доходный бизнес, отработанный на черноморье
надо:
1 скорректировать генплан
2 получить участок по акту выбора в аренду участок для строительства пляжа как берегоукрепляющего гравийнного плоскостного сооружения
3 оформить ввод в эксплуатацию с заключением роспотребнадзора
4 присвоить ему категорию по этому документу
Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 октября 2006 г. N 8391
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТУРИЗМУ
ПРИКАЗ
от 5 сентября 2006 г. N 119
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СИСТЕМЫ КЛАССИФИКАЦИИ ПЛЯЖЕЙ
5. зарегистрировать право собственности на пляж как на единое сооружение
редкий судебный акт по данному вопросу, случайно попавший в правовые системы, с мотивировкой и снипами для схемы прикрепляю
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 31 января 2007 года Дело N Ф08-6985/2006
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителей от заявителя - федерального государственного унитарного предприятия "Главное управление берегоукрепительных и противооползневых работ", представителя от заинтересованного лица - Управления Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю на решение от 19.05.2006 и постановление апелляционной инстанции от 20.11.2006 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-66767/2005-58/1732, установил следующее.
ФГУП "Главное управление берегоукрепительных и противооползневых работ" (далее - берегоукрепительное предприятие) обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором (уточненные требования) просило:
- признать незаконным действие Главного управления Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю (далее - регистрационная служба), выразившееся в отказе в государственной регистрации права хозяйственного ведения на пляж в бухте Инал с сооружениями I, II, III очереди;
- обязать регистрационную службу произвести государственную регистрацию права хозяйственного ведения берегоукрепительного предприятия на следующие объекты недвижимости, расположенные в Краснодарском крае в Туапсинском районе в бухте Инал: гравийно-галечный пляж площадью застройки 30960 кв. м (литера I); крепление откосов сборными железобетонными плитами длиной 28 м, шириной 1 м, площадью застройки 28 кв. м (литера II); крепление откосов сборными железобетонными плитами длиной 46 м, шириной 2,5 м, площадью застройки 115 кв. м (литера III); крепление откосов сборными железобетонными плитами длиной 36 м, шириной 2,5 м, площадью застройки 90 кв. м (литера IV).
Приказом Минюста России от 29.08.2006 N 269 "О внесении изменений в Приказ Минюста от 03.12.2004 N 185" изменено наименование Главного управления Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю на Управление Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю.
Решением от 19.05.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 20.11.2006, заявление удовлетворено. Судебные акты мотивированы тем, что отказ в регистрации права хозяйственного ведения на пляж как на единый комплекс является неправомерным. Пляж представляет собой объект недвижимого имущества (гидротехническое сооружение); приведенные в техническом паспорте данные позволяют идентифицировать и определить это имущество в качестве самостоятельного объекта гражданских прав.
В кассационной жалобе регистрационная служба просит отменить принятые судебные акты и отказать в удовлетворении заявления, ссылаясь на следующие доводы:
- спорный пляж не является гидротехническим сооружением и не относится к недвижимому имуществу;
- представленный регистрирующему органу технический паспорт объекта "Пляж в бухте Инал с сооружениями I, II, III очереди" не содержит описания гравийно-галечного пляжа как объекта недвижимости, а также плана пляжа;
- недвижимостью может являться не пляж как гравийно-галечная деформируемая отсыпка, а земельный участок, на котором произведена отсыпка;
- пляж в бухте Инал с сооружениями I, II, III очереди не вносился в Российский регистр гидротехнических сооружений;
- берегоукрепительное предприятие не представило в регистрационную службу правоустанавливающие документы на земельный участок для строительства пляжа и сооружений на нем, а также кадастровый план земельного участка.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как установлено судебными инстанциями, 19.07.2005 берегоукрепительное предприятие (ранее - государственное унитарное специализированное научно-производственное предприятие "Краснодарберегозащита") обратилось в отдел по Туапсинскому району регистрационной службы с заявлением о регистрации права хозяйственного ведения на гидротехническое сооружение, предназначенное для гашения волновой энергии и обеспечения устойчивости берегового массива грунта, - волногасящий пляж в бухте Инал с сооружениями I, II, III очереди (далее - волногасящий пляж). Указанное имущество числится на балансе предприятия и находится в федеральной собственности.
В регистрирующий орган были направлены акты государственной приемочной комиссии от 10.01.91, 25.06.91 о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта, решение от 25.01.91 N 57, решение от 28.06.91 N 359/1, свидетельство о внесении в реестр федерального имущества N 007078, перечень объектов недвижимого имущества, переданного в хозяйственное ведение от 02.03.2005, технический паспорт объекта от 12.05.2005.
