании уполномоченных трудового коллектива ГПЗ "Расцвет" принято решение о реорганизации ГПЗ "Расцвет" в акционерное общество закрытого типа, об установлении размера земельного пая, стоимости имущественного пая.

Внутрихозяйственной комиссией по приватизации земли и реорганизации ГПЗ "Расцвет" принято решение от 28.09.92 о передаче трудовому коллективу в коллективно-долевую собственность имущества на сумму 12401 тыс. руб. по состоянию на 01.01.92. Данное решение утверждено распоряжением Комитета по управлению государственным имуществом Ленинградской области от 10.11.92 N 211.

Постановлением главы администрации Приозерского района Ленинградской области от 06.07.94 N 400 зарегистрировано акционерное общество закрытого типа "Племенной завод "Расцвет" (далее - АОЗТ "Расцвет"), учрежденное трудовым коллективом на базе ГПЗ "Расцвет", являющееся правопреемником государственного племенного завода.
Согласно статье 27 устава акционерного общества в первоначальной редакции сельскохозяйственные земельные угодья, предоставленные акционерами для ведения сельскохозяйственного производства, находятся в коллективно-совместной собственности членов общества; право общества на землю удостоверяется свидетельством установленного образца.
Постановлением главы администрации Приозерского района Ленинградской области от 23.11.94 N 695/1 акционерному обществу предоставлено в общую совместную собственность 1608 га земли, в том числе на паи для сельскохозяйственного использования - 1563 га.
На основании данного постановления акционерному обществу выдано свидетельство от 27.12.94 о праве общей совместной собственности на земли сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства площадью 1608 га.

Постановлением главы администрации Приозерского района Ленинградской области от 23.11.94 N 695/2 предписано выдать членам АОЗТ "Расцвет" свидетельства о праве общей совместной собственности на землю, согласно приложению, на земельную долю 3,25 га с оценкой 127,61 баллогектаров.
На основании данного постановления Голованову С.Г. выдано свидетельство от 22.12.94 серии ЛО 3517 N 839654 о праве на указанную земельную долю.
На основании свидетельства о праве собственности на землю от 22.12.94 и решения от 24.01.2005 о выделении земельного участка в счет доли в праве общей собственности за Головановым С.Г. 03.02.2006 зарегистрировано право собственности на земельный участок площадью 23200 кв.м, о чем выдано свидетельство от 23.02.2006 серии 78-АА N 697873.

Суд удовлетворил исковые требования на том основании, что ответчик распорядился своей земельной долей, передав ее в уставный капитал акционерного общества, в связи с чем утратил права в отношении своего вклада.
Однако данные выводы суда нельзя признать соответствующими доказательствам, имеющимся в деле, и законодательству, действовавшему на момент реорганизации ГПЗ "Расцвет".
Суд, в частности, руководствовался положениями устава АОЗТ "Расцвет". Однако согласно статье 23 устава уставный капитал акционерного общества образуется в размере 12401000 руб., что соответствует стоимости имущества, определенной решением внутрихозяйственной комиссии от 28.09.92, без оценки земельных паев. В отношении прав на землю в уставе содержатся специальные положения (раздел VII), согласно которым сельскохозяйственные земельные угодья, предоставленные акционерами для ведения сельскохозяйственного производства, находятся в коллективно-совместной собственности членов общества, которая по правовому режиму не равнозначна праву собственности акционерного общества на иное имущество, переданное ему акционерами. Кроме того, устав является учредительным документом акционерного общества, который подготавливается учредителями при создании общества и не может служить доказательством фактического внесения конкретным участником вклада.
Ссылку суда в подтверждение факта внесения учредителями вкладов в уставный капитал АОЗТ "Расцвет" на решение учредительного собрания от 17.06.94 о создании акционерного общества и утверждении документов, регламентирующих его деятельность, также следует признать ошибочной, поскольку члены трудового коллектива не могли стать собственниками земельных долей ранее издания постановления главы администрации Приозерского района Ленинградской области от 23.11.94 N 695/2.

Суд не принял выданное Голованову С.Г. свидетельство от 22.12.94 в качестве доказательства его права на земельную долю, посчитав со ссылкой на пункт 20 Рекомендаций о порядке распоряжения земельными долями и имущественными паями, одобренных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.95 N 96, что данное свидетельство после выдачи АОЗТ "Расцвет" свидетельства от 27.12.94 подлежало аннулированию, в связи с чем утратило силу и не могло в феврале 2006 года служить одним из оснований государственной регистрации права собственности Голованова С.Г. на спорный земельный участок. Между тем на момент выдачи свидетельств о праве на землю и Голованову С.Г., и АОЗТ "Расцвет" указанные Рекомендации еще не действовали; свидетельство было выдано АОЗТ "Расцвет" на основании постановления главы администрации Приозерского района Ленинградской области от 23.11.94 N 695/1, а не в результате сделки по внесению участниками вкладов в уставный капитал; свидетельство удостоверяет право общей совместной собственности АОЗТ "Расцвет" как объединения его участников, а не единоличное право акционерного общества как юридического лица.
Таким образом, суд сделал вывод о внесении Головановым С.Г. земельной доли в уставный капитал АОЗТ "Расцвет" при отсутствии в материалах дела документов, свидетельствующих с определенностью об этом (в частности, заявления ответчика о внесении им своего земельного пая в качестве взноса в акционерное общество) и о преобразовании коллективно-совместной собственности членов общества на землю, закрепленной в первоначальной редакции устава, в собственность акционерного общества.
Доводы судебных инстанций о невозможности выдела земельной доли в натуре со ссылкой на Положение также нельзя признать правомерными, поскольку данное Положение постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.2002 N 912 признано утратившим силу с 27.01.2003 в связи с вступлением в силу Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". С указанного момента отношения, связанные с оборотом долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, регулируются названным Законом, согласно статьям 15, 18 которого земельная доля, полученная при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу данного Закона, является долей в общей собственности на земельные участки, а свидетельства о праве на земельные доли, выданные до вступления в силу Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", и выписки из решений органов местного самоуправления, удостоверяющие права на земельную долю, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
При рассмотрении спора судом также не учтено, что ЗАО "Расцвет" предъявило иск о признании права собственности на земельный участок площадью 23200 кв.м как самостоятельный объект недвижимого имущества, на который зарегистрировано право собственности Голованова С.Г. как возникшее в результате выделения земельного участка в счет его доли в праве общей собственности. Поскольку при наличии зарегистрированного права иск о признании права собственности на то же имущество следует рассматривать как предъявленный в порядке статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", суду следовало оценить правомерность выделения земельного участка в счет доли в праве общей собственности как одного из оснований государственной регистрации оспариваемого права. Однако на соответствие правовым актам, регулирующим данные отношения, суд сделку по выделению земельного участка не проверял.
С учетом изложенного кассационная инстанция находит, что судебные акты как содержащие выводы, не соответствующие имеющимся в деле доказательствам и положениям законодательства, подлежат отмене, а дело - передаче в арбитражный суд первой инстанции на новое рассмотрение в ином судебном составе, которому необходимо установить по результатам всестороннего и полного исследования доказательств все существенные для дела обстоятельства и на основании соответствующих норм права разрешить спор, а также распределить судебные расходы по настоящей кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.01.2007 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2007 по делу N А56-46145/2006 отменить.
Дело передать в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области на новое рассмотрение в ином судебном составе.

