Ваша позиция по срокам, на примере Вокализа Рахманмнова?
Я принимаю вызов
Хотя и считаю эту систему бредом сумасшедшего...
Итак.
Согласно биографии Рахманинов много путешествовал. Поэтому СТРАНА ПРОИСХОЖДЕНИЯ его произведений (и, как следствие, право, по которому считается дата истечения срока охраны) следует сверять с датой его создания/опубликования. В частности, это определяет начало отсчета срока действия Бернской конвенции (п.1 ст.18 Бернской Конвенции). Для США (где он жил до самой смерти) следует проверить, истек ли к 13.03.1995 срок действия ИП, установленный законом страны происхождения произведения (США), действовавшим по состоянию на 13.03.1995, что повлекло бы переход произведения в общественное достояние в стране происхождения к 13.03.1995.
Свободная культура. Начала. Лоуренс Лессиг
...В 1790 г. Конгресс применил первый закон, который создал федеральное авторское право и обеспечивал его действие на протяжении четырнадцати лет. Если автор оставался жив на момент истечения срока, он имел возможность продлить свои права еще на четырнадцать лет. Если автор не продлевал срок действия копирайта, его труд становился общественным достоянием. С принятием закона акцент должен был сместиться: авторским работам суждено было стать общественным достоянием, самое большее, через 28 лет, а чаще всего - через 14 лет.
За первые сто лет существования республики, срок действия копирайта изменялся лишь однажды. В 1831 г. максимальный период был увеличен с 28 до 42 лет посредством продления начального срока с 14 до 28 лет. В течение последующих пятидесяти лет этот срок увеличили еще раз. В 1909 г. Конгресс продлил период продления действия копирайта с 14 до 28 лет, установив максимальный срок в 56 лет.
Затем уже с 1962 г. Конгресс стал следовать той практике, которая и определяет наш современный закон об авторском праве. Одиннадцать раз за последние 40 лет продлевались сроки действия существующих авторских прав. Дважды за сорок лет Конгресс увеличивал срок действия будущих авторских прав. Поначалу сроки продления были короткими - всего на год или два. Но в 1976 году все существующие авторские права растянулись еще на 19 лет. А в 1998 году благодаря Закону Сонни Боно о продлении сроков действия копирайта Конгресс увеличил срок действующих и будущих авторских прав еще на 20 лет.
В результате этих упражнений момент перехода произведений в общественное достояние перенесся в далекое будущее. Последнее продление означает, что до статуса общественного достояния любому произведению искусства ждать от 39 до 55 лет, то есть налицо семидесятипроцентное увеличение сроков с 1962 г. Таким образом, через 20 лет после принятия Закона Сонни Боно, когда миллион патентов станут общественным достоянием, этот статус приобретут ноль копирайтов.
Эффект от этих продлений был усилен другим, малозаметным изменением в копирайтном праве. Помните, я говорил, что отцы-основатели построили двухкомпонентную систему авторского права, наделявшую правообладателя возможностью продлить срок действия копирайта по истечении первого срока? Правило продления означало, что объекты, более не нуждавшиеся в защите, быстрее перейдут в общественное достояние. А произведения, остававшиеся под охраной закона, сохраняли на какое-то время коммерческую ценность.
Соединенные Штаты отказались от этой разумной системы в 1976 г. Для всех произведений, созданных после 1978 года, существовал только один срок действия копирайта - максимальный. Для авторов этот срок стал пожизненным плюс еще пятьдесят лет. Для корпораций он составил семьдесят пять лет. Затем в 1992 г. Конгресс отменил обязательное продление срока для всех произведений, созданных до 1978 г. Все объекты, еще находившиеся под защитой авторского права, получили максимально возможный срок действия копирайта. После Закона Сонни Боно этот срок составил девяносто пять лет.
Эта перемена лишила американский закон механизма, гарантировавшего переход в общественное достояние произведений, переставших коммерчески эксплуатироваться. И действительно, после этих изменений неясно, возможна ли вообще передача произведений в общественное достояние, осиротевшее из-за этих изменений в копирайтном законе. Несмотря на необходимость "ограничивать" сроки, мы теперь не имеем уверенности в том, что их что-нибудь ограничит.
Последствия изменений, касающихся средней продолжительности действия авторского права, поразительны. В 1973 г. более чем 85 процентам правообладателей не удалось возобновить действие своего копирайта. Это значило, что средний срок действия копирайта в 1973 г. равнялся 32,2 года. Из-за отмены положения о продлении средний срок действия авторских прав сейчас равняется максимальному. Через 30 лет, получается, средний срок вырос с 32,2 до 95 лет.
Вокализ , опус 34, № 14 — песня Рахманинова , опубликованная в 1912 году как последняя из его "Четырнадцати песен, опус 34". Написанная для голоса (сопрано или тенора) с фортепианным аккомпанементом, она не содержит слов, а поётся на одном гласном звуке (на выбор исполнителя).
Все романсы ор. 34, в который входит и «Вокализ», были написаны в июне 1912 года. Известно, что 1 сентября того же года они были проданы издательству А. Гутхейля и уже в следующем году вышли в свет. Но для завершения работы над «Вокализом» композитору понадобилось три года, если считать со времени первого наброска романса, сделанного весной 1912 года. Чистовая рукопись (второй редакции произведения) датируется даже позже того времени, которое указал сам композитор - сентябрем 1915 года. Разные редакции (авторские) представляют романс в нескольких тональностях – до-диез минор, ми-бемоль минор, ми-минор.
Т.е. имеем два юридических факта:
1. Нет соавтора слов
2. Дата публикации 1912-1915 год (хотя та же
Википедия для опуса 34 в целом указывает 1911 год)
Далее.
Если бы это произведение было написано в США (страна происхождения), то на 1915 год в США действовало правило 28 лет после регистрации+28 продления. Т.е. в самом жестком раскладе 1915+56=1971. Поскольку дата присоединения к БК 13.03.1995, то вокализ был бы в общественном достоянии.
Однако судя по биографии Рахманинов написал его в России. А раз так, то я склоняюсь к версии, что 1943+50=1993, т.е. "пятидесятилетний срок действия авторского права на произведение истек после 31.12.1992 (но до вступления в силу Федерального закона от 20.07.2004 N 72-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах", установившего семидесятилетний срок действия авторского права) и произведение перешло в общественное достояние, с 01.01.2008 действие исключительного права на это произведение возобновляется и его срок исчисляется по правилам, предусмотренным статьей 1281 ГК РФ." - (с) п.3 ПП ВАС И ВС.
Т.е. (по общему правилу, в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора - согласно абзацу первому пункта 1 статьи 1281 ГК4ч) 1994+70=2014 год - выход в ОД...