Уведомлением от 15.08.2005 N 13/01-691 заявитель извещен о приостановлении государственной регистрации права хозяйственного ведения на упомянутые объекты на срок до 15.09.2005 в связи с необходимостью представить в регистрирующий орган перечень сооружений, принятых в эксплуатацию и входящих в волногасящий пляж. В письме от 18.08.2006 берегоукрепительное предприятие указало регистрационной службе, что представленные документы содержат достаточную информацию для регистрации права. После возобновления государственной регистрации предприятию выдано свидетельство от 12.09.2005 серии 23-АА N 438045, объектом права в котором значилось крепление откосов сборными железобетонными плитами (литера II, длина 28 м, ширина 1 м, площадь застройки 28 кв. м; литера III, длина 46 м, ширина 2,5 м, площадь застройки 115 кв. м; литера IV, длина 36 м, ширина 2,5 м, площадь застройки 90 кв. м), расположенное по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, бухта Инал.
В письме от 23.09.2005 N 01-10/899 заявитель просил регистрирующую службу выдать свидетельство о государственной регистрации права хозяйственного ведения на гравийно-галечный пляж (литера I) либо отказать в регистрации права на этот объект. В письме от 14.10.2005 N 52-10/48 регистрирующий орган сообщил берегоукрепительному предприятию, что по представленному техническому паспорту ГУП Краснодарского края "Крайтехинвентаризация" описать и внести в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - государственный реестр) возможно только крепление откосов плитами. Пляж представляет собой сооружение из гравия с неопределенной шириной и ориентировочной площадью. Параметры этого сооружения не определены в связи с отсутствием четких границ; описать его как объект права и внести в государственный реестр невозможно, поскольку сооружение деформируемое и не является недвижимостью.
Данные обстоятельства послужили причиной для обращения берегоукрепительного предприятия в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя требования предприятия, суды исходили из того, что обращение заявителя в регистрирующий орган было направлено на государственную регистрацию права на пляж как единый комплекс сооружений, а не отдельные литеры. Волногасящий пляж является гидросооружением, представленные в регистрационную службу сведения позволяют идентифицировать это имущество и определить его как самостоятельный объект гражданских прав.
Выводы суда соответствуют материалам дела и нормам права.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.97 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. В силу пункта 1 статьи 131 названного Кодекса право хозяйственного ведения на недвижимость подлежит государственной регистрации. В соответствии с природой права хозяйственного ведения (как производного от права собственности ограниченного вещного права) его установление возможно только в отношении вещей, индивидуализированных тем или иным образом. Следовательно, государственная регистрация рассматриваемого права допускается только в отношении конкретного объекта недвижимости, имеющего совокупность отличительных признаков (например, название, параметры, местонахождение, назначение и т.п.), которые позволят индивидуализировать это имущество и обособить его от иных подобных вещей как в настоящее время, так и в будущем.
Представленные в регистрационную службу документы, в частности технический паспорт объекта "Пляж в бухте Инал с сооружениями I, II, III очереди", содержат сведения для индивидуализации и описания волногасящего пляжа: название (гравийно-галечный пляж как деформируемое сооружение), параметры (длина 1950 кв. м, площадь застройки 30960 кв. м), назначение (гашение волновой энергии и обеспечение устойчивости берегового массива грунта), местонахождение (Туапсинский район, бухта Инал). Кроме того, к техническому паспорту приложены схема размещения пляжа в бухте Инал и план бухты со схематичным отображением спорного объекта. Поэтому довод жалобы, что к техпаспорту не приложен план пляжа, опровергается материалами дела.
Утверждение заявителя о том, что спорный пляж не является гидротехническим сооружением и не относится к недвижимому имуществу, отклоняется ввиду следующего.
Согласно техпаспорту пляж в бухте Инал с сооружениями I, II, III очереди предназначен для гашения волновой энергии и обеспечения устойчивости берегового массива грунта и состоит из креплений откосов сборными железобетонными плитами и гравийно-галечного пляжа. Последний объект представляет собой деформируемое сооружение из гравия с самоуплотнением в начальной стадии отсыпки. Согласно рабочему проекту пляж имеет бетонное основание, задание на проектирование содержит указание учесть ежегодные ремонтные работы волногасящего пляжа в размере 10 - 15% от первоначального объема отсыпки, обусловленные истиранием и вдольбереговым переносом инертного материала.
Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26.12.94 N 359, к сооружениям относятся инженерно-строительные объекты, назначением которых является создание условий, необходимых для осуществления процесса производства путем выполнения тех или иных технических функций, не связанных с изменением предмета труда, или для осуществления различных непроизводственных функций. Объектом, выступающим как сооружение, является каждое отдельное сооружение со всеми устройствами, составляющими с ним единое целое.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21.07.97 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" гидротехнические сооружения - это плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов.
Согласно СНиП 33-01-2003 "Гидротехнические сооружения. Основные положения" (раздел 3, приложение А), СНиП 2.06.01-86 "Гидротехнические сооружения. Основные положения проектирования" (раздел 9), СНиП 2.01.15-90т "Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения проектирования" (раздел 6), СНиП 22-02-2003 "Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения" (раздел 9) искусственные свободные пляжи являются волногасящими берегозащитными гидротехническими сооружениями. В письме директора филиала ОАО ЦНИИС "НИЦ "Морские берега" от 12.04.2006 также указано, что волногасящие пляжи в соответствии со СНиП 2.01.15-90 "Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения проектирования" отнесены к берегозащитным сооружениям. Проектирование искусственных пляжей выполняется в соответствии со СНиП 2.01.15-90, СП 32-103-97 "Проектирование морских берегозащитных сооружений" и СНиП 33-01-2003 "Гидротехнические сооружения. Основные положения". Разработка, согласование, утверждение и состав проектной документации на эти сооружения осуществляется согласно СНиП 11-01-95 "Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений". Возможность перемещения пляжного материала под воздействием волн и течений при этом предусматривается проектом, так же как и периодическое пополнение пляжей при безвозвратной потере части материала или возврат перенесенного пляжного материала в первоначальное положение.
Как видно из материалов дела, гравийно-галечный пляж с креплением откосов железобетонными плитами является искусственным инженерно-строительным объектом, предназначенным для осуществления непроизводственных функций по защите части берега бухты Инал от вредного воздействия морских волн, т.е. гидротехническим сооружением. Пляж введен в эксплуатацию в 1991 году актами государственной приемочной комиссии (1, 2 и 3 очереди) как строительный объект "устройство волногасящего пляжа с сооружениями в бухте "Инал" Туапсинского района. Таким образом, это имущество с учетом специфики его назначения, создания и эксплуатации следует отнести к объектам недвижимости. Ссылка регистрационной службы на неустойчивость границ пляжа не свидетельствует о невозможности регистрации такого имущества. Изменение границ обусловлено интенсивным воздействием природной среды (течение, волны и т.п.) на берегозащитные гидросооружения, создание которых направлено на предотвращение вредных последствий такого воздействия на коренной берег. Возможность произвольного изменения границ под действием внешней среды относится к особенностям искусственного пляжа как гидротехнического сооружения, что предполагает под собой установленные проектом сооружения пляжа и СНиПами особенности эксплуатации таких объектов. Указанные обстоятельства не влекут отнесение спорного пляжа к объектам движимого имущества или невозможности его индивидуализации для целей регистрации. Ввиду изложенного отклоняется довод заинтересованного лица о том, что регистрации подлежит не пляж, а земельный участок, на котором произведена гравийно-галечная отсыпка.
Довод заявителя жалобы о том, что берегоукрепительное предприятие не представило в регистрационную службу правоустанавливающие документы на земельный участок для строительства пляжа и сооружений на нем, кадастровый план земельного участка, а также ссылка на отсутствие записи в Российском регистре гидротехнических сооружений о спорном объекте не влияет на правильность выводов судов. Заявитель представил в регистрирующий орган утвержденные акты приемочной комиссии от 10.01.91, 25.06.91 о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта, сведения о внесении объектов в реестр федерального имущества. Регистрируя право хозяйственного ведения на три крепления откосов сборными железобетонными плитами (литеры II, III, IV) и отказывая в регистрации на гравийно-галечный пляж (литера I), регистрационная служба не указывала на необходимость предоставления названных документов. Кроме того, в момент сообщения берегоукрепительному предприятию о невозможности регистрации пляжа (14.10.2005) Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не предусматривал обязательное предоставление заявителем при регистрации гидротехнического сооружения выписки из Российского регистра гидротехнических сооружений, кадастровый план земельного участка имеется в материалах дела (л.д. 55-61, т. 2).
С учетом изложенного основания для отмены или изменения решения и постановления апелляционной инстанции по доводам заявителя жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 19.05.2006 и постановление апелляционной инстанции от 20.11.2006 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-66767/2005-58/1732 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
летчег, на черном море тебя бы закопали в песочке
(бизнессс, ничего личного))
Добавлено в [mergetime]1213276260[/mergetime]а, договор водопользования забыл