Председательствующий
СЕРГЕЕВА И.В.

Судьи
ГРАЧЕВА И.Л.
РУДНИЦКИЙ Г.М.
  • 0

#30 Lemonade

Lemonade
  • продвинутый
  • 883 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 24 April 2008 - 11:26

а мы прорвались) теперь дело времени и терпения. бегают с долями спекулянты...
коттеджи - это чудесно и бабла много. пшеницу импортировать бум? :D

Добавлено в [mergetime]1209014790[/mergetime]
а в приведенном постановлении-ну что сказать можно. кривоватая доказательная база истца. или защиту так выстоили+ специфики добавилось-племенное хозяйства
у меня все ровно
  • 0

#31 Buutch

Buutch

    Русский лесник

  • Partner
  • 8256 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 25 April 2008 - 19:25

У меня сейчас идет тяжелый процесс. Свидетельства на доли были выданы людям в 1994 году на основании Постановления мэра района также 1994 года. Однако колхоз утверждает, что все доли были внесены в УК еще в 1992 году, а все документы являются недействительными :D при этом сам колхоз активно скупает эти же доли :) видимо, логика такая - те, что мы купили, действительные, а те, кто нам не продал, в свое время внесли в УК :)
  • 0

#32 Buutch

Buutch

    Русский лесник

  • Partner
  • 8256 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 21 May 2008 - 21:13

колхоз утверждает, что все доли были внесены в УК еще в 1992 году

Сегодня суд вынес решение в пользу колхоза :D ни одного документа, подтверждающего внесение, в суд представлено не было. Колхоз заявлял, что в те годы регистрация в земельном комитете не требовалась, а правоустанавливающими документами являются учредительный договор и устав, в которых написано "УК сформирован за счет имущественных и земельных паев"... выдача же свидетельств о праве на земельные доли, по мнению колхоза, была произведена повторно и потому незаконно.
  • 0

#33 Ионыч

Ионыч

    Генератор идей :-)

  • Старожил
  • 2175 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 23 May 2008 - 04:26

Не совсем понятно, кто у вас первый пришел в фрс (или как они там назывались) в 98-99 году или немного позже. Про "все недействительные документы" это конечно сильно! Но раз "колхоз" доли покупает, значит что-то регистрируется?

По текущему колхозу была ситуация когда 2 бабки даже не внесли в УК, а продали колхозу свои паи в 1996-97, но колхоз у нас нерасторопный и ничего 12 лет не делал. Купили пай у одной бабули повторно, а наследнице второй помогли оформить наследство и незамедлительно купили. Пока все лежит как долевая, но купленная на хорошего человека, естественно дольщика.

Розовое свидетельство = запись в егрп, только лучше перевести его в эту самую запись...
  • 0

#34 Buutch

Buutch

    Русский лесник

  • Partner
  • 8256 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 23 May 2008 - 20:41

Ионыч

Не совсем понятно, кто у вас первый пришел в фрс (или как они там назывались) в 98-99 году или немного позже

Дольщики. Всего было около 1000 человек, колхоз скупил около 300, в выписке указано полтысячи физиков))) в кадастровом плане есть все фамилии, даже тех, кого нет в ЕГРП.

Но раз "колхоз" доли покупает, значит что-то регистрируется?

Все регистрируется - и покупки, и наследства, и даже выделы...

Розовое свидетельство = запись в егрп, только лучше перевести его в эту самую запись...

У нас был наследственный спор (наследники сроки пропустили), судья привлек в качестве третьего лица колхоз, который заявил самостоятельные требования... и получил такой подарок :D
  • 0

#35 Ионыч

Ионыч

    Генератор идей :-)

  • Старожил
  • 2175 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 23 May 2008 - 22:26

У нас был наследственный спор (наследники сроки пропустили), судья привлек в качестве третьего лица колхоз, который заявил самостоятельные требования... и получил такой подарок  :D


Скорее не подарок, а просто повезло, что в колхозе хранились бумажки. Как я могу предположить, нашли ведомость по которой наследодатель деньги в конторе получил за пай, а колхоз всего лишь не успел переход права зарегистрировать. Если это было до 98, то колхоз по любому прав, а если после, то фифти-фифти. Как вариант наследники до вынесения решения могли сумму полученную ранее их "пращуром" перечислить на счет колхоза с учетом деноминации ест-но.
  • 0

#36 Buutch

Buutch

    Русский лесник

  • Partner
  • 8256 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 24 May 2008 - 17:50

Ионыч

нашли ведомость по которой наследодатель деньги в конторе получил за пай

Сунули какой-то левый лист с подписями в виде закорючек. Это все якобы было в 1992 году, хотя постановление главы администрации вышло в 1994, а свидетельства выдавались с 1994 по 1996 год. Наша позиция - эти деньги были получены за имущественный пай, а земельного пая в те годы еще не было, так как нет никаких документов. Подписанный лист не может означать внесение - точно так же, как подписанный сторонами договор купли-продажи и т.п., но не сданный на регистрацию, не имеет юридических последствий. Количество акций у всех разное - опять же потому что разные имущественные паи, а земельные доли у всех одинаковые.

колхоз всего лишь не успел переход права зарегистрировать.

Значит, право у колхоза и не возникло.

Если это было до 98, то колхоз по любому прав

Почему? До 1998 года все равно существовала регистрация перехода прав на землю, вот сейчас как раз нормативный акт ищу... :D
  • 0

#37 Buutch

Buutch

    Русский лесник

  • Partner
  • 8256 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 02 June 2008 - 03:33

Попал ко мне обзор практики Ленинградской области - беспредел какой-то, везде людей прокинули, розовики недействительны и т.п. :D
  • 0

#38 земельщик

земельщик

    from the first

  • Старожил
  • 1493 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 02 June 2008 - 04:06

Попал ко мне обзор практики Ленинградской области - беспредел какой-то, везде людей прокинули, розовики недействительны и т.п. 


это общая юрисдикция?
по-моему с точки зрения психологии со стороны реорганизованных колхозов в суд заходить легче, а по розовым свидетельствам - одни барыги заедут в село - им один дубликат продадут, другим - еще один, вот и надоело судам это разгребать.

по ФАС СЗО в целом такого в К+ такого нет

кстати, а прикрепить?
  • 0

#39 maksvlad

maksvlad
  • Новенький
  • 9 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 02 June 2008 - 06:16

2Buutch

кстати, а прикрепить?

+1
Пожалуйста, обзор в студию :D
  • 0

#40 Buutch

Buutch

    Русский лесник

  • Partner
  • 8256 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 18 June 2008 - 03:00

земельщик
maksvlad

кстати, а прикрепить?

Простите, коллеги, я этот бред прикреплять не буду - вдруг враги прочтут и начнут ссылаться)))

по ФАС СЗО в целом такого в К+ такого нет

Свое решение по первой могу выложить (правда, меня в заседании не было):

Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург
07 июня 2008 года Дело № А56-11255/2007

Резолютивная часть Решения объявлена 2 июня 2008 года. Полный текст Решения изготовлен 7 июня 2008 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе:
судьи Иваниловой О.Б.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Иваниловой О.Б.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску:
истец: ОАО"Новый свет";
ответчик: участник акционерного общества Березкина Елена Юрьевна;
третье лицо: Управление Федеральной регистрационной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - УФРС),
о признании недействительной государственной регистрации

при участии:
- от истца: представитель Садофеев А.В., по доверенности от 29.05.2008 № 11;
- от ответчика: не явился;
- от третьего лица: представитель Ереева Н.В., по доверенности от 14.2.200 № 145,

установил:

Истец обратился со следующими требованиями:
- просит признать недействительной государственную регистрацию права собственности Ответчика на долю 1/3 от 85 б/га и долю 85 б/га в общей долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственных угодий АОЗТ «Новый Свет» по адресу: Ленинградская область, Гатчинский район, Пригородная волость, пос. «Новый Свет»;
- просит признать недействительными выданное ответчику свидетельство о государственной регистрации права на долю 85 б/га в общей долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственных угодий АОЗТ «Новый Свет» серии 47-АА № 010637, запись о регистрации №47-01/26-16/2001-615-1, и свидетельство о государственной регистрации права на 1/3 доли от 85 б/га в общей долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственных угодий АОЗТ «Новый Свет» серии 47-АА № 010638, запись о регистрации № 47-26-2/2001-615-2;
- просит признать за ОАО «Новый Свет» с момента передачи доли в уставный капитал (с 24 ноября 1994 года) право собственности на земельную долю в размере от 1/3 доли от 85 б/га и 85 б/га в праве общей долевой собственности на земельный участок кадастровый номер 47:23:00-00-000:0033, площадью 2136 га, расположенный по адресу: Ленинградская область, Гатчинский район, пригородная волость, пос. «Новый Свет».

Ответчик в отзыве требования не признал, ссылаясь на то, что право собственности оформлено в порядке наследования, земельные доли принадлежали Бабиковой А.В. и Бабикову К.К. на праве общей совместной собственности с АОЗТ «Новый Свет». В судебное заседание ответчик не явился, о времени судебного разбирательства извещен (ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
Представитель УФРС пояснил обстоятельства, связанные с регистрацией права собственности за ответчиком.

Суд считает возможным рассмотреть спор в отсутствие ответчика в порядке статьи 156 АПК РФ.

Заслушав объяснения сторон и исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

ОАО «Новый Свет» является правопреемником АОЗТ «Новый Свет», созданного на базе совхоза «Новый свет» в 1994 году по решению общего собрания членов трудового коллектива совхоза. Реорганизация совхоза в акционерное общество производилась в соответствии с постановлением Правительства Российский Федерации (далее - Правительство РФ) № 708 от 04 сентября 1992 года «О порядке приватизации и реорганизации предприятий агропромышленного комплекса», Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 1991 года № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» и Законом РСФСР от 25 декабря 1990 года № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности».
В соответствии с названными нормативными актами, решением внутрихозяйственной комиссии по приватизации земли и реорганизации совхоза «Новый Свет» от 3 ноября 1994 года, распоряжением Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом № 156 от 15 ноября 1994 года имущество и земля совхоза были переданы в коллективно-долевую собственность.
На основании пункта 9 постановления Правительства РФ № 86 от 29 декабря 1992 года земельный и муниципальный пай передавался работникам совхоза бесплатно, которым, согласно пункту 10 названного постановления и пункту 16 постановления Правительства РФ №708, работники обязаны были распорядиться, определив форму использования своего пая, а именно:
- получить на сумму пая землю и средства производства с целью создания крестьянского хозяйства;
- передать пай в качестве учредительного взноса в товарищество или акционерное общество;
- передать пай в качестве вступительного взноса в кооператив;
- продать пай другим работникам хозяйства или хозяйству.
Поскольку постановлением Правительства РФ № 708 от 4 сентября 2002 года совхоз «Новый Свет» был включен в перечень предприятий с высокой долей государственных инвестиций в основном капитале, которые могут преобразовываться исключительно как целостные производственные комплексы, без права выделения из их состава земли и имущества, все члены трудового коллектива совхоза приняли решение о реорганизации совхоза в акционерное общество (протокол № 1 от 12 октября 1994 года).
24 ноября 1994 года был заключен учредительный договор между лицами, имеющими право на имущественную долю и земельный пай, согласно которому учредители создали акционерное общество закрытого типа и сформировали уставный капитал путем внесения имущества и земли. Сформированный уставный капитал был распределен на именные и привилегированные доли.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 14 Закона РСФСР «О собственности в РСФСР», коммерческие организации и хозяйственные общества, к которым относятся акционерные общества, являются собственниками имущества, переданного в качестве вкладов его участниками. Учредители акционерного общества по отношению к обществу обладают лишь обязательственными правами. Таким образом, с 1994 года акционерное общество «Новый Свет» стало собственником земель площадью 2389 га.
В соответствии с постановлением главы администрации Гатчинского района Ленинградской области № 729 от 27 ноября 1992 года земельный участок общей площадью 2358,68 га, из них пашни- 1464,51 га, сенокосов - 133 га, прочих земель - 761,17 га, находился у совхоза «Новый Свет» на праве постоянного бессрочного пользования для сельскохозяйственной деятельности.
9 декабря 1996 года произведена регистрация права собственности АОЗТ «Новый Свет» на земельный участок площадью 2389 га, о чем представлено свидетельство № 0276772.
Граждане Бабиков К.К. и Бабикова А.В. являлись учредителями и акционерами акционерного общества «Новый Свет», гражданка Березкина Е.Ю. является их наследницей, соответственно, акционером общества. В 2002 году произведена государственная регистрация права собственности Березкиной Е.Ю. на земельные доли 85 б/га и 1/3 от 85 б/га по адресу: Ленинградская область, Гатчинский район, Пригородная волость, АОЗТ «Новый Свет», о чем выданы свидетельства № 010637 (запись о регистрации №47-01/26-16/2001-615-1) и № 010638 (запись о регистрации № 47-26-2/2001-615-2).
Основанием для регистрации явились свидетельства о праве на наследство по завещанию, а также свидетельство на имя Бабикова К.К. о праве собственности на землю № 0323017, регистрационная запись №65619 от 09 декабря 1996 года, и свидетельство на имя Бабиковой А.В. о праве собственности на землю № 0323018, регистрационная запись №65618 от 09 декабря 1996 года, выданные Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Гатчинского района Ленинградской области 9 декабря 1996 года.
Как было указано выше, Бабиков К.К. и Бабикова А.В. еще в 1994 году распорядились своими земельными долями, передав их в соответствии с требованиями законодательства в качестве вклада в уставный капитал АОЗТ «Новый свет». Согласно пункту 20 раздела IV Рекомендаций о порядке распоряжения земельными долями, одобренных постановлением Правительства РФ от 1 февраля 1995 года N 96, с момента внесения земельной доли в уставный капитал сельскохозяйственной коммерческой организации этой организации как юридическому лицу выдается свидетельство на право собственности на земельный участок, площадь которого соответствует внесенным земельным долям, и план этого участка. Свидетельство на право собственности на земельную долю лица, внесшего свою долю в уставный капитал указанной организации, теряет юридическую силу.
Право собственности ОАО «Новый Свет» на земельный участок, соответствующий по общей площади тем земельным долям, которые были внесены учредителями в уставный капитал, зарегистрировано в установленном порядке 9 декабря 1996 года.

С учетом изложенного следует признать, что у Березкиной Е.Ю. не возникло право собственности на земельные доли, указанные в выданных ей свидетельствах, регистрация права собственности произведена незаконно и нарушает права и законные интересы истца как законного владельца земельного участка общей площадью 2389 га, расположенного по адресу: Ленинградская область, Гатчинский район, пригородная волость, пос. «Новый Свет». Требования в части признания недействительной государственной регистрации права собственности подлежат удовлетворению, госпошлина в этой части относится на ответчика.
В части требования о признании недействительными свидетельств о государственной регистрации права иск удовлетворению не подлежит, поскольку свидетельство является лишь доказательством факта совершения регистрационных действий, самостоятельного юридического значения свидетельство не имеет, в этой части госпошлина остается на истце.
В части требования о признании за ОАО «Новый Свет» права собственности на земельные доли в размере от 1/3 доли от 85 б/га и 85 б/га в праве общей долевой собственности на земельный участок по вышеназванному адресу иск также удовлетворению не подлежит, поскольку за истцом зарегистрировано право собственности в целом на земельный участок, оснований для признания права собственности на отдельные доли в этом случае не имеется. Госпошлина в данной части остается на истце.
При подаче иска истцом не была оплачена госпошлина в полном объеме, поскольку в целом по иску сумма госпошлины составляет 10000 руб. Госпошлину в сумме 4000 руб. следует довзыскать с истца в федеральный бюджет.

Руководствуясь статьями 102, 110, 112 167 - 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

Признать недействительной государственную регистрацию права собственности на долю 1/3 от 85 б/га и долю 85 б/га в общей долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственных угодий АОЗТ «Новый Свет» по адресу: Ленинградская область, Гатчинский район, Пригородная волость, пос. «Новый Свет» за Березкиной Еленой Юрьевной.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с Березкиной Елены Юрьевны в пользу ОАО «Новый Свет» 4000 руб. - расходы по госпошлине.
Взыскать с ОАО «Новый Свет» в доход федерального бюджета 4000 руб. - госпошлины.
Исполнительные листы выдать в порядке статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На Решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия Решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления Решения в силу.

Судья Иванилова О.Б.
  • 0

#41 Buutch

Buutch

    Русский лесник

  • Partner
  • 8256 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 11 July 2008 - 02:47

Сегодня еще одно решение огласили... колхоз был успешно обанкрочен в 1996 году, но судя по всему, суд решил, что доля все равно где-то в УК :D :D :)
  • 0

#42 земельщик

земельщик

    from the first

  • Старожил
  • 1493 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 29 August 2008 - 15:10

вообще думающие люди помимо документов на скупку земельных долей оформляют документы по покупке имущественного пая в паевом фонде СПК, заявления о выходе из состава и доверенности на участие в общих собраниях

и если вы проигрываете суд, говорите спасибо оппонентам и проводите общее собрание по смещению председателя и получаете помимо долевки бессрочку и телятники

если оппоненты затевают суд по оспариванию общего собрания по переизбранию председателя и начинают выигрывать, вы отвозите на мясокомбинат коров, а трактора в металлолом, а землю потом при банкротстве покупаете
  • 0

#43 Buutch

Buutch

    Русский лесник

  • Partner
  • 8256 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 30 August 2008 - 01:38

земельщик

документы по покупке имущественного пая в паевом фонде СПК

Большинство сельхозпредприятий - не СПК, а АОЗТ. В настоящее время многие ликвидированы как юридические лица.

Прикол в том, что оппонентов как таковых вообще нет :D
  • 0

#44 Buutch

Buutch

    Русский лесник

  • Partner
  • 8256 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 21 September 2008 - 03:27

Колхозы пошли в атаку. Если кому-нибудь интересно, попробуйте подсчитать количество ответчиков по делу А56-28452/2007, рассматриваемому в Арбитражном суде СПб и ЛО (ссылка)
  • 0

#45 Ионыч

Ионыч

    Генератор идей :-)

  • Старожил
  • 2175 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 21 September 2008 - 07:41

665. До "числа дьявола" одного не хватило! :D
  • 0

#46 Buutch

Buutch

    Русский лесник

  • Partner
  • 8256 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 22 September 2008 - 12:26

Ионыч
Судья уже отправил несколько запросов в Нотариальные Палаты Питера и Ленобласти (хотя я так и не понял, зачем собственно палаты третьими лицами привлекать :D ), чтобы уточнить состав наследников. Так что число ответчиков запросто увеличится...
  • 0

#47 Buutch

Buutch

    Русский лесник

  • Partner
  • 8256 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 26 September 2008 - 17:28

Эта статья есть в Консультанте+

ОБЩАЯ СОБСТВЕННОСТЬ ГРАЖДАН НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ? <*>


В.В. УСТЮКОВА

--------------------------------
<*> Ранее в данной рубрике были опубликованы статьи Волкова Г.А. и Галиновской Е.А., также посвященные проекту Федерального закона "Об упорядочении отношений собственности, возникших при приватизации земель сельскохозяйственного назначения".

Устюкова В.В., заведующая сектором аграрного и земельного права Института государства и права РАН, доктор юридических наук, профессор.

Приватизация земель сельскохозяйственного назначения осуществлялась в начале 90-х годов по весьма противоречивому законодательству. В этот период четко обозначился курс на ликвидацию монополии государственной собственности на землю и передачу земель в собственность граждан ("Земля - крестьянам!"). Однако юридическое сопровождение аграрной и земельной реформы было далеко от совершенства: круг лиц, имеющих право на земельную долю, неоднократно уточнялся; менялись формы документов, удостоверяющих права на землю; не был определен правовой механизм внесения земельных долей в уставный (паевой, складочный) капитал сельскохозяйственных организаций (далее - СХО), не придавалось должного значения вопросу регистрации прав на земельные участки и земельные доли и т.п.
Все это привело к тому состоянию, которое мы имеем сейчас, когда на один и тот же земельный участок (массив) выданы свидетельства и гражданам (о передаче этих земель гражданам в общую долевую собственность), и юридическим лицам (бывшим колхозам и совхозам, как бы они сейчас ни назывались). В результате реализовать свои права не могут ни те ни другие; возникает большое количество конфликтов и судебных споров, которые длятся годами.
В такой ситуации принятие Федерального закона "Об упорядочении отношений собственности, возникших при приватизации земель сельскохозяйственного назначения", который позволил бы мирно разрешить возникшие проблемы, снять противоречия и реально гарантировать права на земельные участки как гражданам - собственникам земельных долей, так и юридическим лицам, представляется давно назревшей и очень важной задачей. Однако Концепция данного Закона, подготовленная Г.А. Волковым и опубликованная в журнале "Экологическое право" (2006, N 4), вызывает ряд вопросов. Предлагаемые конструкции подчас базируются на спорных теоретических постулатах либо не вполне соответствуют действующему законодательству, поэтому применение Закона, разработанного в соответствии с этой Концепцией, может вместо ожидаемого сглаживания противоречий породить новые конфликты между заинтересованными сторонами.
Основная идея Концепции заключается в том, что права сельскохозяйственной организации в спорных ситуациях возникли раньше, чем права граждан. По всему тексту проходят слова, что "свидетельства гражданам были выданы после внесения долей в уставный капитал организаций", что СХО раньше зарегистрировала свои права и т.п. С таким выводом трудно согласиться. Этот вывод наводит на мысль, что свидетельства граждан как бы не совсем законны и потому не гарантируют им их права.
К сожалению, судебная и арбитражная практика некоторых регионов (в первую очередь Московской области) стоит на таких же позициях. Во многих решениях судов проводится именно эта мысль, что "свидетельства, выданные истцам (гражданам. - В.У.)... после того, как истцы распорядились своими земельными паями, не подтверждают того обстоятельства, что земельные паи остались в собственности истцов" <1>. Аналогичные утверждения содержатся и в ряде других решений. В то же время абстрактная запись в уставах соответствующих сельскохозяйственных организаций (далее - СХО) о том, что их уставный капитал формируется за счет имущественных паев и земельных долей, является для судов убедительным доказательством внесения земельных долей в уставный капитал (даже если других доказательств нет) <2>.
--------------------------------
<1> См.: Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 31 марта 2004 г. N А41/2711-04.
<2> См.: Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 29 марта 2004 г. N КГ-А41/1724-04; Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 26 сентября 2005 г. N КГ-А41/9097-05; Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 5 октября 2006 г. N КГ-А41/9256-06-2.

Вместе с тем следует отметить, что практика даже по Московской области довольно противоречива. В ряде случаев суды занимают прямо противоположную позицию, указывая, что факты внесения земельной доли в уставный капитал материалами судебных дел не подтверждаются, так как в них отсутствуют договоры о передаче доли в уставный капитал, акты приема-передачи, реестр акционеров и т.п. <3> В качестве доказательства внесения земельных долей в уставный капитал может рассматриваться и баланс юридического лица, в котором на счетах основных средств значился бы земельный участок, принадлежащий ему на праве собственности <4>.
--------------------------------
<3> См., например: Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 13 сентября 2004 г. N А21-2646/03-С2; Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 апреля 2004 г. N А26-3738/03-15.
<4> См., например: Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 9 марта 2006 г. N Ф04-987/2006(20356-А45-26).

Однако с сожалением приходится констатировать, что в последние годы суды все чаще не принимают во внимание вполне обоснованные доводы граждан о том, что земельные доли не вносились ими в уставный капитал СХО, и выносят решения не в пользу граждан, а в пользу юридических лиц. Суды исходят из того, что законодательство об аграрной реформе начала 1990-х годов (Постановления Правительства РФ от 29 декабря 1991 г., от 4 сентября 1992 г. и другие акты) содержало закрытый перечень способов, которыми собственник земельной доли мог ею распорядиться. И коль скоро он не выделил в счет доли земельный участок для создания крестьянского (фермерского) хозяйства, то, следовательно, он внес эту долю в уставный капитал СХО.
Такая позиция судебных органов справедливо оценивается в юридической литературе как спорная, так как "если нормативный акт обязывал совершить какие-то действия, это обстоятельство само по себе не могло повлечь лишение гражданина права собственности на долю и возникновение права собственности на это имущество у юридического лица" <5>. Более того, указанные подзаконные акты противоречили в этой части действовавшему в то время Закону РСФСР "О собственности в РСФСР", в соответствии с которым собственник распоряжается принадлежащим ему имуществом по своему усмотрению и прекращение права собственности помимо воли собственника не допускается. Так что опираться на эти подзаконные акты по меньшей мере странно.
--------------------------------
<5> Мельников Н.Н. Оборот земель сельскохозяйственного назначения. Комментарии судебной практики. Орел, 2005. С. 132.

Судебные решения об отказе гражданам в признании их права на земельные доли по приведенным выше основаниям, к сожалению, получили большое распространение. При их чтении возникает вопрос: если почти повсеместно согласно учредительным документам реорганизованных хозяйств земельные доли были переданы в уставный капитал юридического лица, то зачем понадобилось в 2002 г. принимать Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" с подробной регламентацией порядка совершения сделок с земельными долями и выдела земельных долей в натуре? Ведь если исходить не из реального положения вещей, а лишь из учредительных документов, то земельных долей у граждан практически не осталось. Однако на самом деле это далеко не так. Сам автор Концепции Г.А. Волков ранее приводил данные, рассмотренные Государственным Советом РФ при обсуждении проекта названного Федерального закона, согласно которым на тот момент в собственности юридических лиц находилось всего 1,6% сельскохозяйственных земель, а в собственности граждан - 29,3% <6>.
--------------------------------
<6> См.: Волков Г.А. Постатейный комментарий к Федеральному закону "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". М.: Волтерс Клувер, 2004. С. 4.

Эти данные не подтверждают содержащийся в Концепции тезис о том, что в подавляющем большинстве случаев лица, получившие право на земельную долю, добровольно внесли ее в уставный капитал хозяйственных обществ и товариществ, сельскохозяйственных производственных кооперативов, образованных при реорганизации бывших колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий (об этом см. также ниже в замечаниях по тексту Концепции). Если это действительно так, то в таком случае непонятно, почему же СХО, если они получили землю в соответствии с действующим законодательством, должны выплачивать гражданам, имеющим свидетельства на землю, стоимость земельной доли (т.е. по сути - компенсацию за нее). Это нужно как-то объяснить, в противном случае после принятия такого проекта недовольные таким положением СХО будут оспаривать конституционность данного Закона - ведь действительно получается, что на собственника земли возлагается обязанность заплатить стоимость земли (по средней кадастровой стоимости) не собственникам - лицам, которые добровольно внесли свои доли в уставный капитал.
На мой взгляд, сама постановка вопроса о выплате такой компенсации может быть правомерной лишь при условии, если мы признаем, что и права СХО порой возникали не совсем законно:
1) о добровольности внесения долей в уставный капитал можно говорить весьма условно, так как граждане просто под диктовку председателя колхоза написали соответствующие заявления, часто не понимая юридического значения данного действия;
2) в ряде случаев граждане не писали даже заявлений о внесении доли в уставный капитал, а уверенность СХО в том, что доли в уставный капитал внесены, базируется на имеющейся в уставе СХО записи, что "в уставный капитал могут быть внесены имущественные паи и земельные доли" либо "уставный капитал формируется за счет земельных и имущественных паев". Но "могут быть" (или "формируется") - это еще не означает обязанности делать взносы (оплачивать акции в АО) именно земельными долями. Доли (паи, акции) могли вноситься и денежными средствами (либо имущественным паем), в противном случае получается, что гражданин, у которого нет земельной доли, не может быть участником ООО, АО, кооператива, а это ведь не так;
3) оценка земельных долей при их внесении в уставный капитал не производилась, доля гражданина в уставном капитале, сформированная за счет имущественного пая, не увеличивалась на сумму, равную стоимости земельной доли; в таком случае закрепление таких земель в собственность сельскохозяйственной организации следует рассматривать как неосновательное обогащение СХО за счет граждан - собственников земельных долей;
4) законодательство 1990-х годов допускало внесение в уставный капитал не только самой земельной доли, но и права пользования земельной долей. Но в последнем случае сама земельная доля оставалась собственностью гражданина. Если СХО оформляла право собственности на такие земельные доли (например, они не видели разницы между внесением в уставный капитал земельной доли и права пользования ею), то действия СХО незаконны;
5) свидетельства гражданам могли выдаваться только в соответствии со списками лиц, имеющих право на земельную долю, которые сельскохозяйственная организация передала в органы местного самоуправления. Таким образом, на момент реорганизации хозяйства у граждан еще не было права собственности на земельные доли, так как это право возникает не с момента принятия решения общим собранием о выборе формы собственности (общая долевая или общая совместная), а с момента принятия соответствующего постановления главы администрации района о передаче земли в собственность граждан (п. 18 Постановления Правительства РФ от 1 февраля 1995 г. N 96 "О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев" <7>). Поэтому реальная передача земельных долей в уставный капитал могла быть только после этого и после выдачи гражданам соответствующих свидетельств;
--------------------------------
<7> В настоящее время это Постановление утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2002 г. N 912 "О признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации по вопросам оборота земель сельскохозяйственного назначения" // СЗ РФ. 2002. N 52 (ч. 2). Ст. 5221.

6) если земельные доли реально были внесены в уставный капитал по воле граждан (предположим!), то СХО должна была при регистрации своего права на земельный участок поставить вопрос об аннулировании (погашении) свидетельств, выданных гражданам, так как они своим правом на земельную долю уже распорядились;
7) наконец, законодательство 1990-х годов предусматривало выдачу сельскохозяйственной организации свидетельства о праве общей долевой (совместной) собственности граждан с приложением списка сособственников. Конечно, это искусственная конструкция (зачем выдавать свидетельство именно организации, которая к этой земле не имеет никакого отношения?), но она была. И в этом случае свидетельство, выданное СХО, совсем не удостоверяет ее право собственности, и регистрировать право собственности СХО на землю на основании такого свидетельства было нельзя.
Если принять во внимание все эти, а может быть, и какие-то другие обстоятельства, то, по крайней мере, становится ясно, почему Концепция предусматривает выплату гражданам компенсации: именно потому, что их права изначально были нарушены при (якобы) внесении земельных долей в уставный капитал (не соблюден принцип добровольности, не произведена оценка долей и т.п.). Таким образом, получается некая земельная амнистия - земля остается в СХО, а граждане получают компенсацию.
Однако не исключено, что в каких-то сельскохозяйственных организациях все требования законодательства были реально выполнены - отдельные граждане действительно добровольно по личному заявлению внесли доли в уставные капиталы, эти доли были оценены и т.п. В этом случае было бы несправедливо возлагать на СХО обязанность, по сути дела, второй раз платить за эту земельную долю (в первый раз это было, когда, оценив земельную долю, СХО увеличила размер доли данного гражданина в уставном капитале юридического лица). Значит, в будущем законе должна быть определенная дифференциация.
Возможно, в Концепцию следует, напротив, заложить презумпцию недобровольности внесения земельных паев в уставный капитал юридического лица и возложить бремя доказывания того, что внесение долей осуществлялось гражданами добровольно, на СХО (с учетом того, что граждане в этих правоотношениях заведомо являются слабой стороной). Также было бы целесообразно указать, какие доказательства могут подтверждать это обстоятельство: договоры о передаче земельной доли (а не права пользования ею!) в уставный капитал, акты приема-передачи, реестр акционеров, баланс СХО до внесения долей в уставный капитал и после внесения (он должен показать увеличение уставного капитала на стоимость земельных долей) и т.п. Это положение должно распространяться и на случаи оспаривания зарегистрированного права СХО (разделы 5.1.4 и 5.1.5 Концепции).

Отдельные замечания и комментарии по тексту Концепции

По введению

Текст Концепции: "На общих собраниях граждан-учредителей были приняты решения о реорганизации соответствующих колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, приняты уставы вновь образованных хозяйственных обществ, товариществ, производственных кооперативов. Их акции, доли, паи должны были быть оплачены земельными долями и имущественными паями, полученными при приватизации".

Комментарий:
Принятие решения на общем собрании о реорганизации колхоза или совхоза означает лишь желание граждан создать юридическое лицо определенной организационно-правовой формы. Однако внесение каждым отдельным гражданином земельной доли в уставный (паевой, складочный) капитал (далее - для краткости уставный капитал) не может осуществляться ни по решению общего собрания, ни даже по закону: каждый собственник земельной доли вправе распоряжаться своей долей самостоятельно, и его волеизъявление должно быть ясно и недвусмысленно выражено. Простое голосование на общем собрании за то или иное решение не может, на мой взгляд, считаться таким волеизъявлением.
Попутно замечу, что такая же мина заложена в действующем Федеральном законе "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (в редакции от 18 июля 2005 г.). В соответствии со ст. 14 названного Закона общее собрание участников общей долевой собственности вправе определять условия передачи земельного участка, находящегося в долевой собственности, в аренду, уставный (складочный) капитал или доверительное управление. На мой взгляд, общее собрание не может и не должно наделяться такими правомочиями. Как правильно указывается в ст. 12 того же Федерального закона, право внесения доли в уставный капитал и другие правомочия каждый участник долевой собственности осуществляет самостоятельно (по своему усмотрению).

Текст Концепции: "В соответствии с решениями общих собраний учредителей и предоставленными списками граждан-учредителей каждого вновь образованного хозяйственного общества, товарищества, производственного кооператива на основании постановлений администрации того или иного района сельскохозяйственные угодья бывших колхозов и совхозов были переданы в собственность вновь образованных хозяйственных обществ и товариществ. Этим сельскохозяйственным организациям были выданы соответствующие свидетельства о праве собственности на землю".

Комментарий:
Само по себе решение общего собрания учредителей и списки учредителей еще не могут служить доказательством возникновения права собственности СХО на земельные участки, так как действующее законодательство предусматривало внесение в уставный капитал не только земельной доли как таковой, но и права пользования ею.
Действительно, законодательство первых лет реформы не предусматривало такой формы использования земельной доли, как передача ее в аренду сельскохозяйственной организации. В первых нормативных правовых актах о реформе собственники земельных долей стояли перед выбором - либо выделить долю в натуре для создания крестьянского (фермерского) хозяйства, либо передать земельную долю (или право пользования ею) в уставный капитал СХО. Впервые о возможности передачи земельной доли в аренду СХО упоминается в Рекомендациях о порядке распоряжения земельными долями и имущественными паями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 1 февраля 1995 г. N 96. Затем этот вопрос нашел отражение и в Указе Президента РФ от 7 марта 1996 г. N 337. Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" также исходит из того, что часть граждан (причем, видимо, значительная часть) передавала свои земельные доли сельскохозяйственным организациям именно на правах аренды, а вовсе не в уставный капитал. Все это необходимо учитывать при разработке данной Концепции и законопроекта.
Существуют также большие сомнения, что многие СХО сразу же (в 1992 - 1994 гг.) регистрировали свое право собственности на земельный участок. Напротив, у значительной части СХО права на землю либо не зарегистрированы до сих пор, либо были зарегистрированы совсем недавно.
Возникновение конфликтных ситуаций Г.А. Волков связывает с "неточной реализацией на местах государственной политики по развитию земельной и аграрной реформы, проводившейся на основании Указа Президента РФ от 27 октября 1993 г. N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России".
В Концепции утверждается, что положения Указа "были рассчитаны на случаи, когда членами колхозов, работниками совхозов еще не были приняты решения о приватизации сельскохозяйственных угодий или когда после приватизации сельскохозяйственных угодий собственники земельных долей еще не распорядились ими".
Однако здесь допускается некоторая неточность: если членами колхозов еще не было принято решение о приватизации, то на них и не распространялось действие Указа; им не могли в этом случае выдаваться свидетельства о праве собственности на землю, так как неприватизированная земля находится в государственной собственности.
Комитеты по земельным ресурсам и землеустройству могли выдавать гражданам свидетельства на земельную долю только на основании тех списков, которые составлялись соответствующей сельскохозяйственной организацией на основании решения о выборе формы собственности. Вносить долю в уставный капитал реорганизационной организации граждане могли лишь после того, как у них возникло право на эту долю. А это право возникает, как указывалось выше, не с момента принятия решения общего собрания о приватизации земли, а с момента вынесения решения органом местного самоуправления о передаче земель в долевую собственность. Соответственно если, как выше указывалось в Концепции, земля сразу передавалась в собственность СХО (с выдачей ей свидетельства), то это является нарушением действовавшего законодательства.

По разделу 2 Концепции

В круг лиц, на которых распространяется действие законопроекта, помимо граждан, имеющих свидетельства о праве на земельные доли, а также СХО, чей уставный капитал был сформирован за счет земельных долей, предполагается включить лиц, которые приобрели соответствующие земельные участки у СХО. Представляется, что здесь могут возникнуть определенные сложности.
Можно предположить, что и сами СХО будут не в большом восторге от того, что на них по рассматриваемому законопроекту (Концепции) возлагается обязанность выплаты гражданам, имеющим свидетельства на земельную долю, денежной компенсации. Но эта их обязанность все же имеет логическое объяснение. Но на каком основании должны платить указанную компенсацию добросовестные приобретатели земельных участков?

По разделу 5.1.2

Текст Концепции: "Если земельный участок не прошел государственный кадастровый учет, а его использование и уплату земельного налога осуществляла сельскохозяйственная организация, которой был выдан документ, удостоверяющий право собственности на земельный участок, а также если межевание земельного участка и его государственный кадастровый учет были проведены по инициативе и за счет такой сельскохозяйственной организации, то граждане, которым позже были выданы свидетельства на право собственности на землю, удостоверяющие право на земельные доли, их наследники вправе обратиться к такой сельскохозяйственной организации с требованием о выплате средней кадастровой стоимости по муниципальному району земельного участка, соответствующего по размеру земельной доле, указанной в свидетельстве на право собственности на землю, в течение 1 года с момента вступления в силу Федерального закона "Об упорядочении отношений собственности, возникших при приватизации земель сельскохозяйственного назначения".

Комментарий:
С учетом того что в п. 5.1.4 предусматривается порядок оспаривания зарегистрированного права собственности СХО, не совсем понятно, на какие случаи распространяется действие пункта 5.1.2.
Ведь даже если земельный участок прошел кадастровый учет, но права на него не зарегистрированы, то у СХО не должно быть никакого преимущества перед гражданами - собственниками земельных долей. А если это так, то на эти отношения в полном объеме распространяется действие Федерального закона "Об обороте...".
По данному же пункту получается, что даже тогда, когда право СХО на земельный участок не зарегистрировано, приоритет все равно признается за ней. При этом как бы задним числом происходит выполнение тех действий, которые должны были быть выполнены при внесении доли в уставный капитал, а точнее - происходит выкуп земельной доли (а точнее - свидетельства!) у гражданина. Неясно также, почему этот выкуп осуществляется не по рыночной, а по средней кадастровой стоимости.
Возникает также вопрос: почему за столько лет, которые прошли после реорганизации СХО, она так и не зарегистрировала свое право на землю? Может быть, все дело в том, что у нее нет достаточных оснований для регистрации права и СХО опасается получить отказ? Например, Главное управление Федеральной регистрационной службы по Московской области (ГУ ФРС по МО) отказалось зарегистрировать право собственности на землю ЗАО "Воскресенское", указав, что отсутствуют документы, подтверждающие факт распоряжения участниками (акционерами) ЗАО "Воскресенское" своими земельными долями путем внесения их в уставный капитал юридического лица. План приватизации совхоза "Воскресенский" от 28 апреля 1993 г. свидетельствует о том, что начальная цена предприятия (величина уставного капитала акционерного общества) складывалась из стоимости имущества, в число которого земельные паи не входили; Постановление главы Воскресенского района Московской области от 11 ноября 1998 г. N 521 свидетельствует о передаче земельных угодий площадью 3019 га в коллективно-долевую собственность граждан в количестве 1118 человек. Правда, ЗАО "Воскресенское" с этими доводами не согласилось и обжаловало отказ ГУ ФРС по МО в суд, который данную жалобу удовлетворил. Суд, ссылаясь на законодательство, действовавшее в начале 1990-х годов, на основании которого проходила приватизация, указал, что граждане распорядились своими земельными долями, внеся их в уставный капитал ЗАО. К сожалению, ФАС Московского округа Постановлением от 26 сентября 2005 г. (дело N КГ-А41/9097-05) <8> оставил решение суда без изменения. Однако решение суда могло бы быть и иным.
--------------------------------
<8> СПС.

Данный пункт Концепции предусматривает также, что сельскохозяйственная организация вправе вместо указанной выплаты выделить земельный участок в счет земельной доли, соответствующий по размеру земельной доле, указанной в свидетельстве на право собственности на землю, и передать его в собственность гражданину или его наследникам.
При такой формулировке право выбора - компенсация или земельный участок в натуре - принадлежит СХО. Это следует и из последнего абзаца пункта 5.1.2, где за гражданами признается право обратиться с требованием о выплате средней кадастровой стоимости участка в счет доли, а не о выделении самого земельного участка.
С учетом того что "местоположение выделяемого земельного участка определяется сельскохозяйственной организацией", возможны случаи злоупотреблений со стороны СХО - они будут выделять гражданам отдаленные, малоценные, неликвидные земельные участки. Таким образом, права граждан также не будут обеспечены должным образом. Может быть, все же предусмотреть, что выдел земельного участка вместо компенсации осуществляется по соглашению гражданина и СХО?
Неясно также, что в этом случае представляет собой "передача сельскохозяйственной организацией земельного участка в счет доли в собственность гражданина". Поскольку "передача" осуществляется безвозмездно, это можно рассматривать лишь как договор дарения.

По разделу 5.1.4

Право оспорить право собственности СХО у граждан есть и сейчас. Согласно Концепции срок для оспаривания ограничивается одним годом, да еще с момента введения Закона в действие, а не с момента, когда гражданин узнал о нарушении своих прав. Между тем на практике бывают ситуации, когда СХО оформляет свои права собственности на земельный участок, ранее предоставленный в долевую собственность граждан, и в то же время существуют договоры аренды земельных долей у граждан, по которым гражданам выплачивается арендная плата. Таким образом, граждане могут не знать, что их права нарушены. Кроме того, рассматриваемое положение сформулировано как пресекательный срок, по истечении которого утрачивается само право на оспаривание права собственности. В таком случае этот срок не подлежит восстановлению в случае его пропуска (как это бывает со сроком исковой давности). Это может привести к нарушению прав граждан, поэтому этот вопрос требует более четкого урегулирования в проекте.
Было бы целесообразно также определить, в каких целях граждане могут оспорить право собственности СХО на землю - в целях выдела земельного участка в счет доли в натуре или при удовлетворении иска граждан действует порядок, предусмотренный пунктом 5.1.2 (т.е. граждане вправе в этом случае получить лишь компенсацию стоимости своей доли).
Нельзя не заметить и некоторое противоречие между этим пунктом (равно как и пунктом 5.1.5), где говорится, что зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке, и пунктом 5.1.6. В данном пункте речь также идет о зарегистрированном праве, однако не ставится вопрос о его оспаривании, а гражданам сразу предоставляется право обращаться с требованием о выплате стоимости земельной доли к СХО или лицу, к которому перешло право собственности на земельный участок.

По разделу 5.1.5

Текст Концепции: "В случае удовлетворения требования о выплате одним или несколькими лицами, право собственности которых было зарегистрировано, они приобретают право обратного требования (регресса) к остальным собственникам выделенных частей в виде самостоятельных земельных участков, соразмерное размеру их участков".

Комментарий:
Данный абзац сформулирован неудачно. Из него неясно, какие требования удовлетворены, какие выплаты производят указанные лица, кому и в каком размере. Представляется, что поскольку собственник земельной доли не знает, где находится его "идеальная" доля и, соответственно, к кому она перешла, то он должен предъявлять соответствующие требования либо ко всем лицам, разделившим прежний земельный участок на несколько частей, либо к любому из них (если они будут признаны законом солидарными должниками).
Но, скорее всего, требования должны предъявляться к СХО (о признании соответствующей сделки, на основе которой произошел раздел участка, недействительной) и об оспаривании первоначального права самой СХО на земельный участок до его раздела.

По разделу 5.2

Применительно к абзацу второму раздела 5.2 представляется спорным связывать момент начала течения срока исковой давности с моментом государственной регистрации права (очевидно, имеется в виду право собственности СХО, но это следовало бы уточнить). Чтобы граждане - собственники земельных долей могли реально защитить свои права на СХО, в таком случае нужно возложить обязанность оповещать (возможно, через СМИ) о регистрации прав на земельные участки. Иначе как граждане об этом узнают?

Подводя итоги, можно сказать, что в настоящей статье затронуты лишь некоторые вопросы, возникшие при ознакомлении с Концепцией предлагаемого Федерального закона. Как уже говорилось, я не разделяю основную идею Концепции. Но данная идея находит поддержку в судебной и арбитражной практике, и граждане не могут защитить свои права. Рассматриваемый Закон, если он будет принят, даст им возможность получить если не земельные участки в счет земельных долей, то хотя бы их стоимость. Вместе с тем есть опасения, что и это будет не так просто, поскольку выплатить в течение года компенсацию стоимости земельной доли всем гражданам, которым были выданы соответствующие свидетельства (а их количество исчисляется сотнями), для многих сельскохозяйственных организаций просто не реально.
Отвечая на вопрос, вынесенный в заголовок, можно сказать, что если исходить из основной идеи Концепции, то получается, что общая собственность граждан на сельскохозяйственные угодья бывших колхозов и совхозов - это миф. Не успев возникнуть (в момент принятия решения о долевой или совместной форме собственности, как, видимо, считают суды), она сразу же прекратилась в ту минуту, когда граждане проголосовали за устав возникшей в результате приватизации сельскохозяйственной организации. "Но мне хочется верить, что это не так, что сжигать корабли скоро выйдет из моды" (В. Высоцкий), а собственников земельных долей все же не постигнет судьба обманутых дольщиков.
Как бы то ни было, хочется приветствовать саму постановку вопроса об упорядочении отношений собственности, возникших при приватизации земель сельскохозяйственного назначения. Сегодня это одна из самых острых и самых спорных проблем, требующих скорейшего решения.
  • 0

#48 Димъ

Димъ
  • ЮрКлубовец
  • 222 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 27 October 2008 - 12:00

Добрый день, скажите кто-нибудь успешно смог воспользоваться ст. 12 "Об обороте..":
Статья 12. Особенности совершения сделок с долями в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения
Без выделения земельного участка в счет земельной доли такой участник долевой собственности по своему усмотрению вправе внести ее в уставный (складочный) капитал сельскохозяйственной организации, использующей земельный участок, находящийся в долевой собственности.


А именно смог внести земельную долю в устав сторонней сельскохозяйственной организации? В ФРС мне сказали, что такое не прокатит, т.к. надо, что бы эта организация использовала весь участок.. :D
Если ФРС права, то получается стороннюю организацию дольщиком вообще никакими способами нельзя сделать??? :) :D
  • 0

#49 sosnovka

sosnovka
  • ЮрКлубовец-кандидат
  • 66 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 27 October 2008 - 13:26

Добрый день,  скажите кто-нибудь успешно смог воспользоваться ст. 12 "Об обороте..":
Статья 12. Особенности совершения сделок с долями в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения
Без выделения земельного участка в счет земельной доли такой участник долевой собственности по своему усмотрению вправе внести ее в уставный (складочный) капитал сельскохозяйственной организации, использующей земельный участок, находящийся в долевой собственности.


А именно смог внести земельную долю в устав сторонней сельскохозяйственной организации? В ФРС мне сказали, что такое не прокатит, т.к. надо, что бы эта организация использовала весь участок.. :D
Если ФРС права, то получается стороннюю организацию дольщиком вообще никакими способами нельзя сделать???  :)  :D


Организация может заключить договор краткосрочной аренды на земельный участок чтоб приобрести статус организации используещей зу, после этого уже скупать земельные доли либо получать их ввиде вклада в свой уставной капитал.
  • 0

#50 Buutch

Buutch

    Русский лесник

  • Partner
  • 8256 сообщений
Обратиться Публикации

Отправлено 27 October 2008 - 13:51

Димъ

стороннюю организацию дольщиком вообще никакими способами нельзя сделать???

Теоретически возможно - заключить договор аренды с абсолютной множественностью арендодателей, то есть со всеми дольщиками без исключения :)

А вообще покупать доли на юрлицо бессмысленно - пошлина большая, налоги всякие, бухгалтерия и т.п. :D

Но эта тема о другом, попрошу не отвлекаться :D
  • 0




Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных